Главная страница
Навигация по странице:

  • Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч".

  • Работа с текстом в первой половине урока должна привести учащихся к следующим выводам

  • Во второй части урока учащиеся выясняют причины деградации Старцева.

  • 19. рассказ ионыч. духовная трагедия старцева. Рассказ Ионыч. Духовная трагедия Старцева Орг момент


    Скачать 53 Kb.
    НазваниеРассказ Ионыч. Духовная трагедия Старцева Орг момент
    Дата04.04.2022
    Размер53 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла19. рассказ ионыч. духовная трагедия старцева.doc
    ТипРассказ
    #441885

    Рассказ «Ионыч». Духовная трагедия Старцева
    Орг. момент

    Актуализация ранее изученного материала.

    Проверка д/з.

    Повторение теоретического материала.

    Новая тема:

    Старцев и Ионыч

    История, рассказанная в "Ионыче" (1898), строится вокруг двух признаний в любви. Вначале он признается ей и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она говорит ему о своей любви и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не получилось счастье двух людей. Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни?

    "Среда заела" — расхожее объяснение подобных ситуаций в литературной критике. Но Чехов вводит испытание героя самой обыкновенной вещью — неспешным, но неостановимым ходом времени: "Как-то зимой ... весной, в праздник, — это было Вознесение... прошло больше года... стал бывать у Туркиных часто, очень часто... дня три у него дело валилось из рук... успокоился и зажил по-прежнему... опыт научил его мало-помалу... незаметно, мало-помалу... прошло четыре года... прошло три дня, прошла неделя... и больше уж он никогда не бывал у Туркиных... прошло еще несколько лет...".

    С темой времени связан мотив превращения. Бегущие дни, годы имеют разное "наполнение" и противоречивый смысл. Во-первых, на первом плане естественное, поступательное движение: от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании -движение вспять, постепенное опустошение, превращение в равнодушное существо. Во-вторых, временные отрезки разные: "Прошло больше года", "Прошло четыре года", "Прошло еще несколько лет". Каждый из этих периодов "орнаментирован" по­казательными способами передвижения Старцева: "...шел пешком, не спеша"; "у него уже была своя пара лошадей"; "уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками". Последняя, пятая главка посвящена настоящему. Теперь, "когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками, кажется, что едет не человек, а языческий бог". В-третьих, герои наделены не только отрицающим задором, но и положительной жизненной программой ("Нужно трудиться, без труда жить нельзя", — утверждает Старцев, а Котик убеждена: "Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели... Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы...")-Старцев не просто монологи перед обывателями произносит -он действительно трудится, и больных он принимает все больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но... опять "незаметно, мало-помалу" время совершило губительную подмену.

    "Ионыч" — это рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть. Это рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни, о реальных, не иллюзорных трудностях бытия. Это вывод: бороться с превращением в Ионыча должен каждый, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет. "Все, что напутали, что настроили, чем загородили себя люди, все нужно выбросить, чтобы почувствовать жизнь. Войти в первоначальное, простое отношение к ней", - считал Чехов.

    Вопросы и задания

    1. Как удается Чехову историю всей жизни человека, являющуюся предметом романа, передать в тесных пределах короткого рассказа?

    2. Покажите, чем обусловлены перемены героя. Подготовьте рассказ об основных этапах духовного изменения главного героя.

    3. Можно ли определить, что же было началом "превращения, деградации, движения вниз по наклонной плоскости"?

    4. В какой момент действия рассказа можно говорить о вине героя, не предпринявшего усилий, чтобы предотвратить этот процесс? Действительно ли герой деградирует?

    Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч".
    "И до такой ничтожности, гадости мог снизойти человек!" - эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о "живой" душе, о нравственном и духовном человеке.
    Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.
    В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.
    Возможна запись основных положений урока в виде таблицы.

    Этапы, возраст

    События

    в жизни

    Старцева

    Его внутренняя жизнь и духовные запросы

    Среда.

    Город С.

    Внешний план

    Внутренний план
    I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет.

    Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных

    Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны - бездарна. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: "в креслах было покойно"; "слушать было приятно, удобно"; "в голову шли покойные мысли"; слушать игру Котика "было так приятно, так ново"; "гости, сытые и довольные". "Занятно", "недурственно" - слова Старцева в итоге.

    Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи - Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи

    Внутренний план изображения среды города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: "благоверная"; "не имеет никакого римского права"; "мой муж ревнив, как Отелло"; "ах ты, цыпка, баловница"; "большинский роман"; "читала о том, чего никогда на бывает в жизни"; "шумные, надоедливые, но все же культурные звуки"; "покорчило вас благодарю"; "умри, несчастная". Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни.
    II ступень. Через год. 26 лет.

    Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны.

    Любовь, страдание. "Сказал, сильно волнуясь"; "умоляю вас"; "она восхищала его"; "с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно", "с волнением спрашивал".
    НО: "к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости"; "уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке".
    НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы

    В городе С. читали мало, "хоть закрывай библиотеку". Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. "Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость ".

    "Мог жаловаться ей на жизнь"; "к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?"; "лунный свет подогревал в нем страсть"; "рисовал в воображении поцелуи, объятия"; "перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным"; "ох, не надо бы полнеть".

    На следующий день

    "А приданого они дадут, должно быть, немало"; "на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал"; "дадут приданое, заведем обстановку".
    НО: "залюбовался и пришел в такой восторг"; "я страдал"; "нежное, радостное, мучительное чувство", "любовь моя безгранична"; "у Старцева перестало беспокойно биться сердце"; "ему было немножко стыдно"; "и жаль было своего чувства, этой своей любви".

    "Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет".

    Через 3 дня "Он успокоился и зажил по-прежнему". "Сколько хлопот, однако!" - слова в итоге.
    III ступень. Через четыре года. 30 лет.

    Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной.

    На тройке с бубенчиками"; "пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком"; "и Пантелей мой тоже пополнел"; "ни с кем не сходился близко"; "избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт"; "ел молча"; "все...было неинтересно, несправедливо, глупо"; "чувствовал раздражение, волновался, но молчал"; "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой"; "вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко". "Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек"; "днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу"; "вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас"; "а хорошо, что я тогда не женился"; "подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город" - мысли в итоге

    "Обыватели своими разговорами... раздражали его", "стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую"; "нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек". Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни". "Екатерина Ивановна играла на рояле".
    НО: "Екатерина Ивановна волновалась".

    "Обыватель глядел искоса и недоверчиво"; "поляк надутый". "А, здравствуйте, пожалуйста". "Бонжурте". Манерно вздохнула"; "не хотите ухаживать за мной". "Хотелось говорить, жаловаться на жизнь". "Не имеете никакого римского права"; "это с вашей стороны весьма перпендикулярно"; "умри, несчастная".
    IV ступень. Через несколько лет. 35 лет. Без событий

    "Пополнел, ожирел, тяжело дышит"; "пухлый, красный"; "Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком"; "кажется, что едет не человек, а языческий бог"; "громадная практика"; "имение и два дома"; "проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей"; "жадность одолела"; "горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким"; "характер стал тяжелым, раздражительным".

    "Играет в клубе в вист". "У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле".

    "Его зовут уже просто Ионычем"; "стараются изо всех сил угодить ему".
    Работа с текстом в первой половине урока должна привести учащихся к следующим выводам:

    Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев - интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности - Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев - приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что "жадность одолела". Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.
    Во второй части урока учащиеся выясняют причины деградации Старцева.

    Итоговые вопросы и задания:

    Как Старцев относится к окружающему обществу?

    Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев - неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь ).

    Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?

    Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?

    Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: "Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось". (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди "мертвых душ" ).

    Почему на рубеже 80-90 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?
    Из письма Чехова к Орлову: "Пока еще это студенты и курсистки - это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры".
    Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом".

    Домашнее задание: содержание пьесы «Вишневый сад», работа по системе образов, О1с.194-200


    написать администратору сайта