Главная страница
Навигация по странице:

  • Религии Древней Индии.

  • Буддизм в Индии.

  • Религия в Древнем Китае.

  • Конфуций и конфуцианство.

  • Китайский буддизм.

  • Религиозный синкретизм в Китае.

  • доклад религия древнего востока. Религия древнего востока


    Скачать 29.48 Kb.
    НазваниеРелигия древнего востока
    Анкордоклад религия древнего востока
    Дата12.10.2021
    Размер29.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад религия древнего востока.docx
    ТипДокументы
    #246401

    Религия древнего востока


    Древний восток включает в себя Древний Египет, Месопотамию, Древнюю Индию, Древний Китай.

    Древний Египет

    Здесь религия стала основным стержнем всей древнеегипетской культуры. А жреческое сословие традиционно было очень влиятельным, обладало тайным знанием.
    Религия была политеистической (многобожие). Но на вершине пантеона находился лишь один бог, высшее существо, породившее всех остальных, которые, естественно подчинялись ему. Хотя их было неисчислимое множество. Наиболее крупные и значимые среди них:
    Ра— бог Солнца, источник света и жизни;
    Тот — наместник Ра, бог Луны, времени, мудрости;
    Птах — создатель Вселенной, покровитель искусств;
    Осирис — бог плодородия, земледелия и мертвых;
    Исида — супруга Осириса, покровительница материнства, символ женской преданности и др.
    Характерной чертой египетской религии являются сильные отголоски тотемизма и зоолатрия, приведшая к обожествлению животных. Воплощённые в животных божества первоначально считались покровителями охоты и скотоводства. К числу наиболее почитаемых животных относились быки и коровы. Культ быка был связан с почитанием вождя, а с возникновением древнеегипетского государства – стал сближаться с культом фараона.
    Позднее животные стали восприниматься как живые воплощения богов и богинь. Бык – символ Аписа, Мневиса, Бухиса, Бата. Корова – животное Хатор (богиня неба, любви, красоты и женственности), Исиды и Мут. Баран – животное Амона и Хнума (бог плодородия, порогов, создал человека на гончарном круге), крокодил – Себека (бог воды и разлива Нила), ибис – Тота (бог мудрости и знаний), шакал – Анубиса (бог смерти, покровитель умерших), кошка – Басты (богиня радости, веселья, домашнего очага и женственности)
    Постепенно зооморфный облик египетских богов менялся на антропоморфный. Но полного вытеснения зооморфных черт не произошло, божества изображались с телом человека и головой своего животного.
    Другая характерная черта религии Древнего Египта -обожествление фараонов, которые были не просто наместниками богов, а потомками самого Ра. Естественно, вера в то, что царская власть в Египте установлена самими богами, привела к тотальному поклонению фараонов. Они стали божествами на троне и обладали абсолютной властью. Фараон был главным жрецом.
    Ведущее значение в ритуальной практики получил заупокойный культ. Египтяне верили в бессмертие души. Очень интересно, что египетская душа многосоставная. Это не единая сущность. Так, есть ба — она возносилась на небо к солнцу, есть ка, которая оставалась с телом. От сохранности тела зависело благополучие умершего, его как в потустороннем мире.
    Вообще, посмертное существование считалось продолжением земной жизни, умершие могли вмешиваться в дела живых. Поэтому такое гигантское значение уделялось ритуалам, связанным со смертью человека. Именно из-за нее строились гигантские гробницы фараонов, создавались мумии. Так, пирамиды становились специфическим домом фараона, в котором ему были необходимы все предметы земного мира: оружие, золото, одежда и т.д. А мумификации подвергались даже некоторые животные. Например, любимая кошка фараона.
    Несмотря на тоталитарное господство религиозной идеологии в жизни египтян, здесь была предпринята попытка первой крупнейшей религиозной реформы, целью которой было утверждение монотеизма. Аменхотеп IV, известный нам как Эхнатон, запретил поклонение старым богам, возвысив лишь одного — Атона. Атон имел лишь один облик — зримый диск Солнца. А фараону и его супруге стали молиться как самому Солнцу. Несмотря на решительность реформы, она не смогла вытеснить прежние верования. После смерти Эхнатона традиционные устои вернулись.
    Стержнем религиозных убеждений египтян стало поклонение фараону как живому богу.
    Месопотамия

    В разные эпохи существования месопотамской цивилизации разные народы и города становились правителями всего региона. Поэтому сама религиозная система все время изменялась. Одно верховное божество заменялось другим.
    В истории месопотамской религии можно выделить два этапа, каждый из которых имеет собственную религиозную специфику:
    – шумерский (IV тыс. до н.э. – 2003 г. до н.э.);
    – семитский (2003 г. до н.э. – 539 г. до н.э.).
    Религия и жреческое сословие были основой государственности в Шумере. Сельскохозяйственная деятельность в Шумере была немыслима без совместного, коллективного труда по строительству ирригационных сооружений. Руководство, распределение работ, хранение и распределение продукции становятся обязанностью жрецов. Коллективный труд, решение общих целей и задач, централизованное распределение объединяют общины в города–государства, центрами которых являются храмы, одновременно выполняющие функции отправления культа и административного руководства. Появление письменности (клинопись) в первую очередь связано с хозяйственными нуждами учёта продукции и работ, а не передачей и фиксацией религиозного знания.

    Основным институтом шумеров был храм и храмовый комплекс, имевший символическую функцию центра мира и располагавшийся строго в центе города–государства. Он строился из сырцового кирпича на высокой платформе с двумя лестницами или пандусами. В центре храма располагалась статуя божества, которому был посвящён храм. Позже в Шумере появляется новый вид храмовой архитектуры – зиккурат – храм на нескольких платформах. С точки зрения науки переход был потому что сырцовый кирпич недолговечен и приходилось обновлять строения, а в новых ставили платформы друг на друга поэтому конструкция стояла дольше.
    Характерной чертой религии Шумера является поклонение богам–покровителям городов. В Ниппуре поклонялись богу воздуха Энлилю (Эллилю), в Эреду – богу мудрости и подземных пресных вод Энки (Эа), в Ларсе – богу солнца Уту (Шамаш), в Уруке – богу неба Анну и богине любви и войны Инанне (Иштар) и т.д.

    С II тыс. до н.э. начинается период преобладания семитской религиозной традиции, который связан с захватом Шумера семитскими племенами.

    В VII в. до н.э. происходит возвышение Вавилона (Новое Вавилонское царство), захватившего Ассирийское царство и установившее свою гегемонию в Месопотамии до 539 г. до н.э., когда Вавилон был захвачен персами.

    Для нового этапа характерно сохранение прежнего шумерского пантеона с привнесением семитских божеств.

    К основным характеристикам этой религии можно отнести:
    – стабильность пантеона;
    – идею нерушимости мирового порядка;
    – слабую разработанность концепции греха;
    – размытость представлений о загробном мире;
    – почитание небесных тел;
    – почитание растений;
    – практически полное отсутствие зоолатрии (почитание животных в качестве религиозного объекта);
    – ранняя антропоморфизация божеств;
    – цивилизованность ритуалов (отсутствие кровавых жертвоприношений) и т.д.
    К важнейшим божествам шумеро-аккадского пантеона относятся:
    – Анну – бог неба и высших законов космоса;
    – Этилъ – бог обитаемого мира, покровитель царской власти и естественного порядка;
    – Энки – божество подземных вод, создатель и покровитель человека, бог искусства, врачевания и магии;
    – Инанна – богиня любви, войны и Венеры;
    – Уту – бог солнца и правосудия;
    – Нанна (Син) – бог луны и исчисления времени;
    – Нинурта – бог земледелия, покровитель воинов и олицетворение верховной власти;
    – Нисаба – богиня ячменя, счета и школ;
    – Ишкур (Адад) – бог ветра и дождя;
    – Нергал и Эрешкигаль – боги смерти и подземного мира.

    В позднешумерской религии была предпринята попытка выделения триады верховных богов: Анну – Энлиль – Энки, лидером которой являлся Энлиль. Однако процесс не был завершён, и система генотеизма в шумерской религии не укрепилась.

    Во II–I тыс. до н.э. происходит разделение божеств месопотамского пантеона на две группы: верхние божества (Игиги) и нижние (Ануннаки). В Ассирии и Вавилонии выстраиваются системы генотеизма – подчинение всех божеств пантеона одному верховному богу. В Ассирии это бог войны Ашшур, в Вавилонии – бог–покровитель Вавилона Мардук.

    Мифология и культ религии Месопотамии построены на представлениях о сакральном пространстве и времени. В ней существует несколько версий сотворения мира:
    – после разделения Неба и Земли, что совершает Энки при помощи мотыги, и их последующего священного брака;
    – из воды по воле праматери Намму;
    – в результате космической битвы Мардука и чудовища Тиамат, из разрубленного тела которой создаётся Вселенная.
    Человек был создан из глины Энки, и его основное предназначение – работа на благо божеств. Понятий индивидуальной судьбы и свободы воли при таком подходе не существовало.

    Важным ритуалом религиозной жизни, воспроизводившим космогонию, было строительство храма. Под влиянием календарных представлений в Месопотамии закрепился принцип цикличности – годовой цикл повторял цикл мирового творения и жизни. В начале года обновление храма, городских стен и зданий символизировало космический акт творения, избирался новый правитель, отменялись все прошлогодние сделки и долговые обязательства, амнистировались преступники, освобождались долговые рабы – происходил полный цикл очищения и возрождения.

    Религия Месопотамии оказала огромное влияние на развитие религиозных и светских представлений соседних народов. Множество сюжетов её мифологии имеют прямые параллели в Библии, математические и астрологические знания шумеров пользовались огромной популярностью в Древней Греции, благодаря чему многие элементы шумерской культуры стали неотъемлемой частью и европейской культуры. Особенно это касается исчисления времени: семидневная неделя, сутки, состоящие из 24 часов, час, состоящий из 60 минут, и т.д.

    Религии Древней Индии.

    Важная особенность индийских религий – их интровертивность, то есть явственная обращённость вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасения и освобождения для себя.
    Интровертивность религиозной культуры оказала огромное влияние на психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ.
    Каким же богам молились, приносили жертвы жители древней Индии? Старейшим из них был Дьяус – бог неба, отец богов. Центральной и наиболее популярной фигурой ведического пантеона был их первенец Индра – бог тепла и света, дождя и бури. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни – бог огня. Он считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, был всеми любим.
    Важное место занимал Сама – бог опьяняющего напитка, необходимого для церемонии жертвоприношения. Менее известным и почитаемыми были жёны богов. Лишь немногие играли самостоятельную роль в пантеоне.
    Брахманизм.
    Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи. Появились сословия – варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, торговцев) и шудра (рабов). Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания.
    Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты.
    Итак, брахманы-жрецы, появившиеся идеи верховного Брахмана-Абсолюта – всё это привело к формированию брахманизма – религии древних брахманов.
    Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно брахманам – комментариям, существовали 4 формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой.
    Джайнизм.
    Джайнизм сыграл не малую роль в истории, культуре Индии. Возникновение этого учения связывается с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до Н.Э. В начале последователи Джины были лишь аскеты, которые отказались от всего материального ради великой цели спасения, освобождения от кармы. Все члены ранней общины джайнов – миряне, жрецы, аскеты-монахи, мужчины и женщины – подчинялись некоторым общим законам, соблюдали определённые нормы поведения и запреты.
    Учения джайнов исходили из того, что дух, душа человека выше его материальной оболочки. Достичь спасения и полного освобождения душа может, если она освободится от всего материального. Мир состоит из двух вечных несоздаваемых категорий: дживы (душа) и адживы (неживое, материальное начало).
    Доктрина джайнов интровертивна, то есть ориентирована на индивидуальный поиск спасения для каждого в отдельности.
    Буддизм в Индии.
    Буддизм как религиозная система несравненно значительнее джайнизма. Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни, известному миру под именем Будды, просветленного.
    Учение Будды. Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть и т.д. – всё это страдание. Оно происходит от жажды бытия, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний – вот путь к уничтожению страданий. Будда разработал подробный восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване.
    Буддизм Махаены в первые века нашей эры довольно быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, через него – в Корею и Японию, даже во Вьетнаме. В некоторых из этих стран буддизм стал играть очень важную роль, в других превратился в государственную религию. В индии же к концу I тысячелетия, буддизм и вовсе практически престал играть сколь-нибудь заметную роль в её истории и культуре, в жизни её народа. На смену ему пришел индуизм.
    Индуизм.
    В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, как результат продолжения возник индуизм. На высшем уровне религиозной системы индуизма учёные брахманы, аскеты, монахи, йоги сохраняли и развивали тайный смысл их доктрин. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о карме с её этической основой, о святости вед. В упрощённом и переработанном для нужд широких народных масс индуизма на передний план вышли новые божества, новые ипостаси древних богов.
    Важнейшими из богов индуизма считаются трое – Брахма, Шиву, Вишну. Они как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции – созидательную, разрушительную и охранительную.
    Жрецами индуизма, носителями основ его религиозной культуры, ритуального обряда были члены брахманских каст. Как в системе индуизма, так и в социально-политической структуре Индии, брахманы по-прежнему занимали видное место. Из их числа цари выбирали себе советников и чиновников. Брахманы были домашними жрецами в богатых семьях.
    Во время обрядов домашний жрец-брахман выполняет все необходимые ритуальные действия прямо в доме.
    Свадебный обряд наиболее торжественен: молодые обходят вокруг жертвенного огня, в который бросают различные продукты, и только после этого брак считается заключённым. Обряд похорон тоже отличается особенностями. В Индии нет кладбищ – только священные места.
    Религия в Древнем Китае.
    Если Индия – царство религий, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни.
    В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Это высшая верховная всеобщность, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подрожать. В системе китайской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао.
    Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника в ритуалах исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую очередь были чиновниками гос.аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они обычно выполняли в дни обрядов и жертвоприношений.
    Конфуций и конфуцианство.
    Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека – цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.
    “Благородный человек” Конфуция – умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух основных категорий: верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй основоположник конфуцианства – Мэн-цзы считали вечным и неизменным.
    Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь.
    Даосизм.
    Даосизм возник в Китае практически одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всём, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.
    Китайский буддизм.
    Буддизм проник в Китай из Индии. Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Уже в IV веке китайские буддисты, пытались доказать, что Будда – воплощение Дао. Дао-ань – первый известный китайский патриарх буддизма. Он ввёл для китайских буддистов-монахов фамильный знак Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру (искусство, литература, архитектура).
    Религиозный синкретизм в Китае.
    Система синкретизма складывалась, прежде всего, на нижнем уровне, в рамках народных верований и обычаев. Среди необразованного крестьянства и малограмотных горожан она господствовала практически абсолютно. Средний китаец обычно не видел разницы между тремя религиями. На верхнем уровне тоже наблюдалось некоторое сближение и взаимовлияние доктрин.
    Система в целом вобрала в себя все основные особенности духовной китайской культуры. Так, незначительная роль мистики и метафизика в религии и философии Китая обусловили то, что в китайской традиции не было существенной грани между богом, героем и обычным человеком, особенно после его смерти. Любой покойник мог быть обожествлён, стать божеством или героем, патроном или бессмертным.
    Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской культуры религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. К числу богов относились основатели 3-х религий: Конфуций, Лао-цзы и Будда.


    написать администратору сайта