Главная страница
Навигация по странице:

  • Доклад на тему: «

  • доклад. Психологические особенности музыкального восприятия


    Скачать 24.81 Kb.
    НазваниеПсихологические особенности музыкального восприятия
    Дата25.01.2021
    Размер24.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад.docx
    ТипДоклад
    #171316

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «тЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

    Доклад на тему:
    «Психологические особенности музыкального восприятия»
    Дисциплина: Музыкальная психология
    Направление подготовки
    53.03.01 МИЭ ЭДП
    Форма обучения

    заочная

    2 курс

    Год набора

    2019
    Работу выполнила: Базарова (Воробьева) Олеся Васильевна

    Проверила: Прокофьева Ирина Владимировна

    Тюмень, 2021 г.

    Психологические особенности музыкального восприятия
    Музыкальное восприятие - это сложная деятель­ность, направленная на адекватное отражение музыки и объединяющая собственно восприятие музыкального материала с данными музыкального и об­щего жизненного опыта, познание, эмо­циональное переживание и оценку произведения.
    Восприятие характерно для всех трех звеньев му­зыкального творчества, но функционирование его везде различно:

    • Композитор проверяетто, что возникает в его вооб­ражении, что фиксируется им в виде нотного текста.

    • Иначе протекает процесс музыкального восприятия у исполнителятак как он отталкивается от замысла, отраженного в нотной записи.

    • Слушатель не ориентируется ни на кого, так как его восприятие самодостаточноа цель заключается только в удовлетворении собственных потребностей.

    Слушательское музыкальное восприятие - понятие историческое, социальное, возрастное. Оно обусловле­но системой детерминант: музыкальным произведе­нием, общим историческим, жизненным, жанрово-коммуникативным контекстом, внешними и внутренними усло­виями восприятия. Оно обусловлено также возрастом и полом. На музыкальное восприятие влияют стиль произ­ведения, его жанр. 

    Музыкальное восприятие слушателя обладает сис­темой функций: социальных и личностных. Социальные функции играют коммуникативную роль, объединяя слу­шателей в определенные группы. Особенно многогранны личностные функцииих можно подразделить: на познавательные, эстетические, само­воспитания, эмоциональной разрядки, компенсаторные, стимулирования другого рода деятельности, формиро­вания определенного тонуса, состояния или настроения. 

    Также музыкальное восприятие характеризуется ва­риантностью и константностью. Вариантность особенно наглядно прослеживается при многократном прослушивании одного и того же произведения. В современной психологии есть два близких по значению понятия константности: 1) «способность воспринимать те или иные стабильные свойства наблюдаемых объектов и процессов как постоянные при сравнительно широком изменении условий восприятия» 2) «особенность самого чувственного образа, как отражение в восприятии постоянства свойств объекта».

    С музыкальным восприятием связано понятие адекватности. Это постоянно меняющееся понятие, поскольку одно произведение в разные эпохи и время, может восприниматься по-разному. Наиболее логичным представляется мнение об адекватности восприятия В. В. Медушевского: «Адекватное восприятие - это идеал, эталон восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры».

    Психологические механизмы музыкального восприятия

    Музыкальное восприятие включает физиологические и психологические стороны. Оно регулируется многими механизмами: памяти и предслышания, актуализацией разнообразного предшествующего опыта. Формирование опыта складывается под влиянием большого числа личностных качеств, как объективных, так и субъективных. Для музыкального восприятия важен и речевой опыт.

    Опыт имеет самую широкую классификацию. Есть сенсорный опыт - органов чувств: слышания, видения, осязания и т. д. Кинетический - моторно-двигательный опыт. Социальный опыт: общения, речи, эмоциональный, этический, эстетический (в первую очередь музыкальный).

    Тезаурус и музыкальное восприятие.

    С опытом связано формирование тезауруса. Он во многом определяет восприятие человека, что необходимо учитывать в музыкальном воспитании. Тезаурус - это, своего рода, словарь музыкальной культуры человека; набор закрепившихся в памяти следов прошлых впечатлений, действий и разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием художественного произведения.

    Пространственные компоненты музыкального восприятия.

    Для музыкального восприятия важны пространственные компоненты музыкального языка. Пространственность в музыке имеет два аспекта: иллюзорный и реальный. Иллюзорный обусловлен трансляцией зрительно воспринимаемых пространственных компонентов в сферу звучания. Реальный аспект связан с условиями исполнения и жанровыми особенностями.

    Физиологические механизмы музыкального восприятия.

    Для того чтобы музыкальное восприятие функционировало, нужен некий проводник между импульсом и информацией. Функцию этого проводника выполняет музыкальный слух как система, соединяющая раздражитель (музыкальное произведение) и приемник (участков коре головного мозга, ответственный за музыкальное восприятие). Роль мышцы при музыкальном восприятии была отмечена еще в XVIII веке в теории аффектов. Музыкальное восприятие носит слухомоторный характер, и мышцы. От разнообразных элементов моторики зависит дифференциация музыкального восприятия. Слушание музыки подобно самоисполнению или, по словам психолога П. П. Блонского, слушанию речи.

    Слуховые впечатления - только пусковой сигнал рефлекторной дуги, затем идет отражение в центральной нервной системе, вслед за ним наступает моторно-мышечная реакция, и конечный этап - переживание, эмоции и постижение смысла.

    Роль музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека

    Музыкальное восприятие содержит акт переживания. По мнению психологов «сам процесс переживания понимается как реакция на интеллектуальное отражение мира в познании». То есть, и акт переживания направлен также на постижение смысла.

    Слушательское переживание по степени его эволюции можно разделить следующим образом:

    1. состояние как простейшая форма переживания;




    1. настроение - первая форма осознанного переживания;




    1. эмоция - осознанное переживание, выражающее эстетическую оценку ситуации;




    1. чувство как самая сложная форма переживания. С интеллектуальным и эмоциональным развитием.

    Оценочная деятельность в музыкальном восприятии

    Интеллектуальному развитию слушателя способствует оценочная деятельность. Оценочная деятельность разнообразна. Это может быть: высказывание, критика и научная разработка теоретика, оценка педагога-музыканта и композитора, суждения исполнителя и слушателя. Но какой бы ни была оценочная деятельность, музыкальное восприятие невозможно вне ее.

    Музыкальное восприятие и возраст

    Наука доказала, что физиологические изменения - это лишь предпосылка для изменения в восприятии, важно также и внешнее воздействие: окружение, социальные причины, целенаправленное воспитание, самообразование. У людей одной социальной группы и близких друг другу по природным задаткам основных музыкальных способностей, но различных возрастов, уровень музыкального восприятия будет довольно резко отличаться. Безусловно, опыт важен. Человек развивается не только в детстве и в молодости, особенно в период обучения. Данный процесс продолжается всю жизнь, если это касается любознательной личности. Несомненную роль играют и возрастные изменения. Ими во многом продиктованы те или иные музыкальные предпочтения.

    Основные стадии формирования музыкального восприятия.

    Первый этап - низший, включает две стадии: сенсомоторного научения и перцептивных действий. Стадия сенсомоторного научения предполагает первичные, нерасчлененные ощущения. Музыка на этой стадии воспринимается нерасчленённой, аморфно, как расплывчатое пятно без четких контуров. Ребенок реагирует на стук погремушек, звон «неваляшек». Формируется эта стадия на первом году жизни. Стадия перцептивных действий характеризуется возникновением активных встречных подстрочных движений, направленных на обследование предмета, а также появлением голосовых реакций.

    Второй, высший этап также включает две стадии: образование эстетических моделей и эвристическую стадию. На этом этапе начинается формирование музыкального восприятия. На стадии образования эстетических моделей в памяти запечатлеваются алгоритмы музыкальных произведений, жанров, средств музыкальной выразительности. Музыкальное восприятие все более переходит от чувственного к чувственно-логическому. Завершение этой стадии обычно приходится на конец младшего школьного возраста - 11 лет. Наступление эвристической стадии характеризуется появлением способности предвосхищать, предугадывать дальнейшее развертывание музыкальной ткани. Эвристическая стадия формируется в течение всего подросткового возраста и захватывает начало юности - 16-17 лет. Отмечается и такое явление, при котором музыкальное восприятие взрослого человека вообще не достигает эвристической стадии. Здесь налицо недостаток музыкальной культуры.

    Некоторые современные проблемы музыкального восприятия

    Сегодня как никогда встает проблема излишних децибел. Есть предел допустимого шума для человека - 100 децибел, за которым живому существу грозит смерть от силы звука. Приближение к этому порогу должно сигнализировать в психике опасность. Установлено, что от шума повышается давление, возрастает наличие холестерина в крови, ухудшается слух, а также уменьшается непроизвольное внимание к социальным признакам ситуации. Не менее актуальна проблема принудительного слушания музыки, избытка музыкальной информации, часто низкого художественного качества. Сейчас музыки звучит так много, как, видимо, не звучало никогда за всю историю человечества.

    Безусловно, мы не можем отказаться от технических достижений. Но мы должны воспитывать себя таким образом, чтобы техника служила во благо человека.

    Необходимо: 1) совершенствование звукозаписи, 2) разумное, культурное использование звуковоспроизводящей аппаратуры, 3) соблюдение предохранительных мер для слуха и музыкального восприятия (избегать не в меру громких звучаний и принудительного слушания, не увлекаться обилием музыкальной информации, слушать акустические музыкальные инструменты, а не только электронные и др.). При воспитании музыкального восприятия необходимо музицировать и петь. Дети должны слышать живое звучание акустических музыкальных инструментов и человеческого голоса.


    Список использованной литературы

    Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. Издательство «Союз художников», 2007. – 240 с.


    написать администратору сайта