Главная страница
Навигация по странице:

  • Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика

  • Документ Microsoft Word. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика


    Скачать 16.59 Kb.
    НазваниеРоссийская Советская Федеративная Социалистическая Республика
    Дата27.04.2019
    Размер16.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #75444

    Вряд ли предполагал В. М. Конашевич, что станет художником детской книги. Как и другие мальчики, он мечтал быть моряком, строить корабли. Позднее заинтересовался астрономией, музыкой и даже всерьез помышлял стать скрипачом. То было детство, которое прошло в старой Москве. "Затем я захотел стать художником и отдался рисованию с тем же пылом, с которым брался за все раньше и замечательно: все чем я занимался раньше, в моем новом деле очень пригодилось. Всем мальчишкам и девчонкам тоже советую побольше трудиться и мечтать."

    Художественное образование В. М. Конашевич получил в МУЖВЗ (1908-13), где его учителями были К. А. Коровин, С. В. Малютин и Л. О. Пастернак. Вскоре после окончания учебы переехал в Петроград, навсегда связав свою жизнь с этим городом. Поначалу он брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее, из-за чего надолго поселился в Павловске.

    Владимир Михайлович Конашевич. Заслуженный деятель искусств РСФСР Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика, доктор искусствоведения. Автор иллюстраций детских книг.

    Он не собирался становиться иллюстратором детских книг, а его первая на этом поприще работа родилась почти случайно. Оторванный от семьи, уехавшей в 1918 году на Урал, художник писал жене и к каждому письму прикладывал картинки с буквами для четырехлетней дочери. Так появилась «Азбука в рисунках» - простая, понятная и…очень изящная. 

    В детской книге он дебютировал еще в 1918 г. книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е. Е. Соловьевой. Сотрудничая с издательством "Радуга", затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства". Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах.

    Следующие цветные детские книги Конашевича выходили уже в России, и иллюстрации к ним он, как и все художники того времени, делал при помощи литографии. После знакомства в 1923 году с С.Я. Маршаком Владимир Михайлович оформил несколько его книг: "Сказка о глупом мышонке", "Кривоносый", "Петрушка-иностранец", "Три зверолова", "Дом, который построил Джек". Самой большой удачей стал "Пожар" (1923), в котором, пользуясь всего тремя цветами - красным, жёлтым и чёрным, Конашевич создал яркое, динамичное и весьма зрелищное действие. Интересно, что критика оценила эту работу выше многих книг Владимира Лебедева - постоянного иллюстратора книг Маршака: "В "Пожаре" есть то, чего нет, например, даже в красивых тоже лебедевских: теплоты близкого присутствия детей…"

    Конашевич прекрасно владел искусством тонкого и острого, точного и выразительного рисунка.

    Отличия: декоративность, яркость, нарядность.

    В творчестве - 2 линии - сказки и «веселые» книги. Художник с серьезным видом рисует самые несерьезные истории, он понимает, что 4, 5, 6, 7 лет - это чудесная пора, когда ребенок открывает мир, пора познавательной жадности, беззаботного и беззлобного смеха, время любви к радующим глаз краскам. Глядя на его рисунки, ощущаешь, как художник сам смеется вместе с детьми.

    Художник очень смело обращается с книжной страницей, не разрушая ее плоскости, он делает ее безграничной, с удивительным мастерством изображает реальные и самые фантастические сцены. Текст не существует отдельно от рисунка, он живет в композиции. В одном случае он отмечен рамкой из цветочных гирлянд, в другом - окружен прозрачным мелким рисунком, в третьем - на цветном фоне тонко связан окружающими цветовыми пятнами. Его рисунки пробуждают в детях не только воображение, юмор, но и формируют эстетическое чувство и художественный вкус. В иллюстрациях Конашевича нет глубокого пространства, рисунок всегда приближен к зрителю. Художник строит изображение по детскому представлению о перспективе: низ листа - передний план, а дальний - вверху страницы. Сам рисунок - пестрый, рябенький, напоминает детский.

    Художник был очень точен в деталях. Хотелось внимательно разглядывать каждый предмет. Если он изображал пир у Мухи-Цокотухи, то каждый кренделек на столе, каждая ягодка в варенье, каждый цветочек на чайнике был прорисован тщательно и словно бы зыбко. Все в этих рисунках жило своей жизнью: мерцало, дышало, переливалось.

    Удивительно ярок и детализирован мир героев Корнея Чуковского. Хочется долго и внимательно рассматривать, как выглядела сбежавшая утварь нерадивой хозяйки Федоры и какие забавные шляпки носили герои «Путаницы».  

    Кстати, отношения Конашевича, которого сейчас считают классическим иллюстратором Чуковского, с автором детских книг были очень непростыми. Сначала «паршивенькие» и «тупые» (именно так Чуковский отзывался об этих рисунках) работы художника категорически не нравились Корнею Ивановичу, и только спустя годы он оценил доброту, любовь к детям и радость жизни, которыми пронизаны иллюстрации. "Благодаря Вам я впервые после большого перерыва снова почувствовал себя неплохим литератором и заранее завидую тем пятилетним, шестилетним советским гражданам, которые будут "читать" эту книжку, " – так напишет один «детский» мастер другому. 

    Иллюстрации к «Сказкам Пушкина» стали последней и, может быть, лучшей работой художника. Они на редкость точно, образно, с тонким юмором и бесконечной любовью передают стиль пушкинских строк и тот самый «русский дух», о котором писал великий поэт. Рисунки Конашевича буквально вплетены волшебный текст, и я бы даже рискнула сказать, что они сами – поэзия! 

    Уверена, что во многих семейных библиотеках есть старые и , наверное, видавшие виды книжки с иллюстрациями Конашевича. А если нет – то в наши дни можно купить современное переиздание. И, честное слово, это стоит сделать!

    Детские книжки должны быть такими, чтобы открыл - и сразу попал в волшебную сказочную страну, оживающую как в словах, так и в картинках. Сказки с добрыми и веселыми иллюстрациями Владимира Конашевича такие и есть. Они - прекрасны. Они – на века. И они не только для маленьких, они и для нас с вами – как чудесная волшебная палочка, позволяющая вернуться в счастливое беззаботное детство…


    написать администратору сайта