Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурная идентичность

  • Культура и коммуникация. Освоение культуры

  • Межкультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации. Проблема понимания в межкультурной коммуникации

  • Социокультурная толерантность и ее сущностные характеристики

  • Миграция и проблемы формирования мультикультурного общества

  • Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации

  • Культура конфликтного взаимодействия

  • Культура. Разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия


    Скачать 27.87 Kb.
    НазваниеРазнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
    Дата14.05.2023
    Размер27.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультура.docx
    ТипРегламент
    #1130287

    РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    1. Раскройте один из вопросов, предложенных для обсуждения на практическом занятии (на выбор), по следующим темам:

    Тема 3. Культурная идентичность

    Понятие «культурная идентичность»

    Культурная идентичность– это чувство принадлежности человека к той или иной культуре. Каждый человек нуждается в определенной регламентации своей жизнедеятельности, которую он может обрести только в сообществе других людей, что и определяет существование культурной идентичности.

    Суть культурной идентичности состоит в том, что человек осознанно принимает соответствующие культурные нормы и образцы поведения, ценностные ориентации и язык. Культурная идентичность способствует пониманию собственного «я» с позиции культурных характеристик, принятых в данном обществе, самоотождествлению себя с его культурными образцами.

    Представления людей о самих себе существенно различаются в культурных традициях различных эпох и народов. Обычно человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность. Встреча с представителем иной культуры может обогатить человека, но может привести и к конфронтации. Поэтому важно исключать в культурном взаимодействии причины, которые могут вести к конфликтам.

    Когда происходит утрата идентичности, человек ощущает свою абсолютную чуждость окружающему миру (он вступает в период кризиса идентичности). Кризис идентичности сопровождается ощущением несоответствия себя своему образу, чувством выпадения из реальности, даже отсутствия себя в жизни.

    Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Так, она предполагает совокупность неких устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.
    Тема 4. Культура и коммуникация. Освоение культуры

    Многонациональные корпорации и их типология

    Многонациональные корпорации (МНК) – это между народные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе.

    Например: англо-голландский нефтяной концерн «Роял Датч-Шелл», швейцарско-шведская ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии, англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

    В настоящее время выделяют четыре типа многонациональных корпораций:

    1. Этноцентрические – ориентированы на родную страну: руководители из этой страны и решения принимаются в центре.

    2. Полицентрические – учитывается и мнение центра, и мнение на местах, так как считается, что местные лучше знают местные особенности.

    3. Региоцентрические – учитываются особенности региона и для управления деятельности, например, в Европе выбирается европейский представитель, а в Азии – азиатский.

    4. Геоцентрические – охватывают весь мир, и разные регионы объединены единым подходом к принятию решений. При отборе специалистов важна лишь профессиональная компетентность, а не национальная принадлежность. Хорошо налаженная система вознаграждения вынуждает менеджеров отказаться от национальных предубеждений.

    С точки зрения культуры выделяют три группы многонациональных корпораций:

    1. Монолитные организации – однородные и состоят из одной национальной культуры. Представители других культур, чтобы выжить должны принять существующие культурные нормы. Наблюдается предубеждение и дискриминация представителей культурных меньшинств.

    2. Плюралистические организации – культурные нормы и ценности других культур учитываются в данной организации, но количественно преобладает базовая культура.

    3. Многокультурные организации – не только наблюдается культурное многообразие, но и используются возможности других культур.


    Тема 5. Межкультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации. Проблема понимания в межкультурной коммуникации

    Контекстуальность коммуникации. Прямой и непрямой стили коммуникации.

    Существуют культуры, в которых контекст очень важен, и культуры, в которых значение контекста невелико, то есть существуют высоко- и низкоконтекстуальные культуры.

    Можно сказать, что представители высококонтекстуальных культур говорят на сокращенных языках, а низкоконтекстуальных культур — на расширенных.

    В качестве высококонтекстуальной культуры можно привести китайскую культуру и письменный китайский язык. Чтобы хорошо знать китайский язык, необходимо знать подтекст, выдающихся личностей и китайскую историю.

    На Западе старая традиция ораторского искусства (риторики) наглядно демонстрирует исключительную важность вербальных сообщений. Эта традиция в полной мере отражает западный тип логического, рационального и аналитического мышления.

    Благодаря прямому и непрямому стилям общения выявляется степень выражения чело­веком своих внутренних побуждений и намерений в процессе об­щения, то есть выясняется степень открытости человека. Прямой стиль связан с выражением истинных намерений человека. Непрямой стиль позволяет скрывать желания, потребности человека в общении.

    Выбор стиля коммуникации, безусловно связан с контекстуальностью общения в разных культурах. Прямой, жесткий стиль общения, по мнению исследователей, характерен для низкоконтекстуальной американской культуры. В ней остается мало места для недосказанности.

    Для высококонтекстуальных культур ведущим стилем комму­никации является непрямой стиль. В таких культурах предпочте­ние отдается непрямой, двусмысленной коммуникации, что про­диктовано важностью уважения лица другого человека. Чаще все­го это коллективистские культуры.
    Тема 6. Социокультурная толерантность и ее сущностные характеристики

    Критерии толерантности

    Толерантность – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.

    Выделяют следующие основные критерии толерантности:

    • устойчивость личности – сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;

    • эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

    • дивергентность поведения – способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

    • мобильность поведения – способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

    • социальная активность – готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.


    Тема 7. Миграция и проблемы формирования мультикультурного общества

    Основные тенденции развития миграции населения

    В настоящее время наиболее существенными являются следующие шесть тенденций мировых миграций:

    1. появление самостоятельной формы миграции – международной миграции рабочей силы, факторами которой являются: неравномерный характер мирового экономического развития, стремление к получению прибылей за счёт получения очень дешёвой рабочей силы из менее развитых и развивающихся государств;

    2. увеличение масштабов «сезонной» миграции рабочей силы, вовлечение в мировой миграционный круговорот трудящихся практически всех стран мира. Миллионы мексиканцев, к примеру, ежегодно работают в США на уборке урожая;

    3. формирование новых центров притяжения иммигрантов. Самый мощный из них сложился первоначально в рамках ЕЭС. Такие центры находятся в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония), в Африке (ЮАР, Кот-д`Ивуар);

    4. появление на мировом рынке рабочей силы основных стран-поставщиков иностранной рабочей силы (Индия, Пакистан, Бангладеш – в Южной Азии; Индонезия, Филиппины, Таиланд – в Юго-Восточной; Египет, Йемен, Ливан, Иордания – на Ближнем Востоке и т.д.);

    5. увеличение среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации («утечка умов»). Этот термин означает миграцию людей интеллектуальных профессий – учёных, инженеров, медицинских работников, творческой интеллигенции, а также потенциальных работников этих профессий (студентов, аспирантов, стажёров). Основная причина такой миграции – экономические преимущества, которые получают иммигранты в стране въезда по сравнению со страной выезда.

    6. рост нелегальной миграции. Потоки беженцев – существенная экономическая нагрузка на страну приёма. С этим связаны всё более строгие меры со стороны развитых стран против мигрантов, добивающихся статуса «беженцев», дающего значительные экономические и социальные выгоды.


    Тема 8. Стереотипы и предрассудки в межкультурной коммуникации

    Предрассудки и механизм их формирования

    Предрассудок – это психологиче­ская установка предвзятого и враждебного отношения к че­му-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Объектом предрассудка обычно являются люди или общности, резко отличающиеся от своей собственной.

    Главным фактором возникновения является не­равенство в социальных, экономических и культурных условиях жиз­ни различных этнических общностей. Предрассудки возникают как следствие неполного или искажен­ного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка.

    Если стереотип это обобщенный, собирательный образ представителей со­ответствующей группы, который, содержит возможность позитивных суждений, то для предрассудков характерно бездумное негативное отно­шение ко всем членам группы или большей ее части. Наиболее известны­ми формами предрассудков являются ксенофобия (неприязнь к иностранцам), расизм, дискриминация по возрастному, половому признаку и т.д.

    Механизм возникновения предрассудков называется называют психологическим про­цессом перемещения. Может осуществляться бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения». Процесс универсален для всех культур.

    Механизм возникновения предрассудков достаточно прост. На основе теории фрустрации и агрессии, наши негативные эмоции создают психологическое состояние напряжения — фрустрации. Это состояние требует разрядки, и ее объектом мо­жет стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод ви­дятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение.
    Тема 9. Культура конфликтного взаимодействия

    Природа межкультурных конфликтов, причины их возникновения и способы преодоления

    Межкультурный конфликт понимается как межличностный конфликт между представителями различных культур.

    Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения.

    Выделяют несколько видов меж­культурных конфликтов:

    • между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);

    • между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Се­верной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

    • между поколениями и носителями разных субкультур;

    • между традициями и новациями в культуре;

    • между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

    Пути разрешения конфликта:

    1. Институциональный подход – создание различных организаций и институтов, которые могли разрешить этнонациональные конфликты, а также имеют выход на международный уровень

    2. Инструментальный подход. Инструменты, которые позволяют отслеживать конфликты, проводить профилактику и регулировать конфликты.

    3. Стратегические действия. Создание документов и конвенций, которые регулируют взаимоотношения и переговоры.

    2. Напишите эссе на одну из предложенных тем.
    Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность

    В данном высказывании автор поднимает не маловажную проблему современного мира – проблему человечности, которую необходимо сохранить при любых обстоятельствах, чтобы быть и оставаться культурным человеком.

    Не могу не согласиться с мнением Альберта Швейцера. Действительно, о культуре человека не следует судить о количестве прочитанных книг или материальных благ, уровне образованности, знании языков. На мой взгляд, тот, кто не способен к эмпатии, не сохраняет равно хорошего отношения к другим членам общества, не может быть культурным человеком. Многие люди называют себя культурными попросту из-за того, что они имеют высокооплачиваемую престижную работу, знают несколько языков. Но, как можно судить о культуре человека, не указывая при этом такой важный фактор как взаимодействие с окружающими людьми?

    На мой взгляд, культурный человек – это человек, соединивший в себе черты гуманизма, духовности, образованности и культуры. К великому сожалению, в современном мире недостаточное количество по истине культурных людей, довольно часто же встречаются личности, обладающие «псевдокультурой».

    Размышляя над темой эссе и о том, кто же такой культурный человек, мне на ум пришла история, рассказанная моим дедушкой – участником Великой Отечественной Войны. Он ещё давным-давно поведал мне историю о том, что, когда руководил артиллерийским расчётом, один из молодых солдат в миномёт вместо предложенной по инструкции одной мины, положил две. Эта ситуация могла спровоцировать крупный взрыв и гибель всего полка. В ответ на это сообщение молодого бойца, мой дедушка Пётр Ефимович, отправив весь полк в укрытие, отправился вместе с этим солдатом разминировать миномёт рискуя своей жизнью и жизнью своего солдата. На мой взгляд, этот поступок доказывает, что человечным нужно быть при любой должности, звании в любой ситуации.

    Помимо этого, мне вспомнился ещё один случай, который произошёл сравнительно недавно – буквально этой зимой. По приезду в домой (общежитие БФ ВГУ) у меня «заглохла» машина и я обратилась за помощью к проходящим мимо студентам-туркменам нашего филиала, которые проживают в нашем общежитии. На мою просьбу ребята очень быстро среагировали и оказали мне непосильную помощь и это несмотря на то, что некоторые слова друг друга мы не понимали. Вот история о том, что люди, несмотря на разницу в менталитете, нации оказывают помощь просто так, на улице. Это ли не человечность? Это ли не культура?

    В заключение хочется сказать о том, что гуманность присуща не одному отдельному человеку, а всему человеческому обществу. Только соответствующее воспитание способно направить человека относится к окружающим с любовью, милосердием, даже если это враг. Факты проявления человечности, должное воспитание подрастающего поколения дают нам надежде, что не всё для нас потеряно.


    написать администратору сайта