Главная страница
Навигация по странице:

  • Общечеловеческая универсальная религия

  • Прочитать и законспектировать Дать определение терминам

  • История мировых религий 1 лекция. Путешествие в мир религии


    Скачать 68 Kb.
    НазваниеПутешествие в мир религии
    АнкорИстория мировых религий 1 лекция
    Дата15.05.2023
    Размер68 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория мировых религий 1 лекция.doc
    ТипДокументы
    #1132990

    Путешествие в мир религии.
    Мир религий... Он многолик и разнообразен, как наша планета. Путешествуя по Земле, можно подняться на высочайшие горные пики Гималаев и опуститься в глубины Тихого океана, затеряться в бескрайних песках африканских пустынь или открыть новые никому ещё неизвестные, необитаемые острова. Путешествие в мир религий может быть столь же захватывающим и интересным. Мир религий - это целая «планета» с особым мироустройством: здесь есть свои континенты и острова, горные пики и глубокие океанские впадины, миражи пустынь и непроходимые джунгли...

    Путешествие в мир религий -это путешествие в глубины человеческой культуры. Нет ни одного народа, ни одной страны, ни одной цивилизации, где бы религия не оставила свои зримые следы. Это хранящие былое величие египетские пирамиды и сфинксы, торжественные готические соборы Европы, потрясающие индейские многокилометровые рисунки американских пустынь, изысканная и утончённая китайская живопись, удивительные японские искусства икебаны и устройства каменных садов... И наконец, существенная часть мировой литературы, музыки, искусства танца и пр.

    Путешествие в мир религий - это путешествие в самую сокровенную область духовных поисков и устремлений человечества. В глубочайших пластах человеческого духа берут начало вера и почитание древних богов, преклонение перед величием Вселенной. И там же присутствуют мудрость, сострадание, терпимость и любовь к ближнему.

    Путешествие в мир религий -это путешествие в мир истории, самобытных традиций и обрядов разных народов, а также захватывающее постижение настоящего. Ведь и сегодня религиозные традиции не потеряли своей жизненности: слова молитв и обращения к богам возносятся к небесам во всех уголках земного шара.
    Что такое религия.

    Присутствие религии так очевидно в нашей жизни, что вряд ли найдётся человек, которому незнакомо это слово. Проявления религии встречаются повсюду. Это и устремлённые в небо купола церквей, и башeнки минаретов, и малиновый звон колоколов, и торжественные духовные песнопения, и немеркнущая красота икон, и прозвучавшая по радио проповедь, страницы журналов и книг, телевизионные передачи...

    В то же время не так просто сказать, что такое религия. Религиоведы - учёные, изучающие религиозные традиции мира, - создали более двухсот определений религии, но и они, по их мнению, не отражают данное явление духовной жизни во всей полноте. «В этом смысле религия подобна времени, -справедливо замечает американский исследователь Б.Г. Иэрхарт, - все чувствуют, что это такое, но не так-то легко ухватить его суть и дать ему точное определение».

    Даже само слово «религия» переводится и объясняется по-разному. Впервые оно появилось у древних римлян. Им обозначали всё, что было связано с почитанием богов. По разъяснениям известного римского оратора и философа Цицерона ( 106-43 до н. э.), слово «религия» происходит от латинского relegere, что означает «относиться с особым почтением». Иногда его производят от другого латинского глагола - religare. И тогда оно приобретает несколько иной смысл. Religare означает «связывать», «соединять» (Бога и человека, священное и мирское).

    Понятие религии также неоднозначно. Обычно религия воспринимается как особая область, связанная с духовной жизнью людей и обращённая к душе человека. Но религия к тому же и определённая картина мира - целый комплекс представлений о причинах возникновения и природе Вселенной (вероучение); и система ритуалов, обрядов; традиций (культ). К религии относят и сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции (церкви, конфессии, деноминации). Но это только поверхностные, наиболее зримые её пласты. Религия может рассказать и о том, в чём смысл человеческого существования, как преодолевать жизненные неурядицы, как стать счастливым. Глубинная же суть религии связана с духовной жизнью человека, с вечным человеческим стремлением максимального раскрытия внутреннего потенциала. Но в полной мере эта глубинная сторона религии, повидимому, может быть постигнута только самим человеком при соприкосновении с духовным богатством религии.

    Что же такое религия? Что отличает её от искусства, науки, которая, кстати, также включает в себя целый набор представлений о Вселенной и человеке...
    Переживание священного

    Около ста лет назад американский философ Уильям Джеймс определил религию как «стык видимого положения вещей с невидимым».

    Ни одна религия не могла бы существовать без «невидимого» - некой священной Силы, лежащей в основе всего существующего мира. Стремление обрести связь с этой таинственной и неведомой Силой - главное в религии. Христианский богослов отец Александр (Мень) так описывает эту Силу в одной из своих книг: «...индейцы-алгонкины под именем Маниту почитают надмирную Силу. Представления о ней мы встречаем и у жителей Малайи. Эта Сила носит определённо сверхъестественный характер. Её·называют Мана. У папуасов, по свидетельству Миклухи Маклая, эта таинственная стихия именуется Оним. По воззрениям австралийских аборигенов, существует некая Вангарр - вечная, неопределённая, безликая сила, которая проявила себя во дни создания и продолжает оказывать плодотворное влияние на жизнь по сей день...". У африканских народов мы также находим понятие о Мане. У обитателей Западного Судана её имя - Ньяма, у пигмеев - Мегбе, у зулусов- Умойя, у угандийцев - Жок, у северных конголезцев - Элима... Весьма интересно и глубоко по смыслу представление о Высшем Начале у североамериканских индейцев. "Религиозная вера дакотов, - пишет один исследователь, - не в божествах как таковых, она - в таинственном, непознаваемом Нечто, которого они суть воплощения... Каждый будет поклоняться одним божествам и пренебрегать другими, но величайшим объектом поклонения является Таку Бакан, который сверхъестествен и таинствен. Ни один термин не может выразить полного смысла дакотского слова Бакан. Оно охватывает полноту Тайны, скрытую власть и божественность. Эта сила, которая у ирокезов называется Оренда, у юленгоров - Бангарр, пронизывает собой всю природу. Она объединяет в духовном единстве людей, животных, растения, камни. Она тождественна с идеей Маны у полинезийцев. Сила эта распределяется в мире неравномерно, люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Тот человек, которого сопровождает удача, который отличается ловкостью и красотой, тот имеет "много Маны". Она может передаваться к другому, человек может стать причастен к ней посредством прикосновения и посвящения».

    Сфера неведомого издревле притягивала человека. По крайней мере, стремление к постижению незримого мира, лежащего в основе всего существующего, устойчиво прослеживается во всех религиях и верованиях под различными именами и в разнообразных формах. «...И, если мы будем внимательны, - довольно точно отмечает один из основателей религиоведения Макс Мюллер, - мы сможем почувствовать во всех религиях томление духа, стремление постичь непостижимое, выразить невыразимое, жажду Бесконечного, любовь к Богу». Интересно, что этот известнейший исследователь религиозных традиций мира даже связывал этимологию (происхождение.) древнегреческого слова «Человек», что буквально означало «смотрящий вверх», с религиозностью человека. По его словам, «только человек может обратить своё лицо к небу... он один ищет чего-то за пределами чувств и разума, более того, ищет то, что отрицается чувствами и разумом».
    Как появилась религия.

    Существует множество предположений и гипотез о том, как возникла религия. Часто её появление связывают с божественным, сверхъестественным источником. Согласно другим теориям, религия - явление чисто социальное или психологическое: она возникает на определённых ступенях развития человеческого сознания или общества.

    Как бы там ни было, появление религии, по-видимому, всегда обязано особым, не совсем обычным людям - тем, кто остро чувствует более тонкие (ментальные, эмоциональные, духовные) проявления нашего мира. У различных народов их называли по-разному: пророки, маги, жрецы, шаманы, оракулы, волхвы... Эти люди считались посредниками между обыденным, видимым, и неведомым, сверхъестественным. Они поддерживали отношения между миром людей и миром богов (или духов), обращая иномубытию проблемы соплеменников.

    Сердцевина многих религиозных традиций - это послание из мира сверхъестественного (божественное откровение, сведения от духов-покровителей) или личные прозрения и духовный опыт их основателей.

    Зороастр создал свою древнюю религию после того, как увидел на береrу реки сияющее видение АхураМазды. Будда Шакьямуни - после духовного просветления, наступившего вслед за многодневной практикой медитации под священным деревом ашваттха. Пророк Моисей после того, как «пересказал народу все слова Господни и все законы». А с гуру Нанаком, основателем сикхизма, как рассказывают предания, произошла такая история. Как-то, купаясь, на глазах у многих людей он исчез с поверхности воды, и все посчитали его погибшим. Но спустя три дня гуру Нанак появился, и это был уже совершенно другой человек: его глаза излучали таинственный свет, вокруг головы мерцал нимб, а от тела исходило божественное сияние. Первое, что он сказал: «Нет индуистов и нет мусульман,», а затем: «Человек должен трудиться и делиться плодами труда своего с другими людьми». Это были основополагающие идеи сикхизма.

    Духовная сила таких людей притягивала к себе первых учеников и всё новых последователей. И составлялись писания, появлялись предания и легенды, возводились святилища и храмы- возникала религия, «организованное поклонение высшим силам», по словам русского богослова С. Н. 'Трубецкого.
    Великое разнообразие

    История человечества и окружающая нас жизнь содержат великое множество и разнообразие религий. И точно так же, как, например, каждая страна имеет собственный неповторимый колорит, национальные обычаи и традиции, каждая религия неповторима и своеобразна.

    Естественные границы разделяют существующий мир религий на несколько больших «континентов» и бесчисленное число «островов». Панорама различных верований, конфессий, направлений, движений и групп безгранично широка. Известно несколько десятков тысяч различных религиозных традиций и верований. Но в мире религий ещё остались свои «белые пятна».

    Некоторые древние и ныне уже не существующие религии (их иногда называют мёртвыми) скрыты завесой времени и являются для нас неразгаданой загадкой. Многие уцелевшие отатки древнейших цивилизаций и верований, обнаруженные на берегах Нилa, в Месопотамии, Мексике, Леру, ещё не до конца открыли свои тайны. А об иных древних верованиях исследователи собирают и складывают сведения буквально по крупицам, как разрозненные кусочки мозаики. Немногое достоверно известно и о некоторых ахейских или древних славянских божествах. Имена многих минойских и кельтских богов забыты и утрачены, повидимому, навсегда.

    Если же обратиться к современным религиям, то и здесь пока не всё ясно и понятно. Религиозные обычаи и верования отдельных небольших племён и народов, живущих вдали от цивилизации, изучены не полностью. И даже хорошо известные и ныне широко распространённые религии хранят некоторые свои тайны. На религиозном глобусе особо выделяются религии, имеющие многочисленных последователей в различных регионах мира: христианство, ислам и буддизм - потому их называют мировыми. Но не менее заметны и другие, также исповедуемые многими людьми религии: индуизм, иудаизм, конфуцианство, зороастризм. В середине 80-х гг. ХХ в. число последователей этих самых представительных религий составляли: 1 млрд 400 млн - христиане, около 800 млн - мусульмане, около 600 млн - индуисты, около 300 млн - буддисты и ещё около 250 млн- зороастрийцы. И это притом, что население Земли тогда насчитывало почти 5 млрд человек. А это далеко не все из числа известных и достаточно распространённых религий. Помимо них существуют сотни других, не столь популярных, иногда даже не выходящих за пределы своеrо племени или деревни культов и верований.

    Каково же число последователей тех или иных религий в современном мире? По расчётам профессора Р. Чиприано, число приверженцен тех или иных верований на 1992 г. составило 5 млрд 87 млн человек, в то время как население Земли на тот год равнялось 5 млрд 240 млн. Таким образом, религии являются неотъемлемой частью жизни человечества.
    «Вера, ставшая зримой»

    Первое, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной религией, - её традиции, ритуалы и обряды. Действительно, эта сторона религий - «вера, ставшая зримой», по словам известного исследователя Л. В. Раувенхоффа, - самая заметная и осязаемая их черта. В религиоведении она называется культом (лат. «почитание», «поклонение»).

    Внешние проявления религий удивительно самобытны и многолики. Каждая религия создала собственную оригинальную систему богопочитания, иногда совершенно не похожую на другие. Здесь могут иметь место возвышенные молитвы и дикие жертвоприношения, в том числе человеческие, известные только посвящённым мистерии и грандиозные всенародные празднества, неистовые шаманские камлания (общения с богами и духами.) и уединённые аскетические практики. Но во всём этом многообразии прослеживается единое стремление- желание ощутить связь с божественным, соединить свою обычную жизнь и священное.

    Религиозный культ может представлять собой коллективное богослужение, индивидуальную молитву или медитацию. Его формы иногда приобретают характер ритуальных песнопений, танцев, трапезы, паломничества к святым местам, особых таинств и церемоний, обрядов посвящения, отмечающих все важнейшие вехи в жизни человека. Культ включает в себя множество предписаний, относящихся к устройству храмов и одеянию священнослужителей, проведению священных церемоний, поведению последователей и др. Религиозные ритуалы и обряды пронизывают все сферы жизни человека и во многих религиях сопровождают его порой задолго до появления на свет и значительное время ·после его смерти. Так, в некоторых религиях, считающих, чтo жизнь человека не заканчивается со смертью его тела, разработаны ритуалы, сопровождающие душу умершего на протяжении её пребывания в ином мире вплоть до её воплощения в новое тело (реинкарнация).

    Целая группа ритуалов и обрядов тесно связана с календарным кругом. Определённые дни года посвящаются особым, значимым для той или иной религии событиям или каким либо богам, святым, подвижникам. В такие дни обычно совершаются торжественные богослужения и особые церемонии.

    Очень интересны ритуалы-игры, которые утратили сегодня свой сакральный смысл, но всё равно нередко присутствуют в нашей жизни в виде популярных светских развлечений. Хорошо известно, что древние греки устраивали во имя почитаемых богов состязания в Олимпии (отсюда название Олимпийских игр). Но мало кто знает, что древние индейцы тоже проводили священные игры. В честь быстроногого бога Чакена они устраивали соревнования по бегу на длинные дистанции, а других богов развлекали игрой в тяжёлый каучуковый мяч, которого разрешалось касаться лишь локтями и бёдрами.

    Многие культовые действа и церемонии проходят очень возвышенно и торжественно, и это оказывает глубокое воздействие на человека и запоминается надолго.
    В поисках общего.

    Пестрота существующих религиозных традиций всегда ставила перед исследователями сложную задачу- разобраться во всём многообразии верований и культовых проявлений религий и найти общие черты. Результатом этого стали различные систематизации имеющихся религий.

    Часто религии делят на политеистические и монотеистические. Политеизм (греч. «много богов») предполагает поклонение нескольким богам — многобожие. Политеистические черты присущи всем древним религиям, а также многим современным, например индуизму, синтоизму, даосизму. Монотеизм (греч. «единственный бог») - почитание одного Бога - представлен христианством, исламом, иудаизмом. Однако, несмотря на существующее деление, все монотеистические религии, как правило, в большей или меньшей степени несут в себе черты политеизма, поэтому такое разграничение весьма условно.

    Известны и другие классификации религий: на восточные и западные, мировые и национальные, традиционные и нетрадиционные. Так, популярное в начале ХХ столетия деление религий на восточные и западные связано с ярко выявившимися в то время культурными и мировоззренческими различиями Востока и Запада. Казалось, восточные и западные религии не только по-разномутрактуют мир и человека, но и различаются мировоеприятием в целом.

    Популяризатор дзэн-буддизма на Западе Дайсэцу Т. Судзуки очень доходчиво показал особенности западиого и восточного миропонимания на примере двух перекликающихся между собой стихотворений. Одно принадлежало японскому поэту XVII в. Басё, другое - английскому поэту XIX в. Алфреду Теннисону, «Когда я внимателыю всматриваюсь, / Я вижу цветущую назуна / около изгороди!» - писал Басё. «Цветок в щербатой стене. / Я вытащил тебя из щели. / Держал корни и стебли с цветами в руке. / Маленький цветок- но если бы я понял. / Тебя, корни и стебли с цветами, и всё во всём, / Я узнал бы, что есть Бог и человек». - писал Теннисон.

    Судзуки прокомментировал эти поэтические строки приблизительно так. Восточный человек прежде чем что-то делать, сначала всегда «внимательно всматривается», западный действует, а затем исследует. Отсюда и различия, особенности восточного и западного подходов к миру. Однако такая классификация, как и предьщущая, тоже весьма условна. Ведь мир не разделён лишь на Запад и Восток. Кроме того, при более близком рассмотрении у Востока и Запада естъ и много общего.

    Другое существующее ныне разделение религий на традиционные и нетрадиционные связано с появлением в конце XIX- начале ХХ в новых внеконфессиональных религий. Поэтому их называют нетрадиционными, т. е. вне традиции, вне какой либо конфессии. Oднако и эта систематизация не вполне устраивает религиовeдoв. Получается, что религиозная жизнь гораздо богаче теоретических схем и построений. Религия по праву признаётся учеными самым сложным предметом познания, какой только существовал существовал в поле зрения исследователей нa Западе.
    Общечеловеческая универсальная религия

    Внешне (кулитвые) стороны различных религий многообразны. Религии разнятся и в вероучении — понимании Бога и сферы божеств, трактовками мира и человека, концепциями спасения. Но не смотря на это, всё же можно сказать, что некоторые основные положения присутствуют во всех религиях. В этом смысле «душа» - сущность многих религий - едина.

    Все религии ставят и по-своему решают самые главные и значимые для человека воп росы: кто мы? откуда? куда идём? Именно с этими вечными непрекращающимися поисками человек Альберт Эйнштейн связывал и само понятие религиозности. Задаваться вопрооам о смысле жизни, считал он, и значит быть религиозным.

    Среди распространённых религий, пожалуй, нет ни одной, которая не утверждала бы, что человек находится в некотором родстве с Богом (или почитаемыми богами). Человек предстаёт как рождённый Богом, созданный по образу и подобию Божиему или как одухотворённый Духом Божиим. Человек рассматривается как любимое творение (сын) Бога, как единосущий Богу. И божественная частица, искра божества, присутстнующая в нём, никогда не может бытъ разрушена.

    Конечное предназначенис человека во многих религиях связывается с идеей спасения и бессмертия. Одни религии, как, напpимep, буддизм предлагают спасение здесь и сейчас, в этой жизни (Будда в самой первой своей проповеди указал пути к спасению и прекращению страданий). Дpугие — относят это событие к 6удущим временам. А сходство основных религиозных этических принципов и положений настолько очевидно, что приводит многих ученых, теологов, философов к мысли о существовании единой мировой универсальной этики.

    Представления о единстве всех религий, о духовном родстве человечества начали все чаще звучать в ХХ в. - из уст известных религиозных деятелей, и в научном мире.

    Прочитать и законспектировать
    Дать определение терминам - вера, религия, тотем, табу, фетиш, мировозрение, анимизм, пантеизм, политеизм, монотеизм, ритуал, культ, реинкарнация.


    написать администратору сайта