Главная страница
Навигация по странице:

  • БИОГРАФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА

  • ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА

  • «РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ…»

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

  • Реферат на тему «Рене Декарт». Рене Декарт


    Скачать 1.02 Mb.
    НазваниеРене Декарт
    Дата29.05.2022
    Размер1.02 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат на тему «Рене Декарт».docx
    ТипРеферат
    #556202

    Реферат на тему «Рене Декарт»































































    СОДЕРЖАНИЕ




    ВВЕДЕНИЕ 3

    БИОГРАФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА 5

    ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА 6

    «РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ…» 10

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 15

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 17








    ВВЕДЕНИЕ


    Этот текст предназначен для того, чтобы познакомить читателя с Рене Декартом, одним из представителей философии Нового времени. Именно в то время происходит сближение наук о природе с практической жизнью. В мыслях многих людей в Европейских странах, начиная с XVI столетия, происходит переворот. Возникает стремление сделать науку средством улучшения жизни. Для этого требовалось не только накопление знаний, но и перестройка существующего мировоззрения, внедрение новых методов научного исследования. Должен был произойти отказ от веры в чудеса и в зависимость явлений природы от сверхъестественных сил и сущностей. Основы научного метода складывались в ходе наблюдений и экспериментального изучения. Эти основы выделялись в области механики и техники. Именно в этой области обнаруживалось, что решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие методы их решения. Методы предполагали необходимость некоторого общего воззрения, освещающего и задачи, и средства их решения.

    Основу научного прогресса в начале XVII века составили достижения эпохи Возрождения. В это время складываются все условия для формирования новой науки. Эпоха Возрождения была временем бурного развития математики. Возникает потребность в усовершенствовании вычислительных методов.

    В семнадцатом столетии возникли самые известные в мире Академии наук: Французская Академия – 1635 г., Английская – «Королевское общество» – 1662 г. Этот период называют научной революцией. Наука играет все большую роль в обществе и оказывает огромное влияние на философию. Особенно это касалось наук физико-математического толка (механика, астрономия, математика), их точка зрения на мир и на рациональность стала господствующей. Успехи классической механики привели к тому, что устройство Вселенной рассматривалось по аналогии с устройством гигантского часового механизма. Механистическое объяснение касалось не только природы, но и использовалось для объяснения общества, государства, права и самого человека. Возникает антиномия: с одной стороны человек свободен и равен Богу, с другой – он лишь маленькое звено в естественном механизме природы. Механическая картина мира стала господствующей в XVII веке. Идеал знания – знание математически точное. В лице таких мыслителей как Декарт, Спиноза, Лейбниц философия заключила личный союз с математикой и физикой. Основная идея философии XVII века – идея единства философии и науки, т.е. философия способна стать наукой (по степени рациональности, научности равной геометрии) и должна ею стать.

    Именно Декарт как представитель данного направления философии будет рассмотрен в следующем реферате.

    БИОГРАФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА


    Рене Декарт (см. Приложение 1) — основатель рационализма как особого направления в философии Нового времени, один из крупнейших математиков и физиков своей эпохи. Он родился в 1596 г. в г. Лаэ (провинция Турень) в дворянской семье. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш, затем в университете г. Пуатье. Схоластическое преподавание не удовлетворяло юного Декарта: полученные знания казались ему недостаточными, а в немалой своей части — вызывающими сомнения. «Вот почему, как только возраст позволил мне выйти из подчинения моим наставникам, я совсем оставил книжные занятия и решил искать только ту науку, которую мог обрести в самом себе или же в великой книге мира». Он направляется в Голландию и поступает там на военную службу. Впоследствии он отправляется в Германию и переходит на службу в баварскую армию. В течение нескольких лет он оказывается участником событий, связанных с ходом знаменитой Тридцатилетней войны. Но в итоге стремление продолжать научные занятия побудило Декарта оставить военную службу. Он совершил длительное путешествие в Италию, затем провел несколько лет во Франции и, наконец, обосновался в Голландии, полагая, что уединенная жизнь в этой стране обеспечит ему наиболее благоприятные условия для совершенствования научных познаний. В Голландии он провел двадцать лет и написал свои важнейшие произведения: «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Первоначала философии» (1644). Последние несколько месяцев своей жизни Декарт провел в Стокгольме, куда прибыл по приглашению королевы Христины для участия в организации шведской Академии наук. Декарт умер в 1650 г.

    ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА


    Предмет философии французский мыслитель определяет достаточно широко: «вся философия подобна дереву, корни которого —метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, —все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике» [6:1, 309]. Метафизика —фундамент всей системы человеческого знания: то обстоятельство, что она длительное время не могла стать наукой, препятствовало плодотворному развитию других дисциплин.

    Изначально в формировании философии Рене Декарта важную роль играл способ мышления, воплощённый в современном ему естествознании. То новое, что приносит естествознание, чем знаменуются все сферы духовной жизни, и являются новым способом понимания мира и самого процесса познания. Естествознание 16-го – 17-го столетий ещё не способно сформулировать новые методы познания. Оно реализует их непосредственно в процессе овладения своим предметом. Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий настоящему уровню естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Одновременно оно (учение Декарта) вносит и основополагающие изменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию в философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии… Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Всё предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто» [3].

        Первую и исходную определённость всякой философии Декарт видит в определённости сознания – мышления. «Требование, что должно исходить из мышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est» (во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первым условием философии он делает само отвержение всех определений» – так характеризует исходный путь философии Декарта Гегель.

        Декартово сомнение и «отвержение всех определений» исходит, однако, не из предпосылки о принципиальной невозможности существования этих определений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всём следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишет Гегель, этот принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всяких предрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемы непосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюда прийти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало» [3]. Скепсис Декарта, таким образом, по своей сути является скепсисом методологическим. Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые) достоверности, чтобы найти единственную (действительную) достоверность. «Первичная» достоверность может быть краеугольным камнем, положенным в основание всей конструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит на основе исследований и собственного личного опыта.

      Чувственная опора для Декарта неприемлема, и вот как он это обосновывает: «Всё, что я до сих пор полагал наиболее истинным, я получил либо от чувств, либо при их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда крепко верить тем, кто хотя бы раз нас обманул». Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я – в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласим ложным всё, в чём можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует…»

        Математика, в которой основой является идеальная конструкция (а не то, что этой конструкции соответствует в реальной природе), считается наукой, достигающей своих истин с высокой степенью достоверности. «Вероятно, мы не будем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и все остальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительную цену, но что арифметика, геометрия и другие науки, которые рассуждают лишь о вещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о том, есть ли эти вещи в природе или нет, содержат нечто достоверное и несомненное. Ведь и во сне, и во бдении два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеет не больше четырёх сторон. Кажется невозможным, чтобы такие очевидные истины подозревались в неправильности». Как отмечает Гегель, у Декарта «философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного содержания» [3].

    Декарт вводит 2 понятия: substantia cogitas (мыслящая субстанция) и substantia extensa (субстанция протяженная).  Признавая независимость их существования, философ закладывает в новой философии основы дуализма. Он признаёт как материальный принцип – не зависящее от сознания существование материи, так и духовный принцип – не зависящее от материи и материального мира cogito.

        И хотя Декарт подчёркивает, что и substantia cogitas, и substantia extensa существуют независимо друг от друга и не являются в его понимании совершенными субстанциями, но в своих «Началах философии» он характеризует субстанцию как такую вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой себе. В этом смысле он считает, что совершенной субстанцией является лишь бог, который существует «сам из себя» и сам является своей причиной. Всё остальное нуждается для своего существования в «присутствии бога».

    Бог как наиболее совершенное сущее у Декарта не имеет такой же функции, как в схоластической философии. В концепции Декарта функция бога заключается в гарантии истинности познания. Познание, которое человек считает достоверным, возможно, лишь кажется достоверным, но не является таковым в смысле согласия с вещами, которые в нём отражены. И лишь бог является гарантом истинности достоверных фактов. Декартов дуализм – признание вещей мыслящих (res cogitas) и вещей распространённых (res extensa) – своеобразно выливается в идеализм, в признание существования бога.

    Чёткие материалистические элементы проявляются, однако, в «физике» Декарта, предметом которой являются res extensa. Основным атрибутом материи для Декарта является распространённость. Как констатирует Гегель в «Истории философии», «по Декарту, сущность тела полностью определяется его распространённостью и лишь мышление касается сути материального мира»

    В области теории познания Декарт (в отличие от Ф. Бэкона) однозначно отстаивает рационалистическую позицию. Но Декарт не совсем отвергает чувственное познание как таковое. Substantia extensa (материя) наделена прежде всего чувственно познаваемыми свойствами. Однако это познание следует подвергнуть подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергнуть критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания – сомневающегося Я.





    «РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ…»


    Главным принципом Декарта было «во всём сомневаться», т. е. чётко определённый методологический скепсис. Этот принцип, однако, был для него лишь определённой предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности. Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, инструментом которого служит разум.

    В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум».

    Правила Декарта (см. Приложение 2) говорят о следующем:

    Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше.

    Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придёт к истинному познанию.

    Следующее правило является выражением требования аналитичности. При этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени методический характер.

    Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия, которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и науки неотделимой и эффективной составной частью основных методологических принципов.

    Заключительное же правило подчёркивает необходимость определённой систематизации как познанного, так и познаваемого.

    Согласно Декарту, мир вполне познаваем, «проницаем» для человеческого разума — конечно, при условии, что люди пользуются правильным методом исследования. «Не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть»

    В «Рассуждении о методе» французский философ говорит о том, что составил для себя правила морали, которым стремился следовать на практике. В «Первоначалах философии» он призывает руководствоваться этими правилами своей этики, «пока не знают лучшей». Эти правила таковы: «Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости божией, я был воспитан с детства» [6: Т. 1, С. 263]. При этом нужно опираться на самые «умеренные» из распространенных мнений, — они наиболее полезны на практике. Во-вторых, Декарт призывает быть постоянными в своих действиях, последовательно руководствоваться теми мнениями, которые приняты нами за истинные. «Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира» [6: Т. 1, С. 264]. Древние мудрецы прозревали, что в полной власти человека — только его мысли, что бесполезно стремиться за пределы, «предписанные природой» и что подлинные блага — в душе; таким путем они достигали счастья. Наконец, французский мыслитель говорит о необходимости совершенствования разума, что осуществляется с помощью познания истины. Добродетели связаны с истинным познанием: верные суждения порождают верные поступки.

    Учитывая приведенные правила, становится вполне понятным отсутствие в системе Декарта какой-либо политической теории: по его мнению, несовершенный ход общественных дел гораздо «легче переносится, чем их перемены».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Кроме того, что Декарт утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления. После его смерти влияние картезианства усилилось — не только во Франции, но и в других странах Западной Европы. В соответствии с различными сторонами картезианства его влияние проявилось в произведениях различных философов.

    Рационалистический метод Декарта получил систематическую разработку в книге его последователей и друзей Паскаля, Арно и Николя «Логика или искусство мыслить». Логика, приближенная к математике, трактовалась здесь как наука обретения новых истин в исследовании реальной природы. Наибольшее влияние Декарта проявилось в данном произведении во введении учения о методе как самого важного раздела логики. Четыре правила метода Декарта были осмыслены здесь как методы анализа и синтеза. Первый из них трактуется как метод открытия новых положений путем внимательного наблюдения и анатомирования вещей и явлений, благодаря чему достигаются простые и ясные истины, совершенно отличные от неопределенности и темноты схоластических универсалий. Если собственно научная сторона картезианства еще при жизни его основателя завоевала много сторонников в Утрехтском, Лейденском и других университетах Нидерландов, то общий дух его рационализма и положения метафизики оказали воздействие на некоторых протестантских теологов.

    Учение Декарта оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие как философии, так и науки. Его идеи повлияли на формирование мировоззрения Спинозы. Картезианцами (последователями Декарта) были Деруа, Ренери, Фонтенель, Клауберг, Беккер, Режи, Рого, Чирнгаузен, Борелли, Стеной, Лафорж, Кордемуа, Гейлинкс, Мальбранш. Физика Декарта—один из теоретических источников просветительской философии.

    Таким образом, учение Декарта оставило яркий след в истории философской мысли и оказало серьезное влияние на развитее науки эпохи Нового времени, а также на всю рационалистическую философию.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. История Философии: Учебник для вузов/ [В. В. Васильев и др]; под ред. В.В. Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая.-М: Академический Проект, 2008.- 783 с.

    2. Рене Декарт: [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Декарт,_Рене.- Дата доступа: 8.11.2021

    3. Гегель. Сочинения в 14 томах. Т.11, Лекции по истории философии, перевод Б. Г. Столпнера. -М, Л: СОЦЭКГИЗ, 1935. - 560 с.

    4. Декарт Ренэ. Избранные произведения; под ред. В.В. Соколова. -М.: Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1950.- 712 с.

    5. Философия Нового времени: [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_Нового_времени.- Дата доступа: 8.11.2021

    6. Декарт Рене. Сочинения. Т. 1 - 2. – М.: Мысль, 1989- 1994.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.




    Рене Декарт. Портрет.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


    ПРАВИЛА, ПРИВЕДЕННЫЕ ДЕКАРТОМ В «РАССУЖДЕНИИ О МЕТОДЕ…»

    считать истинным только очевидное, т. е. ясно и отчетливо воспринимаемое человеческим разумом

    делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения

    придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых 336 предметов к познанию сложных

    составлять общие обзоры и полные перечни — для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса (а также для придания полноты всей науке)





    написать администратору сайта