Главная страница
Навигация по странице:

  • «Морской Шелковый путь XXI века» и «Экономический пояс Шелкового пути».

  • Д ревний город Отрар

  • Развитие оседло-скотоводческой цивилизаций

  • Крупный город Кедер

  • Архитектура Отрара

  • Городище Отрар. Отчет по практике. Р еспублика Казахстан расположена в центре Евроазиатского континента


    Скачать 5.45 Mb.
    НазваниеР еспублика Казахстан расположена в центре Евроазиатского континента
    АнкорГородище Отрар
    Дата21.03.2022
    Размер5.45 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтчет по практике.docx
    ТипРеферат
    #406945



    Содержание:

    Введение…………………………………………………………………….

    1. Вступление……………………………………………………………3

    2. Великий Шелковый путь……………………………………………4

    3. «Один пояс — один путь»………………………………………......6

    4. Древний город Отрар……………………………………………….11

    5. Расположение……………………………………..………………...13

    6. Мавзолей Арсытан – Баб…………………………………………..15

    7. Эволюция образа……………………………………………………20

    8. Археологические раскопки………………………………………….23

    9. Городище Отрар……………………………………………………..25

    10. Развитие оседло-скотоводческий цивилизаций…………29

    11. Крупный город Кедер…………………………………………31

    12. Архитектура Отрара…………………………………………..33



    Вступление

    Р еспублика Казахстан расположена в центре Евроазиатского континента. В силу определённых обстоятельств этот регион был малодоступен для внешнего мира и поэтому интерес к нему со стороны заметно возрастает в последние годы. Для туриста, для путешественника здесь интересно всё: история, культура, быт, природа, потому что общение с первозданной, почти нетронутой материей и наполнение всех своих клеток, всего существа этим сокровищем приближает человека к познанию истины. Территория Казахстана была заселена в глубокой древности, о чём говорят найденные следы стоянок первобытного человека при археологических раскопках в долине реки Бухтармы и окрестностях Семипалатинска на востоке Казахстана, в Баянаульском районе Павлодарской области, в горах Каратау, вблизи Тараза. Все эти стоянки относятся к каменному веку, который пришёл на смену ледникового периода и длился почти 100 тысяч лет. На смену палеолиту пришёл новокаменный век (неолит). В Казахстане известно более двухсот неолитических стоянок, когда появляется земледелие, скотоводство, люди создают орудия охоты, что облегчает добычу пропитания, охотясь на животных. Стоянки человека времён неолита обнаружены почти во всех регионах республики. В первой половине первого тысячелетия новой эры первобытный строй этих тысячелетия новой эры первобытный строй этих мест пришёл в упадок, и на смену ему в регионе с VI века складываются феодальные отношения, которые продолжались в регионе свыше полутора тысячи лет.

    Великий шелковый путь

    Особое место в развитии региона принадлежит "Великому шёлковому пути", который проходил через регион Казахстана и связывал Китай с Византией. Главным предметом торговли здесь были шёлковые ткани. Много городов возникло на северном пути маршрута в бассейне реки Сырдарьи. Вот н екоторые города, возникшие на этом маршруте.

    Великий шелковый путь — действовавшие со II века до н. э. караванные маршруты из Китая в Европу, пролегавшие по территории современной Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции. Отправку первого верблюжьего каравана с шелком и бронзой в Ферганскую долину относят к 121 году до н. э. Позже караваны (порой до 6 тыс. верблюдов) начинали путь в 10 тыс. км из тогдашней столицы Китая Чанъаня (нынешнего Сианя) через Ланьчжоу до Дуньхуана (ворота в империю), где он раздваивался. Северная часть пересекала Памир и вела в Фергану, а южная вела в Парфию, Индию и на Ближний Восток до Средиземного моря. Путешествие длилось годами: только на переход от Сианя до Каспия требовалось больше года с учетом стоянок. На начальном этапе маршрута защитой для караванов была Великая Китайская стена.

    По маршруту Великого шелкового пути Китай экспортировал ткани, масла, специи, бронзовые и серебряные изделия, фарфор, фаянс, изделия из кости и эмали, а взамен получал меха, кожу, фрукты, редких животных, драгоценные камни, благовония и косметику, ценные сорта древесины. Путь также служил для распространения технологий — шелководства, изготовления бумаги, стекла и др.

    Р асцвет пути пришелся на IV–VIII века нашей эры. В результате ирано-византийских войн VI–VII веков один из маршрутов пути был проложен по территории Северного Кавказа. В первой половине VIII века все западные маршруты пути попали под контроль Арабского халифата. Последний взлет Великий шелковый путь пережил в XIII–XIV веках, когда он почти весь он находился под контролем монголов. В XV веке путь пришел в упадок из-за активного развития морской торговли.

    «Один пояс — один путь»

    В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин предложил масштабный проект «Один пояс — один путь» — транспортный, энергетический и торговый коридор между странами Центральной, Южной Азии и Европы. Он объединяет в себе два инфраструктурных проекта: «Морской Шелковый путь XXI века» и «Экономический пояс Шелкового пути».

    Концепция "Один пояс — один путь" — международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, которая будет способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем.

    Идея формирования "Экономического пояса Шелкового пути" была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином и впервые прозвучала во время его выступления в Астане в рамках государственного визита в Казахстан в сентябре 2013 года. Как отметил Си Цзиньпин, у Китая и стран Центрально-Азиатского региона — общая стратегическая цель, которая заключается в стабильном развитии экономики, процветании и могуществе государств. Китайский лидер подчеркнул необходимость "всесторонне укреплять практическое взаимодействие" и "конвертировать преимущества политического диалога, географической близости и экономической взаимодополняемости в преимущества сотрудничества, устойчивого роста, создания общности интересов на основе взаимной выгоды и общего выигрыша".

    В связи с этим Си Цзиньпин призвал применять на пространстве Евразии новые модели сотрудничества, общими усилиями формировать "Экономический пояс Шелкового пути" (ЭПШП) и предложил пять необходимых для этого мер: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами.

    В октябре 2013 года во время своего визита в страны Юго-Восточной Азии глава КНР предложил странам — членам АСЕАН идею совместного строительства "Морского Шелкового пути XXI века" (МШП). Обе инициативы — ЭПШП и МШП — были объединены в общую стратегическую концепцию Китая под названием "Один пояс — один путь", которая представляет сегодня одно из основных направлений внешнеэкономического и внешнеполитического курса КНР.

    В марте 2015 года по поручению Госсовета КНР Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство торговли Китая опубликовали документ "Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века". Документ призван способствовать реализации концепции "Один пояс — один путь".

    В документе отмечается, что проект "Один пояс — один путь" является открытым для всех стран, международных и региональных организаций, а также создает основу для экономического сотрудничества КНР с заинтересованными странами.

    Предполагается, что основные маршруты "Экономического пояса Шелкового пути" будут проходить:

    — из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря);

    — из Китая через Центральную Азию и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю;

    — из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.

    Основные направления "Морского Шелкового пути XXI века":

    — из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы;

    — из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.

    В указанных направлениях планируется сформировать международные коридоры экономического сотрудничества: "Китай — Монголия — Россия", "Китай — Центральная Азия — Западная Азия", "Китай — Индокитай", "Китай — Пакистан" и "Бангладеш — Индия — Мьянма — Китай".

    В документе обозначены задачи в сфере инфраструктурного строительства, инвестиций в промышленные мощности, освоения природных ресурсов, торгово-экономического и финансового сотрудничества, гуманитарных обменов, защиты окружающей среды и взаимодействия на море.

    В качестве важнейшего фактора расширения сотрудничества в регионе названо взаимодействие таких многосторонних механизмов, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Китай-АСЕАН (формат "10+1"), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Форум "Азия — Европа" (АСЕМ), Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Форум китайско-арабского сотрудничества, Диалог Китай — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Китай-ССАГПЗ), Экономическое сотрудничество Субрегиона Большого Меконга (СБМ), Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС).

    Концепция "Экономического пояса Шелкового пути" рассчитана на несколько ближайших десятилетий, в настоящее время ее реализация пока не приобрела системности, и сегодня она скорее представляет собой один из векторов в продвижении Китая к новой глобальной роли.

    В целях финансирования проектов концепции "Один пояс — один путь" в 2014 году в Китае были созданы два новых финансовых института: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути.

    Целью Азиатского банка инфраструктурных инвестиций является финансирование крупных инфраструктурных проектов стран-учредителей банка и содействие их экономическому развитию. На сегодняшний день в число учредителей банка входят 57 стран (37 из Азиатского региона и 20 стран не входящих в данный регион). 29 июня 2015 года было подписано соглашение о создании банка. 16 января 2016 года АБИИ с капиталом 100 миллиардов долларов начал свою работу. Пятерку крупнейших соучредителей по объему вложений составили Китай, Индия, Россия, Германия и Республика Корея.

    Фонд Шелкового пути был зарегистрирован в декабре 2014 года в Пекине. Общий капитал ФШП, как предполагается, составит 40 миллиардов долларов, однако его формирование будет происходить в несколько этапов. Фонд был запущен с начальным капиталом в 10 миллиардов долларов.

    Основной целью Фонда является поиск инвестиционных возможностей и предоставление услуг для реализации проектов в странах, через которые проходит новый Шелковый путь. Предполагается, что Фонд будет в основном осуществлять инвестиции в инфраструктуру, а также в развитие промышленной и финансовой кооперации. Весь капитал Фонда принадлежит Китаю, а основными источниками финансирования являются Государственная администрация иностранной валюты Китая (65%), Китайская Инвестиционная Корпорация (15%), Экспортно-импортный банк Китая (15%) и Банк развития Китая (5%). В дальнейшем Фонд будет привлекать институциональных инвесторов из других стран, готовых осуществлять долгосрочные инвестиции.

    Соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП) было подписано главами РФ и КНР в мае 2015 года во время визита Си Цзиньпина в Россию.

    Готовность поддержать инициативу и присоединиться к ней выразили более 100 стран и международных организаций. Китай подписал соглашения о сотрудничестве с более чем 40 странами и международными организациями.

    Наиболее значимым из них стало Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

    В рамках взаимодействия двух стран создана и действует Комиссия по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, которую возглавили первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов и его китайский коллега, первый вице-премьер Государственного совета КНР Чжан Гаоли.

    В 2016 году настоящим прорывом в развитии многосторонних экономических коридоров в рамках инициативы "Один пояс — один путь" стало официальное подписание Китаем, Монголией и Россией планов по строительству экономического коридора. Устойчивый прогресс также был достигнут в синергетической инициативе с Евразийским экономическим союзом.

    14-15 мая 2017 года в Пекине прошел первый форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках стратегии "Один пояс — один путь" с участием лидеров и глав правительств 29 стран. В работе форума приняли участие генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерреш, директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард, президент Всемирного банка Джим Ён Ким.

    Общее количество гостей и участников форума составило около 1,5 тысяч человек из более чем 130 стран мира.

    Д ревний город Отрар

    Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отраский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля Абу Наср ал-Фараби. В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно- Казахстанской области. С запада оазис ограничен Кызылкумами, занимающими пространство между двух великих среднеазиатских рек -Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья Сырдарьи, входящая в оазис, -плоская или слегка холмистая степь с бедной однообразной флорой. Она заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки.

    В Отраре (Фарабе) находился один из монетных дворов династии Караханидов[2]. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Есть вероятность, что Отрар был центром Фараба, на медных дирхемах хорезмшаха Ала ад-Дин Мухаммеда, изготовленных в Отраре в 1210-11 г. стоит «Фараб», а в его же чекане 12161218 гг. — «Отрар», перед которым помещено слово балад (означает «город», а также «страна, область»).[3]

    В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вино), баня, мечети, лавки, магазины.[4] Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии.

    По историческим данным, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством сыновей Чингисхана. Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и недовольство отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи. Каир-хана, который сражался до последнего, Чингис-хан не просто казнил. Чингис-хан был поражен смелостью и храбростью воина и посчитал, что просто казнить его — недостойная смерть. Чингисхан залил глаза и рот Каир-хана серебром.В XV веке город был отстроен заново. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тамерлан. В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского ханства. Был в числе разрушенных в 1723—1727 годах джунгарами городов. В начале XIX века был окончательно заброшен.

    Расположение

    Отрарский оазис всегда занимал в Южном Казахстане удобное стратегическое положение. Отрар был на стыке различных географических ландшафтов, буквально в узле многих дорог, в том числе тех, что шли по Сырдарье на юг в Шаш, Согд и далее к Мерву. Нишапуру, Рею, на север и запад через Хорезм в Приаралье, Повольжье, Причерноморье и на Кавказ. Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение. Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают глубокие магистральные каналы, растрескавшиеся от жары, русла которых вот уже сотни лет не получали ни капли воды. Этот своеобразный алузей под открытым небом "говорит" нам о жизни наших далеких предков. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв; квартал гончаров XIII-XIV ВB; баня XIII-XV в; кирпичеобжигательная мастерская XII-XIV в.; мечеть и дворец конца XIV-XV вв. Интереснейшим сооружением Отрара конца XIV - ндчала XV вв. является соборная мечеть. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые. Согласно историку Шараф ад-дину Иезди, "отправившись от берегов Сейхуна, Тимур остановился в среду 12 раджаба в Отрарском дворце Бердибека; все царевичи, эмиры и близкие из придворных заняли каждый отдельную комнату". Дворец правителя пока еще не раскопан, это дело будущего, но известно, что в нем был зал приемов "куриншихана". О нем можно судить из следующих строк того же историка: "В это время прибыл к Тимуру от Тохтамыша, который уже давно скитался бесприютным бродягой в степях Дешти Кыпчака. В тоже день Тимур торжественно вошел в приемный зал и уселся на высоком троне". На Отраре в 2001-2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО- Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей и должен стать своеобразными казахстанскими Помпеями.
    Мавзолей Арыстан- Баб
    М авзолей был построен над могилой Арыстан-Баба (Арыстан-Баб), который был наставником Ходжи Ахмеда Яссауи, распространителя мусульманства среди жителей Туркестана. Строение довольно обширное, оно состоит из отдельных комнат - мечети, минарета (именуемого башней) и библиотеки. Самой старой частью мавзолея считается могила. Мавзолей много раз восстанавливали, первый раз сооружение было возведено в XIV-XV веках, в 1909 году мавзолей полностью реконструировали. Внутри мавзолея установили массивное надгробие Арыстан-Баба, а также надгробия его учеников и сторонников: Карга-Бабы, Лашын-Бабы и Хермет-Азыра.

    Арыстан-Баба жил в XII веке, долгое время он являлся старшим из шейхов города Яссы и был первым учителем маленького Ахмеда Ясави.

    Кем был Арыстан-Баба, точно утверждать сложно, в памяти людей он остался странствующим святым, по другим источникам, он был правителем-шейхом. Слово "арслан" или "арыстан" в переводе с тюркского означает "лев". Согласно сказаниям, свое прозвище он получил, пройдя долгие скитания и получив мистические способности.
    Х одят легенды о том, что он дружил со львами и даже мог кататься на них верхом. Слово "баба" с арабского означает "врата", в этом случае речь идет о вратах божественного откровения, такой титул получали раньше суфийские святые. В истории казахского народа осталась даже такая поговорка: "Отырарда отыз баб, Сайрамдагы сансыз баб", что означает: "В Отраре 30 баба, а в Сайраме их бесчисленное множество".

    Арыстан-Баба является одной из главных фигур в иерархии святых баба Центральной Азии, именно он, по легендам, принес идеи суфизма в казахскую степь, которые прижились достаточно легко.




    Суфизм прижился благодаря психологии тюрков и их кочевому образу жизни.

    "От природы в нас много суфийского. Это и поэтический склад ума, и широта мировоззрения, и свободное нестандартное мышление, и самое главное - предпочтение живой веры (иман) и духовного самосовершенствования мусульманской схоластике и внешним обрядам. Суфий, так же как и кочевник, не был привязан к одной конкретной территории. Его жизнь - бесконечные странствия и путешествия. Понимали кочевники и строгие самоограничения и аскетизм, которые на себя накладывали суфии, ведь сами они воспитывали в себе дисциплину и порядок", - рассказывает ученый-религиовед, профессор КазНУ Калимаш Бегалинова.
    Л егендарный Арыстан-Баба мог быть и реальной исторической фигурой. Ученые выдвинули гипотезу, что первый в истории перс по имени Салман аль-Фариси, который принял ислам, мог стать прототипом старца. Салман был родом из Персии, родители его были зороастрийцами, но он позднее принял ислам и отправился путешествовать по миру, став близким сподвижником Мухаммеда.

    Вся жизнь мудрого Арыстан-Бабы пронизана легендами.

    По одной из них, пророк Мухаммед со своими сподвижниками как-то сидел и ел хурму (по другим источникам - финик). Один плод все время скатывался с блюда. В этот момент пророка посетило откровение, что этот плод предназначается для мусульманина Ахмеда, которому было суждено родиться спустя четыре столетия.

    700-летний вяз, который вызывает трепет. Священное дерево Киели Агаш

    Пророк поинтересовался, кто из его сподвижников хотел бы передать эту хурму Ахмеду Яссауи, но желающих не было. Пророк вновь спросил своих учеников, тогда Арыстан-Баба сказал, что если пророк у Всевышнего попросит для него долгой жизни в четыреста лет, он готов передать плод тому, для кого он был предназначен. Так и произошло: много лет спустя маленький Ахмед повстречал Арыстан-Баба, который и дал ему хурму.
    В стретились они на мосту в Сайраме (бывший город Испиджаб). Согласно легенде, мальчик подбежал к старцу, чтобы забрать у него свой аманат (или поручение, которое обязательно нужно  исполнить). Арыстан-Баба много лет хранил это сокровище и, чтобы не потерять его, положил хурму за щеку. Поэтому семилетнему Ахмеду досталась только косточка от того плода. На это мальчик сказал: "Ты отдал мне косточку, а себе оставил мякоть. Значит, к тебе будут приходить ночевать, а ко мне - просить".

    Этим и объясняется, почему сначала паломникам стоит отправиться в мавзолей Арыстан-Баба и только затем ехать к Ахмеду Яссауи.

    Еще одно предание гласит, что перед смертью пророк Мухаммед отдал Арыстан-Баба свои четки-аманат, а тот в свое время передал их юному Ахмеду Яссауи.
    В мавзолее сохранился и выставлен для осмотра старый Коран, который является образцом уникальной средневековой каллиграфии.

    Многие туристы стараются остаться в мавзолее Арыстан-Баба на ночь, они просят, чтобы сбылось их самое заветное желание. После ночи, проведенной в мавзолее, они отправляются в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи, поддерживая тесную связь между учителем и его учеником.

    Необычная легенда вызывает до сих пор споры, ведь Яссауи родился в 1103 году, тогда как пророк Мухаммед жил в 571-632 годах. Следовательно, их разделяет не менее пятисот лет. Согласно другим легендам, Арыстан-Баба прожил до 900 лет и в то время, когда он говорил с пророком, ему уже было около 300 лет. Тем не менее Арыстан-Баба остается одним из самых великих долгожителей своего народа.
    Есть и еще один необычный ритуал - нужно выпить воды из колодца Арыстан-Баба. Находится он у входа в мавзолей, его построили по приказу Аксак Темира (Тамерлана, или Тимура, среднеазиатского тюрко-монгольского военачальника и завоевателя, который сыграл одну из ключевых ролей в истории Азии, Руси, Поволжья и Кавказа).

    В ода в колодце не замерзает даже зимой, она соленая на вкус, но обладает целебной силой. Паломники не только пьют эту необычную воду, но и набирают ее про запас, чтобы забрать ее домой. Однако нужно помнить, что, если по приезде домой в емкости образовался черный осадок, старожилы предупреждают, что такую воду уже пить нельзя.

    С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба охраняется государством как часть исторического наследия республики. Туристам предлагается его посещение как отдельной экскурсией, так и в составе сложных туров по области. К примеру, одна из самых популярных экскурсий - однодневная поездка в мавзолей Арыстан-баба из Шымкента, с посещением Туркестана и Сайрама, где произошла встреча старца и юного Ясави.



    Эволюция образа

    Учёные считают, что Арыстан-Баб — это полулегендарная фигура среднеазиатской мифологии. Изначальный его культ был связан с водными источниками и силами природы. В своём последующем развитии он прошёл четыре этапа[4][5].

    Первый этап


    Сперва образ пережил влияние кахтанитского (южно-аравийского) предания. В получившейся версии мифа Арыстан-Баб являлся соплеменником пророка Худа, был огромного роста и прожил 340 лет. Знал основы 33 религий и в итоге предпочёл ислам[4][5].

    Второй этап


    Период влияния шиитской секты кайсанитов сделал Арыстан-Баба потомком имама Мухаммада ибн аль-Ханафии (636—701), сына имама Али, и наделил титулом «баб» (что означает человека, обладающего необычайным знанием)[4][5]. Например, этой версии придерживается Муса Сайрами, автор трактата «История владетелей Кашгарии» и прямой потомок Арыстан-Баба[6][7]. Согласно составленной им генеалогии, святой одновременно является родным дядей своего ученика Ходжи Ахмеда Ясави[8][9].

    Третий этап


    Самаркандский богослов Наджмуддин ан-Насафи (1067—1142) сообщает, что в XI веке в Фарабе проживал сподвижник пророка по имени Йахйа ибн Настур ар-Руми. Ему было более 340 лет, он передавал 14 хадисов непосредственно от Мухаммеда[10][4][5]. В соответствии с распространённой легендой, Арыстан-Баб получил лично из рук пророка рубище и один финик с указанием (аманатом) передать их Ходже Ахмеду, сыну шайха Ибрахима, который должен родиться в Сайраме[11].

    Четвёртый этап


    На последнем этапе Арыстан-Баб становится наставником Ходжи Ахмеда Ясави (1103—1166), основателя влиятельного суфийского тариката Ясавия[10][4][5]. По одной из версий, святой являлся старшим из шейхов города Ясы и стал первым учителем для юного Ахмеда, впоследствии продолжившего своё образование у Юсуфа Хамадани в Бухаре[12][13].

    Современный мавзолей

    Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.

    В настоящее время над могилой Арыстанбаба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана́ перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом её помещении установлено огромное надгробие Арыстанбаба, во втором — помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба[5]. Различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям, впоследствии гурхана и поминальная мечеть были объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре, перекрытым стрельчатым сводом.

    Портал отмечается как наиболее выразительный элемент архитектуры мавзолея, примечательно, что он не похож на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении, а выполнен в новой для этих мест архитектурной форме на основе декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века[6].
    Археологические находки

    Место развалин Отрара и памятники тех регионов привлекли внимания исследователей. Впервые в 1904 году была снята топография Отрара, проведена раскопка силами исследовательских организаций Туркестана. При этих раскопках нашли много посуды из глины. После Великой Октябрьской революции возникли условия для широкого изучения истории края. В 50-х годах здесь провела исследования и раскопки археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. Отраром специалисты не ограничились, проведя исследования и в селе Кок-Мардан на городище Куйры-ктобе, которые является остатками средневекового некрополя. Наиболее крупные раскопки проводились на самом Отраре, где были исследованы участки города, относящиеся к ХVІ-ХVІІ векам, также мечеть ХV века, бани ХІ века ремесленные мастерские и многие другие объекты. В результате раскопок был собран большой, во многом уникальный материал по городской застройке, жилищам, различным ремеслам, и в общем о развитии городской культуры на протяжении почти двух тысяч лет. С того момента древний город и памятники отрарского оазиса стали главными объектами исследований археологов.

    Р езультаты исследований архитектуры и ландшафта города демонстрируют что это поселение очень схоже с другими средневековыми памятниками, которые были найдены на территории Казахстана и всей Средней Азии.

    Главная часть городища имеет пятиугольную форму, и является холлом высотой более 17 метров. Общая площадь строений более 20 гектаров. По всему периметру были возведены стены, на которых находилась круглые башни, выступающие за периметр стены. Попасть в древний Отрар можно было с трех въездов, два из которых были расположены друг напротив друга. Ворота находились на северо-восточной, и в западной частях города. Основная улица делила город на две части и одновременно соединяла южные и северные ворота.

    Раскопки древнего города ведутся на протяжении сорока лет. Именно труд ученых-археологов помогает лучше изучить древние эпохи. Благодаря этой непростой, длительной и очень кропотливой работе любой желающий может узнать об истории предков. 

    П
    ервые населенные пункты начали появляться на этой территории еще в I веке нашей эры, что намного раньше первых упоминаний в письменных источниках о городе Фараб.

    Городище Отрар

    Впервые название Отрар приводится известным историком ат -Табари в связи с событиями начала IX в. В это же время упоминается и другое название города и округа - Фараб. Культура Отрар - Фараба эпохи средневековья возникла не на пустом месте, она расцвела на основе достижений предшествующего периода. 
    Исторический экскурс устанавливает политическую предтечу Отрара - Фараба. В Авесте - цикле различных по происхождению и содержанию мифов, сказаний и религиозных текстов иноязычных племен Средней Азии и Восточного Ирана - встречается название Канги.
    Древний герой иранцев «могучий воитель Туса» просит богиню покровительницу о победе «в Канга, высокой и священной». Для уточнения Канги можно воспользоваться сообщениями других и ноязычных источников.
    В 138 г. до н. э. из Ханьской столицы в неведомые страны Запада вышел посольский караван императора Уди во главе с князем Чжан-Цянь. Путешественник, возвратившись  домой, через 13 лет, составил докладную записку, открывшую для Китая целый мир городских цивилизаций и кочевых государств в Западном крае. 
    Среди них было названо государство Кангюй, столица которого находилась в 2000 ли (800 - 900 км) на северо-запад от резиденции усуньского гуньмо. Поскольку точно определено местонахождение усуней в Семиречье, то локализация Кангюя может быть уточнена.
    Это район среднего течения Сырдарьи. Поэтому не вызывает сомнения тождество Канги Авесты и Кангюя Ханьских хроник. Дополнительным аргументом в пользу локализации Канги на средней Сырдарье является эпизод из «Шахнамэ», описанный в IX в. великим Фирдоуси.
    В своей поэме он освещает исторические события, происходившие на территории Средней Азии и Восточного Ирана. Множество названных в «Шахнаме» гор, рек, городов приурочивается к конкретным географическим ориентирам.
    Канга, например, упоминается в поэме как столица легендарного Афрасиаба и помещается по ту сторону реки Гульзарриюн (Сырдарья) за Шашем и Испиджабом, именно в районе среднего течения Сырдарьи. Кангюй встречается и в рунических надписях в честь Могилян и Бильге-кагана.
    В них западной границей походов тюрков названа местность Кангу - Тарбан. Как установили исследователи, область Кангу - Тарбан находилась также на средней Сырдарье, под ней понимается более ранний,Кангюй. 
    Название Тарбад (Тарбан) приводится в сочинениях арабских историков и географов IX в.: Ал-Азраки и Ал-Белазури. Четкое определение Тарбана (Турарбанда) дает арабский географ ХIII в. Якут.
    Он пишет в своем знаменитом географическом словаре: «Турар-банд... город за Сейханом (Сырдарьей)... 
    Народ этой страны по-разному произносит это имя, и они говорят Турар и Отрар». Следовательно, Тарбан, Турарбанд - это ранние названия Отрара. Таким образом, истоки развитой средневековой материальной и духовной культуры Отрара восходят к самобытной культуре кангюйских племен.
    Развитие оседло-скотоводческой цивилизаций

    Исследования показали, что в конце I тысячелетия до y. э. - в первой половине I тысячелетия н. э. на Сырдарье и на юге Казахстана сложилась своеобразная оседло-скотоводческая цивилизация. Население обитало в укрепленных поселениях и городах, умело строить монументальные сооружения, стационарные жилища. Кангюйцы занимались хлебопашеством, садоводством, огородничеством в сочетании со скотоводством, охотой и рыболовством.
    Они формовали разнообразную глиняную посуду, плавили железо, из которого делали длинные мечи, ножи, наконечники стрелы, из бронзы, золота, цветных камней ювелиры изготавливали украшения и амулеты, из кости - всевозможные заколки, булавки, застежки.
    Культура местных племен способствовала формированию средневековых феодальных городов. Раскопки Отрара и памятников оазиса VII - VIII в.в. убеждают в том, что здесь образовалось раннефеодальное владение. 
    От Отрара по Арыси шли дороги к Таразу. Баласагуну и далее в Восточный Туркестан; по Сыр-Дарье вверх издревле проторенный путь ведет в Шаш, Согд и далее к Мерву и Нишапуру; вниз дорога направляется в Приаралье и на Урал; на запад через Кзыл-Кумы шел путь в Хорезм и далее в Поволжье, Причерноморье и на Кавказ. 
    В источниках, описывающих завоевания арабов в Средней Азии и на юге Казахстана Отрар-Фараб, назван  в качестве столицы одноименной области. Раскопки слоев Отрара VII-VIII в.в. свидетельствуют о том, что это уже был сложившийся город. К этому времени относится группа эпиграфных монет, собранных на Отраре и городищах оазиса.
    На лицевой стороне монет имеется родовая тамга тюрков в виде лука, а на обороте лев. В IХ - Х в.в, источники называют Отрар в числе городов Испиджаба. В источниках Фараб-Отрар по-прежнему характеризуется как центр округа Фараб, который занимал пространство около дня пути в длину и ширину.
    Время IХ - Х в.в. характеризуется на Сыр-Дарье этническими перемещениями.
    Кангары были частично вытеснены огузами и карлуками. Не случайно Ибн Хордадбех пишет: "А в городе Фарабе находятся одновременно отряды мусульман и тюрок карлуков". В конце IX - начале Х в.в. происходит сложение державы сыр-дарьинских огузов, столицей которой стал город Янгикент.
    Огузы заняли среднее течение Сыр-Дарьи, долину Арыси и предгорья Каратау.
    Им подчинялись города Сауран, Сюткент, Арсубаникет, Карачук и Фараб. В этой связи интересно отметить, что роль столичного города округа Фараб переходит к Кедеру. Это был крупный город, который мог выставить до 70 тысяч войска, он имел соборную мечеть в шахристане, базары в рабаде.

    Крупный город Кедер

    "Кедер,- поясняет ал-Макдиси, - был новым городом, устройство в нем минбара вызвало междоусобные войны". Видимо, Кедер являлся именно одной из резиденций огузов и поднялся в противовес старой столице - Отрару.

    Поиски развалин Кедера позволили отождествить город с городищем Куйрюк-тобе, находящимся неподалеку от Отрара. Период IХ - ХII в.в. был временем подъема городской жизни на юге Казахстана. Отрар в это время занимает территорию в 200 га. К середине ХIII столетия Отрар превращается в крупный торговый центр.
    Отрар известен как центр чеканки монет, которые имели широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. В XIII - XIV в.в. в городе ведется строительство крупных общественных сооружений. При хане Ерзене здесь были построены медресе, ханака и мечеть. 
    Во второй половине XIV в. Южный Казахстан вошел в державу Тимура. В Отраре, Сауране, Сыгнаке и Сузаке разместились военные гарнизоны. Именно в Отраре Тимур готовил армию к походу на Восток, и  здесь же в феврале 1405 г. он простудился и умер. 
    В эпоху Тимура обстановка в бывших монгольских владениях несколько стабилизировалась. При нем был построен грандиозный мавзолей Ахмеда Ясави в Туркестане. В Отраре с именем Тимура связывают сооружение мавзолея над могилой учителя Ахмеда Ясави - святого Арслан-баба.
    Смерть Тимура стала прологом новых междоусобиц и феодальных войн. В середине XV в. энергичный степной хан Абулхаир подчинил себе многочисленные племена Дашт-и Кипчака и возглавил новое феодальное владение - Узбекское ханство. 
    Однако власть его была непрочной. Абулхаиру противостояли потомки Джучи - казахские ханы Джанибек и Гирей. Период XV - XVII в.в.- это непрекращающаяся борьба за политическое господство в казахских степях и на Сырдарье.
    После смерти в 1510 г. одного из наиболее ярких представителей узбекской верхушки Мухаммеда Шейбани власть перешла к казахским ханам. При Касым-хане Казахское ханство укрепляется, расширяются его границы, получают развитие города, ремесла и торговля. 
    С середины XVII в. на земли Казахстана начинают претендовать джунгары. Они совершают ряд грабительских походов, разрушают Сайрам, Туркестан и другие городские центры. Вместе с тем не прекращаются феодальные смуты и распри. Все это привело к постепенному упадку экономики страны, к гибели некогда цветущих сырдарьинских городов. 
    После смерти одного из наиболее ярких представителей узбекской в ерхушки Мухаммеда Шейбани в 1510 году власть переходит к казахским ханам. Материалы раскопок Отрара дают яркое представление о жизни города в ХVI - ХVIII в.в.

    Архитектура Отрара

    А нализ архитектуры позволил получить полное представление о жизни позднесредневекового Отрара. Основным застроечным компонентом города является квартал. Это комплекс домов, сгруппированных по две или по одну сторону внутриквартальной улочки.
    Определена ремесленная специализация некоторых кварталов. Квартал в восточной части Отрара принадлежал гончарам. Еще один квартал, расположенный вблизи западных ворот Отрара, идентифицированных с воротами Дарваза-и Cyфи, принадлежал хлебопекам.
    В ходе раскопок позднесредневекового Отрара  собрано много керамики, изделий из металла, монет и украшений,  поделок из камня. Медный чекан ХVI века представлен монетами Туркестана и Ташкента, Бухары и Самарканда.
    Однако находка клада монет вместе с заготовками позволяет предположить о наличии монетного двора в  самом Отраре.  Нумизматические находки доказывают, что Отрар переживает подъем в период с середины XV - первой половины XVII в.в., в период Казахского ханства. Город пострадал в ходе джунгарских нашествий и окончательно запустел в середине XVIII века. Вскоре площадь Отрара увеличивается в 10 раз, вместе с торгово-ремесленными предместьями он занимает 200 гектаров.
    Город благоустраивается, в нем появляется новинка - бани. Две из них вскрыты раскопками. Такой их тип просуществовал почти без изменений до позднего средневековья. Бани в плане имели крестовидную форму.
    В центре находилась массажная, а вокруг нее - помещения для мытья и для отдыха. Все отапливалось при помощи проложенных под полом жаропроводящих каналов. Баня играла важную роль в жизни горожан.
    Известный востоковед И. Н. Орбели писал: «Баня на Востоке - предмет особой заботы градоправителя и цеховых организаций, и отдельного богача, устроившего баню для себя и для своих друзей. 
    Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и для дружеской беседы с приятелем, для встречи и разговора о купле и продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматах и нардах».
    В результате раскопок выяснен характер застройки города  XI - XII в.в., а также тип жилища. Массивы тесно пристроенных друг к другу домов рассекали магистральные улицы. Городские ворота находились с трех сторон: южной, северной и западной.
    Дома двух- и трехкомнатные рассчитаны на отдельную семью. В жилых комнатах площадью до 25 кв. м вдоль стен устроены высокие (0,4 м) суфы шириной 4 - 1,2 м. В центре, чуть ближе к входу, имелись напольные открытые очаги в виде прямоугольных, округлых или антропоморфных площадок с бортиками. 
    В некоторых домах сложены тандыры, но в отличие от более поздних без дымоходов. Интересны очаги типа сандалов, в которые насыпали горячие угли. Исходящее от них тепло обогревало помещения.
    Эти очаги нескольких типов - прямоугольные в виде керамических корытец, круглые наподобие тазиков с прямыми стенками. И те, и другие вкопаны в пол до уровня венчиков. Примечательна орнаментация очажков, она располагается обычно на дне, стенках и венчике.
    Орнамент наносился штампами, техникой выемчатой резьбы и палена. Вот, например, как выглядит один из таких очажков. На дне его - три круглых оттиска штампа с изображением розетки. По внешнему диаметру нанесены щитовидные фигурки с изображением дерева внутри.
    Розетки соединены растительными побегами. Внутренние стенки украшены растительным орнаментом, имитирующим, видимо, камыш. На венчике имеется полоса вдавлений в виде деревьев. Кроме утилитарного назначения - обогревать помещения, очажки выполняли и другую функцию.
    Исследователи единодушны в том, что они связаны с культом огня, истоки которого уходят в глубокую древность.  В то же время они олицетворяли и культ домашнего очага, тесно связанного с культом предков и рода.
    Пережитки этих культов проявлялись у казахов еще в прошлом столетии. Казахи называли огонь «авлие» (святой), а также матерью. Огнем клялись, приносили в жертву жир и ставили жертвенные свечи.
    Существование культа огня в Отраре в XII в. отмечено тогда, когда там уже господствовал ислам, но, как свидетельствуют археологические находки, ислам не исчерпывал всех духовно религиозных представлений жителей средневекового города. 
    Наряду с ним бытовали древние представления и верования, восходящие к эпохе кангюев и кангаров. Расцвет города прервало монгольское нашествие. Он подвергся страшным разрушениям, часть населения была перебита, а часть уведена в рабство.
    Монгольская конница прокатилась опустошительной волной по всей территории Казахстана. Пришли в упадок города и селения.


    написать администратору сайта