Психодрама. Психодрама как метод психологической помощи (супервизорский практикум) Психодрама как групповой процесс Психодрама как терапия действием и взаимодействием
Скачать 25.39 Kb.
|
Психодрама как метод психологической помощи (супервизорский практикум) Психодрама как групповой процесс «Психодрама – как терапия действием и взаимодействием» Психодрама — метод терапии, в ходе которой клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас. Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы, достижению в ходе действия катарсиса, инсайта, реорганизации старых установок и когнитивных паттернов и реализации соответствующих изменений поведения. Исследуются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем. Психодраматический метод интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе. Морено верил, что сама жизнь происходит из действия и взаимодействия, поэтому преимущественная ориентация на них присуща созданному им методу. Действие, физическое движение, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения. В процессе проигрывания снижается влияние привычных вербальных защитных реакций, поэтому психодрама весьма эффективна в работе с клиентами, склонными к интеллектуализации своих переживаний или же к пассивности, выражающейся в трудностях перехода от рассуждений к активным действиям. С другой стороны, психодрама может существенно помочь тем клиентам, у которых имеются трудности вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом, так как действие в ней идет впереди слов. В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе драмы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений протагониста. В то же время психодрама — это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать, благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протагониста, и свои проблемы. В ходе драмы протагонист проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний. Содержанием драматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе драмы реконструируются и раскрываются непроявленные чувства и неосознанные установки. Восприятие клиентом своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои возможности. Психодрама не предполагает воспроизведение только лишь прошлых событий. Большой терапевтический эффект, истинную глубину катарсиса дает проигрывание и проживание в условном пространстве драмы тех ролей, взаимодействий, событий внешней и внутренней реальности, которым жизнь не позволила, не могла позволить и, возможно, никогда не позволит осуществиться. Психодрама — это феерия разнообразных ролей, некоторые из которых синтезируются, другие уточняются или переопределяются, ролей новых и старых, ригидных, компульсивных и гибких, потенциальных и сознательно избираемых, отражающих в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. В психодраме есть место для рационального, реального и воображаемого, спонтанного и рефлексивного, будущего, настоящего и прошлого, для серьезности и игры, эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, индивидуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического. Нет ни одной области психотерапии, столь холистичной по своему подходу. Исцеляющее воздействие психодрамы как группового метода во многом связано и с тем, что психологическая правда клиента предъявляется им в ситуации защищенности от неудач и от эмоционального отвержения другими, в атмосфере психологической поддержки группы, в условиях, пробуждающих его витальность и креативный потенциал, благодаря переживанию радости игры, включению мощных каналов эстетического. Все эти качества психодраматического действия способствуют достижению личностной автономии и индивидуальной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые решения. Упражнения для разминки. Упражнение «Ходьба ++» Цель: Физический разогрев, знакомство с группой Быстрая ходьба. По ходу движения ведущий называет разнообразные объекты, цвета, людей. Задание: услышав слова ведущего, как можно быстрее добежать и дотронуться рукой до названного объекта (цвета, человека). Упражнение «Фотоальбом» Цель: знакомство с группой - Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом. Рассматривать его будем внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения. Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое, (желательно не очень сложное) движение. Сосед с лева от меня «открывает» первую страницу фотоальбома, а там – моя «фотография». Теперь ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою собственную «фотографию». Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с «фотографии» ведущего (имя+движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников. Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом! Упражнение «Поводырь» Цель: сплочение группы, развитие невербальных способов общения Разбиваемся на пары и в каждой паре определяем, кто из участников получает первый, а кто – второй номер. Первый будет исполнять функции поводыря, ведущего. Второму поначалу предстоит быть ведомым: он будет выполнять упражнение с закрытыми (или завязанными) глазами. Ведомому придется освоиться с новой ролью, с потерей одного из органов чувств и попытаться заменить временно утраченную способность видеть окружающий мир обостренным внимательным слушанием, мобилизацией интуиции. Понятно, что от ведомого потребуется также доверие к своему партнеру – поводырю, берущему на себя ответственность за благополучие и безопасность товарища. Упражнение «Сад скульптур» Цель: сплочение группы, развитие невербальных способов общения Участники разбиваются на пары. Первый номер – скульптор, второй – глина, принимающая под рукой мастера причудливую форму. После пяти-семи минут работы скульпторы отходят от своих творений и «изваяния» застывают. Наступает время для «прогулки по саду скульптур» - приглашаем всех ваятелей полюбоваться работами коллег. Затем каждый возвращается к своей паре. По хлопку смена ролей – бывшая скульптура оживает, превращаясь в художника, а номер первый соответственно становится податливой глиной. Психодраматические техники «Психодраматические техники в работе с формированием адекватного образа «Я» В практике работы психолога весьма распространенной проблемой, предъявляемой клиентами, является проблема неприятия своего образа "Я". Негативное, а нередко агрессивное отношение к себе, к своим человеческим качествам, к своему телу и внешности, имеет многочисленные последствия в их реальной жизни. В работе с такими клиентами перед психологом встает задача преодоления такого отношения, достижения внутреннего принятия себя, формирования адекватного образа "Я". В качестве одного из инструментов решения данной задачи можно использовать психодраматические техники: «Зеркало», «Смена ролей», «Скульптура». В качестве протагониста выбирается член группы, осознающий негативное отношение к своему отражению как свою проблему. Психодраматическая техника «Зеркало» Протагонист выбирает двух членов группы на роли себя и своего отражения в зеркале, обозначает границу между пространством "реальности" и пространством "за зеркалом" и меняется ролями со своим отражением в зеркале. Как правило, из роли отражения следуют критические, агрессивные и отвергающие сообщения. После получения таких сообщений от отражения протагонист из своей роли сообщает о своих чувствах, например беспомощности, печали, отчаяния. Протагонист, как правило, спонтанно значительно увеличивает личную дистанцию от своего отражения. В этот момент директор задает протагонисту вопрос "кто говорил тебе это, от кого ты слышал подобное в течение своей жизни?". В ответ могут быть названы один или несколько значимых других, а также, в некоторых случаях, обобщенные образы, символизирующие определенную социальную группу (учителя, предки по отцовской линии, мужчины, женщины и т.д.) или даже архетипичные фигуры. Все они последовательно вводятся как персонажи, для каждого определяется свое место в пространстве за зеркалом, и эти персонажи посылают свои негативные сообщения протагонисту. В ходе работы число персонажей может увеличиваться, в ответ на вопрос: "кто еще говорил тебе это, от кого еще ты это знаешь, кого еще там не хватает?". Директор стремится к тому, чтобы сообщения выявленных персонажей в сумме содержали все основные пункты первоначального обращения критикующего отражения и оценивались протагонистом как исчерпывающие: "Это все, что ты слышишь от своего отражения? - Да". Психодраматическая техника «Смена ролей» С каждым персонажем разыгрывается отдельный диалог с помощью последовательной смены ролей. В ходе каждого диалога постепенно происходит осознание принадлежности самокритичного, самоуничтожающего отношения к себе интроецированным сообщениям родителей или иных значимых других. Происходит как бы внутреннее разделение образа себя и интроектов. В некоторых диалогах протагонист сразу отвечает опровергающими сообщениями, отказом от принятия сообщения от данного персонажа, и тогда директор предлагает ритуал выведения данного персонажа из пространства за зеркалом, в психодраматическое пространство реальных отношений протагониста, где ему определяется соответствующее новое место. В других диалогах, директор с помощью дублирования и вопросов протагонисту, выясняющих причины и обстоятельства связанные с таким негативным отношением, помогает ему прийти к прояснению отношений с интроецированной фигурой, к субъективному отделению его отношений с интроектом от собственного отношения к себе, и, наконец, к опровержению соответствующих сообщений. Эта работа завершается тем же ритуалом выведения из зеркала и нахождения нового места. По мере последовательного выведения персонажей из зазеркального пространства протагонист, как правило, спонтанно приближается к границе зеркала, сокращая дистанцию по отношению к своему отражению. Психодраматическая техника «Скульптура» Далее, при необходимости, с персонажами, выведенными из зеркала, может проводиться короткая психодраматическая работа, например, в технике скульптуры. Этот этап работы заканчивается, по предложению директора, новой расстановкой в пространстве "реальных" отношений вне зеркала всех персонажей по отношению к себе. Протагонист осуществляет эту расстановку, напоминающую социальный атом, в соответствии со своим изменившимся эмоциональным состоянием. Новая расстановка отражает более конструктивную, по сравнению с первоначальной расстановкой, систему отношений протагониста. Когда закончена новая расстановка отвергавших протагониста персонажей, а в пространстве за зеркалом остается только вспомогательное "Я" - отражение протагониста в зеркале, предлагается вновь поменяться с ним ролями. Здесь, из роли отражения, протагонист дает новый текст сообщения - о принятии, любви, позитивной оценке. Диалог с отражением продолжается и завершается, как правило, глубоким контактом, спонтанным движением навстречу друг другу и взаимными объятиями. После завершения этой сцены директор спрашивает протагониста об актуальном состоянии. Чувства и ощущения протагониста оказываются достаточно позитивными, и среди них такие, как уверенность, спокойствие, радость, энергия, ощущение своей ценности. Заключение Использование психодраматических техник позволяет точнее сфокусировать проблему клиента, определить источники его критического или отвергающего отношения к себе, выявить возможные направления последующей работы с клиентом. В ходе психодраматического исследования своих отношений со своим отражением с помощью данной техники клиенты нередко получают важные инсайты, переживается катарсис принятия себя, достигается определенная коррекция образа "Я", целительный контакт с ресурсными состояниями. Данная техника может использоваться не только как последовательная структурированная методика. После выявления наиболее актуально значимых для клиента негативных интроецированных фигур, можно, не заканчивая описанную процедуру, перейти к разыгрыванию обычной психодрамы, центрированной на клиенте. |