Главная страница
Навигация по странице:

  • Александр Александрович Фадеев Разгром

  • * * * А. А. Фадеев. «Разгром»61901–1956 А. А. Фадеев. «Разгром»7Человек в экстремальных обстоятельствах

  • Разгром Издательство Детская литература


    Скачать 1.26 Mb.
    НазваниеРазгром Издательство Детская литература
    Дата01.10.2019
    Размер1.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла07381895.a4.pdf
    ТипДокументы
    #88184
    страница1 из 3
      1   2   3

    Школьная библиотека (Детская литература)
    Александр Фадеев
    Разгром
    Издательство «Детская литература»
    1927

    УДК 820/89-93-3
    ББК 84(2Рос=Рус)6-4
    Фадеев А. А.
    Разгром / А. А. Фадеев — Издательство «Детская литература», 1927 — (Школьная библиотека (Детская литература))
    ISBN 5-08-003993-0
    Широкую известность Александру Фадееву принёс роман
    «Разгром» (1927) и одноименный фильм, выпущенный на экраны в 1931 г., о партизанской войне на Дальнем Востоке. В своем произведении Фадеев рисует реальную жизнь, сосредоточив внимание на истории духовного роста людей, формирования характеров. В образе Левинсона Фадеев подчёркивает высоту коммунистического сознания.
    УДК 820/89-93-3
    ББК 84(2Рос=Рус)6-4
    ISBN 5-08-003993-0
    © Фадеев А. А., 1927
    © Издательство «Детская литература», 1927

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    4
    Содержание
    Человек в экстремальных обстоятельствах
    7
    Разгром
    16
    I. Морозка
    17
    II. Мечик
    22
    III. Шестое чувство
    27
    IV. Один
    31
    V. Мужики и «угольное племя»
    34
    Конец ознакомительного фрагмента.
    39

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    5
    Александр Александрович Фадеев
    Разгром
    © Издательство «Детская литература». 2001
    © И. М. Дубровина. Вступительная статья, 2001.
    © О. Г. Верейский. Рисунки, наследники.
    * * *

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    6
    1901–1956

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    7
    Человек в экстремальных обстоятельствах
    Александр Александрович Фадеев (1901–1956) относится к числу самых заметных и вместе с тем противоречивых фигур литературного процесса советских лет.
    Юность его прошла на Дальнем Востоке, где он участвовал в партизанской борьбе.
    События этих лет отражены в рассказе «Против течения» (1923), в повести «Разлив» (1924),
    романе «Разгром» (1927) и неоконченной эпопее «Последний из удэге» (1929–1940). В
    1945 году писатель публикует роман на документальной основе «Молодая гвардия» о юных героях-антифашистах города Краснодона (вторая редакция – 1951).
    А. А. Фадеев являлся также руководителем литературных организаций, автором тео- ретических и критических статей. Эта его деятельность была сложной и неоднозначной.
    Заботясь о создании высокой литературы, он в то же время испытал на себе влияние офици- альных установок и зловещей практики сталинской поры. Не найдя выхода из трагического тупика, писатель покончил с собой в 1956 году.
    * * *
    «Разгром» – одна из самых известных книг Фадеева.
    Произведения о людях гражданской войны, да и сами события гражданской войны вызывают в последнее время резкие споры. С одной стороны – полный пересмотр вчераш- них оценок. С другой стороны – стремление сохранить, тщательно сберечь то ценное, что оставило время, несмотря на всю его сложность. Думается, дискуссии эти еще не закончены.
    Во всяком случае, нужно иметь в виду два обстоятельства.
    Первое. Книги, выражающие точку зрения участников событий, как бы к этой точке зрения ни относились следующие поколения, важны уже тем, что они являются живым сви- детельством определенных общественных отношений своей поры.
    И второе. Даже в самые суровые и противоречивые эпохи люди находят и создают нечто светлое, гуманное, сохраняющее свое общечеловеческое значение, что не может не отразиться в произведениях серьезного талантливого художника.
    Когда у А. Фадеева родился замысел книги «Разгром», в памяти писателя были еще свежи события гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой он активно участвовал.
    «Основные наметки этой темы появились в моем сознании еще в 1921–1922 годах», – сооб- щал Фадеев. Отдельным изданием произведение вышло в 1927 году и сразу вызвало острей- шую дискуссию.
    Многими литераторами книга была высоко оценена. Писали, что «Разгром» «откры- вает поистине новую страницу нашей литературы», что в нем найдены «основные типы нашей эпохи», относили роман к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливей- шую картину гражданской войны», подчеркивали, что «Разгром» показал, «какую крупную и серьезную силу имеет наша литература в Фадееве».
    Фадеевский подход к действительности многими в литературных кругах был принят.
    Многими – но не всеми. Полемику вызвала сама суть художественных принципов писателя.
    Речь шла не только непосредственно о «Разгроме», но и о перспективах дальнейшего разви- тия нашей литературы.
    Если сейчас говорят, что в той или другой книге удачно изображен внутренний мир героев, их психология, то все мы воспринимаем такое заявление как признание заслуг писа- теля. В годы же, когда впервые появился «Разгром» Фадеева, критики в рецензиях отмечали реалистическое изображение психологии героев, их душевных конфликтов и… именно это

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    8
    ставили в упрек автору. В одной из статей говорилось, что психологизм в литературе совсем не нужен и его надо заменить описанием документальных фактов, то есть «производством нужных классу и человечеству ценностей (вещей)». А другой критик в рецензии, посвя- щенной «Разгрому», категорически утверждал, что задача литературы – «давать не людей,
    а дело, описывать не людей, а дело, заинтересовывать не людьми, а делами». «Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает». Неправомерность такого проти- вопоставления тогда далеко не для всех была очевидной.
    Само по себе реалистическое исследование психологии людей не было, конечно,
    открытием Фадеева. Советская литература получила в наследство от литературной классики гениальные образцы художественного исследования диалектики человеческой души. И если бы Фадеева критиковали только за то, что иногда его интонации в чем-то слишком уж повто- ряли интонации Льва Толстого (как в других случаях – интонации раннего Горького), то с этим, пожалуй, и не стоило бы спорить. Но в укор писателю ставили вовсе не чересчур при- лежное следование отдельным чертам стиля классиков, их манере. Нет, некоторые критики в принципе отвергали всякий психологизм.
    Фадееву вовсе не была чужда задача «описывать дела», «заинтересовывать делами» –
    деяниями его эпохи, борьбой народа. Но это ни в коей мере не противоречило вниманию к отдельному человеку и к «тому, что он переживает».
    Именно в человеке, в личности, в создании условий для наибольшего расцвета инди- видуальности каждого из миллионов Фадеев видел успех общего дела.
    Защитникам такого искусства, где нет отдельных героев, а существует лишь еди- ный гигантский «вещественный» герой, какая-нибудь отрасль труда, продукт человеческой работы, казалось, что развитие личности, культивирование внимания к тончайшим оттен- кам чувств человека грозит индивидуализмом, противостоит вниманию к обществу, вредно для общества, антисоциально. На самом же деле чем глубже, интереснее, многограннее,
    талантливее человек, личность, индивидуальность, чем больше внимания уделяется всесто- роннему развитию индивидуальных качеств личности, тем нужнее она обществу, тем инте- реснее она всем остальным, тем больше она может дать человечеству, иначе говоря – тем
    «социальнее» эта личность. И в то же время для нее самой важна связь с обществом: чем больше нитей связывает человека с другими людьми, помогающими ему и поддерживаю- щими его, тем его личность будет богаче и сильнее, тем свободнее человек будет ориенти- роваться и действовать в окружающем его мире.
    Актуальность проблематики «Разгрома» с годами не теряет остроты. Она противо- стоит как анархической трактовке «свободной личности», попирающей законы общества,
    так и казарменно-уравнительному подходу к массам, стремлению прикрыть фразами о рево- люционном деле пренебрежение к человеку.
    Образная система «Разгрома» определена прежде всего соотношением, связью, слит- ностью двух моментов: с одной стороны, автору романа свойственно глубокое внимание к формированию и выявлению качеств характера отдельного человека, с другой – умение увидеть в этих частных изменениях, порой незаметных движениях души свойства эпохи,
    увидеть связь частного и общего, личности и массы. Причем большие обобщающие идеи о человеке и массе выражены в небольшом по объему произведении – очень емко и чрезвы- чайно компактно. Партизанский отряд рассматривается Фадеевым отнюдь не как механиче- ское соединение отдельных человеческих песчинок, а как сложное и своеобразное единство интереснейших индивидуальностей. В произведении нет какого-либо одного главного дра- матического события, одного конфликта, который бы цементировал сюжет всей книги. Здесь драматизм – психологический: судьба отряда раскрывается не столько во внешних, сколько во внутренних, психологических столкновениях и сопоставлениях его бойцов.
    Всмотримся в героев «Разгрома» и в его сюжет.

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    9
    Один из главных героев «Разгрома», партизанский командир Левинсон, так форму- лирует для себя первоочередную задачу: сохранить свой отряд как боевую единицу. Чита- тель, однако, видит, что конечная цель усилий героев, их борьбы – не только в этом. Да и у Левинсона, кроме задачи военной, есть еще и программа-максимум, связанная с его жаж- дой нового, прекрасного, сильного и доброго человека, хотя ему не всегда удается до конца выразить ее: «…Он чувствовал, что нужно было говорить о чем-то другом более основном и изначальном, к чему он сам не без труда подошел в свое время и что вошло теперь в его плоть и кровь. Но об этом не было возможности говорить теперь, потому что каждая минута сейчас требовала от людей уже осмысленного и решительного действия».
    Описание отряда в целом, всех его людей вместе, становится в «Разгроме» своеобраз- ным сюжетообразующим стержнем.
    Автор словно оставляет нас с глазу на глаз то с одним, то с другим человеком, но в то же время повествование не превращается в цикл рассказов об отдельных героях.
    Именами основных героев, состоящих в одном партизанском отряде, Фадеев назвал главы своей книги. Самая первая из них называется «Морозка», есть глава «Левинсон», есть
    – «Мечик», есть глава о Метелице. Именно на этих четырех действующих лицах и сосредо- точено больше всего внимание писателя. И все же ни один из героев, психология которых чрезвычайно важна автору, не становится единственно важным в развитии сюжета произве- дения, ни один из них не определяет сам по себе движения фабулы. Более того, даже если взять всех главных героев вместе, то и тогда мы не сможем еще по ним судить о том, что ста- новится основой сюжета «Разгрома». Потому что самое важное в общем движении действия
    – судьба всего коллектива людей, судьба партизанского отряда. Именно процесс жизни всего отряда и конечный итог его борьбы становится главной пружиной развития повествования.
    Кто же они, герои «Разгрома», люди далекого от нынешнего читателя времени – вре- мени великих потрясений жизненных устоев, времени «неслыханных перемен, невиданных мятежей»? Один за другим проходит перед нами вереница лиц – вглядимся в них вниматель- нее.
    Вот разведчик партизанского отряда Метелица. Весь «огонь и движение». Судьба
    Метелицы, его характер захватывают автора и заставляют его погрузиться в переживания героя.
    Метелица идет в разведку. Что его ждет? С кем он встретится? Ничего не известно.
    Читатель «Разгрома» напряженно следит за поступками этого человека, горячая голова кото- рого «не боится больших пространств и не лишена военной сметки».
    Глава называется «Разведка Метелицы», и сам стиль повествования как бы пере- дает дух разведки, с характерным для нее ощущением постоянной смертельной опасности.
    Фадеев смотрит на жизнь глазами своего героя, и психология героя становится нам близкой и понятной. Из всех обстоятельств, нежданно-негаданно встающих перед ним, разведчику нужно сделать верные выводы, безошибочно определить, как надо действовать. Нервы его натянуты до предела.
    Автор и окружающую природу видит глазами разведчика. Вот он смотрит на сопки,
    густо чернеющие «на фоне неласкового звездного неба», и совершенно естественно воспри- нимается это необычное сочетание: небо звездное – и одновременно «неласковое». Именно для разведчика звездное небо вдруг оказывается «неласковым», ведь при ясном небе развед- чика легко обнаружить.
    Проникновение автора в мысли и чувства героя максимально приближает героя к нам.
    Но проникновение в психологию одного человека связано, как мы увидим, с размышлени- ями автора о судьбе и других людей отряда: описание подвига Метелицы органически срос- лось с описанием жизни отряда.

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    10
    В главе «Разведка Метелицы» есть, казалось бы, все элементы композиции, свойствен- ные законченному самостоятельному произведению. В ней есть экспозиция, знакомство с обстановкой: Метелица осматривает местность, встречается с пастушонком. В ней есть завязка действия: разведчик, пробравшись к штабу белоказаков, подслушивает у окна разго- вор офицеров. Затем напряжение нарастает, ощущение опасности усиливается: глаза героя встречаются через окно с глазами офицера. И наступает первый кульминационный момент:
    герой сталкивается «лицом к лицу с человеком в казачьей шинели». В развязке этого эпизода
    Метелицу поймали.
    И тем не менее глава «Разведка Метелицы» не становится отдельным рассказом. Уже само ее окончание как бы прокладывает дорогу к новым главам: перед нами возникает весь партизанский отряд, мы видим «истомившихся партизан», дневального, Бакланова, Левин- сона и других. Эта часть главы проникнута драматизмом напряженного ожидания: что с
    Метелицей, как пройдет его разведка? Никто не хочет поверить, что Метелица попал в руки врага. Изображение действий Метелицы и последующее изображение отряда, тревожно думающего об этом человеке, делает главу целостной и в то же время включенной в общую сюжетную линию, а ею является история отряда, история его жизни, внутренних его кон- фликтов и столкновений с врагом.
    Судьба главного героя этой главы еще не решена в ней. В следующей главе – «Три смерти» – вторая, наиболее важная, героическая и трагическая кульминация, а также и раз- вязка этой истории. Избитого, с лицом, вымазанным кровью, Метелицу вывели на цер- ковную площадь, полную народа, оцепленного со всех сторон конными казаками; к нему вытолкнули пастушонка, чтобы он опознал Метелицу, но мальчик не захотел выдать его, и тогда начальник белого эскадрона решил допросить маленького пастушонка «по-своему».
    Напряжение нарастает. «В то же мгновенье чье-то стремительное и гибкое тело взметнулось с крыльца. Толпа шарахнулась, всплеснув многоруким туловищем, – начальник эскадрона упал, сбитый сильным толчком». Это Метелица бросился на спасение пастушонка.
    Главы, рисующие судьбу этого героя, стоят в композиции «Разгрома» несколько особ- няком. Так случилось потому, что сначала Метелица был задуман как «самая десятистепен- ная фигура»; только в процессе работы над книгой писатель увидел необходимость укруп- нить эту фигуру, и Метелица выдвинулся в число основных героев. «Если бы я придумал это раньше, – объяснял Фадеев, – я уже в первых частях романа остановился бы больше на образе Метелицы. Перестраивать все заново уже было поздно, и поэтому эпизод с Метели- цей в начале третьей части резко выделился, несколько нарушив гармоничность произведе- ния».
    Преимущественное внимание к одному герою, прорвавшееся здесь неожиданно для самого писателя, приобретает особый интерес для современного читателя: речь идет о само- ценности человеческой личности.
    Одной из самых сложных и противоречивых фигур в «Разгроме» является Левинсон,
    командир отряда.
    В Левинсоне, по мысли Фадеева, фокусируются многие лучшие, самые перспективные и самые достойные черты нового человека.
    Он чуть ли не единственный из героев книги, позицию которого всегда разделяет автор,
    как бы ни подчеркивалась сугубая объективность изложения. Если в отношении к другим героям мы то и дело встречаем иронию, насмешку или добродушную улыбку, то по отноше- нию к Левинсону этого нет нигде. Здесь повествователь и герой вровень друг другу, а иногда автор смотрит на Левинсона даже как на старшего, как на учителя. Для него Левинсон все- гда прав, даже тогда, когда Фадееву, как видно, нелегко принять решение героя, например,
    в случае с гибелью раненого Фролова. Да и вправду, может ли человек, какой бы полнотой власти он ни обладал, решить за другого человека, способного мыслить и делать выбор,

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    11
    вопрос его жизни и смерти? Вправе ли Левинсон это сделать в данном случае? Ведь каким бы безнадежным ни казалось положение больного, кто может сказать, что не осталось ни одного шанса из тысячи, из миллиона? Не поставить эту проблему Фадеев не может. Но он гонит от себя сомнения, отдает их отрицательному герою, а сам, как и везде, соглашается с решением Левинсона. Точки отсчета в отношении к революции были да и остаются раз- ными и даже диаметрально противоположными. Александр Фадеев был убежден в том, что революция поможет создать общество справедливости. Исходя из этой уверенности, он и оценивал своих героев. Поэтому ему казалось, что Левинсон совершает только правильные поступки.
    Будучи беспредельно преданным революции, Левинсон ради нее, когда нужно, огра- ничивает, сдерживает других, а в первую очередь себя самого. Он сознательно подавляет те свои личные чувства, которые могли бы отвлечь его от добровольно принятой на себя мис- сии; чувства эти охватывают его лишь в краткие моменты ночного затишья, когда он может вспомнить о письме жены и ответить ей. Все остальное время – он именно командир, кото- рому люди «передоверили самую важную свою заботу», они обязали его думать о них и об этой заботе больше, чем о том, что ему самому «тоже нужно есть и спать». В этом самоот- речении – сила героя. Однако в этом же – известная неполнота, ограниченность проявления души таких людей, и писатель, которому так важно было раскрытие личности, видел это.
    Как говорил сам писатель, «для полноты изображения идеального характера потребо- вался такой образ, который воплотил бы в себе черты, отсутствующие в Левинсоне, который дополнил бы Левинсона… Если бы Левинсон имел вдобавок к имеющимся у него качествам и качества характера Метелицы, он был бы идеальным человеком».
    Одна из драматичнейших глав «Разгрома» – «Трясина». В ней обрисованы очень слож- ные взаимоотношения партизанского командира и отряда. Партизан Левинсона по пятам преследуют враги – «их там несметная сила». Отряд уходит в тайгу, но вдруг оказывается,
    что дальше идти некуда: впереди трясина.
    В этот тяжелейший момент масса людей и их руководитель неожиданно становятся противопоставленными друг другу: «Если бы они могли сейчас видеть его все разом, они обрушились бы на него со всей силой своего страха, – пускай он выводит их отсюда, если он сумел их завести!»
    Но все дело в том, что эта враждебность, это непонимание отнюдь не взаимны: для
    Левинсона эти люди «ближе всего остального, ближе даже самого себя, потому что… он чем-то обязан перед ними». Обязан – ибо выражение их общего, определяющего, ведущего интереса составило смысл и пафос его жизни. Левинсон как бы отсекает в себе все осталь- ное, поэтому его не обескураживает вспыхнувшая вражда к нему партизан – он попросту не замечает ее, отметает, отсекает. Он только чувствует свои права и обязанности командира.
    Именно ответственность за отряд дает Левинсону особое озарение, возможность найти дерз- новенное решение – проложить через болото гать – и воодушевить всех этим решением,
    превратить «людское месиво» в сознательный работающий отряд и снова стать подлинным командиром тех людей, которые только что были столь недружелюбны к нему.
    Дар завоевывать уважение людей, свойственный Левинсону, проявляется по-разному
    – в зависимости от того, что за человек перед ним. Дубов, Сташинский, Гончаренко знают,
    каких усилий стоит Левинсону преодолеть свои собственные колебания, принять то или дру- гое решение. Они уважают его за умение найти выход из собственных мучительных сомне- ний. Большинство же партизан вообще не подозревают об этих его колебаниях. Он поэтому кажется им «человеком особой, правильной породы», который «все понимает», все делает,
    как нужно. Они стремятся быть похожими на него. Юный Бакланов, например, перенимает даже внешние манеры командира.

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    12
    Однако было бы упрощением говорить только о влиянии Левинсона на окружающих.
    Потому что на самом деле в «Разгроме» раскрыто не одностороннее воздействие, а взаимо- влияние. В финальной главе это становится особенно ощутимым. Больному и предельно усталому Левинсону, все силы отдавшему вызволению отряда из трясины, казалось, что
    «он… не мог уже ничего сделать» для партизан, для «измученных верных людей», каза- лось, «он уже не руководил ими». И вдруг все услышали выстрелы. Они прозвучали совер- шенно неожиданно и казались просто невозможными. Левинсон смог лишь беспомощно оглянуться. Что-то будет с отрядом, потерявшим руководство?
    В этот момент Левинсон увидел наивное, мальчишеское скуластое лицо Бакланова,
    горевшее «той подлинной и величайшей из страстей, во имя которой сгибли лучшие люди из их отряда».
    Вдохновение молодого партизана передается командиру. Уже не Бакланов на него рав- няется, а он, Левинсон, на этого юношу: «На прорыв, да? – хрипло спросил он у Бакланова».
    Левинсон поднял сверкнувшую на солнце шашку, и весь отряд вздрогнул и поднялся, глядя на своего командира. «Бакланов… круто обернулся к отряду и крикнул что-то пронзитель- ное и резкое, чего Левинсон уже не мог расслышать, потому что в это мгновение, подхвачен- ный той внутренней силой, что управляла Баклановым и что заставила его самого поднять шашку, он помчался по дороге, чувствуя, что весь отряд должен сейчас кинуться за ним».
    Так уже Бакланов воодушевляет Левинсона.
    И в Метелице «била… неиссякаемым ключом» «необыкновенная физическая цеп- кость, животная, жизненная сила», «которой самому Левинсону так не хватало». Оттого
    Левинсон и испытывал «к этому человеку смутное влечение». Гибкий, стройный богатырь
    Метелица и внешне абсолютно не похож на Левинсона – маленького, тщедушного, «похо- жего на гнома», «с рыжей, длинным клином, бородой». Это различие портретных черт уси- ливает ощущение разницы в их отношении к жизни, в самом их мироощущении. Метелица живет так, как ему хочется, не ограничивая себя, не сдерживая свой размах, «слишком сме- лый полет… самостоятельной мысли». Эту слишком смелую стратегическую мысль Мете- лицы сдерживает, должен сдерживать командир отряда – Левинсон. Именно он, воспользо- вавшись жаркими прениями, незаметно подменил военный план Метелицы своим-«более простым и осторожным». Левинсон обязан это делать: он ответствен за всех, он не может подвергать людей неоправданному риску.
    Фадеев, таким образом, соотносит, связывает личное и общее, в центре его внимания,
    с одной стороны, естественность, порыв, раскованность и, с другой, – сознательное ограни- чение и самоограничение. Каждое из этих свойств является дополнением другого.
    Весьма своеобразно, в движении, властно продиктованном развитием исторических событий, раскрывается соотношение этих качеств характера в сюжетной линии взаимоот- ношений Левинсона с другим героем – его ординарцем Морозкой.
    У этого героя нет тех достоинств, которыми наделен Метелица, но и он тоже абсолютно естествен в каждом поступке, раскован в своем поведении. Но эта раскованность граничит порой с бесшабашностью, близкой к хулиганству.
    Вот Морозка, «приподнявшись на стременах, склонившись к передней луке выпрям- ленным корпусом», плавно идет на рысях перед крестьянами, и автор разделяет здесь их восхищение всадником. Не случайно в его собственную речь переходит выражение крестьян
    «как свечечка». Он тоже с любовью следит за Морозкой, который едет по долине, «чуть-чуть вздрагивая на ходу, как пламя свечи».
    И буквально сразу же, через один абзац, перед нами уже совсем другой Морозка. Уже ничего не осталось от его гордой посадки. Мы видим, как он, «воровато оглядевшись», обо- рвал чужие дыни, как побежал к лошади, «трусливо вбирая голову в плечи».

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    13
    Разными гранями оборачивается естественность Морозкиной натуры. В начале книги перед нами – разленившийся ординарец. Ему не хочется выполнять приказы, ему «надоели скучные казенные разъезды» и «никому не нужные» – так ему казалось – пакеты. Ни дело- вой собранности, ни раздумий, ни усилий воли. Недаром герой тут сопоставлен с его соб- ственным конем, который «походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив».
    Морозка здесь полностью погружен в таежную летнюю дрему, он сам становится как бы частью благостной, разморенной солнцем природы. В отряде все спокойно, кругом плы- вет «сытая таежная тишина», «окутанная смоляными запахами». Ощущение зноя то и дело проступает во множестве деталей: парнишка, караулящий овес, – «осоловелый» от жары,
    полыни в амбаре – «обомлевшие», воздух, в котором слышны лишь кузнечики, – «раскален- ный», травы под крестьянской косой – «пахучие» и «ленивые». Все это создает вначале пол- нейшее ощущение покоя, столь естественно впитываемое героем.
    Но это не весь Морозка. Столь же естественно для него и другое состояние. Когда взры- вается сражениями таежная дрема, тогда – в схватках – Морозка становится иным, и тут с его обликом связаны довольно редкие в «Разгроме» патетико-романтические ноты. В одном бою
    Морозка летит, «распластавшись, как птица», в другом Фадеев его видит в образе какого-то легендарного всадника: «Смутным впечатлением этого дня осталась еще фигура Морозки на оскаленном жеребце с развевающейся огненной гривой, промчавшаяся так быстро, что трудно было отличить, где кончался Морозка и начиналась лошадь». И до этого автор словно видит перед собою чудо-героя: перед Морозкой, «как в сказке», предстал конь, лишь только услышал его молодецкий посвист.
    Левинсон ценит эти «молодецкие» качества характера Морозки – лихость и безогляд- ность. Сдерживая и пресекая Морозкино своеволие, он не только не желает разрушить воль- ное отношение к жизни этого человека, но, наоборот, направляет его естественные, действи- тельно свободные стремления в верное русло, старается развить все лучшее в нем.
    Сцена суда над Морозкой – одна из напряженнейших в романе. Именно Левинсон устроил этот страшный для Морозки суд, и он же умно и незаметно снял нависшую над
    Морозкой опасность изгнания из отряда. Левинсон все время действует строго по плану.
    Морозка же, который «все делал необдуманно», испытывает результаты действий коман- дира, сам того не замечая.
    Непутевый и недисциплинированный боец мог «шкодить», мог напускать на себя
    «неприступно-наглое выражение» именно тогда, когда чувствовал себя неправым, мог трус- ливо размякнуть, когда у него отбирали оружие. Но вот он понимает, что его действительно могут выгнать из отряда. И он произносит клятву – неумело, трудно, «стыдясь перед мужи- ками»: «Да разве б я… сделал такое… ну, дыни эти самые… ежели б подумал… да разве же я… братцы!.. – вдруг вырвалось у него изнутри, и весь он подался вперед, схватившись за грудь, и глаза его брызнули светом, теплым и влажным… – Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!..»
    За Морозкиной ораторской беспомощностью стоит такая преданность товарищам, в которую не поверить невозможно.
    И эта преданность товарищам, без которых он не мог представить самого себя, кото- рых он «ярко чувствовал… в себе», – тоже совершенно органична для него, совершенно естественна.
    Сами события заставляют его более зрело относиться к жизни. И когда он понимает,
    что Левинсон прав в своих требованиях к нему, тогда в его жизни появляется нечто новое:
    он находит силы отказаться от многих своих привычных желаний. Например, ему очень хотелось на переправе «попугать» для смеху и без того испуганных слухами о японцах крестьян. Но он, наоборот, стал помогать им, по собственной инициативе прекратил сумя-

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    14
    тицу у парома, разоблачил панические слухи, организовал переправу. И оказалось, что отказ от обычного озорства вдруг доставил ему столь же естественную радость, какую раньше доставляло шалопайство. Морозка радуется победам над собственным разгильдяйством,
    радуется, когда может помочь другим людям, и от этого чувствует себя «большим, ответ- ственным человеком».
    Если характер Морозки в ряде эпизодов выражает психологию массы со всеми ее недостатками, то индивидуальность Мечика, еще одного из центральных персонажей «Раз- грома», наоборот, предстает как бы дистиллированной, внутренне чуждой интересам обще- ства, оторванной от него. В результате Мечик губит не только товарищей, но и себя как лич- ность.
    Коренная разница между ними в том, что у Морозки, в отличие от Мечика, мы видим перспективу преодоления своих слабостей. Предательство Мечика в последней главе и подвиг Морозки во имя товарищей окончательно разделили этих двух героев, раскрыв их глубокую противоположность друг другу.
    Фадеев противопоставляет их в те «решающие моменты борьбы», которые словно перечеркивают и возникшее было сначала чувство симпатии к Мечику, и критическое отно- шение к отрицательным проявлениям характера Морозки. Писатель оценивает не столько отдельные человеческие качества, сколько личности в целом: лучше уж человек «с огром- ными недостатками», но преданный товариществу, чем какой-нибудь индивидуум, до поры до времени «моральный», но способный в трудную минуту растеряться, всех подвести и погубить.
    Мечик постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя всем окружаю- щим, в том числе и наиболее близким из них – Чижу, Пике, Варе. Его желания почти сте- рильно очищены от внутренней подчиненности всему тому, что кажется ему некрасивым, с чем мирятся и что принимают как должное многие вокруг. Фадеев поначалу сочувственно подчеркивает это стремление к чистоте и независимости, это самоуважение, стремление сохранить свою личность, мечту о романтическом подвиге и прекрасной любви. Но то, что могло бы стать в Мечике наиболее ценным, начисто исчезает у него в сложностях реальной жизни. Он не в состоянии быть личностью, быть верным самому себе. В результате ничего не остается от его идеалов: ни столь желанного благородного подвига, ни чистой любви к женщине, ни благодарности за спасение.
    Трусость, возможность предательства читатель может заметить в Мечике рано. Вот он в госпитале показывает медсестре Варе фотографию любимой девушки. В это время появ- ляется Морозка – муж Вари. Она, испугавшись, роняет карточку и потом, забыв о ней, насту- пает на нее ногой. А Мечику, который чувствует себя «как пришибленный», даже стыдно попросить, чтобы карточку подняли. Казалось бы, мелочь. Но так, сначала по мелочам, а потом и в главном, он предал свои собственные чувства. Не здесь ли начало его пути к страш- ной развязке, к моральному краху?
    На Мечика никто не в состоянии положиться, он всех может подвести. Вот он мечтает о
    Варе, представляет себе, как она «говорит ему хорошие слова, а он гладит ее волосы, и косы у нее будут совсем золотые, как полдень». Он понимает, что Варя действительно любит его,
    а не Морозку, однако с приближением Морозки все вдруг меняется. Радость внезапно улету- чивается, и Мечик смотрит на Морозку «малодушными, уходящими внутрь глазами». Мечик стыдится любви Вари, боится кому-либо показать свою нежность к ней и в конце концов грубо отталкивает ее. Так из-за слабости и трусости совершается еще один шаг по дороге предательств. И все позорно заканчивается двойным предательством: не сделав сигнальных выстрелов и сбежав с дозора, Мечик обрекает на гибель и своего спасителя Морозку, и весь отряд партизан. За конкретными судьбами людей в «Разгроме» открываются глубокие веч-

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    15
    ные нравственные проблемы: гуманизма, героического подвига, отношения к трусости и подлости, проблема выбора в экстремальной ситуации.
    Но и другие писатели – современники и очевидцы тех же исторических событий –
    тоже ставят в своих произведениях (каждый по-своему!) вопросы общечеловеческих вечных ценностей. Причем независимо от их политических взглядов, их отношения к революции и оценки ее! Это уже стало совершенно ясным в наше постсоветское время.
    Об одной из таких важных ценностей повествует, например, «Чевенгур» Андрея Пла- тонова. Видя объективно существующее разделение людей на непримиримые сообщества,
    видя глубинные причины классовой ненависти с обеих сторон, писатель постоянно, неуто- мимо, всем ходом своего романа ведет поиски гуманности, поиски «спасения людей… вза- имной душевной лютости». Раскрывая в образности «Чевенгура» психологию множества героев, Платонов убеждает в самоценности каждой личности, доказывает, сколь губительна вражда людей из-за их принадлежности к разным политическим лагерям. Многоплановый и многогеройный роман предостерегает: нельзя в пылу классовой борьбы разрушать есте- ственные «природные силы», связующие в одно целое все человеческое общежитие.
    Проведем параллели с произведениями других писателей. И. Бабель в «Конармии»,
    видя перед собой «летопись будничных злодеяний», тоже предостерегает от того, чтобы
    «людская жестокость» не стала «неистребимой». Вспомним также мысли героя «Тихого
    Дона» М. Шолохова. Григорий Мелехов скорбно думает о том, что теперь, после его участия в смертных боях, будет «трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза».
    Писатели, естественно каждый по-своему, стремятся уберечь людей от утери взаимо- понимания, утраты важнейших свойств человеческой души. Речь идет о сохранении вечных общечеловеческих ценностей.
    Герои «Белой гвардии» М. Булгакова не похожи на Григория Мелехова и конармейцев
    Бабеля. В этом романе совсем в другой «палитре», но тоже упорно и непоколебимо отста- ивают высокие вечные качества, свойственные человеку: мужественное умение в тяжелей- шей борьбе сохранить достоинство и честь, верность своим идеалам в противовес трусости,
    моральной неразборчивости и предательству. Не случайно образ звездного неба здесь ста- новится символом, возникающим в самом начале и не раз повторяющимся в повествовании о Турбиных. Жизнь, поступки людей как бы поверяются свыше. И завершается роман при- зывом к людям обратить свой взгляд к звездам. «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обра- тить свой взгляд на них? Почему?»
    За всеми этими примерами, которые можно множить и множить, открываются худо- жественные достижения, составляющие огромное богатство нашей литературы – сложной,
    противоречивой и разнообразной, как сама жизнь.
    И. Дубровина

    А. А. Фадеев. «Разгром»
    16
      1   2   3


    написать администратору сайта