Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. По возможности можно повторить еще раз этот вопрос – Что еще значит эта деталь для персонажа

  • Что позволило Вам немедленно приступить к заданию

  • О чем Вы думали прежде чем приступить к выполнению задания Какие чувства Вы испытывали в этот моментКак Вы полагаете чтобы Вам помогло быстрее или легче начать работу

  • Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания

  • Рисуночная методика. Рисуночная методика Мой жизненный путь И. Л. Соломина


    Скачать 31.15 Kb.
    НазваниеРисуночная методика Мой жизненный путь И. Л. Соломина
    Дата07.02.2023
    Размер31.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРисуночная методика.docx
    ТипДокументы
    #924607

    Рисуночная методика «Мой жизненный путь» И. Л. Соломина.

    Игорь Леонидович Соломин – председатель научно-методического совета Гильдии психотерапии и тренинга, ст. преподаватель кафедры организационной психологии РГПУ им. А.И. Герцена. С 2005 г. – научный консультант группы компаний «Иматон».
    Графические методы психологической диагностики являются очень популярными в практической психологии, и прежде всего в клинической психологии. Наиболее известные вам тест «Рисунок человека» Ф. Гудинаф, Д. Харриса, тест «Рисунок дерева» К. Коха, тест «Рисунок семьи» В. Вульфа, «Дом. Дерево. Человек» Д. Бука. Рисуночные методики привлекают благодаря своей простоте и доступности процедуры проведения, целостности и многообразию полученной информации. Однако существует недостаток проективных методов – недостаток информации о валидности (действительно измеряет то, что мы хотим) и надежности (независимость результатов от действия всевозможных случайных фактов). Чтобы этого избежать желательно, когда результаты теста оценивают сразу несколько независимых экспертов и их результаты проверяются на согласованность.
    Методика «Мой жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования разных категорий людей. Она состоит из двух частей:
    • Изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка;
    • Обсуждение этого рисунка с психологом-профконсультантом.
    Формы проведения групповая и индивидуальная.
    Она предназначена для оценки эффективности работы (если тренинг по профессиональному самоопределению проводится), для нахождения способов выхода из затруднительных ситуаций, для помощи в планировании своего профессионального пути, а также для диагностики эмоционального состояния человека, особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношение к ней, определения целей и планирования путей их достижения.
    Данная методика очень эффективна для работы с молчаливыми или очень разговорчивыми людьми, кроме того, она помогает клиентам понять свои проблемы.
    Процедура проведения методики.
    Результаты методики зависят от внешних (поза, какая бумага, карандаш) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию).
    Перед началом проведения следует познакомиться с клиентом и дать ему успокоиться.
    Необходимо – лист бумаги, карандаш или ручка. Далее зачитывается инструкция (учить наизусть ее не нужно).
    Инструкция и условия зачитать (стр. 3).
    Время работы не ограничено, В группе можно следить за процессом рисования и остановить его когда большая часть закончит.
    Если методика проводится индивидуально, то целесообразно регистрировать показатели поведения испытуемого в процессе рисования.
    1. Латентный период (от конца инструкции до начала рисования).
    2. Длительность выполнения задания.
    3. Паузы, остановки, в процессе рисования (более минуты).
    4. Возвраты к уже нарисованным частям изображения.
    5. Нарушение последовательности рисования от прошлого к будущему.
    6. Спонтанные высказывания клиента, выражающие: вопросы и уточнения, самооправдывание, поиск помощи, самокритика, извинения, критика задания или внешних условий.
    7. Отказ от выполнения задания.
    8. Ведущая рука.
    9. Поза клиента (наклон туловища, поворот головы, расстояние от руки до туловища, расстояние от руки до туловища).
    10. Прикрывание рукой рисунка.
    11. Вегетативные и моторные проявления напряжения клиента: потоотделение, покраснение или побледнение кожи, тремор, дрожание рук, раскачивание туловища, головы или конечностей, покусывание или облизование губ, грызение карандаша.
    При этом обсуждение и проверка полученных сведений с клиентом возможна лишь по окончании процедуры.
    Интерпретация результатов.
    Показатели результатов выполнения методики можно разделить на две большие категории. К первой категории относятся показатели, характеризующие формальные, графические особенности рисунка, описывающие не только то, что изображено на рисунке, сколько то, как оно изображено. Показатели поведения клиента приближаются к формальным. Ко второй категории относятся показатели, характеризующие содержание изображения.
    К формальным показателям относятся: положение листа, размеры рисунка, общая форма рисунка, характер линий и нажим, наличие штриховки, количество деталей, наличие надписей и т.д.
    К содержательным показателям относятся: вид на жизненный путь, точка зрения наблюдателя, ракурс; наличие и особенности дороги (длина, перекрестки, повороты и т.п.); направление движения; препятствия (ямы, стены, подъемы и спуски и т.д.); местные предметы (строения, двери, мосты, техника и т.д.); ориентиры, указатели, таблички; явления природы (растения, животные, атмосферные явления и т.д.); наличие и характеристика путника; наличие и особенности других людей; содержание текста, символов и т.д.
    Формальные показатели в большей степени связаны с устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, чертами темперамента и характера личности, а также эмоциональное состояние человека (стр. 208). Сила нажима и наличие штриховки являются показателями тревожности и беспокойства человека таб 1).
    Таблица 1.
    Показатели рисуночных методик, являющиеся наиболее надежными
    индикаторами различных эмоциональных состояний

    Содержание эмоционального состояния Показатели рисуночных методик
    Печаль, депрессия, утрата интересов 1. Маленькое количество деталей, небрежность, упрощенность и схематичность изображения.
    2. Зачеркивание и перерисовывание изображения
    Страх, тревога, беспокойство, неуверенность 1. Маленький размер изображения.
    2. Размещение в левом верхнем или нижнем углу листа (для правшей).
    3. Разграничение пространства листа.
    4. Большое количество заштрихованных деталей.
    5. Большое количество второстепенных деталей.
    Гнев, агрессия, раздражение 1. Крупный размер изображения, которое может даже не умещаться в границах листа.
    2. Сильный нажим линий.
    3. Большое количество острых углов.

    Содержательные характеристики указывают на особенности представлений и отношений человека, конкретное содержание его проблем. По содержательным признакам трудно с достаточной степенью достоверности и надежности судить об особенностях личности. Однако они могут служить материалом для обсуждения, в процессе когорого уточняется их диагностический смысл. Содержательные показатели тесно связаны с характером представлений клиента и отношений к себе, к своей жизни, своим затруднениями и возможностям. Содержательные показатели дают возможность формулировать гипотезы о специфике отношений к различным сторонам жизни человека, однако они нуждаются в проверки.
    При анализе содержательных показателей наиболее эффективным может быть не столько обсуждение всех подряд деталей изображения, сколько акцентирование внимания на отличающихся деталей. Различные детали изображения жизненного пути рисуются клиентом по-разному. В зависимости от того, какие детали нарисованы наиболее подробно, тщательно и аккуратно, мы можем сделать вывод о том, что в жизни человека является наиболее привлекательным, что ему нравится (таб. 2).
    Таблица 2
    Способы интерпретации отдельных деталей изображений

    Характеристика деталей изображения Интерпретация отношения к ней
    Подробность, тщательность, аккуратность Привлекательность, симпатия, интерес
    Небрежность, схематичность Безразличие
    Карикатурность Критичность
    Крупный размер Значимость, зависимость, сила влияния
    Штриховка Страх, тревога, беспокойство
    Сильный нажим Напряжение, возбуждение, стресс
    Слабый нажим Неуверенность
    Повторная прорисовка Озабоченность
    Зачеркивание, стирание Неудовлетворенность, отказ
    Отсутствие, пропуск Вытеснение, подавление, игнорирование
    Изоляция, отграничение, отдаленность Стремление к защите
    Повторяемость Навязчивость, стереотипность

    Если какие-то детали изображены более крупно по сравнению с другими, они могут указывать на то, от чего клиент в большей степени зависит, что для него наиболее значимо. Заштрихованные детали или сильный нажим – косвенный признак источников страха или эмоционального напряжения. Штриховкой можно считать любое заполнение замкнутого контура, даже если оно отражает цвет, тень. Обращает на себя внимание и отсутствие путника, которое может указывать на вытеснение клиентом проблем, связанных с его собственной личностью.
    Общие признаки обсуждения результатов
    Здесь лежит принцип аналогии между изображаемыми персонажами жизненного пути и автором рисунка.
    Существует три главные задачи обсуждения, которые сводятся к помощи клиенту в выяснении:
    1. Собственных целей клиента, того, к чему он стремится, что для него является наиболее важным в жизни;
    2. Содержание проблем клиента, препятствий того, что мешает ему достичь поставленных целей;
    3. Ресурсов клиента, его возможностей, того, что могло бы помочь ему в достижении целей, способов и вариантов решения проблем.
    Для того чтобы не завязнуть при обсуждении результатов, психолог-диагност должен задать себе вопрос: «Какую задачу я решаю?».
    В качестве основной тактики избирается последовательность обсуждения от изображения (метафоры) к реальным переживаниями поведению клиента. В любом случае сначала с клиентом обсуждаются особенности изображения, затем консультант использует один из показателей изображения, для того чтобы перейти к обсуждению реальных отношений клиента. В этом случае клиент не замечает, в какой момент он начал говорить не о том, что изображено, а о том, что он на самом деле чувствует или хочет. В результате облегчается процесс обсуждения проблем клиента, в том числе и тех, которые при других условиях могли бы сопровождаться негативными или даже болезненными переживаниями. По мнению Соломина, клиент может испытать повышенный интерес, удивление или даже радостные чувства, которые повышают его готовность к откровенному обсуждению его подлинных переживаний и отношений. Клиент может не только по-новому увидеть свои проблемы и способы их решения за счет подключения фантазии и творческого изображения, но получить от этого дополнительное удовольствие.
    Модель обсуждения зависит от того, какие показатели используются в обсуждении – формальные или содержательные. Однако независимо от этого обсуждение начинается с общих вопросов к клиенту. Здесь консультант уточняет содержание изображения в целом и отдельных его деталей, а клиент включается в процесс беседы, при необходимости дополняет недостающие детали. Вопросы на стр. 4.
    Количество, последовательность и состав вопросов не являются стандартными, они могут определяться консультантом из своего опыта, привычек, особенностей изображения, состояния клиента, содержания его проблем и т.д.
    Далее начинает обсуждение более конкретных и частных результатов с целью уточнения и углубления понимания.
    Если обсуждается формальный показатель, то можно поступить таким образом:
    1. Чем вызвано возникновение этого показателя?; Что помешало клиенту действовать иначе?; Что случилось бы если бы клиент действовал иначе?
    2. Когда и где, в каких еще случаях клиент чувствует тоже самое?; К чему это приводит? Это помогает понять клиенту его собственные чувства и переживания.
    Если это содержательный показатель, то необходимо сделать следующее:
    1. Что значит эта деталь для персонажа? Цель заключается в формировании представления клиента о том, что одно и тоже явление может рассматриваться одновременно и как источник проблем и как ресурс.

    2. По возможности можно повторить еще раз этот вопрос – Что еще значит эта деталь для персонажа?
    3. Устанавливается аналогия данной связи с условиями реальной жизни клиента – Чему или кому соответствует эта деталь в жизни клиента? Обсуждаются как воспринимаются клиентом эти реальные условия: как препятствующие или как способствующие достижению целей. Цель: расширение представлений клиента, как о причинах проблем, так и о способах их решения.
    Обсуждение результатов прекращается в следующих случаях:
    • Получение некоторого позитивного результата;
    Исчерпание темы без достижение заметного результата;
    • Возникновение сопротивления клиента, которое может быть вызвано негативными переживаниями в связи с этой темой и может проявиться в отказе от обсуждения или попытке переключиться на другую тему.
    После этого выбирается другой показатель и цикл повторяется. Основанием для завершения являются:
    • Удовлетворенность клиента;
    • Улучшение понимания клиентом своих целей, проблем и ресурсов;
    • Окончание времени консультирования.
    Ошибки консультантов при работе с этой методикой:
    1. Интерпретация результатов методики и непосредственное изложение их клиенту в чистом виде. Вместо того чтобы повысить творческую активность клиента и представить ему условия для самостоятельного решения путем вопросов и совместного обсуждения. Простое изложение результатов не всегда помогает клиенту понять (и особенно принять) свои подлинные интересы, причины проблем и способы их решения.
    2. Непосредственное обсуждение с клиентом его интересов, переживаний, поведения и проблем без опоры на предварительное обсуждение результатов методики. При этом теряются преимущества методики, заключающиеся в визуализации целей, проблем и ресурсов клиента, в структурировании беседы, снятие излишней тревоги и повышении заинтересованности.
    Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента ( таб. 3)
    1. Латентный период. Слишком быстро начал рисовать – менее 30 сек. (от конца инструкции до начала рисования) – отсутствие плана, импульсивность (0,6). Слишком длинный (более 5 мин.) – затруднения в планировании и реализации принятого плана (0,7).
    2. Длительность выполнения задания. Значительная (более 20 мин.) - заинтересованность (0,8). Незначительная (менее 5 мин.) - повышенная утомляемость (0,7); безразличие, равнодушие (0,6); непонимание инструкции.
    3. Паузы – внутренние конфликты (0,7).
    4. Возвраты – значимые отношения (0,7).
    5. нарушение последовательности рисования от прошлого к будущему – начало рисования с наиболее простой тематики (или сложной) (0,6).
    6. Вопросы и уточнения. Самооправдывание – неуверенность в себе (0,5).
    7. Поиск помощи или оценки. Самокритика – аутоагрессия (0,5).
    8. Критика задания или внешних условий – гетероагрессия (0,5).
    9. Отказ от выполнения – эмоциональный шок (0,9).
    10. Сильный наклон вперед – зажатость, скованность, неуверенность (0,5). Близорукость.
    11. Наклон назад – негативное выполнение к заданию (0,5). Расслабленность.
    12. Поворот туловища в сторону ведущее руки – стремление к защите (0,5).
    13. В сторону, противоположную ведущей руке – открытость (0,5).
    14. Расстояние руки от туловища, значительное – негативное отношение к выполнению задания (0,5). Дальнозоркость.
    15. Расстояние руки от туловища, очень близкое – зажатость, скованность, неуверенность (0,5).
    16. Прикрывание рисунка рукой – скрытность, смущение (0,7)
    17. Вегетативно и моторные проявления. Потоотделение – эмоциональное напряжение (0,7). Повышенная температура окружающей среды, тела, физическая нагрузка и т.п.
    18. Побледнение или покраснение – эмоциональное напряжение (0,7).
    19. Тремор, дрожание рук, раскачивание туловища, покусывание губ, грызение карандаша – эмоциональное напряжение (0,7).

    Формальные показатели методики приведены в таблице 4.

    1. Положение листа – вертикальное (предрасположенность к агрессивному реагированию – 0,5); горизонтальное (предрасположенность к оборонительному поведению - 0,5); меняется (пластичность, адаптивность – 0,7).
    2. Положение рисунка на листе – сверху (негативное отношение к окружению, сопротивление – 0,6); внизу (принятие окружения, подчинение – 0,6); слева (замкнутость, стремление к защите – у правшей – 0,5); справа – открытость, раскрепощенность – у правшей – 0,5).
    3. Размеры рисунка – очень крупные, не влезают в рамки листа (чрезмерное возбуждения, несдержанность, импульсивность, снижение самоконтроля – 0,8; отсутствие предварительного плана – 0,7); крупные (преобладание возбуждения над торможением, уверенность в себе, высокая самооценка – 0,6); мелкие (преобладание торможения над возбуждением, тревожность, депрессия, низкая самооценка – 0,6); очень мелкие (чрезмерная заторможенность – 0,8).
    4. Общая форма – замкнутость контура (стремление к защите – 0,5); вытянутость (активность – 0,5); ассиметричность (активность, динамичность – 0,6); большое количество углов (агрессивность, раздражение – 0,7).
    5. Характер линий: сила нажима, толщина линий – значительная (высокий мышечный тонус, напряжение, усиление – 0,7); незначительная (расслабленность, спокойствие – 0,6).
    6. Постоянство нажима – одинаковый (стабильность, устойчивость – 0,6); неодинаковый (неустойчивость – 0,7); пунктирный, прерывистый (неуверенность – 0,6); повторная обводка (значимость – 0,7); неточность соединения (небрежность – 0,7; нарушение координаций движений – 0,6); дрожание, тремор (нарушение координации движений – 0,6).
    7. Штриховка – значительная плотность (страхи, фобии – 0,8); значительная площадь (общая тревога, беспокойство, напряжение, озабоченность – 0,7); геометрический характер (шизоидные черты характера – 0,5).
    8. Тщательность, подробность и количество деталей. Большое количество второстепенных деталей (вытеснение, стремление не замечать проблемы, не обращать внимание на цели, игнорировать обстоятельства – 0,7); значительное количество деталей (мотивированность, заинтересованность, значимость, привлекательность – 0,8); незначительное количество деталей, схематичность (недостаток сил, нежелание прикладывать усилие, слабая заинтересованность – 0,7).
    9. Особенности деталей – повторяемость (стереотипность – 0,7); зачеркивание (негативное отношение – 0,7); подчеркивание (значимость – 0,7); перерисовывание (значимость – 0,7; отсутствие предварительного плана – 0,6); обрамление (значимость – 0,7; стремление к защите – 0,6); карикатурность (негативное отношение – 0,6); наползание друг га друга (отсутствие предварительного плана – 0,6).
    10. Разделители – линии, сгибы (стремление к защите – 0,7); надписи (комментарии, затруднения в рисовании – 0,5).
    11. Отсутствие рисунка – эмоциональный шок (0,9).
    12. Замена рисунка текстом – преобладание абстрактно-логических форм мышления над наглядно-образными (0,8).

    Содержательные показатели приведены в таблице 5.

    1. Вид – сверху, карта (акцентирование представлений о движение в горизонтальной плоскости. Затруднения в выборе одного пути из многих альтернатив – 0,5); сбоку, фриз (акцентирование представлений о движение в вертикальной плоскости. Затруднения в представлений о наличии и разнообразии альтернативных путей – 0,5); сзади (объемное трехмерное представление о жизненном пути).
    2. Дорога – отсутствие (представление о жизненном пути не как о прерывистом процессе, а как о смене статистических фраз, стадий – 0,5); отсутствие направления движения (представление о статистичности событий – 0,5); отсутствие линейной последовательности событий от прошлого к будущему (затруднения в представлении о временной перспективе событий – 0,5); длина (представление о продолжительности жизненного пути – 0,5); ширина – (представление о легкости жизненного пути – 0,5). На Вашем рисунке изображена дорога (или отсутствует) с чем это связано? Что это может означать? Вы изобразили довольно длинную (короткую) или широкую дорогу, Что это означает? Как долго идти по этой дороге? На сколько легко по ней идти?
    3. Основное направление дороги – назад, вниз (стремление вернуться в прошлое – 0,5); влево (стремление вернуться в прошлое, у правшей – 0,6). Вы как будто идете назад. Насколько бы Вам хотелось вернуться обратно? Что бы Вам хотелось повторить и что бы Вам хотелось изменить в прошлом?
    4. Элементы дороги – перекрестки и развилки (представление о выборе – 0,7); количество путей (представление о количестве альтернатив – 0,6); повороты (представления о изменении пути без возможности выбора – 0,7); развороты назад (представления о возврате к прошлому – 0,6); тупики (представление о конце пути, безвыходности положения – 0,6). Вы изобразили перекресток дорог. Что он означает? Чему он соответствует? Какой путь выберет себе путник? Почему он это сделает? Вы изобразили поворот. Что он означает? Чему он соответствует? Что изменится в Вашей жизни после поворота? У вас изображена дорога назад. Что она означает? Что повторится в Вашей жизни? Вы изобразили дорогу ведущую к тупику. Что он означает? Что произойдет, когда путник дойдет до конца тупика? В чем именно Вы зашли в тупик? Как его можно избежать?
    5. Линейность дороги – прямая, без поворотов (представления о постоянстве жизненного пути – 0,6); извилистая (представление об изменчивости жизненного пути, влиянии настроения или обстоятельств – 0,7). Изображенная Вами дорога прямая, без поворотов (или извилистая)? О чем это свидетельствует? Можно ли изменить его? Почему направление пути менялось? Можно ли его выпрямить? Что для этого нужно сделать?
    6. Форма дороги – крестообразная (представление об альтернативности путей, исключение одного пути другим – 0,5; радиальная, т.е. несколько путей ведущих из одной точки в разные стороны (представления о больших возможностях выбора – 0,5); осевая, т.е. несколько путей ведущих в разные стороны из разных точек (представление о периодически возникающих возможностях выбора – 0,5); беспорядочная, т.е. несколько путей, поворотов, перекрестков (представление о сложности выбора, затруднение в ориентации – 0,6); концентрическая, т.е. замкнутость пути, движение по кругу (представление о повторяемости пути – 0,6).
    7. Препятствия, барьеры, границы на дороги – ямы, канавы, реки, моря (представления о затруднительных обстоятельствах, требующих «снижения», «спуска», связанных с риском падения – 0,6); стены, заборы (представления о затруднительных обстоятельствах, требующих подъема», «прыжка" – 0,6); подъемы и спуски, т.е. горы, лестницы, ступени (представления о затруднительных обстоятельствах, требующих значительных усилий и времени – 0,6). Вы изобразили яму (стену, лестницу и т.д.) препятствующую движению. Можно ли ее преодолеть? Что для этого надо сделать? Какими способами это можно сделать? Можно ли придумать еще несколько способов?
    8. Местные предметы и техника на дороге – строения (представление об укрытии – 0,6); мебель (представление об удобствах и комфортных условиях – 0,5); двери, ворота (представление о контролируемом кем-то входе или выходе – 0,6); мосты, туннели (представление о путях преодоления препятствий – 0,6); транспорт ( представление о средствах ускорения и облегчения движения по жизненному пути – 0,5; средства труда); другая техника (представления о дополнительных средствах решения проблем – 0,5; атрибуты профессиональной технической деятельности или хобби). Вы изобразили здание (мебель, дверь, мост, туннель, транспорт). Что это означает? Что оно выражает? Что находится за данной дверью? Может ли путник ее открыть? Что можно сделать чтобы ее открыть? Чему это препятствие соответствует в Вашей жизни? Что может соответствовать транспорту в реальной жизни? Чем Вам может помочь это средство?
    9. Ориентиры: дорожные знаки, указатели, таблички на дороге – представление о правилах -0,6; представление об источниках информации. У Вас изображен дорожный указатель. Что он означает? Кто его поставил? Надо ли его слушаться? Можно ли его нарушить? К чему это может привести? Что еще может помочь Вам сориентироваться в пути?
    10. Произведения искусства на дороге (атрибуты профессиональной художественной деятельности или хобби – 0,6. Эстетическая направленность). Почему Вам захотелось нарисовать это? Чем это может помочь Вам в пути? Какие чувства Вы испытываете, когда встречаетесь с этим?
    11. Явления природы на дороге – растения, животные (незначительные второстепенные детали – 0,5; атрибуты профессиональной художественной деятельности или хобби; эстетическая направленность). Почему Вам захотелось нарисовать это? Чем это может помочь Вам в пути?
    12. Атмосферные явления на дороге – солнце, облака, осадки (факторы, помогающие или препятствующие на пути к цели – 0,6); гроза (источник страха – 0,6). Вы нарисовали солнце (облака, осадки). Чем они могут помочь или помешать в пути? Что или кто в Вашей жизни соответствует этим явлениям?
    13. Другие люди на дороге (представление об окружающих людях, помогающих или мешающих в жизни – 0,6; атрибуты профессиональной социальной деятельности или хобби. Демонстрация социального статуса). У Вас изображены люди. Кто эти люди? Что они делают? Что они хотят? Что они могут? Как они относятся к вам? Как Вы относитесь к ним? Кто может помочь (помешать) Вам в пути?
    14. Изображение путника – размер (представление о собственной значительности, уважение к себе – 0,7); количество деталей (представление о собственной привлекательности, отношение к себе с симпатией, принятие себя – 0,7); передвижение (активность – 0,5); обозначение (недостаточная уверенность в себе – 0,5); одежда (демонстрация принятия социальных норм – 0,5); предметы деятельности, средства труда (представление о себе как о субъекте труда – 0,6); атрибуты статуса, т.е. пол, возраст, профессия, род занятий и т.п. (представление о собственной принадлежности к определенной категории людей – 0,6); следы (представление о результатах своей деятельности – 0,5); отсутствие путника (вытеснение представлений о себе, игнорирование своей личности, потребностей и возможностей, обесценивание себя – 0,6). Вы довольно больших размеров. Что это означает? Насколько путник сильный и способный? Насколько Ваш путник красивый и симпатичный? Путник держит вещи. Что это означает? Насколько они нужны ему? Чем они могут быть полезны? Путник оставляет следы. Что это означает? Вы не нарисовали самого себя. С чем это связано? Что помешало Вам его нарисовать? Какие чувства вызывает у вас этот путник? Что бы случилось, если бы Вы его нарисовали? Где и каким бы его изобразили?
    15. Содержание текста – указание на цели (представления об интересах, потребностях, мотивах); указание на возможности (представление о внешних и внутренних возможностях); указание на препятствия (представление о проблемах); указание на этапы жизненного пути, имена людей, организаций, название предметов (неуверенность в себе, сомнения в своих возможностях, колебание в процессе принятия решения – 0,5); отсутствие указаний, что Я «хочу», «могу», «делаю» (затруднения – 0,7). В своем тексте Вы ничего не говорите о том, что хотите (можете, делаете). Чем вы занимаетесь? Что именно вы делаете? Что Вы в состоянии сделать?
    16. Символы – вопросительные знаки (сомнения, затруднения в принятии решений – 0,7); восклицательные знаки (болезненные переживания или агрессия – 0,6); стрелки (представление о директивах, указаниях, правилах, нормах – 0,6); нумерация (представление о последовательности или значимости событий – 0,5). Вы нарисовали вопросительный (восклицательный) знак. Что он выражает? На какой вопрос Вы бы хотели ответить? Что нужно для ответа на этот вопрос? С какими чувствами у Вас связан этот восклицательный знак? Что может быть последствием этих чувств? В каких ситуациях эти чувства могут помешать Вам? У Вас изображена стрелка. Надо ли ее слушаться? Можно ли ее нарушить? К чему это может привести? Как вы к этому относитесь?


    Таблица 3
    Показатели поведения клиента во время рисования методики
    «Мой жизненный путь»

    Показатели Возможные причины Возможные замечания и вопросы
    1. Латентный период
    1.1. Слишком короткий (менее 30 сек.) Отсутствие плана, импульсивность (0,6) Вы довольно быстро начали рисовать.

    Что позволило Вам немедленно приступить к заданию?
    Насколько быстрое начало помогло или помешало в работе?
    1.2. Слишком длинный (более 5 мин) Эмоциональный шок (0,8).
    Затруднения в планировании и реализации принятого плана (0,7).
    Непонимание смысла задания. Вы довольно долго не начинали рисовать.

    О чем Вы думали прежде чем приступить к выполнению задания?
    Какие чувства Вы испытывали в этот момент?

    Как Вы полагаете чтобы Вам помогло быстрее или легче начать работу?
    2. Длительность выполнения задания
    2.1. Значительная (более 20 мин.) Заинтересованность (0,8) Вы рисовали довольно долго.

    Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания?
    Что было наиболее интересным для Вас в этой работе?
    2.2. Незначительная (менее 5 мин.) Повышенная утомляемость (0,7)
    Безразличие, равнодушие (0,6)


    написать администратору сайта