Найс. пров раб. Проверочная работа по роману Преступление и наказание Ф. М. Достоевского
Скачать 20.45 Kb.
|
Проверочная работа по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. 1.Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. Персонажи: 1) Пульхерия Александровна 2) Алена Ивановна 3) Свидригайлов Характеристики в романе: а) «…была замечательно хороша собою – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности… Волосы у неё были тёмно-русые… глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо её сияло свежестью и здоровьем». б) Ей « было уже сорок три года, лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости. Скажем в скобках, что сохранить всё это есть единственное средство не потерять красоты своей даже в старости. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щеки впали и высохли от заботы и горя, и все-таки это лицо было прекрасно. была чувствительна, впрочем не до приторности, робка и уступчива, но до известной черты: она многое могла уступить, на многое могла согласиться, даже из того, что противоречило ее убеждению, но всегда была такая черта честности, правил и крайних убеждений, за которую никакие обстоятельства не могли заставить ее переступить.» в) «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поредевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтевшая меховая кацавейка.» 2. Первой жертвой Раскольникова стала старуха-процентщица, второй …: 1) Катерина Ивановна ; 2) Соня Мармеладова; 3) девочка на бульваре; 4) Лизавета. 3.Определите персонаж по окружающему его интерьеру: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника… Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был слишком безобразно тупой. … Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам». 4. В романе Достоевского у главного героя есть «двойники». Каждый их них, в том числе и Раскольников, выдвигает свою теорию. Прочитайте отрывок из романа. Кто из героев исповедует такие взгляды? «Если мне, например, говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из этого выходило?.. выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы… Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него оснований и тем более устраивается в нём общее дело». 5.На страницах романа многие слова обретают символическое значение. Символом чего являются слова: Наполеон, аршин пространства, кровь? 6.Кто и кому говорит эти слова? « - Я вам сам назначил этот трактир и никакого тут чуда не было, что вы прямо пришли; сам растолковал всю дорогу, рассказал место, где он стоит, и часы, в которые можно меня здесь застать. Да вот еще: я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем. Но не в том теперь дело, а в том, что я уже несколько раз смотрел на вас сбоку. Вы выходите из дому - еще держите голову прямо. С двадцати шагов вы уже ее опускаете, руки складываете назад. Вы смотрите и, очевидно, ни пред собою, ни по бокам уже ничего не видите. Наконец, начинаете шевелить губами и разговаривать сами с собой, причем иногда вы высвобождаете руку и декламируете, наконец, останавливаетесь среди дороги надолго. Это очень нехорошо-с. Может быть, вас кое-кто и замечает, кроме меня, а уж это невыгодно. Мне, в сущности, всё равно, и я вас не вылечу, но вы, конечно, меня понимаете. Да просто как любопытный субъект для наблюдения. Мне понравились вы фантастичностью вашего положения - вот чем!» 7. Какие социальные причины подтолкнули главного героя к исполнению миссии «права имеющего»? 8.Какая цветовая гамма преобладает в романе «Преступление и наказание»? Какое она имеет значение в романе? 1) сине-зеленая 2) желто-красная 3) серо-желтая 4) бело-желтая 9.Определите персонаж по окружающему его интерьеру: «Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках». 10. Определите, кому из героев какие характеристики соответствуют: 1) Свидригайлов 2) Лужин 3) Соня 4) Раскольников а) носитель протестующего начала, сильная личность, ярко выраженный наполеонизм б) предел кротости и страдания, христианское всепрощение в) черствый и расчетливый делец, эгоист г) цинизм и внутренняя опустошенность 11. В романе Достоевского у главного героя есть «двойники». Каждый их них, в том числе и Раскольников, выдвигает свою теорию. Прочитайте отрывок из романа. Кто из героев исповедует такие взгляды? «- Понимаю, какие вопросы у вас в ходу: нравственные, что ли? вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь, -- сухо и как бы даже с оттенком высокомерия ответил Свидригайлов, -- а потому отчего же и не побывать пошляком, когда это платье в нашем климате так удобно носить и... и особенно если к тому и натуральную склонность имеешь… Я, конечно, всё свалил на свою судьбу, прикинулся алчущим и жаждущим света и, наконец, пустил и ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное -- лесть. Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним -- скандал. Если же в лести даже всё до последней нотки фальшивое, и тогда она приятна и слушается не без удовольствия; хотя бы и с грубым удовольствием, но все-таки с удовольствием. И как бы ни груба была лесть, в ней непременно, по крайней мере, половина кажется правдою. И это для всех развитий и слоев общества.» 12. Какие психологические причины явились причиной преступления, которое совершил Раскольников? 13. Кто из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» понял психологию Раскольникова и причины его преступления, «вычислил его»: 1) Порфирий Петрович; 2) Разумихин; 3) Соня Мармеладова. 14. «Злая улыбка», «святая блудница», «благородный убийца» - это примеры художественного средства, которое использует автор для психологической характеристики героев. Как это художественное средство называется и что оно обозначает? 15.Определите персонаж по окружающему его интерьеру: «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг…» 16.Установите соответствие между персонажами и их характеристиками. Персонажи: 1) Свидригайлов 2) Разумихин; 3) Лужин. 1) «Это был необыкновенно веселый и компанейский парень, добрый до простоты. Однако за этой простотой прятались и глубина, и достоинство. Был он умный, хоть и действительно порой очень простоват! ...Иногда он буянил и слыл за силача. ...никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли подавить его». 2) «Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией… Всё платье было только что от портного, и всё было хорошо… Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка.» 3) Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельем. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем. 17.Кто и кому говорит эти слова? «Матери у меня нет, ну а дядя каждый год сюда приезжает и почти каждый раз меня не узнает, даже снаружи, а человек умный; ну а в три года вашей разлуки много воды ушло. Да и что вам сказать? Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. Ну, что еще?.. Мне кажется, ваш приезд будет иметь на него спасительнейшее влияние.» 18. В романе Достоевского у главного героя есть «двойники». Каждый их них, в том числе и Раскольников, выдвигает свою теорию. Прочитайте отрывок из романа. Кто из героев исповедует такие взгляды? «… «необыкновенный» человек имеет право… перешагнуть через препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует… Законодатели и установители человечества…все до единого были преступники, тем уже одним, что давая новый закон тем самым нарушили древний свято чтимый обществом… Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенный), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» 19. «Невежливая язвительность» Порфирия Петровича, «ненасытное страдание» в чертах лица Сони, «и тогда и после того» Раскольников испытывает ужас, муки совести. С какой целью автор использует курсив, то есть другой шрифт для выделения? 20. В чём заключается «правда» Сони Мармеладовой? 21.Кто и кому говорит эти слова? «- А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником. С какою-то даже жадностию накинулся он на Раскольникова, точно целый месяц тоже ни с кем не говорил. - Милостивый государь, - начал он почти с торжественностию, -- бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!» |