Главная страница
Навигация по странице:

  • Когда и для чего авторы вводят в свои произведения упоминание о музыкальных произведениях Зачем в произведениях разных жанров "звучит" музыка

  • «Капитанская дочка»

  • "Гранатовый браслет"

  • Роль образа музыки в произведении. Роль образа музыки в художественном произведении. Роль образа музыки в художественном произведении


    Скачать 21.52 Kb.
    НазваниеРоль образа музыки в художественном произведении
    АнкорРоль образа музыки в произведении
    Дата27.04.2022
    Размер21.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРоль образа музыки в художественном произведении.docx
    ТипДокументы
    #500871

    Роль образа музыки в художественном произведении

    Мир, в котором мы живем, наполнен музыкой. Она звучит на улице, дома, по телевизору, в театре, в кино. Известный русский композитор Дмитрий Шостакович говорил: «Без музыки трудно представить себе жизнь человека, без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна». По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает литературе и кинематографу. А уж если в литературном произведении затронута тема музыки, то воздействие ее на человека усиливается в несколько раз. Писатель показывает не только красоту музыки, ее влияние на человека, но и роль музыки в жизни героя.

    В этом году я заканчиваю музыкальную школу по классу фортепиано. Музыка окружает меня везде. Причиной выбора данной темы является личный интерес и любовь к музыке. Меня также интересует и связь музыки с другими видами искусства.

    Цель работы – определить и понять роль музыки в литературном произведении.

    В работе я прослеживаю взаимосвязь и взаимовлияние музыки и литературы. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

    1. Выбрать и проанализировать художественные произведения, в которых герои связаны с музыкой.

    2. Определить роль музыкальных образов в этих произведениях.

    3. Составить презентацию с обобщением материала по теме и игровой материал для использования на уроках и во внеурочной деятельности.

    Школьная программа по литературе не подразумевает знакомство с теми музыкальными отрывками, которые писатели включают в свои произведения. Передо мной встали вопросы:


    Когда и для чего авторы вводят в свои произведения упоминание о музыкальных произведениях?


    Зачем в произведениях разных жанров "звучит" музыка?

    Ответы на эти вопросы я и попробую найти. Хочется надеяться, что это расширит мой кругозор и мне удастся по-новому взглянуть на мир, полный красоты, гармонии и поэзии.

    Область моего исследования - классическая музыка в произведениях русских писателей.

    Актуальность данной темы заключается в том, что она, на мой взгляд, очень интересна именно сегодня, когда особую роль имеет музыкальный образ чего-либо. В социальных сетях мы встречаем много самостоятельно созданных музыкальных образов: современному человеку интересно показать себя, свой внутренний мир через песню, танец или музыку.Так мы пытаемся быть услышанными. Значит, очень важно уделять внимание развитию у человека чувства прекрасного, формированию художественного вкуса, умению правильно понимать и ценить произведения искусства. В эстетическом воспитании человека огромная роль принадлежит искусству. Художественная литература может быть существенным источником в познании музыки, выполняющей важную роль в понимании художественного образа. Часто при анализе литературного произведения недооценивается роль музыки, которая активизирует развитие действия и образов героев. Слияние слова с музыкой способствует активному развитию у человека образного мышления, понимания прекрасного в жизни и искусстве.

    Практическая значимость моей работы заключается в том, что её можно использовать в дальнейшем как дополнительный материал на уроках литературы, музыки и во внеклассной работе.

    Обратимся к примерам.

    «Капитанская дочка» — глубоко народное произведение. Пушкин провел огромную работу по поиску материала для написания повести: читал архивные материалы, общался с очевидцами пугачевского восстания, собирал народные песни, пословицы, поговорки. Поэтому повесть можно назвать исторической и близкой к простым русским людям.
    Почти все эпиграфы к главам взяты из народного творчества. Особое место в произведении занимает «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка» из главы «Незваный гость». Ее очень вдохновенно пели разбойники на пиру, посвященном взятию крепости. Гринев, несмотря на свою молодость, все же понял ее глубокий смысл и был поражен услышанной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице».

    Сюжет песни таков: грозный царь спрашивает детинушку, «крестьянского сына», с кем он воровал, «с кем разбой держал», еще много ли с тобой было товарищей? На что крестьянский сын отвечает «надеже православному царю»: «Что товарищей у меня было четверо»: темная ночь, булатный нож, добрый конь и тугой лук. За такое признание жалует царь-государь мальчишке «виселицу». Песня поражает читателя жизненностью и глубиной. Эта песня — иллюстрация того, что власть всегда сильнее народа, что такие ситуации были, есть и будут в русской действительности. Но эта песня также доказывает, что будут и «крестьянские сыны», воришки и бунтари, которые смогут сказать слово против, взглянуть в глаза врагу, не таясь во всем признаться, чтобы затем достойно погибнуть.

    Пугачев умен и прекрасно понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: «А разве нет удачи удалому?». Цель этой песни заключается в том, чтобы показать силу русского народа, который готов открыто бороться за свои права, не пугаясь предстать перед судом. Пушкин перед песней подмечает, что ее любили разбойники, она была им близка тем, что рассказывала об их жизни. И, наверное, поэтому в момент победы, кажущейся радости, они поют песню о виселице… Пугачев и его товарищи понимали безнадежность своего положения, но не могли больше стоять в стороне и спокойно смотреть, как крепостное право все больше превращает русских крестьян в рабов.

    Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов, объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих лет — с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим замыслом. Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч», созданного под впечатлением от прогулок Тургенева по окрестностям Спасского-Лутовиного Орловской губернии. Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами. Это и стало основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий.
    Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла — в 1850 году, когда автор хорошо осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного. Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя художественного произведения. У Тургенева это простой человек со всеми деталями его внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной судьбой и непростыми условиями жизни. Однако задача автора не столько максимально натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но вызывающего неизменное уважение к себе Дикого-Барина; рядчика из Жиздры, обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки-Турка.
    Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию разных типажей. Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты на победу в певческом конкурсе — рядчик из Жиздры и Яшка-Турок. Жребий выпал петь сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий-Барин. Его реакция осталась для наблюдавшего загадкой.
    Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику победу без боя, было решено заслушать Яшку-Турка. Он заметно волновался и даже, казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий-Барин строго настоял на соблюдении правил состязания.
    Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя. А в самом голосе Яшки было что-то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души. И Дикий-Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана безоговорочная победа.
    Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор-рассказчик покидает питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы. Рассказ заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это лирическое отступление о мальчике, искавшего какого-то Антропку, которого хотела высечь барыня. И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка-а-а! …» Возможно, потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его горькую судьбу? …

     "Гранатовый браслет" - произведение, которое можно смело называть нестандартным, новым веянием в литературе того времени, в котором автор решил раскрывать основную мысль не только посредством пера и слова, но привлекая также иные мощнейшие инструменты воздействия на человеческое восприятие. Это литературный шедевр, в котором переплетаются очень много смыслообразующих нитей, каждая из которых вносит свою специфическую долю в создании автором всей любовной истории. И все эти нити взаимно обогащают героев, демонстрируют нам их психологическую глубину и неоднозначность. Одной из таких использованных Куприным нитей является вовлеченная в разворачивающуюся драму музыкальная композиция. Куприн делает строго определенный выбор «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato». Это тяжелая, местами весьма интенсивная мелодия, не дарящая душе наслаждения, но погружающая ее в осмысление вещей вечных и уму недоступных. Эта музыка для своего восприятия требует от человеческого сердца напряженнейшей работы. Музыка Бетховена с ее пластичностью и тягучестью, с ее яркими акцентами призвана была по замыслу автора показать неизъяснимое в любви героя к своей музе, к своему смыслу жизни. Музыка лишена слов, но может передать горе героя, его насыщенность, его динамику и переходы от одного оттенка чувств к другим его граням. Бетховенская соната отзывается в душе Веры Николаевны Шеиной порывистым осенним ветром, который в начале повествования уносил сухие желтые листья в Небеса. Напряжение музыки, возрастающее циклично, передает метания, которые были причиной страданий Желткова, понимавшего абсурдность своей любви к недоступной для него женщине, но не имевшего сил отказаться от столь сильного душевного порыва. Светлые фрагменты сонаты прорываются в существе героини горькими слезами необратимой утраты, сменяющимися облегчением, отпущением ее греха, когда она произносит: "Он меня простил теперь. Все хорошо." Именно соната Бетховена провела Веру Шеину долиной плача по незнакомому ей человеку, который подарил ей всего себя.
     Куприн начинает свое произведение упоминанием сонаты и он же замыкает ею круг, сделав ее звучание главным фоном для своей истории, фоном, выражающим то, что словами выразить невозможно.

    Выводы исследования:

    1. Музыкальный образ в художественном произведении играет большую роль. Во-первых, музыка является самым гармоничным фоном для действующих героев произведения. Во-вторых, музыкальный образ, звучащая мелодия или песня в исполнении персонажа, часто становится выразителем идеи произведения или конкретного эпизода.

    2. Эта тема вызвала интерес, поэтому я планирую продолжать накапливать аналитический материал.

    3. Создание игровых материалов по теме ещё больше расширит возможности понимания художественного произведения и повысит уровень мотивации к процессу чтения.


    написать администратору сайта