Проблема культурной и цивилизационной иде (1). Проблема культурной и цивилизационной идентичности казахской культуры
Скачать 0.53 Mb.
|
Проблема культурной и цивилизационной идентичности казахской культуры Подготовила: Тусупбаева Д Группа: 126 А Преподаватель:Даулбаев Т.Ф НУО «КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» NSEO «KAZAKH-RUSSIAN MEDICAL UNIVERSITY» В Республике Казахстан в последние годы обозначились две основные стратегии национально - государственного строительства и соответственно им доминирующие модели национальной идентичности. Первая стратегия направлена на формирование единой казахстанской нации из полиэтнического по своему составу общества на основе общности гражданства, вторая стратегия должна быть связана с национальной идентичностью самих казахов. В данном случае в современном обществе ряда стран идут поиски национальной идентичности, куда входили бы новые консолидирующие ценности. Что можно отнести к данным качествам патриотизм, народность, мораль (традиционная)?Удобно ли то время что бы искать идентичность? Главным вызовом здесь выступает - глобализация, которая стирает традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций, структурных элементов идентичности т.к. ментальность, историческая коллективная память, духовное наследие, язык и др. Идентичность следует рассматривать не как свойство, изначально присущее индивиду, а как отношение, формирующееся в процессе социального взаимодействия. Как считают многиеисследователи, идентичность в строгом смысле слова может быть атрибутирована только индивидами, поскольку только индивидыи обладают качеством субъектности и, соответственно, способны относить или не относить к себе определенные характеристики Проблемы государственной, национальной, гражданской идентичности, ее сохранения и дальнейшее развитие, не разрушая её целостность - один из основных вопросов, анализ которых необходим для выработки наиболее эффективного вхождения Казахстана в мировое сообщество и на вызовы глобализации. Национальная идентичность имеет много различных аспектов - политической, государственно-правовой, социально-экономический, идейно-идеологический, культурно-цивилизационный, исторический и т.д. где можно и нужно найти место и для философии. Она, эта идентичность, предполагает собственно казахстанское содержание, базирующееся на истории и культуре казахского народа, на его неотъемлемых правах на создание на своей земле национальной, собственно казахской по сути и по содержанию, государственности со своими вытекающими отсюда последствиями. В этом утверждении нет ничего националистического в негативном смысле этого словоупотребления. Больше того оно лишь выражает действительное положение вещей, т.е. должное, закономерное. По-видимому, национальная идентичность хорошо прослеживается в трудные минуты для этноса, где дается импульс к поиску оснований и способов укрепления или восстановлению национальной идентичности, найти то, что нас объединяет, сформулировать те ценности, ради которых стоит жить или умирать. Очевидно, национальная идентичность является питательной средой, формирующей сознание народа, осознание же собственного «Я» каждого народа невозможно вне и независимо от собственной истории, его героических или трагических событий, на основе и понимании опыта прошлого и интересов будущего. Целый ряд процессов глобализации непосредственно влияют на обострение кризиса идентичности. Эти процессы - демократизация, экономизация, информатизация, культурная стандартизация, ценностная универсализация и др. - неизбежно наталкиваются на национальную идентичность как на препятствие своему естественному развитию, как на центральное ядро, хранящее наиболее устоявшиеся, накапливающиеся порой тысячелетия, и потому наиболее прочные представления различных этнонацио-нальных общностей о себе самих. При этом развиваются многообразные конфликты, исход которых зависит от прочности или рыхлости сложившихся национальных идентичностей, их бескомпромиссности и жесткости, невосприимчивости к новому, или, напротив, их гибкости, способности к адаптивному изменению, обновлению без утраты культурных идентификационных ядер. Глобализация, стремящаяся перемолоть национальную идентичность, растворить ее в глобальных процессах - это, таким образом, своего рода квалификационный турнир для таких ядер.[6] Наступление информационного общества меняет не только привычные ориентиры, но и социальные и культурные механизмы поддержания идентичности. Границы для формирования социальной и личностной идентичности расширяются. Глобальная экономика, развитие и расширение коммуникаций, власть массовой культуры приводят к тому, что западный человек впитывает в себя множество моделей поведения, расширяя тем самым диапазон оценок и идей, и создавая почву для вариативности идентификаций. Отсюда, отличительными чертами индивидуальной идентичности эпохи глобализации становятся динамизм, аморфность и неустойчивость. В результате воспроизводится состояние атомизированного общества. Как еще одно явление эпохи глобализации, угрожающее этнической идентичности, можно назвать проблему массовой миграции. Культурная идентичность- набор культурных черт форм и характеристик, отличающихся определенным постоянством и отличающих данную личность и других База, на которой строится культурная идентичность общие нормативные поведенческие модели культурные традиции язык моральные ценности политические организации чувство преемтсвенности, связи с прошлым и тд Начало исследований феномена идентичности-70е гг ХХ в на материале этнической идентичности Ведущим подходим к исследованию идентичности был оппозиционный подход, этничность есть способ выражения групповой идентичности, которая объединяет тех, кто составляет «мы» в отличие от «они». Идентичность проявляет себя в процессе межэтнической оппозиции. Источник этническаой идентичности-притеснения и гонения, переживаемые этническими группами. Фазы этнической идентификации Фаза этнодифференциации Фаза выроботки авто- и гетеростереотипов Фаза формулирования этнического или национального идеала Фаза этнодифференциации-осознание особенностей своей общности, отличий «мы» от «они» определение этнонима, территории, языка, прошлого, будущих задач. Приводит к восприятию индивидов себя как части целого. Фаза выработки авто и гетеростереотипов В рамках данной фазы складывается представления о национальном характере, психическом складе, темпераменте типичного представителя своей группы и особенностей других этнических общностей. Образ «мы» фиксируется в системе автостереотипов, образы дпугих этносов - в гетеростереотипах. Фаза формулирования этнического или национального идеала включает в себя не только оценку своего этноса, но и представление о его социально-исторических задачах, предназначении, а также о господствующих ценностных ориентациях, специфических для данной общности. Культурная и психологическая изоляция усвоение негативных общественных убеждений о собственной культурной группе культурное самоотражение, развитие низкой самооценки стремление избегать контактов с другими культурными группами или наоборот, полностью ассимилировать с другой группой |