Главная страница
Навигация по странице:

  • Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации

  • Эссе 2. Проблемы гуманизма в современной философии


    Скачать 34.94 Kb.
    НазваниеПроблемы гуманизма в современной философии
    Дата28.03.2023
    Размер34.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе 2.docx
    ТипДокументы
    #1021527



    Проблемы гуманизма в современной философии

    Гуманизм – это тип мировоззрения, в котором человек стоит во главе всего. Гуманизм не рассматривает социальное неравенство, политическое и социальное мировоззрение, кем бы ни был человек, он стоит во главе, и прежде всего ценятся человеческое достоинство и свобода, достижения человека, свобода, не зависящая от социально занимаемой роли в обществе. Философские идеи, в которых мы можем проследить нотки гуманизма, уходят корнями еще в античные работы философов, так же в учениях схоластики средневековья проскальзывают нотки гуманизма. Но самый рассвет гуманизма как мощного культурного течения сформировался в период Ренессанса.

    Необходимо отметить, что гуманизм не нуждается в Боге, и в других высших силах. Самой основой является ценность совершенствования человека в отрыве от любых догматов. Тут мы можем провести параллель с атеизмом. Атеизм основывается на верховности человека, его личности над религиозными структурами. Распространение атеизма лишь укрепило позиции и ценности гуманизма.

    Как ярого приверженца атеизма и гуманизма можно отметить Фридриха Ницше. Он нес идею об отвержении любого божественного проявления. В его речах можно проследить воспевание гуманизма и атеизма, Ницше всячески борется с верующими, в том числе христианством, и основной посыл его идей заключается в борьбе, идущей в человеке, где необходима победа над слабым, смиренным и страдающим человеком. Победа которого заключается в атеизме, то есть свободе от любых догматов, запретов и правил, и в гуманизме, который понимает человека самодостаточным.

    До ХХ века в антропологии не было ответа на самый главный вопрос, в чем же состоит отличие человека от иных живых существ, в чем отличие самих людей друг от друга как индивидуумов, социальные аспекты, культура людей, биологическая составляющая. В начале ХХ века такой виток как философская антропология, подкрепленная конкретно-научными естественными и гуманитарными программами, был обращен на поиск сокровенной тайны человека, в которой заключалось ключевое отличие индивидуумов. Основоположник философской антропологии М. Шелер выделил ступени развития психического, из которых мы можем сделать выводы ключевых развитий индивидуума в антропологии. Шелер видит человека не в умении мыслить либо способности волеизъявления, а главным психологическим аспектом индивидуальности выделяет умение человека любить. В противовес же антропологической философии М. Шелера можно привести Х. Плеснера, который в свою очередь считает основой психологического развития индивидуума и основное отличие человека от иных живых существ в антропологической философии не умение любить, а эксцентричность, которая выражается человеком в смехе или плаче, то есть в умении проявлять эмоции.

    Продолжая тему антропологической философии, нельзя оставить без внимания и такой виток как экзистенциализм. В мире, где технологическое развитие движется с немыслимой скоростью, и человек в погоне за всеми благами начинает забывать о собственном внутреннем мире, где радости и горести уходят на последний план, к нам на помощь приходит экзистенциализм. Он направлен на анализ условий человеческого бытия, уделяя особое внимание таким аспектам бытия как: жизнь и поиск в ней смысла, смерть. Наряду с экзистенциализмом, развивается такой виток философии как философия жизни, в свою очередь она тоже носит иррациональный характер. Свое развитие философия жизни получает в XIX-XX веке, и направлена она в большей части на проблемы человека, основной упор в которых ведется именно на рассмотрение человека и его душевные силы. Под этим понятием разные философы понимали свое. Так, например философ Анри Бергсон характеризует философию жизни как: «творческую эволюцию». Мир в его понимании — это непрерывный процесс создания. За эволюционирования мира А. Бергсон берет «время». Выделяя физическое время в механике, которое по его суждению может повторяться, и время, которым характеризуется сознание называя его «продолжительностью». В процессе эволюции время необратимо, появляются новые формы и возврат к старому невозможен.


    Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации?

    Необходимо отметить о зыбкости бытия, оно изменчиво, что провоцирует человека на потерю себя и своего я в стрессовых ситуациях. Хайдеггер называет такие кризисные ситуации для человека «пограничными». Это состояние, в котором человек ведет борьбу, его гложет чувство вины и сострадания, но самой основой пограничного состояния для человека является – осознание конечности своего существования. Рассмотрим фразу А. Камю: «Решить, стоит ли жизнь того, чтоб ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии», и увидим отражение тенденций того времени, когда во время болезней, обид, и войн, человек и вовсе задумывается о том, а стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? Экзистенциалисты выделили особенности в существовании человека, по их мнению, это страх, тревога, забота и надежда.

    Как итог мы можем подвести черту под понятиями гуманизма и атеизма, как верховенства свободы и достоинства человека над прочим. По ходу развития времени и становления таких понятий как экзистенциализм и «философия жизни» происходит изменение взглядов на человека в целом и его восприятие мира. Но мы так же видим, что, в какую бы ситуацию не попал человек, несмотря на все тяготы и лишения, сущность человека в котором отражается его внутренний мир всегда теплит надежду.


    написать администратору сайта