Принятие христианства на Руси. Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине История
Скачать 82.5 Kb.
|
Итоговый контроль по дисциплине «История»
Москва 2022 Содержание Введение 1 Причины принятия христианства 2 Выбор веры и крещение Руси 3 Значение христианства для Руси Заключение Список литературы Введение Принятие христианства было главным событием, повлиявшим на объединение Руси. Несомненно, славянское язычество имело самобытный характер и богатое религиозно-мифологическое содержание. Но она не смогла выполнить функцию государственной религии. Освящая отношения человека с природой и между различными этническими группами, язычество не вошло в сферу общественных отношений на этапе развития государства. Более того, приверженность язычеству создавала духовные проблемы в русских землях, поскольку возвеличивание одних племенных богов приводило к понижению статуса богов других племенных союзов. Актуальность данной работы состоит в том, что духовно-идеологическая ситуация могла привести к межплеменной розни в будущем. Только универсальная религия могла устранить многочисленные противоречия, существовавшие внутри языческих народов, населявших Киевскую Русь. Христианские идеи ставили перед племенами, населявшими русские земли, совсем иные, новые цели по сравнению с теми целями, которые могли выражаться в языческих культах. Христианство не только перевернуло представления славяно-русского человека об обществе, о Боге, о мире, но и выработало совершенно новое представление о самом человеке, его способностях и жизненных идеалах. Цель реферата изучить принятие христианства на Руси. Задачи: 1.Рассмотреть причины принятия христианства. 2. Изучить крещение Руси и выбор веры. 3.Рассмотреть значение христианства для Руси 1 Причины принятия христианства Первые упоминания о возникновении христианства на Руси датируются к первым векам после Рождества Христова. В IX веке Русь принимала христианство дважды: первый раз при Ольге- в 957г., второй раз - при Владимире 988 г. После крещения Ольги принятие христианства на Руси ускорилось. У России были хорошо налажены отношения с Римской церковью и Византией. Но обращение в христианство было необходимо по нескольким причинам: - В интересах развития государства нужно было избегать изоляции от остального мира. - Монотеизм соответствовал сущности единого государства, управляемого монархом. - Христианство ввело новую мораль и укрепило семью. - Популяризировал культурную, философскую и богословскую литературу. - Социальное расслоение нуждалось в новой идеологии. Принятие христианства ввело Россию в семью европейских народов, а язычество обрекло ее на изоляцию и вражду со стороны христианских соседей, считавших язычников недочеловеками. Необходимо помнить, что окончательное разделение христианства на ветви католическую и православную произошло только в 1054 году. Усилия Владимира по укреплению государства и его территориального единства, по созданию единого пантеона языческих богов под предводительством Перуна не смогли преодолеть племенной сепаратизм и укрепить княжескую власть. Надежды Владимира здесь, видимо, были связаны с тем, что предводителем его отряда был бог молнии. Только единобожие могло объединить страну и осветить могущество одной княжеской власти. Да и сам Владимир размышлял о собственной жизни, где во время борьбы за власть, насилия и многоженства было братоубийство. Христианство могло очищать душу и прощать грехи своим приспешникам. Принятие христианства на Руси сделало возможным развитие народной культуры: письменности, летописи, храмового архитектурного строительства, что во многом определило возникновение русской христианской культуры. Растущая социальная неоднородность и изменение духовных потребностей высших слоев общества создали условия для перехода к более сложной системе мировоззрения. Таким образом, эти причины позволили Владимиру задуматься о принятии единой веры для Руси. 2 Выбор веры и крещение Руси Важна и проблема «выбора веры», от дальнейшего решения которой зависел весь ход русской истории. В 983 году, в начале княжения Владимира, летописец пишет о следующем событии. После похода на ятвягов Владимир вернулся в Киев и вместе с народом принес жертву идолам; сказали старцы и бояре: «Отрокам и девам бросим жребий; на кого падет жертва, которую приносим богам». В то время жил в Киеве викинг, пришедший из Греции, имевший христианское вероисповедание. У него был сын, красивый лицом и душой; жребий выпал на этого молодого варяга. Пришли люди, посланные народом, к старому варягу и сказали ему: «Жребий пал на твоего сына; боги хотят взять его себе, а мы хотим принести его в жертву им». Варяг ответил: «У вас нет богов, но есть дерево; сегодня оно есть, а завтра будет гнить, не есть, не пить, не говорить, но сделано руками человеческими из дерева; и один Бог, которому служат и поклоняются греки, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; и что сделали эти боги? Я не отдам своего сына демонам!» Гонцы произносили эти речи народу. Толпа взялась за оружие, пришла к дому Варанга и сломала забор вокруг него; Варанг стоял в зале с сыном, люди кричали ему: «Отдай своего сына богам!» Он ответил: «Если это боги, пусть они пошлют бога, чтобы взять моего сына». Толпа яростно закричала и бросилась на викингов, прорезала навес под ними и убила их. И хоть отважный викинг и пал жертвой торжествующего язычества, это событие не могло не произвести сильного впечатления. Язычество, идолы были торжественно оспорены, они были торжественно прокляты; проповедь была произнесена вслух; народ в гневе убил проповедника, но гнев прошел, а страшные слова остались: «твой древобог; единый бог, которому поклоняются греки, сотворивший все сущее» - и пред этими словами остались без ответа владимирские идолы, но что могла сказать славянская религия в свою пользу, что она могла ответить на высокие требования, предъявляемые к ней проповедниками других религий? Важнейшими из них были вопросы о сотворении мира и будущей жизни после смерти. О том, что вопрос о будущей жизни имел сильное влияние как на славян-язычников, так и на другие народы, свидетельствует легенда о том, что болгарский царь принял христианство под впечатлением от образа Страшного Суда. По преданию, греческий проповедник использовал тот же трюк и произвел сильное впечатление на Владимира. После беседы с ним, Владимир созвал бояр и старцев города и сказал им, что проповедники были из разных народов и каждый хвалит свою веру. Наконец пришли греки, хулящие все другие законы, хвалили свои, много говорили о начале мира, о своем бытии, лукаво говорили, слушали их с удовольствием и говорили о потустороннем мире: «если кто хочет войти в их веру, пусть они, раз уж они мертвы, живут и никогда не умирают; но если кто-то захочет ввести другой закон, то мир будет в огне». Таким образом, во Владимир пришли представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Принц отвергает ислам под тем предлогом, что он запрещает употребление вина. «Радость России в пьянстве, без пьянства в России нельзя», — якобы отвечал он на соблазны мусульман. Он не принял иудаизм, потому что евреи не имели своего государства, рассеяв их по всей территории. Он не принял предложение папских посланников и указал, что его бабушка также отвергла католицизм. Лишь проповедь представителя Византийской православной церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир медлил с решением и разослал своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру лучшей, а греческие храмы и культы — самыми красивыми. За этим стоят реальные факты, которые помешали России сделать выбор в пользу ортодоксальной формы христианства. Первоначально, это прочные экономические и культурные связи с Византией, наличие собственной православной общины. Помимо этого, учитывалась международная обстановка, взаимоотношения церкви и государства и различные особенности других религий. Претензия папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности, ее воинственность могли лишь оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная церковь была в подчинении у власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, исходя из которой князь также являлся главой религиозного культа. Православие было терпимо к местным традициям, а Византия казалась тогда центром цивилизации, самой культурной и развитой страной Европы. В 987 году Россия с Византией начинают переговоры о крещении. Владимир женился на сестре императора Василия II, царевне Анне. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать замуж свою сестру Анну за Владимира, но взамен Владимир должен был креститься и подавить восстание. В Византию отправляется русский отряд, восстание подавлено, но греки не торопятся выполнять условия брачного договора. Владимир собрал войско и в 988 году поселился в центре византийских владений в Херсонесе (Корсуни) в Крыму. Ограничение длилось несколько месяцев. Когда мы подошли к Владимирскому лагерю, из огороженных стен была выпущена стрела, свидетельствующая о необходимости перекрыть подачу воды. Его написал священник Анастас. Херсонес был взят, и Владимир отправил гонцов в Константинополь с просьбой для Анны выйти за него замуж. В письме он обещал креститься. Здесь он получил имя своего крещения: Василий. Владимир вышел из Херсонеса с царицей и забрал с собой Анастасию, священников и мощи святителя Николая. Из Фивы взяли двух идолов и четырех медных коней церкви, иконы. По некоторым данным, к Владимиру в Херсонесе должен был приехать и митрополит Михаил, возглавивший новую русскую церковь — это было весьма вероятной новостью, так как Константинопольская церковь не могла медлить с отправкой человека, необходимого для урегулирования нового порядка вещей в северных землях. Вернувшись в Киев, Владимир впервые крестил своих детей и родственников. Затем он приказал выбросить идолов. Это должно было начать обращение людей. Снос древних культовых предметов должен был показать их бесполезность. Почти все проповедники считали это средство самым эффективным, и так оно и было. Кроме того, рвение новообращенного не могло удержать Владимира, хотя бы на некоторое время, от идолов, стоявших на самых видных местах города и которым они, по-видимому, время от времени приносились в жертву. Среди упавших идолов одних расстреляли, других сожгли, а главного, Перуна, привязали к хвосту коня и поволокли с горы, а к идолам палками прибили двенадцать человек: это было сделано не потому, что дерево почувствовало, а чтобы оскорбить дьявола, соблазнившего людей этим идолом: так пусть и он возьмет возмездие от людей. Когда идола волокли по Днепру, люди плакали; и было, когда Перун был у реки, народ велел отставить его от берега, пока он не перейдет. Митрополит и священники посетили город с проповедями. По некоторым сведениям, в этом деле присутствовал и сам князь. Многие крестились с радостью. Но были и другие, которые не согласились. Некоторые не желали принимать новую веру из-за своей сильной привязанности к древней религии, но сомневались в ее уместности и важности. Другие отказывались креститься, потому что упорно придерживались старой религии. Увидев это, князь применил более сильное средство: разослал по городу весть, что завтра все пойдут на некрещеную реку, а кто не явится, тот враг князя. Услышав эту заповедь, многие отправились на охоту, конечно, хотя они и не понимали превосходства новой веры над старой, они должны были оправдать превосходство прежней тем, что приняли ее: «Если бы новая вера не была добра, то не приняли бы ее князь и бояре». Кто-то пошел к реке силой, а кто-то, разгневанные приверженцы древней религии, бежали в степи и леса, выслушав строгое повеление Владимира. На следующий день, после провозглашения княжеского сана, Владимир отправился со священниками на Днепр, где собралось большое количество народа. Все вошли в воду и встали, кто по шею, кто по грудь; Шахтеры стояли на берегу, родители держали детей на руках, а крещеные уже шли по реке, обучая поведению во время явно некрещеного причастия и даже наступая на крестных, священники читали молитвы на берегу. 3 Значение христианства для Руси Крещение Руси было поворотным моментом в жизни людей. Возникла новая многоплодная ветвь Святой Соборной и Апостольской Церкви: поместная Русская Православная Церковь. Под влиянием церкви в жизни русского народа сходили на нет грубые языческие обычаи: полигамия, кровная месть, похищение девиц; возросли правоспособность и материнский авторитет у русской женщины; произошло укрепление семьи; стал восстанавливаться нарушенный междоусобицами между князьями мир. Русская церковь сотрудничая с государством, стала источником большого культурного творчества, особенно в больших городах. Своей духовной силой она также способствовала объединению русских, формированию их культурно-исторической общности, соборности - единства свободного народа, основанного на сочетании духовности и преданности единому Отечеству. Принятие христианства удовлетворило исторические запросы, новую этику и мирские устремления восточных славян. Позже оказалось, что их культура во всех своих чертах была глубоко пропитана православием. Отсюда частый аскетизм, непослушание радикальному материализму даже при мирском накопительстве и естественном возделывании, терпение, дальновидность и щедрость в общении, братолюбие, сострадание к младшим братьям, жажда решать все проблемы законами без души. Принятие христианства способствовало ознакомлению с тысячелетней христианской историей, поставило перед обществом новые культурно-духовные задачи и указало пути их решения (освоение светского наследия греко-римской империи, развитие форм оригиналов литературы, искусство и религиозная жизнь). Заимствование стал основой сотрудничества, из прекрасных завоеваний Византии, каменного зодчества, иконописи, фресок, житейской литературы и летописей, схоластической и книжной переписки, развивалась постепенно. С крещением Киевской Руси еще сильнее углубились и расширились ее государственные и культурные связи с Византией, с балканскими странами и другими европейскими государствами. Женившись на греческой принцессе Анне, князь Владимир породнился с германским императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 г.) на сестре Анны Феофании. Летописец замечает (в 996 г.): «Святой Владимир жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским и со Стефаном Венгерским и с Андрихом Чеко. И между ними был мир и любовь. Заключение Христианство было духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал выбор цивилизованной альтернативы. Принятие христианства определило выбор России, а православие во многом предопределило формирование самой русской цивилизации, которая стала своеобразной христианской европейской цивилизацией. В целом принятие православия в качестве официальной религии способствовало развитию феодализма. Обращаясь к народу, православные священники, в отличие от языческих идолов, проповедовали смирение, кроткое послушание, отказ от накопления богатства и заботу о будущем, чтобы «спасти душу». Казалось бы, подобные проповеди должны были внушать апатию свободолюбивым язычникам, но философская гибкость христианского богословия в конце концов сделала свое дело. Владимир совершил великое дело, обратив свой народ в христианство. Церковь признала его святым и равноапостольным. Он прославлен в глазах святых. Православие стало православием благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Но, утвердившись как одна из основных форм русского национального самосознания, в дальнейшем православие само активно формировало особенности русской духовности, национального характера и, соответственно, русского понимания истории и философии. Более того, именно благодаря Православию зародился русский народ, создал великое Русское государство и завоевал бескрайние просторы Евразии. Список литературы 1 Анненкова П.Е. Хрестоматия по истории - М., 2019.- 202 с. 2 Геллер Михаил. «История Российской империи». В трех томах: Том 1.- М.: Изд-во «МИК», 2018.- 448 с. 3 Костомаров Н.И. Исторические произведения. - К.: Изд-во при Киевском университете, 2017.- 736 с. 4 Присёлков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв. - СПб.: БХВ, 2019. - 313с. 5 Рапов О.М. Русская церковь в IХ – первой трети ХII в. Принятие христианства: 2-е изд. -М., 2017.- 356 с. 6 Рыбаков Б.А. Рождение Руси.- М.: «Аиф Принт», 2019.- 447 с. 7 Сухова А. Д. Введение христианства в России. - М., 2016.- 280 с. 8 Шаурин В. Древняя Русь: от язычества к христианству - М., 2017.- 218с. |