Проблема телесности в философии (презентация). Проблема телесности в философии. Проблема телесности в философии Дано мне тело что мне делать с ним, таким единым и таким моим(О. Мандельштам)
Скачать 327.05 Kb.
|
Проблема телесности в философииДано мне тело – что мне делать с ним, таким единым и таким моим?(О.Мандельштам)Проблема отношения души и тела:1)Первичность тела по отношению к душе(З.Фрейд; Де Ламетри) 2)Примат души по отношению к телу(Античная традиция, в частности Ориген; М.Шелер) 3)Дуализм души и тела(Декарт; Спиноза) Аспекты исследования проблемы телесности
природные тела;Восприятие и осознание человеком собственной телесностиУже в раннем возрасте у человека формируется ощущение своего тела как особой живой целостности. Такие знания о теле выполняют важнейшие функции:1)Умение определять собственное положение в пространственном континууме2)Формирование навыков телесных действий3)Ощущение тождественности с собственным телом4)Знания о теле определяют матрицу мышленияМожно предположить, что именно нестабильность ощущения границ тела, “перемещение” этих границ является одной из фундаментальных характеристик жизнепроживания человека, именно здесь заложен механизм, определяющий включение человека в природную и социокультурную реальность.Мишель Полани (1891-1976) – английский физик, химик и философ. Работа написана в 1958 году Человек может совершать те или иные операции с предметами только противопоставив их себе как внешние объекты. Это возможно благодаря тому, что объект оказывается в фокусе внимания и противополагается “периферическому осознанию тела, которое является фоном для сознания” [5, c.96 ] С другой стороны, когда человек начинает применять эти предметы в качестве “инструментов”, орудий, сам механизм оперирования с ними становится столь же неосознаваемым, как и применение мускульных усилий, движение частей тела, иными словами, такие “инструменты” воспринимаются уже в качестве продолжения тела. Морис Мерло-Понти (фр. Maurice Merleau-Ponty; 14 марта 1908, Рошфор — 3 мая 1961, Париж) — французский философ, один из представителей феноменологии и приверженец экзистенциализма. “Око и дух” (1992) Тело – это переплетение видения и движения, а загадочность его заключается в том, что оно есть одновременно и видимое и видящее. Человеческое тело образует из вещей особую сферу вокруг себя, так что в известном смысле включает вещи в собственную плоть. Человеческую специфичность определяет “телесное самосознание”. Хельмут Плеснер — немецкий философ и социолог, один из основателей. философской антропологии (1892-1985). “Ступени органического и человек “(1988)В процессе формирования осознанного образа тела человек осмысливает свои телесные ощущения, представления о внешнем облике тела, его состоянии и тенденциях изменения. Однако для того, чтобы это стало возможным, он должен противопоставить себе как внешний объект уже собственное тело, то есть опредметить его и как бы выйти за его границы. “От бытия внутри собственной плоти” перейти к “бытию вне плоти” [7, с. 122–134]. Источники получения данных, на основе которых осуществляется становление осознанных представлений о теле:1)Переживание боли, болезни, угрозы смерти 2)представления о строении тела, здоровье и болезни, функционирующие на уровне обыденного сознания, а также специально–научное, в первую очередь медицинское, знание 3) существующие в культуре матрицы и эталоны телесности, идеалы телесного здоровья и красоты, представления о возможностях и пределах воздействия на тело 4) межличностные контакты и коммуникации вербального и невербального характера Тихонова Ирина Юрьевна, кандидат философских наук, преподаватель Воронежского государственного университета. “О телесности в современной антропологии” Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Философия. – Воронеж, 2016. |