Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1.Понимание смысла жизни в эпоху Античности

  • Глава 2. Основные философские течения в вопросе смысла жизни 2.1Экзистенциализм

  • 2.3Позитивизм

  • 2.5 Прагматические взгляды

  • Глава 3. Русские философы о смысле жизни

  • Список используемой литературы

  • Философия. ФИЛОСОФИЯ. Проблема жизни в разных философских концепциях


    Скачать 41.06 Kb.
    НазваниеПроблема жизни в разных философских концепциях
    АнкорФилософия
    Дата20.07.2022
    Размер41.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ.docx
    ТипРеферат
    #633775

    УРАЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА
    ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

    РЕФЕРАТ

    По учебной дисциплине

    «ФИЛОСОФИЯ»

    Тема: Проблема жизни в разных философских концепциях


    Выполнил:

    курсант 102 группы

    1 курса ФПС

    рядовой полиции

    Гордей Елизавета Ивановна

    Руководитель:

    доцент кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин

    к.психол.н., доцент

    Егорова Наталья Николаевна


    г. Екатеринбург

    2018

    Содержание

    Введение………………………………………………………………...3

    Глава 1. Понимание смысла жизни в эпоху Античности……………5

    Глава 2. Основные философские течения в вопросе смысла жизни..8

      1. Экзистенциализм……………………………………………………......8

      2. Нигилистские взгляды…………………………………………………9

      3. Позитивистские взгляды…………………………………………...…10

      4. Гуманизм……………………………………………………………..11

      5. Прагматические взгляды……………………………………………11

    Глава 3. Русские философы о смысле жизни………………………….13

    Заключение……………………………………………………………….18

    Список используемой литературы……………………………………...20

    Введение

    Человечество с давних пор интересовал вопрос смысла жизни. Многие сходятся в том, чтобы найти конкретный индивидуальный смысл лично для себя. Для кого-то — это построить дом и создать семью. Кому-то этого мало, и он находит смысл своей жизни в занятии бизнесом. Для кого-то смыслом жизни является занятие любимым творчеством или спортом, вариантов может быть сколько угодно.

    В общем понимании, смысл жизни отдельно взятого человека в том, чтобы он сам видел, что-то, чем он занимается, делает его счастливым и дает ему понимание нужности и возможности на что-то влиять, быть нужным. любить и быть любимым1.

    Смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

    Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни2.

    Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

    Как мы видим, вопрос смысла жизни очень важен для исследователей всех эпох и не имеет однозначного ответа. Этот факт и определяет актуальность исследования.

    Целью нашего исследования является попытка осмыслить проблему смысла жизни в разных философских концепциях.

    Данная цель подразумевает решение следующих исследовательских задач:

    - рассмотреть понимание смысла жизни в эпоху Античности;

    - изучить основные философские течения Западной Европы и их взгляды на исследуемую проблему;

    - охарактеризовать взгляд отечественных исследователей и философов на проблему смысла жизни.

    Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.

    Глава 1.Понимание смысла жизни в эпоху Античности

    Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского знания человечества.

    В ХХ в. сформировалось устойчивое понимание того образа человека, который сложился у античных мыслителей. Этот образ космоцентричен. Это человек, который все еще сохраняет интенции (направленность сознания) первобытного человека в том смысле, что живет вещами и существует лишь для космоса физических тел.

    Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры - с призывом к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.

    Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Согласно Платону, счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа - идеальная сущность в человеке - освобождается от оков бренного тела. Природа человека, считает Платон, определяется его душой, точнее, душой и телом, но с приматом души над телом, божественного бессмертного начала над смертным, телесным. По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: первая из них выражает идеально - разумную способность, вторая - вожделяюще-волевую, третья - инстинктивно-аффектную. В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. На вопрос, о чем человек должен мечтать, Антисфен говорил: «О том, чтобы умереть счастливым». «Тот, кто хочет быть бессмертным, - говорил он, - должен вести благочестивую и праведную жизнь»3. «Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших».

    Если говорить конкретнее об античной философии, то следует указать следующие факты. В период своего становления философия была направлена «вовне», на объективный мир. Накопление философского объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни обусловили переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека. В философии софистов человек становится единственным бытием. Софист Горгий доказывает, что человек только в себе самом может найти истину. Эта идея была четко сформулирована и другим известным софистом Протагором: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

    Для грека человек мыслит всем телом, а, следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бежать, хорошо метать диск, хорошо стрелять из лука, хорошо бороться. Поэтому для него естественно то, что достаточно дико для нас: величайший философ мог одновременно быть олимпийским чемпионом. Логосу, космически переживаемой мысли, единой с сущим, еще предстоит быть стянутой до пределов отдельной личности, которая мыслит, а не через которую мыслит безначальная и безымянная, организующая и проникающая космос мысль4.

    Если говорить конкретнее об античной философии, то следует указать следующие факты. В период своего становления философия была направлена «вовне», на объективный мир. Накопление философского объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения в общественной жизни обусловили переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека5.

    Таким образом, можно констатировать, что именно со времен софистов и Сократа (который в начальный период своего творчества был их учеником) проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В философии античности и Древнего Востока человек понимался как фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы.Согласно с учением стоиков, целью для человеческих стремлений должна быть нравственность, которая невозможна без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель, в свою очередь, состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом. Идеал жизни для стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внутренним и внешним раздражающим факторам.

    В античное время люди не задумывались о смысле жизни, таким образом не отделяя своего собственного существования от существования природы. Отсутствие понятия личности, как таковой, лишало ее и права на осмысление существования. Смыслом тогда обладало лишь существование рода. И этот смысл был в продлении и распространении своего рода. Смысл жизни отдельного человека как раз и состоял в подчинении, слиянии ее со смыслом рода и обеспечении действия этого смысла.

    Однако движимые философами древности и их потомками, люди постепенно начали пытаться осмыслить своё существование, и таким образом со временем образовались различные философские течения, связанные с различными позициями относительно смысла жизни и бытия.

    Глава 2. Основные философские течения в вопросе смысла жизни

    2.1Экзистенциализм

    Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, «как погоня за ветром». Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что «один конец ожидает всех»6.

    По существу, Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство.

    Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводит к его страданию. Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта «мыслю, следовательно, существую» в положение «страдаю, следовательно, существую»7.

    Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь имеет печальный, трагический смысл. Основными чертами жизни, с их точки зрения, являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов обретают пространный вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.

    2.2Нигилизм

    Существует мнение, согласно которому всеми человеческими делами правит всемогущий Бог Творец, Отец наш небесный, и ничто не может произойти без его ведома и согласия. В гораздо более свежих суждениях появилась версия, что мы обитаем в невообразимо сложном компьютерном симуляторе, в котором всё – в том числе, и мы сами – создано всемогущими программистами. Первый сценарий поддерживают миллионы людей, а второй... разве что небольшая группа техно-футуристов вроде тех, что в Кремниевой долине. Но в любом случае, неизбежно возникает вопрос: существует ли такая штука, как истинная свобода? Идея о том, что свободная воля и ответственность за свою жизнь – это иллюзия, не давала покоя философам как минимум последних пару тысяч лет.

    Но с нигилистской точки зрения истинный ужас заключается не в том, что у нас возможно слишком мало свободы, а в том, что её у нас может быть слишком много. Что на самом деле мы можем обладать полной свободой, как сознательные существа, появившиеся во Вселенной непрошено и случайно, по ошибке, и способные сами для себя определять, какую форму и направление примет наше существование.

    Таковы были ранние взгляды Жана-Поля Сартра, в те годы бывшего еще нигилистом. «Мы остались одни, без оправданий», – чётко написал философ в своём эссе 1946 года «Нигилизм – это гуманизм». «Это то, что я имею в виду, когда говорю, что человек осуждён на свободу»8. Свобода – это бремя; без богов, без дьяволов или инженеров-программистов, виновных в наших действиях или любом заранее определённом курсе действий. Каждый из нас в одиночку несёт полную ответственность за свою жизнь и свой выбор.

    2.3Позитивизм

    Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн (26.4.1889, Вена,- 29.4.1951, Кембридж), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Потому что смысл жизни это элементарное выражение, которое в жизни обозначает что-то относительно последствий или важности, или что-то, что должно быть сообщено о жизни. и т. д.9.

    Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий случающихся на протяжении всей этой жизни и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл -- это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех, кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно, когда вопрос выходит за границы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

    Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

    2.4Гуманизм

    Гуманизмом считают определенное мировоззрение, но гуманисты гуманизмом считают и общество, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений, где все проникнуто уважением к людям.

    Согласно гуманистической точке зрения, жизнь как таковая не имеет предписанного именно ей смысла, не имеет определенного предназначения. Будучи ценностью, она не является смыслом. Она нам просто ничего не говорит о своем смысле. Ее единственное стремление и цель – длиться. Но, хотя эта ценность сама в себе и для нас не несет никакого смысла, этот смысл ей может придать и придает сама личность, субъект, т.е. владелец, хозяин этой жизни.

    Как и в случае с ценностями, вопрос о смысле является прерогативой, т.е. исключительным правом, человека. Именно он приоритетен по отношению к своей жизни, а сама жизнь приоритетна по отношению к ее смыслу.

    Смысл жизни является не целью, не началом или основанием для жизни, а результатом осмысления личностью себя самой и своей жизни.

    До всякого поиска смысла жизни она уже есть, дана. И потому нельзя ставить жизнь в зависимости от того, нашел человек этот смысл или нет. (Это все равно, что ставить телегу впереди лошади.) Смысла жизни нет и не может быть вне человека, без человека.

    2.5 Прагматические взгляды

    Прагматизм – это философское течение, которое заключается в познании истины через практику. Основной принцип прагматизма гласит о том, что для понимания объекта необходимо получить совокупность практичных знаний о нем. Концепцию прагматизма развивали в своих трудах Уильям Джемс, Джон Дьюи и Джордж Сантаяна.

    Представители прагматического подхода к поиску истинных жизненных ценностей концентрируют внимание на получении пользы от жизни. Истину не нужно искать – ее необходимо создать. Смыслом жизни станет возможность осуществления целей, которые позволяют полюбить жизнь еще больше. Закоренелый прагматик может определить смысл своего существования только на основании пройденного опыта.

    Таким образом, каждый человек формирует для себя мнение о том, какие главные цели в его жизни. Но не всегда эти стремления достойны уважения. Необходимо соблюдать законы нравственности и морали, полностью недопустимо совершение преступлений против других людей10.

    Иногда человек становится заложником некоторых моментов, приводящих к осознанию бессмысленности бытия. Это скука, тоска, раздражительность и как следствие – депрессия, отсутствие целей, осмысление собственной невостребованности, отрицание реальности и т.д.

    В противовес этому состоянию жизнь дарит эмоции, приводящие к ощущению радости, счастья, самоуважения. Это происходит, когда человек испытывает интерес к жизни и окружению.

    Прагматики полагают, что смысл жизни – достижение тех целей, которые заставляют нас ценить свое существование. Потребности человечества должны направлять человеческие исследования.
    Глава 3. Русские философы о смысле жизни

    Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других11.

    В.С.Соловьев рассматривает нравственный аспект этого вечного вопроса. Он пишет: «Есть ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл? Если есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он в нравственной области? И если да, то в чем он состоит, какое ему будет верное и полное определение? … Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных или добрых отношений к Богу, к людям и ко всему миру; третьи, наконец, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные определения, вступая между собою в спор, требующий разбора и решения…. Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия...»12

    Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Философское учение Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: «Я не богослов, я философ». Франк называл свою концепцию: «метафизическим (философским) реализмом». Его философия - реалистичная философия духовности, высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.

    Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа? Именно такие вопросы задавал Франк в своей книге «Смысл жизни человека»13.

    «Эти, как обычно говорится, проклятые вопросы или, вернее, этот единый вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека. Этот вопрос - не теоретический вопрос, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода14.

    Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, играл роль в обществе, был занят делами, погружен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!»15. Франк прежде всего постарался вдуматься, что это означает найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают в это понятие и при каких условиях они посчитали бы его осуществленным?

    Под «смыслом» философ подразумевает примерно то же, что «разумность». Под «разумным» - все целесообразное, все правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое помогает нам достигнуть цели16. Но все это только относительно разумно - именно при условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна, уточняет автор, но что значит «разумная цель?» задается философ. Средство разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что это значит и как это возможно? Цель или жизнь в ее целом не имеет уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни или надо признать, что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о «смысле» чего- либо имеет всегда относительное значение, он предполагает «смысл» для чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос о «смысле»нельзя ставить, решает философ.

    Далее Франк пишет: «…что наша жизнь, пребывание на свете и сознания этого факта, вовсе не есть для нас самоцель17. Она не может быть самоцелью, во-первых, потому, что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями и, несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть самоцелью и потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда - хотим ли мы того или нет - живем для чего-то. Но только в большинстве случаев это «что-то», будучи целью, к которой мы стремимся, по своему содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг, который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся - для того, чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем "смысла жизни" - мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения.

    Так в чем же ее содержание, и, прежде всего, при каких условиях человек может признать конечную цель разумной? "Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу.И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый смысл жизни»18.

    "Итак, жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно и сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели, или путь к разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем само есть и жизнь, и Истина. «Аз есмь путь, истина и жизнь»19.

    И теперь мы можем подвести краткий итог нашим размышлениям.

    Практичныеотечественные философы видят смысл жизни в религиозном, внутреннем делании, молитве, аскетической борьбе с самим собой, именно и это есть неприметный для него основной труд человеческой жизни, единственное подлинное производительное человеческое дело, с помощью которого мы действенно осуществляем смысл жизни и в силу которого в мире действительно совершается нечто существенное именно возрождение самой внутренней его ткани, рассеяние сил зла и наполнение мира силами добра. Это дело - подлинно метафизическое дело - возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое человеческое дело. Человеку здесь принадлежит только работа по уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом. Это есть метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только соучаствует человек, и именно потому в нем может осуществиться утверждение человеческой жизни на ее подлинном смысле.

    Заключение

    В чем смысл жизни человека? Именно с ответа на вопрос о конечности бытия начинается настоящий поиск, осмысление своего существование. Как обрести смысл жизни и нужно ли вообще это делать, если конец у всего один – смерть? Само понятие предназначения любого предмета всегда связано с чем-то внешним, а если этого «внешнего» нет, то существование бессмысленно. Лежат отвертка, ноутбук, книга, палка колбасы… Но если нет того, кто начнет чинить, печатать, читать, есть – какой прок от них? Так и с человеком… Если нет Бога, сотворившего его для определенной цели, миссии – зачем жить?

    «Не место красит человека, а человек место» – гласит известная пословица. Верующий в любых обстоятельствах чувствует связь с небом и способен радоваться. Он видит свою судьбу не как неизбежный путь к старости и могиле, а в перспективе вечности. Он ищет в себе дары, данные свыше и чувствует ответственность перед Создателем за их использование. Он получает милость и благодать, силы жить, когда другие сами барахтаются в море проблем.

    Высшая мораль требует от человека не только воздерживаться от зла, но и творить благо. Если человек духовно развивается, то смысл жизни у него с материальной сферы переносится в духовную. Он, безусловно, связывается с гуманизмом, будь то религиозным или светским. Смысл жизни человека – во всесторонней самореализации, развертывании собственной сущности, что неизбежно связано с помощью окружающим людям и любовью ко всему сущему. Зло отдаляет человека от собственной сущности, а значит, и от смысла. Жизнь в этом случае не приносит удовлетворения, ибо лишена высшего смысла. Напротив, осознанное и деятельное добро производит в душе человека великую радость, а жизнь наполняет глубочайшим смыслом.

    Итак, мы рассмотрели понимание смысла жизни в различных философских концепциях.

    В разные эпохи исследователи понимали это по-разному.

    В общем понимании смысл жизни отдельно взятого человека в том, чтобы он сам видел, что-то, чем он занимается, делает его счастливым и дает ему понимание нужности и возможности на что-то влиять, быть нужным. любить и быть любимым. В настоящее время актуально утверждение, что смысл жизни – достижение тех целей, которые заставляют нас ценить свое существование.

    Таким образом, мы достигли поставленной цели и решили исследовательские задачи.
    Список используемой литературы

    1. Антология кинизма. Москва: «Наука», 2014. – 249 с.

    2. Бердяев Н.А. Самопознание. Москва, 2017. – 224 с.

    3. Гаранина О.Д. Философия. Исторический курс. Учебное пособие. Москва: МГТУГА, 2015. – 326 с.

    4. Дедюлина М. А. Этика. — Таганрог: ТРТУ, 2015. — 100 с.

    5. Емельянов, В.В. Очерки русской философии XX века / В.В. Емельянов. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. – 338 с.

    6. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. — Москва, 2014. – 334 с.

    7. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — Москва, 2014. – 512 с. – с. 124

    8. Красиков, В.И. Философия и философия науки: Учебное пособие / В.И. Красиков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2017. – 348 с.

    9. Молдагалиев, С.Е. Понятие «смысл жизни» в философско-религиозной интерпретации С.Л. Франка. Москва, 2017. – 442 с.

    10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. Москва, 2014. – 500 с.

    11. Сикирич, Е. Смысл жизни / Е. Сикирич // Человек без границ. – 2017. - № 7. – С. 20-24.

    12. Соловьев В.В. Оправдание добра / Отв. ред. О. А. Платонов. — Москва: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. — 656 с.

    13. Франк С. Л. Смысл жизни. - М.: Наука, 2015. –286 с.

    14. Фролов И. Т. Введение в философию. — 2. — Москва: Политиздат, 2014. — 639 с.

    15. Хайдеггер М. Время и бытие. Москва, 2014. – 488 с.

    16. Янкелевич В. Смерть (Перевод с франц.) — Москва: Издат-во Литературного института. 2015. – 448 с.

    17. Ясперс К. Смысл истории. Москва, 2014. – 631 с.




    1 Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. — Москва, 2014. – с.55

    2 Дедюлина М. А. Этика. — Таганрог: ТРТУ,2015. – с 24

    3 Антология кинизма. Москва, «Наука», 2014. – С.55

    4 Янкелевич В. Смерть (Перевод с франц.) — Москва: Издат-во Литературного иститута. 2015. – с.33

    5 Фролов И. Т. Введение в философию. — 2. — Москва: Политиздат, 2014.– с.65

    6 Хайдеггер М. Время и бытие. Москва, 2014. – С.55

    7 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. Москва, 2014. – С.88

    8 Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм//Сумерки богов. Москва, 2014.– С.116

    9 Ясперс К. Смысл истории. Москва, 2014.– С.228

    10 Гаранина О.Д. Философия. Исторический курс. Учебное пособие. Москва:МГТУГА, 2015.– С.66

    11 Сикирич, Е. Смысл жизни / Е. Сикирич // Человек без границ. – 2017. - № 7. – С. 20-24.

    12 Соловьев В.В. Оправдание добра / Отв. ред. О. А. Платонов. — Москва: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. — С.162

    13 Франк С. Л. Смысл жизни. - Москва: Наука, 2015. - С. 163

    14Емельянов, В.В. Очерки русской философии XX века / В.В. Емельянов. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. – с.223

    15 Франк С. Л. Смысл жизни. - Москва: Наука, 2015. - С. 170

    16 Молдагалиев, С.Е. Понятие «смысл жизни» в философско-религиозной интерпретации С.Л. Франка. Москва, 2017. – с.70

    17Там же

    18 Молдагалиев, С.Е. Понятие «смысл жизни» в философско-религиозной интерпретации С.Л. Франка. Москва, 2017. – с.102

    19 Красиков, В.И. Философия и философия науки: Учебное пособие / В.И. Красиков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2017. – с.88


    написать администратору сайта