Главная страница
Навигация по странице:

  • . Просветителями был провозглашен культ разума, стремление к просвещению народа было одним из ведущих факторов

  • реферат по литературе. Реферат по литературе. Просветительские идеи в литературе начала 19 веа


    Скачать 31.32 Kb.
    НазваниеПросветительские идеи в литературе начала 19 веа
    Анкорреферат по литературе
    Дата25.05.2022
    Размер31.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по литературе.docx
    ТипРеферат
    #549533

    Реферат на тему:

    «Просветительские идеи в литературе начала 19 веĸа»

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………….……………3

    Глава 1. Основные предпосылки развития периода Просвещения в России..4

    Глава 2. Просветительские идеи в литературе начала XIX века …………….7

    Заключение ………………………………………………….…………………..9

    Список использованной литературы……………………………………..…….10

    Введение


    XIX век по праву можно считать веком расцвета русской литературы, которая развивалась быстрыми темпами. Характер литературных произведений, течения, школы сменяли друг друга ошеломляющими темпами. Каждое десятилетие века имело свою художественную направленность , свои присущие ему идеологии, свой стиль.

    Сентиментализм десятых годов уступает место романтизму двадцатых-тридцатых; сороковые годы видят рождение русского идеалистического “любомудрия” и славянофильского учения; пятидесятые - появление первых романов Тургенева, Гончарова, Толстого; нигилизм шестидесятых годов сменяется народничеством семидесятых, восьмидесятые годы наполнены славой Толстого, художника и проповедника; в девяностых годах начинается новый расцвет поэзии: эпоха русского символизма.

    Русская литература 19 века была под воздействием классицизма и сентиментализма все больше обогощалась множеством новых тем, жанров, творческими приемами.

    В свой новый век она вступала на волне предромантического движения, направленного на создание национальной, самобытной по своим формам и содержанию литературы и отвечавшего потребностям художественного развития нашего народа и общества. Это было время, когда наряду с литературными идеями началось широкое проникновение в Россию всевозможных философских, политических, исторических концепций, сформировавшихся в Европе на рубеже 19 века.

    Целью моей работы является выявление просветительских идей в русской литературе 19 века [1].

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: описание социокультурных предпосылок возникновения идеологии Просвещения, рассмотреть влияние просветительских идей на литературу 19 века.

    Глава 1. Основные предпосылки развития периода Просвещения в России

    На развитие эпохи просвещения в России большое влияние оказала Франция, которая к тому времени уже прошла путь от феодализма до буржуазии.

    Исторически доподлинная информация считает вторую половину 18 века началом эпохи Просвещения, в то время России была под воздействием мировоззрений классиков Просвещения во Франции, это влияние оказывало огромную роль на развитие русской мысли вплоть до идеологии самодержавия и консервативной направленности литературы в высших кругах общества.

    Литература России в этот период не была достаточно зрелым направлением для восприятия, модификации и развития концепций Просвещения Запада. Несмотря на это Россия продолжала заимствовать идеи просвещения Франции до 30х годов 19 века, эти идеи выражались в формировании знаний относительно науки, крепостничества, разума [2].

    Однако концепции развития не были воплощены этими идеями. В связи с этим до 40х годов 19 века в России не было подлинно просветительских идей.

    Лишь небольшое количество авторов первой половины 19 века относительно близко подошли к идее просветительства.

    Вторая половина 19 века считается неким рубежом, который поделил две эпохи истории России, как в экономическом, политическом и главное в культурном плане. Множество изменений происходивших в жизни русского населения того периода не могли обойти стороной культурную состовляющую общественности.

    К людям предъявлялись все более высокие требования к их образованию, возникла острая необходимость в грамотности среди населения, развитие профессиональных знаний.

    Общественность в 19 веке требовала активных изменений в области народного просвещения. Ряд реформ этого периода значительно изменили привычный уклад жизни населения. Стали появляться земские школы, гимназии. К концу столетия было сформировано более 65 высших учебных заведений [3].

    Уровень образования населения рос быстрыми темпами, менялось их самомнение, нравственные качества, это позволило сделать важные шаги в развитии науки, литературы, искусства и в корне поменять общепринятые уклады жизни населения.

    Просвещение и наука во второй половине 19 века развивались в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим временем. Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы способствовали ускорению экономического прогресса и развитию общественного движения.

    Традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя продолжаются в русской литературе эпохи просвещения.

    Литературный процесс подвергается значительной критике, особенно магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века [4].

    Тема народа является в этот период ключевой в развитии литературы, художественные произведения острее описывают социально-общественную жизнь. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. "Диалектика души" стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением "великого романа" в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей (посмотрите, пожалуйста, программу по литературе). Хочется также отметить драматические произведения А.Н.Островского и А.П.Чехова. В поэзии особо выделяется высокая гражданская позиция Н.А.Некрасова, проникновенная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. В 80-90 годах русской литературы коснулись глубокие изменения.

    Глава 2. Просветительские идеи в литературе начала XIX века

    19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

    Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин [1,4].

    В середине 30-х годов в русской классической литературе утвердился критический реализм, открывший писателям огромные возможности для выражения русской жизни и русского национального характера.

    Основными просветительскими идеями в литературе начала 19 века были такие как, отрицание абсолютизма, феодальной собственности, духовенство и дворянство лишалось привелегий, также просветители выступали против духовного господства церкви.

    Просветителями был провозглашен культ разума, стремление к просвещению народа было одним из ведущих факторов, сделали героем человека 3-его сословия, простолюдина [8].

    Так называемое «вольтериантство» стало основной чертой идеи Просвещения в литературе начала 19 века. В работах Вольтера четко прослеживалась критика старых укладов и заявлялось о необходимости реформирования разных отраслей жизни населения.

    Российские просветители начала 19 века активно продвигали идею равенства всех перед законом, абсолютную свободу человека, право собственности.

    Количество просветителей в русской литературе росло значительными темпами, однако влияние их было неравнозначным. Добиться такого влияния как например, Ломоносов смогли лишь единицы, а использовать свободу слова в полной мере, не волнуясь за последствия так как Новиков еще меньшее количество просветителей литературы 19 века.

    Развитие свободомыслия поставило под вопрос необходимость самодержавия в стране. Подобные мысли, впервые зародившиеся в общественном сознании, стали отправной точкой. С этого момента неправильные действия, совершаемые главами государства, постепенно развивали антимонархические настроения в обществе [6].

    Заключение

    В ХIХ в. произошел стремительный взлет и развитие русской культуры, в особенности множество изменений претерпела русская литература. Особая действенная сила русского критического реализма заключается в том, что, оттесняя прогрессивный романтизм в качестве преобладающего направления, он освоил, сохранил и продолжил его лучшие традиции. Имена русских литераторов эпохи Просвещения и их идеи оказали действенное влияние на становление современной литературы в полном ее проявлении. В начале 19 века в Отечественной литературе появилось множество художественных форм, оказавших огромное влияние на развитие мировой литературы.

    Основные идеи, которые преследовали, писатели эпохи Просвещения были очень близки народу, что ускорило темпы развития просветительской деятельности в России [7].

    Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

    Величайшие писатели-реалисты эпохи Просвещения не только отражали жизнь в своих произведениях, но и искали пути её преображения.

    Литература пореформенной России, достойно продолжавшая традиции критического реализма, была самой философской и социальной в Европе.

    Список использованной литературы

    1. Белый А. - «Символизм как миропонимание», М.: Политиздат, 1984г.

    2. «Введение в философию: Учебник для вузов» / под ред. И.Т.Фролова. – Москва, «Политиздат», 2020.

    3. Зезина М. Р., Кошман Л. В., «История русской культуры», М.: Дрофа, 2002.

    4. Милюков П.Н., «Очерки по истории русской культуры», Том 2, М., 2002

    5. Яковкина Н.И., «История русской культуры XIX век», СПб.: Лань, 2002

    6. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века: Учеб. для университетов. – М.: Высшая школа, 1991. – 320 с.

    7. Деборин А.М. Очерки по истории материализма XVII-XVIII века. От Фрэнсиса Бэкона до Дени Дидро. - М.: Либроком, 2012. - 304 с.

    8. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. - М.: Книга по требованию, 2013. - 216 с





    написать администратору сайта