РЕАЛИЗМ В РОССИИ. Реализм в россии
Скачать 1.77 Mb.
|
РЕАЛИЗМ В РОССИИ Выполнила: Тренина Татьяна Вячеславовна РЕАЛИЗМ
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА
АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ВЕНЕЦИАНОВ (1780-1847 гг.)
Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери. Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью. В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки. Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо». Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки. В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги. В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника. Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет. Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика. В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ. Портрет Н.П. Строгановой. 1810-е. В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери: Александра (1816–1882), в будущем тоже художница; Фелицата (1818– после 1890). Художник жил то в имении Сафоново, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. В 1818 году Венецианов создал целую серию, в которой изобразил известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку. Портрет М.А. Венециановой. 1810-е. Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин — «Утро помещицы», «На пашне. Весна» — художнику позировала жена. Считается, что русская бытовая живопись началась с полотна Венецианова «Очищение свеклы» (или «Чистка свекла»). В 1823 году император Александр I купил картину за 1000 рублей. Во время жизни в Сафонково Алексей Венецианов написал картину «Гумно». Он создал ее в настоящем деревенском сарае, в котором молотили хлеб. Для хорошего освещения крестьяне по приказу художника спилили переднюю стену строения. В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре она заняла место в постоянной экспозиции Эрмитажа. Другие «крестьянские» работы Венецианова были выставлены в Академии художеств. Зрителей восхищала их реалистичность, тонкости в передаче света, новизна подхода и свежесть сюжетов. В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи. Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря. Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности — выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово. Старшая дочь живописца — Александра Венецианова — стала одной из первых русских художниц. ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ
Павел Федотов родился 4 июля 1815 года в Москве. Его отец, Андрей Федотов, воевал в Русско-турецкой войне при Екатерине II, за что получил в награду дворянский чин. Вернувшись домой, он вышел в отставку, женился на пленной турчанке и стал служить титулярным советником. Спустя несколько лет супруга скончалась, и Андрей Федотов обвенчался с молодой вдовой Натальей Калашниковой, матерью будущего художника. В 1826 году 11-летнего Павла Федотова отдали в Московский кадетский корпус. Он сразу оказался в числе отстающих учеников: практически все однокурсники получили хорошее домашнее образование и быстро выполняли задания учителей. Однако вскоре ситуация изменилась. Будущий художник много времени проводил за книгами, тщательно готовился к проверочным работам и редко прогуливал занятия. В 1833 году Павел Федотов с отличием окончил кадетский корпус. Его имя внесли на почетную мраморную табличку в актовом зале — по традиции там были имена лучших воспитанников. Будущего художника в чине прапорщика распределили в лейб-гвардии Финляндский полк, и Павел Федотов переехал в Петербург. Он окунулся в столичную жизнь: ходил на светские вечера, играл с военными в карты и танцевал на балах. С собой будущий художник всегда носил карандаш и бумагу. Летом 1837 года в лагерь лейб-гвардии Финляндского полка приехал великий князь Михаил Павлович, младший брат Николая I. Он провел смотр войск и пообщался с гвардейцами. Этому событию Павел Федотов посвятил первую большую картину — «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года». Художник закончил акварель за три месяца. На полотне офицеры окружили члена царской семьи, а солдаты на заднем фоне подкидывали вверх головные уборы. 1837 года жил вместе с семьей. Дома он написал «Портрет отца» и акварель «Прогулка», на которой изобразил в парадной одежде себя, отца и сестру. К 1847 году Федотов написал по уже имевшимся у него наброскам картину «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест». Это было первое сюжетное полотно Федотова, ради его написания он освоил технику маслом. Художник вспоминал: «Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев». На картине изображен бедный чиновник, который хвастается перед кухаркой своим первым орденом. Он выглядит комично в нелепой и тесной обстановке: на нем затертый до дыр халат вместо римской тоги и папильотки в волосах, похожие на лавровый венок. На полу валяются бутылки и объедки, под лавкой спит товарищ, который не смог дойти домой после пирушки. Кухарка смотрит на непутевого барина снисходительно, с насмешкой и подает ему единственные сапоги. Весной 1848 года художник закончил еще одно полотно — «Разборчивая невеста». Сюжет Павел Федотов позаимствовал из одноименной басни Крылова: высокомерная девушка отказывала многим юношам и в итоге вышла замуж за старого и горбатого. В центре картины живописец изобразил невесту средних лет и жениха на коленях перед ней. За сценой тайно наблюдали родители: они уже отчаялись выдать дочь замуж и с нетерпением ждут ответа. Федотов скрупулезно работал над деталями. У ног жениха он написал брошенные в порыве цилиндр и перчатки, а щеки невесты сделал чересчур красными: с помощью румян и пудры она скрывала свой возраст. «Сватовство майора» было готово к концу 1848 года. В центре композиции художник изобразил убегающую невесту, которую за платье сдерживала мать. Сваха привела в дом жениха-майора, и девушка смутилась. Однако к его приезду в доме готовились: и мать, и дочь еще днем в вечерних платьях, на столе стоит шампанское. Купец стоит в углу за их спиной и спешно пытается застегнуть сюртук. Единственный, кто не волнуется по поводу будущего брака, — жених. Майора Федотов изобразил за дверью, он стоит и подкручивает ус и наблюдает за переполохом. Такие неравные браки между обедневшими дворянами и богатыми купеческими дочерьми были выгодны обоим: жених получал деньги, а невеста — титул Федотов вернулся в Петербург только в 1850 году. Он написал картины «Молодой человек, играющий с собакой», «Портрет Федора Ефимыча Яковлева» под заказ и «Завтрак аристократа». В 1851 году художник закончил произведение о судьбе сестры «Вдовушка». Усиленные занятия и постоянная потребность в деньгах сказались на психическом здоровье Павла Федотова. Его последней картиной стала «Анкор, еще анкор». На ней художник изобразил одинокого военного, который от скуки заставляет прыгать собаку. Полотно так и осталось неоконченным: весной 1852 года Федотов сошел с ума. Друзья поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, однако из-за жестокого обращения осенью этого же года перевели художника в больницу Всех Скорбящих Радости. Вдовушка. 1851-1852 гг. 26 ноября 1852 года, в 37 лет, Павел Федотов скончался. Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1836 году его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
|