Главная страница
Навигация по странице:

  • -- Ну, что ж теперь делать-то будешь--спрашивал я.-- Чего покупать намерен

  • -- С чего бы

  • Контрольная работа по ФАТу, Малых Е. Рассказ М. М. Зощенко Богатая жизнь


    Скачать 29.76 Kb.
    НазваниеРассказ М. М. Зощенко Богатая жизнь
    Дата02.06.2020
    Размер29.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольная работа по ФАТу, Малых Е.docx
    ТипРассказ
    #127429

    Малых Екатерины, РиЛ-1802

    Рассказ М. М. Зощенко «Богатая жизнь»

    Кустарь Илья Иваныч Спиридонов выиграл по золотому займу пять тысяч

    рублей золотом.

    Первое время Илья Иваныч ходил совсем ошалевший, разводил руками, тряс головой и приговаривал:

    -- Ну и ну... Ну и штука... Да что же это, братцы?..

    Потом, освоившись со своим богатством, Илья Иваныч принимался высчитывать, сколько и чего он может купить на эту сумму. Но выходило так много и так здорово, что Спиридонов махал рукой и бросал свои подсчеты.

    Ко мне, по старой дружбишке, Илья Иваныч заходил раза два в день и всякий раз со всеми мелочами и новыми подробностями рассказывал, как он узнал о своем выигрыше и какие удивительные переживания были у него в тот счастливый день.


    -- Ну, что ж теперь делать-то будешь?--спрашивал я.-- Чего покупать намерен?

    -- Да чего-нибудь куплю,-- говорил Спиридонов.-- Вот дров, конечно, куплю. Кастрюли, конечно, нужны новые для хозяйства... Штаны, конечно...

    Илья Иваныч получил наконец из банка целую груду новеньких червонцев и исчез без следа. По крайней мере, он не заходил ко мне более двух месяцев.

    Но однажды я встретил Илью Иваныча на улице.

    Новый светло--коричневый костюм висел на нем мешком. Розовый галстук лез в лицо и щекотал подбородок. Илья Иваныч ежесекундно одергивал его. сплевывая от злости. Было заметно, что и костюм, и узкий жилет, и пышный галстук мешали человеку и не давали ему спокойно жить.

    Сам Илья Иваныч очень похудел и осунулся. И лицо было желтое и нездоровое, со многими мелкими морщинками под глазами.

    -- Ну, как? -- спросил я.

    -- Да что ж, -- уныло сказал Спиридонов.-- Живем. Дровец, конечно, купил... А так-то, конечно, скучновато.


    -- С чего бы?

    Илья Иваныч махнул рукой и пригласил меня в пивную. Там, одергивая розовый галстук, Илья Иваныч сказал:

    -- Вот все говорят: буржуи, буржуи... Буржуям, дескать, не житье, а малина. А вот я сам, скажем, буржуем побывал, капиталистом... А чего в этом хорошего?


    -- А что?

    -- Да как же,--сказал Спиридонов. -- Нуте-ка, сами считайте. Родственники и свойственники, которые были мои и женины,-- со всеми расплевался. Поссорился. Это, скажем, раз. В народный суд попал я или нет? Попал. По делу гражданки Быковой. Разбор будет. Это, скажем, два... Жена, супруга то есть, Марья Игнатьевна, насквозь все дни сидит на сундучке и плачет... Это, скажем, три... Налетчики дверь мне в квартире ломали или нет? Ломали. Хотя и не сломали, но есть мне от этого беспокойство? Есть. Я, может, теперь из квартиры не могу уйти. А если в квартире сидишь, опять плохо -- дрова во дворе крадут. Куб у меня дров куплен. Следить надо.

    Илья Иваныч с отчаянием махнул рукой.

    -- Чего же ты теперь делать-то будешь? -- спросил я.

    -- А я не знаю,-- сказал Илья Иваныч.-- Прямо хоть в петлю... Я как в первый день получил деньги, так все и началось, все несчастья... То жил спокойно и безмятежно, то повезло со всех концов.

    А я как в квартиру с деньгами вкатился, так сразу вижу, что неладно что-то. Родственники, конечно, вижу, колбасятся по квартире. То нет никого, а то сидят на всех стульях. Поздравляют. Я, конечно, дал каждому для потехи по два рубля.

    А Мишка, женин братишка, наибольше колбасится.

    -- Довольно,-- говорит,-- стыдно по два рубля отваливать, когда, говорит, капиталец есть.

    Ну, слово за слово, руками по столу -- драка. Кто кого бьет -- неизвестно. А Мишка снял с вешалки мое демисезонное пальтишко и вышел.

    Ну, расплевался я с родственниками. Стал так жить.

    Купил, конечно, всякого добра. Кастрюли купил, пшена на два года. Стал думать, куда еще деньги присобачить. Смотрю -- жена по хозяйству трется, ни отдыху ей, ни сроку.

    "Не дело,-- думаю.-- Хоть и баба она, а все-таки равноправная баба. Стоп,-- думаю.-- Возьму,-- думаю,-- ей в помощь небольшую девчонку. Пущай девчонка продукты стряпает".

    Ну, взял. Девчонка крупу стряпает, а жена, на досуге, сидит целые дни на сундучке и плачет. То работала и веселилась, а то сидит и плачет. Ей, видите ли, на досуге всякие несчастья стали вспоминаться, и как папа ее скончался, и как она замуж за меня вышла... Вообще полезла ей в голову полная ерунда от делать нечего.

    Дал я, конечно, супруге денег.

    -- Сходи,-- говорю,-- хотя бы в клуб или в театр. Я бы,-- говорю,-- и сам с тобой пошел, да мне, видишь ли, за дровами последить надо.

    Ну, поплакала баба -- пошла в клуб. В лото стала in рать. Днем плачет -- на досуге, а вечером играет.

    А я за дровами слежу. А девчонка продукты стряпает.

    А после председатель заходит и говорит:

    -- Ты,-- говорит,-- что ж это, сукин кот, подростков эксплуатируешь? Почему,-- говорит,-- девчонка Быкова не зарегистрирована? Я,-- говорит,-- на тебя в народный суд подам, даром что ты деньги выиграл...

    Илья Иваныч снова махнул рукой, поправил галстук и замолчал.

    -- Плохо,-- сказал я.

    -- Еще бы не плохо,-- оживился Илья Иваныч.-- Сижу, скажем, за пивом, а в груди сосет. Может, сию минуту дрова у меня сперли. Или, может, в квартиру лезут... А у меня самовар новый стоит. И сидеть неохота, и идти неохота. Что ж дома? Жена, конечно, может быть, плачет. Девчонка Быкова тоже плачет -- боится под суд идти... Мишка, женин брат, наверное, вокруг квартиры колбасится -- влезть хочет... Эх, лучше бы мне и денег этих не выигрывать!

    Илья Иваныч расплатился за пиво и грустно пожал мне руку. Я было хотел его утешить на прощанье, но он вдруг спросил:

    -- А чего это самое... Розыгрыш-то новый скоро ли будет? Тысчонку бы мне, этово, неплохо выиграть для ровного счета...

    Илья Иваныч одернул свой розовый галстук и, кивнув мне толовой, торопливо пошел к дому.
    Контрольная работа по жанровому анализу произведения

    I. Жанровое содержание.

    1. Темы «маленького человека», богатства, денег, жадности и существования человека в мире – все это поднял Михаил Зощенко в своем коротком, но богатом содержанием рассказе.

    В своей статье автор пишет: «..темы моих рассказов проникнуты наивной философией, которая как раз по плечу моим читателям…Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей..» [Зощенко М. О себе, о критиках и о своей работе. – В кн.: Михаил Зощенко. Статьи и материалы. – Л.: Асаdemia, 1928, с. 8.].

    «Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливой, карикатурной форме.. Он сокрушался невежеству, нелепому поведению людей. И описывал все как есть..» [ Желтов Владимир: Зощенко жил. Зощенко жив! Зощенко будет жить? (Воспоминания Зои Томашевской)]

    2. Автор затрагивает в своем рассказе такие проблемы как проблему средств существования и отсутствия главной цели в жизни. Главный герой Илья Иваныч не знал, куда потратить только что выигранные деньги, и поэтому купил много дров и кастрюль. Он понятия не имел, как же рационально распорядиться остатками средств, при этом опасаясь того, что его ограбят.

    3. М. М. Зощенко удалось в маленьком рассказе передать нелепое и абсурдное существование главного героя. Илья Иваныч Спиридонов - обычный человек, который случайно выиграл по золотому займу пять тысяч рублей золотом и не знал, куда именно он хочет их потратить. Хотя ему и хотелось вложиться во что-то стоящее, мечты у главного героя были скудными и бедными. Окружение его было таким же, как и он сам, и поэтому никаких дельных советов, куда вложить деньги, он получить не смог. Он закупился дровами, новыми кастрюлями, пшеном на два года, отдал небольшую часть средств родственникам, нанял "девчонку", которая "стряпала продукты" и периодически давал деньги жене для того, чтобы она отдохнула. По итогу у героя не осталось столько денег, сколько было раньше - он все потратил впустую.

    4. В рассказе выражен драматический родовой смысл, потому что главный герой сам не знал, чего хотел, и оттого страдал – и в этом по сути состоит его несчастье. «Комедия обыкновенного человека при детальном, пристальном рассмотрении превращается в обыкновенную драму. А из множества этих невзрачных и примитивных драм, вызывающих смех и колики в животе у неприхотливых и близоруких зрителей, составляется великое трагедийное полотно под названием «Наша жизнь».» [Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Том 2, Букша Ксения, Александр Етоев Великий учитель смеха Михаил Михайлович Зощенко (1895–1958)].

    Герой хотел лишь хорошей, красивой жизни, но из-за своего скудоумия и недальнозоркости он ничего не придумал, кроме покупки таких элементарных, бытовых вещей как пшено, дрова и кастрюля. А ведь он мог со своими финансовыми возможностями изменить что-то глобальное в своей жизни: поменять жилье, купить мебель, одежду, нормальную еду, ходить с супругой в театр, но вместо этого он выбрал другой путь – бояться того, что кто-нибудь украдет его дрова или самовар. Возможно, тяжелая беспросветная жизнь кустаря так отразилась на герое – заглушила и истребила в нем потребность мечтать о чем-то возвышенном.

    II. Носители жанра.

    1. Субъектная и интонационно-речевая организация повествования:

    В тексте представлено личное повествование, потому что есть персонифицированный повествователь. Рассказчик излагает сюжет, становясь участником собственной истории. Образ рассказчика является важным средством композиционной организации текста.

    В речи главного героя встречаются просторечные, разговорные слова, например: «дескать», «нуте-ка», «расплевался» (поссорился), «вкатился» (вошел), «колбасится» (проводить время в суете), «отваливать» (давать), «присобачить» (пристроить), «пущай» (пусть), «продукты стряпает» (еду готовит), «тысчонку» (тысячу рублей). В его репликах очень часто встречается слово «конечно» как связующий элемент, что указывает на весьма мизерный словарный запас. Во многих его предложениях также встречаются такие слова как «я, - говорит..», «думаю», что так же показывает, что герой выходец из простонародья.

    2. Пространственно-временная организация:


    а) как организовано художественное время в рассказе?

    По словам Н. Л. Лейдермана: «Рассказ чаще всего изображает одно мгновение из жизни человека, а если и описывает целую жизнь сжимает ее в цепочку из нескольких «однокачественных эпизодов». [Движение времени и законы жанра]. Это мнение похоже на точку зрения В. П. Скобелева: «..Действие сводит и характер, и обстоятельства в одну точку, связывая в один узел. Рассказ основывается на случае; понимание как часть, по которому выстраивается целое..» [Поэтика рассказа, 1982].

    Рассказ поделен на две временных части. В начале говорится о первых днях после выигрыша Ильи Иваныча: «Ко мне, по старой дружбишке, Илья Иваныч заходил раза два в день и всякий раз со всеми мелочами и новыми подробностями рассказывал, как он узнал о своем выигрыше, и какие удивительные переживания были у него в тот счастливый день..». Герой-рассказчик повествует об эмоционально-душевном состоянии Ильи Иваныча, который из-за отсутствия разнообразной жизни рассказывает об одном и том же по несколько раз в день.

    В завязке произведения он делится со своим знакомым (рассказчиком) своими планами, как потратить выигранные деньги, а потом, получив их, исчезает: «Илья Иваныч получил, наконец, из банка целую груду новеньких червонцев и исчез без следа. По крайней мере, он не заходил ко мне более двух месяцев». Тогда уж завязка.

    Вторая часть рассказа начинается со встречи рассказчика и Ильи Иваныча спустя некоторое время – два месяца. Он купил себе новый костюм, жилет и галстук, которые, как он думал, должен носить «буржуй». Герой считал, что временное наличие денег поднимает его социальную планку: «Вот все говорят: буржуи, буржуи… Буржуям, дескать, не житье, а малина. А вот я сам, скажем, буржуем побывал, капиталистом… А чего в этом хорошего?».

    За два месяца произошли очень существенные изменения в его внутреннем мире и внешнем виде: душевное состояние его резко ухудшилось – из-за множества переживаний о сохранности приобретенных «дорогих» вещей пострадал и внешний вид: «Сам Илья Иваныч очень похудел и осунулся. И лицо было желтое и нездоровое, со многими мелкими морщинками под глазами». Герой терзал себя все это время незнанием того, куда потратить деньги, его отсутствие воображения и фантазии сказывалось на его мечтах – все сводилось к покупке дров, новых кастрюль и пшена.

    Я думаю, что финальная фраза «А чего это самое... Розыгрыш-то новый скоро ли будет? Тысчонку бы мне, этово, неплохо выиграть для ровного счета...» раскрывает потаенный смысл рассказа – автор показывает одной фразой глубоко спрятанную алчность Ильи Иваныча. На протяжении всего произведения он изображен человеком не жадным (нанял прислугу; давал деньги жене и родственникам; себе купил новую одежду, дрова, кастрюли, пшено; попытался обустроить свой быт, насколько хватало ума), а в конце в его же небрежно брошенной фразе проявляется вся сущность «маленького человека».

    Определенного места действия в рассказе нет. Место пребывания героев постоянно меняется: то в квартире рассказчика, то на улице, то в пивной, то в квартире Ильи Иваныча. Взгляд не сконцентрирован на каких-то определенных предметах, он непрерывно перемещается, и оттого хронотоп не имеет конкретного места событий. Автор не акцентировал на этом внимание, потому что в этом не было необходимости. О состоянии душевного мира можно понять из диалогов и монологов героев.

    3. Ассоциативный фон:

    Я думаю, что подтекстом является постоянное упоминание о дровах, которые в понятии героя Ильи Иваныча ему дороже драгоценностей: «Вот дров, конечно, куплю.», «Я, может, теперь из квартиры не могу уйти. А если в квартире сидишь, опять плохо – дрова во дворе крадут. Куб у меня дров куплен. Следить надо..», «А я за дровами слежу..», «Сижу, скажем, за пивом, а в груди сосет. Может, сию минуту дрова у меня сперли..». Дрова – это символ богатства в болезненном воображении героя. Подтекст помогает лучше понять позицию, мысли героя, о чем свидетельствуют высказывания Н. Л. Лейдермана: «Подтекст создает глубину изображения лейтмотива и образов-символов заряженных огромным ассоциативным смыслом» [Движение времени и законы жанра].

    III. Михаил Михайлович Зощенко поместил никчемного, забитого «маленького человека» в не совсем обычную для него ситуацию – он дал ему денег, для того, чтобы посмотреть, будет ли счастлив человек при наличии хорошего капитала. Оказалось, что нет. Герой был слишком глуп, чтобы придумать, как с помощью средств улучшить свою жизнь, сделать ее счастливее. С появлением денег все стало только хуже. Оскудевший ум не мог предложить никаких идей

    IV. В данном рассказе используется метонимический принцип миромоделирования, потому что конкретный образ показан как часть большого мира: в единичной жизни кустаря воплощен собирательный образ «маленького человека». «..поставим рядом два великих открытия, которые были сделаны Гоголем в XIX веке, а Зощенко — в XX веке. Они объединяются в понятии «маленький человек»!» [Каверин В.: Молодой Зощенко]

    Я думаю, Михаил Михайлович Зощенко хотел затронуть идею «маленьких людей», как это сделали Чехов, Гоголь, Достоевский и многие другие русские писатели. Из людей этого типа состоит Россия. «Именно он (М. Зощенко) написал нового «маленького человека», духовный мир которого ограничен самым фактом его существования» [Каверин В.: Молодой Зощенко]

    И в современном мире существуют «маленькие люди» с «маленьким» умом, «маленькими» мечтами, поэтому эта тема остается вечной и не до конца раскрытой.

    В чем проблематика рассказа. Какие работы по творчеству Зощенко посмотрели. И смысл финальной фразы? Пояснить отдельные моменты работы


    написать администратору сайта