вергилий. Публий Вергилий Марон поэт будущего
Скачать 0.72 Mb.
|
Министерство Просвещения Республики Молдова Кишиневский Государственный Педагогический Университет Филологический Факультет Реферат по дисциплине: Всемирная литература Тема: Пу́блий Верги́лий Маро́н- поэт будущего Группа: 105, Русский и английский язык и литература. Студентка: Гуцу Татьяна Руководитель: Топор Габриела Кишинев 2015 СОДЕРЖАНИЕ 1.Жизнь Вергилия. 2.Вергилий- поэт будущего. 3.Творчество и произведения. Пу́блийВерги́лийМаро́н О жизни античных писателей мы обычно знаем очень мало, и по большей части это легенды. Вергилий- исключение. Он был величайшим из римских поэтов, все сведения о нем ловились биографов и комментаторов. 1. Жизнь. Вергилий родился 15 октября 70 до н.э. близ Мантуи, в деревне Анды, но неизвестно, где именно находилась эта деревня. Что касается имен Вергилия, то имя Публий вполне обычно для римлянина, другие два, по-видимому, этрусского происхождения, хотя имя Вергилий носили многие латины. Отец поэта был, вероятно, латином. О его жизни мы почти ничего не знаем. Сообщается, что он был горшечником или посыльным, женился на дочери своего хозяина, а затем промышлял разведением пчел и продажей леса. Несомненно, у него имелась небольшая усадьба. Мать Вергилия звали Магия Полла, что также звучит на этрусский лад. У Вергилия были по меньшей мере два брата, но ко времени его совершеннолетия его родственники, по-видимому, уже умерли. Он получил хорошее образование, до 15-летнего возраста в Кремоне, а затем в Медиолане (Милан). Примерно в возрасте 19 лет Вергилий приехал в Рим обучаться риторике, в те времена непременной части высшего образования, необходимого для политической карьеры. Пробыв в Риме около года, он обосновался в Неаполе, присоединившись к основанному Филодемом кружку эпикурейцев, который возглавлял Сирон. В самом Неаполе либо вблизи него Вергилий и прожил почти всю свою жизнь. Он лишь изредка посещал Рим, бывал на Сицилии и в Таренте, однажды посетил Грецию. В 19 до н.э. Вергилий пустился в большое путешествие по Греции. Прибыв в Афины, Вергилий встретился здесь с Августом, после чего решил отказаться от поездки и вернуться в Италию. При осмотре Мегар он серьезно заболел, на корабле болезнь еще усилилась, и вскоре после прибытия в Брундизий Вергилий скончался 20 сентября 19 до н.э. Юный Вергилий учился в риторских школах: сперва в Кремоне, затем в Милане, а с 53-го года в Риме и получил хорошее по тем временам образование, но не сделал карьеры адвоката. Тем не менее, результаты риторической выучки мы можем заметить в его произведениях. В Риме Вергилий прожил десять лет. Он занимался философией и воспринял основные положения этического учения Эпикура- жизнь в тиши и довольство малым. Вместе с тем Вергилию была чужда материалистическая, антирелигиозная сторона эпикуреизма и просветительский пафос Лукреция, хотя влияние этого великого философа и поэта заметно в его творчестве. Живя в Риме, Вергилий сблизился с кружком поэтов - неотериков и изучал александрийскую поэзию. 2.Вергилий – поэт будущего. ВЕРГИЛИЙ, ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН(Publius Vergilius Maro) (70–19 до н.э.), величайший поэт Древнего Рима, авторЭнеиды, эпоса, воспевающего легендарное происхождение римского народа. Он был рослый, крепкого телосложения, смуглый лицом. Вергилий был застенчивым. Здоровья он был слабого, женщин не любил, жил затворником, с друзьями встречался редко. Увлекался науками- медициной и особенно математикой. Всю жизнь мечтал бросить поэзию и отдаться философии: об этом написано одно из самых ранних его стихотворений(«Смесь», V), об этом он говорил друзьям за несвязно, выступать публично не умел. Но стихи читал замечательно, и профессиональные ораторы завидовали тонкости и выразительности его интонаций. Над стихами он работал самоотверженно. 3.Творчество и произведения . Вергилий написал три больших поэтических произведения, все гекзаметрическим (или «героическим») стихом –БуколикиилиЭклоги, 42–39 (или 37) до н.э.;Георгики(примерно в 36–30 до н.э.) иЭнеиду, в 29–19 до н.э. В античности Вергилию приписывалось еще нескольких небольших поэм, все они или почти все датируются более ранними годами, чемЭклоги. Обычно эти стихотворения фигурируют под собирательным названиемAppendix Vergiliana(лат.Вергилиево приложение). Большинство из них, в том числе три наиболее длинных, заведомо не являются подлинными. ЭтоCiris(Чайка), любовная история, завершающаяся превращением персонажей в птиц;Этна, посвященная описанию известного вулкана, иКомар– история о пастухе, которого во сне укусил комар. Остальные стихотворения намного короче. В 29-19 годы Вергилий работает над самым значительным своим произведением- поэмой «Энеида». Эта работа не была завершена: отправившись в Грецию и Малую Азию, чтобы собрать дополнительные материалы для «Энеиды», Вергилий заболел в Афинах и вынужден был вернуться; по дороге, в Брундисии, он умер. Поэма «Энеида» была издана в таком виде, в каком она осталась после его смерти. В начале своей творческой деятельности Вергилий идет по пути неотериков. Он принимает их программу-считает необходимой учёбу у александрийцев – обогащает язык и стиль своей поэции, тщательно отшлифовывает гексаметр, а также придает большое значение созданию новых жанров- поэзии малых форм. Первое значительное произведение поэта- «Эклоги» или «Буколики»- сборник из десяти стихотворений, объединенных общим характером(пастушеские стихотворения), размером(гексаметр) и формой. Маленькие «Буколики» он писал три года, «Георгики» семь лет, «Энеиду» одиннадцать лет. Если посчитать, то окажется, что в «Буколиках» и «Георгиках» он сочинял меньше чем по стиху в день. А работа была ежедневной: поутру он на свежую голову слагал и диктовал писцу сразу по многу стихов, а потом в течение дня их отделывал, оттачивал и сокращал – часто до нуля. Последнюю свою вещь, «Энеиду», он писал неуверенно, как начинающий: сперва сочинил все двенадцать книг в прозе, потом частями, по настроению, перекладывал их в стихи. Он боялся, что мастерство спугнет у него вдохновение; поэтому то, что не давалось ему сразу, он оставлял вчерне или откладывал на будущее. Произведения Вергилия стали классикой, потому что они давали людям то, для чего существует литература: взаимопонимание. В них каждый находил то, что было ему доступно и близко, и все это не исключало, а дополняло одно другое. Неискушенный читатель мог увлекаться нежными чувствами «Буколик», важными наставлениями «Георгик», драматическими событиями «Энеиды». Искушенный читатель мог наслаждаться утонченной словесной тканью произведения, где каждый оборот фразы, каждое слово, каждый звук были одновременно и предельно естественны, и предельно необычны. Знаток словесности мог любоваться, как Вергилий вставляет в свои стихи целые пересказанные отрывки и переведенные строки из Гомера и Феокрита, но так, что они органически входят в новый текст и служат новому смыслу, обогащая его древними воспоминаниями. Практический политик мог оценить, как издали и исподволь подводит Вергилий читателя к приятию той программы возрождения древних римских доблестей, которую в эти же годы декларировал Август. И, наконец, всякий с несомненностью чувствовал, что стихи Вергилия как-то откликаются на его собственный жизненный опыт, а также на опыт каждого современника и, может быть, каждого человека вообще,- хотя, вероятно, и не смог бы сказать, в чём этот опыт состоит. «Буколики» написаны в 41-39 годах до н.э.- в самый разгар гражданских войн после гибели Цезаря. Вергилий обратился к буколическому жанру именно потому, что он позволял ему говорить сразу как бы и от себя и не от себя. В «Буколиках» десять стихотворений: нечётные- в диалогической форме, чётные- в повествовательной. Все сюжеты не выходят за рамки заданных пастушеских условностей. « Буколики» принесли Вергилию славу. Их не только читали и ценили знатоки- актеры исполняли их на сцене, и народ рукоплескал, потому что стихи были прекрасные, а чувства понятные. В отличие от Феокрита Вергилий внутренне близок изображаемому им миру, он отождествляет себя, свои мысли и чувства с мыслями и чувствами своих героев. В эклогах много личного, биографически достоверного. Для Вергилия гораздо важнее внутреннее единство в настроении героев, его меньше интересуют реалистические детали, он предпочитает им некую пасторальную условность. Пейзаж теряет у Вергилия свои географические признаки, становится или отвлеченным, или смешанным, греко-италийским. Вергилий обогатил идиллию, раскрыв через условную маску пастуха интенсивность переживаний современного ему человека. Сложные и напряженные чувства- любовные муки, ревность, отчаяние, оскорбленное самолюбие, стремление бежать из города в тишину сельской жизни поэт выражает в субъективно окрашенной форме. Нередко он близок к Катуллу по глубине и силе переживания, но чувства его выражают греко-римские пастухи, песни которых композиционно тщательно продуманы и стройны. Поэт умело пользуется рефренами, повторами, аллитерациями и системой образов, присущих александрийской поэзии. Песенное членение Феокрита приобретает у Вергилия классическую стройность и строгость; изображая переживания страдающего или обманутого влюбленного, поэт так глубоко проникает в его чувства, что новое, субъективно- лирическое содержание начинает преобладать над буколическим. Мы имеем здесь основания говорить о вызревании жанра элегии на буколическом материале. Вергилий расширяет жанр буколики. В рамках пастушеского стихотворения он говорит о волнующих его современников идеологических и политических вопросах. Историческое значение «Буколик» заключается в том, что Вергилий на основании феокритовой Аркадии создал свой, утопический и идеальный мир, далекий от неурядиц, раздиравших государство, внес в идиллию субъективные переживания отдельного человека, с силой и глубиной раскрыл любовную тему, впервые в римской литературе заговорил об обожествлении правителя, принял и сознательно пропагандировал его программу, дал развернутую картину утопического золотого века под его эгидой. Следующим поэтическим произведением Вергилия стали Георгики (греч. Поэма о земледелии) в четырех песнях. Насущной задачей римского государства сделалась тогда (или должна была сделаться в скором времени) забота о поощрении и оживлении сельского хозяйства с целью восстановления общественной нравственности и благополучия, а также подъема экономики. Вергилий с энтузиазмом поддержал эту политику Темы, рассматриваемые в четырех песнях поэмы, – это полеводство, садоводство, животноводство и пчеловодство. «Георгики» Вергилия построены в форме советов неизвестному адресату, которому поэт не дал ни имени, ни образа, ни характера. В создании «Георгик» Вергилий уже не следовал какому-нибудь одному образцу, но тщательно изучил и в какой-то мере использовал произведения различных греческих и римских авторов- дидактические поэмы Гесиода, Никандра и Арата, римские труды по агрономии(в частности, незадолго до этого вышедший трактат Варрона «О сельском хозяйстве») и другие произведения. Поэтическими образцами Вергилию служили творения греков: Гомера, Каллимаха, Аполлония Родосского и излюбленного им Феокрита, а также латинских авторов, особенно Энния и Лукреция. Цель Вергилия выходила далеко за рамки дидактической поэмы, и специальные вопросы его интересовали лишь поскольку, поскольку он мог в связи с ними поставить более общие проблемы. Принятый им новый аспект способствовал тому, что в «Георгиках», как до того в «Буколиках», Вергилий, даже подражая своим учителям в деталях, преображает целое, освещает его совершенно иным внутренним светом и, создав новое по стилю произведение, наполняет его новым содержанием. Основная задача поэта- возвеличить и воспеть сельский труд, упорный и тяжелый, но единственно дающий гарантию безбедного существования. Сельскохозяйственные занятия приносят счастье и духовное обновление, а жизнь крестьянина намного предпочтительнее суетной жизни горожан. Это- тема «Буколик», но она предстаёт здесь в обогащенном виде, вводится в противопоставлении города и деревни. В отличие от «Буколик», сельский мир в этой поэме уже не отвлеченная утопия и не условная Аркадия. Возможность счастливой жизни становится теперь реальной; оказывается, сельский труд должен не только принести практические результаты, но и духовно обновить людей. В поэме «Георгики» Вергилий развивает ряд намеченных в «Буколиках» тем. В этой связи можно назвать и идею обожествления смертного, и любовную тему, и, особенно, тему счастливой жизни людей в непосредственной близости к природе. Поэт не только отталкивается от жестокого настоящего, но и конкретизирует свой идеал на италийской земле. Италийский патриотизм- то новое качество, которое отчетливо выступает в поэме Вергилия. Новая разработка этих тем вызывает жизни новые стилевые особенности и требует нового, по сравнению с «Буколиками», композиционного решения. «Георгики» по всей значительности своего содержания не отличались композиционным единством, не имели ни условного, ни мифологического, ни тем более реально- исторического героя. Новая, идеологическая дидактика требовала разнообразия содержания, нарушала жанровую цельность дидактической поэмы. Вергилий писал свою поэму по строго намеченному плану. Считают даже, что он изложил её прозой, а потом переделывал в стихи, работая не подряд, а над теми частями, которые его более всего в данный момент интересовали, а потом уже связывал их между собой. «Энеида» Вергилия- поэма глубоко рационалистическая насквозь пропитанная современной проблематикой, целиком основанная на достижениях всей предшествующей литературы, греческой и римской. Она тщательно продумана, организована, классически совершенна и ни по стилю, ни по духу своему совершенно не похожа на созданные за восемь столетий до того поэмы Гомера, формировавшиеся в период разложения родового строя на основе народного творчества. Вергилий подошел к своей работе как добросовестный учёный. Он бережно относится к материалу, тщательно изучает не только легенды, но и археологические , исторические, этнографические источники, специально отправляется в Грецию и Малую Азию для углубления и проверки своих сведений. Вергилий сам разделил поэму на 12 книг, т.е. решил, что её объём должен быть в четыре раза меньше, чем объём обеих вместе взятых поэм Гомера. Как и александрийские поэты, он отказывается от обширного эпоса и тяготеет к замкнутым эпиллиям. Но по глубине содержания «Энеида» не должна была, по замыслу автора, уступать поэмам Гомера. Еще с древних времен «Энеиду» принято было делить на две части. Книги I-VI( I часть) содержат рассказ о бегстве Энея из горящей Трои и о его приключениях по дороге в Лациум; здесь описываются буря, кораблекрушение, задержка в Каофагене и роман с Дидоной, отплытие из Карфагена, остановка в Сицилии, встреча с Кумской Сибиллой и путешествие в подземное царство. Эту часть сравнивали с «Одиссеей», так как находили в неё ряд близких черт и даже реминисценций. Книги VII-XII (II часть) посвящены подготовке противников к боям, описанию сражений, военным эпизодам и боевым действиям, в особенности подвигам Энея и поведению Турна, главного врага. Исполняются веления судьбы: Эней должен жениться на Лавинии и заложить основы римскому царству. Эту часть сближали с «Илиадой». Однако идейное содержание и внутренний смысл «Энеиды» гораздо сложнее, чем внешняя группировка событий. Если движущей пружиной в «Илиаде» был гнев Ахилла, а в «Одиссее»- стремление героя вернутся на родину, к семье и близким, то действиями Энея руководят сверхличные, не от него зависящие судьбы,- рок, ведущий к исполнению возложенной на него исторической миссии. Осуществление этой миссии- основание латинского государства через борьбу и преодоление различных препятствий, как внутренних, лежащих в человеческой натуре, так и внешних, заключающихся в подчинении и завоевании врагов,- таков пафос «Энеиды», объединяющий обе части. Поэма Вергилия, как оба произведения Гомера, строится в двух планах: божественном и человеческом. Значение творчества Вергилия. Значение произведений Вергилия для римской культуры сопоставимо с тем значением, которое имели поэмы Гомера для культуры античной Греции и Библия для христианского средневековья. "Энеиду" изучали в римской школе, о ее громадной популярности свидетельствуют, в частности, надписи, найденные на стенах домов в Помпеях. Древнейшие из дошедших до нас латинских рукописей (конец 4 - начало 6 веков) содержат по преимуществу произведения Вергилия (среди них выделяется иллюстрированный Codex Vergilius Vaticanus, 5 в.). Рукописи эти снабжались пространными комментариями (наиболее известный многотомный труд Мавра Сервия Гонората (4 век). В средние века Вергилий почитался как великий поэт, мудрец и философ; в "Божественной комедии" Данте делает его своим спутником и проводником по Аду и Чистилищу. Наряду с древними мудрецами и пророками Вергилий как предсказатель рождения Христа был представлен на фреске Благовещенского собора Московского Кремля (1560-е годы). Одновременно в средневековье возникает миф о Вергилии - колдуне и чернокнижнике, с чарами которого согласно "Хронике Иоанна Солсберийского" (12 век) было связано основание Неаполя. В рыцарском романе "Парсифаль" Вергилий считается дедом и наставником в магии злого волшебника Клингсора. Первые печатные издания Вергилия появились в Италии в 1469 году (Рим), 1475 году (Венеция), в 1501 году в знаменитой типографии Альда Мануция. Первый перевод "Энеиды" на древнегреческий язык был выполнен в 1-м веке Полибием, вольноотпущенником императора Клавдия. В эпоху Возрождения издаются переводы Вергилия на английском, французском, итальянском языках: они оказали большое влияние как на сложение буколической традиции в новоевропейской литературе, так и на создание героических литературных эпосов ("Франсиада" П. Ронсара, 1572; "Лузиады" Л. Камоэнса, 1572; "Освобожденный Иерусалим" Т. Тассо, 1581). В конце 18 века вышел русский перевод "Энеиды" александрийским стихом, выполненный В. Петровым. В 1822 году Жуковский опубликовал под названием "Разрушение Трои" перевод второй книги "Энеиды", сделанный гекзаметром. Над переводом "Энеиды" много работал Брюсов. В современных изданиях "Энеида" представлена в переводе С. А. Ошерова. Перевод "Буколик" и "Георгик" был выполнен в 1930-х годах С. Шервинским. |