Рубежный контроль к разделу 2 ИЦД. Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 2 по дисциплине История Древней Церкви
Скачать 41.04 Kb.
|
Рубежный контроль №2 по дисциплине «История Древней Церкви»
Москва 2021 Фильм 2 Эпоха мученичества (вопросы) Какова основная функция «катакомбных церквей» в I-III веках? Как строились «катакомбные церкви»? Чем их украшали? Чем известны катакомбы Присциллы? Что служило местами евхаристических собраний (помимо катакомб) для христиан I-III веков? Почему в течение первых трех веков своего существования «христианская Церковь жила в состоянии конфликта с окружающим миром»? Что мы понимаем под этим? Кто на первых порах были главными оппонентами Иисуса Христа? Кто такие саддукеи и фарисеи? (из иных источников) Что в книге «Деяний апостольских» говорится о гонениях христиан в Иерусалиме? Как «рассеялись» христиане? О каких первых христианских мучениках повествует автор? Какова их судьба? Когда начались гонения на христиан со стороны язычников? Какое событие послужило началом этих гонений? 10.Что об этих гонениях пишет римский историк Тацит? Почему его свидетельства столь значимы и ценны? 11.О каких еще письменных свидетельствах гонений на христиан упоминает автор? 12.Что известно об Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском? 13.Что значит «гонения носили волнообразный характер»? 14.Каково отношение к христианам при императоре Марке Аврелии? При римском императоре Диоклетиане? 15.Каковы причины гонения на христиан со стороны язычников? 16.«Это было также время возникновения и развитие христианской литературы, становления богословия». Что такое канонические тексты? Что такое апокрифы? (по иным источникам) Какие тексты относятся к апокрифам? Каких автор Мужей апостольских упоминает? 17.«Это период ознаменовался возникновением первых ересей». Что такое ересь? (см. словари). Что такое гностицизм? Чем похожи различные гностические системы? 18.Чем известен епископ Лионский Ириней? 19.Что такое апологетическая литература? (по иным источникам) 20.Что пишет Тертуллиан об отношении христиан к императорской власти? 21.Кого автор называет «наиболее значительным церковным писателем на христианском Востоке»? Что о нем известно? 22.На каких еретических идеях Оригена автор акцентировал внимание? 23.Почему 313 год считается концом «эпохи мученичества в Римской Империи»? (по иным источникам) 24.В каких действиях и символах в православной Церкви сохраняется почитание мучеников? Фильм 2. Ответы на вопросы по фильму «Церковь в истории». Эпоха мученичества. 1)Основная функция «катакомбные церкви» в I-III веках была захоронение усопших и место для проведения таинств. 2)Церкви в катакомбах высекались прямоугольной формы и украшали их символическими изображениями, орнаментами, сюжетами из античной мифологии. Позднее начали появляться изображения Иисуса, Богоматери, святых, римских пап и событий из священной истории. 3) В этих катакомбах находится наиболее старейшее изображение Богоматери. 4) Служили дома богатых римлян. В таких домах имелись специальные помещения для проведения собраний и деловых встреч – базилика. 5) Церковь бросила вызов иудейской традиции, это и послужило противостоянию между христианством и окружающим миром. Благодаря этому мы можем понимать, что христианство имело вес в глазах иудейского духовенства и по этой причини они вступали против христианской веры. Все это дает нам понять, что на тот момент христианство занимало революционные позиции по отношению к старым религиям. 6) На первых порах оппонентами Иисуса были духовные лидеры еврейского народа – первосвященники еврейского народа - фарисеи и саддукеи. Фарисеи и саддукеи - это течения древне-иудейских религиозных и философских школ. 7) Да, говорится. В основном христиане рассеялись по большим городам древнеримской империи. 8) Автор говорит о таких мучениках как: Стефан (вывели из города и там забили камнями), Иаков Зеведеев (зарезали), Иаков Брат Господня (сбросили с крыши храма 9) Гонения со стороны язычников начались в 64 году, когда значительная часть Рима была уничтожена пожаром и император Нерон, чтобы отвести от себя подозрения, обвинил в поджоге христиан и евреев. 10. «С начала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этим сектам, а затем по их указаниям и великое множество прочих. Изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, их распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». Тацит. Эти свидетельство очень значимы для христиан, ибо они описывают события первых годов существования христианской церкви и начало гонения на христиан. Так же их ценность в том что они принадлежат человеку чуждому от церкви и настроенному враждебно по отношению к ней. 11) Другими важными свидетельствами являются мученические акты, протоколы допросов предаваемых на смерть христиан, составленные по приказу их мучителей, так же свидетельством особого рода являются послания Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. 12) Известно, что епископ отказался выполнять приказ императора в 106 году о жертвоприношении (по случаю победы над скифами) и его приговорили к смертной казни в Риме. Путь Игнатия лежал через множество город и в каждом городе, где он был, он оставлял послание христианам и сообщал что едет на казнь добровольно за весь христианский народ и примите он мученическую смерть, как Иисус. («я добровольно умираю за бога») 13) Гонения возникали, после стихали и снова возобновлялись. 14) При Марке Аврелии (один из самых просвещенных римских императоров): Была введена система пыток и истязаний, чтобы принудить христиан к отречению от веры. (их изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, привязывали к конским хвостам и волочили по земле). При Диоклетиане: Он издал несколько эдиктов, в которых предписывалось уничтожать христианские храмы, лишать христиан имущества и гражданских прав, подвергать пыткам во время суда, требовать от христиан принесения жертвы языческим богам. 15) Причин на этот счет множество, но есть ряд основных. Например, христиан воспринимали как тайную секту основанную на неких суевериях, которая противиться основной массе и ее устоям, также закрытый характер христианских таинств способствовал распространению мифов о том, что на этих собраниях христиане занимаются разными мерзостями, в том числе каннибализмом. Отказ христиан приносить жертвы языческим богам воспринимался как безбожие, а отказ от поклонения императору как прямой вызов религиозно-общественному устройству империи. 16) Канонические тексты – это наиболее древние и авторитетные литературные памятники, те что вошли в состав Нового Завета. Апокрифы – сочинения христианской литературы, не являющиеся каноническими, которые либо противоречат церковному учению, либо сохраняются в церковном придании в опосредованный форме. К числу апокрифов относятся Евангелия Фомы, Филиппа, Петра, Никодима и Иакова. Автор упоминает таких мужей апостольских, как Папий Иерапольский и Игнатий Богоносец. 17) Ересь – религиозное учение, противоречащее церковным догматам. Гностицизм – совокупность еретических христианских учений, которые появились во II веке. Различные гностические системы были похожи друг на друга тем, что сочетали отдельные элементы христианства с элементами восточных религий – оккультизмом, магией и астрологией. Для большинства из них было характерно представление о двух равновеликих силах, которые движут мироздание: силе добра и силе зла. У них отсутствовало представление о человеке как о существе, наделенным свободной волей. Человек рассматривался скорее как игрушка в руках добрых или злых сил. Ни в одной гностической системе личность Христа не занимала центральное место. 18) Мученик Ириней известен тем, что являлся главным борцом против гностицизма, также является автором пятитомного собрания книг против ереси. Ириней ставил акцент на истинности учения в верности церковному преданию. 19) Защитная речь или защитное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего- или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам. В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту. 20) Он настаивает на том, что христиане всегда были и остаются лояльны по отношению к римской и императорской власти. «Император больше наш, чем ваш, так как он поставлен нашим Богом. Вот почему я о благоденствии императора, забочусь более, чем кто-либо другой, не тем только, что прошу его у Того, Который может даровать, и не тем только, что прошу я, такой, который заслуживает исполнения просьбы, но и тем, что, поставляя величие царя ниже величия Бога, я вверяю его Богу, Которому одному только и подчиняю его» Тертуллиан. 21) Наиболее значительным церковным писателем на христианском Востоке III века был Ориген. На протяжении многих лет он возглавлял огласительные училища сначала в Александрии, затем в Кесарии, снискав славу выдающегося педагога–катехизатора. В его школе изучались все известные системы греческих философов, античная литература. При этом, чтение философов воспринималось лишь как подготовка к основному курсу, состоявшему в чтении и истолковании книг Священного Писания. Ориген прекрасно понимал, что его задачей является не преподать учащимся некую сумму знаний, но научить их самостоятельно отвечать на вопросы, возникающие в процессе изучения той или иной науки. Подобно другому великому педагогу, Сократу, он не давал ученикам готовые ответы на вопросы, но убеждал каждого ученика доказательствами из его же собственных уст. Ориген — автор множества богословских, апологетических и аскетических сочинений, толкований на книгах Священного Писания. Некоторые современные ученые называют Оригена основателем христианского богословия. Но в некоторых своих книгах он допустил ошибочные мнения, которые впоследствии в 6 веке были осуждены как ересь. 22) Большие споры вызвало его учение о том, что в конце истории Бог спасет всех и не только людей, но и дьявола, и демона. 23) Изначально Император Диоклетиан не предпринимал ничего против христиан. Некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Однако в 303 году был принят эдикт, юридически отменяющий гражданские права христиан и требующий от них соблюдения традиционных римских религиозных практик. Причиной изменения взглядов императора считается соправитель Галерий. Гонение началось с того, что разрушили храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан. В 305 г., когда Диоклетиан отказался от правления, соправителем Галерия сделался Максимин, ярый враг христиан. Страдания христиан и многочисленные примеры мученичества описывал церковный историк Евсевий Кесарийский. В 311 г., незадолго перед смертью, Галерий прекратил гонение и требовал от христиан молитв за империю и императора. Однако Максимин, управлявший азиатским Востоком, и после смерти Галерия продолжал преследовать христиан. Тем не мение, крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства. За первым эдиктом веротерпимости, изданным при Галерии, последовали в 312 и 313 гг. второй и третий эдикты в том же духе, изданные императором Константином вместе с Лицинием. По Миланскому эдикту 313 г. христиане получили полную свободу в исповедании своей веры; им были возвращены их храмы и все конфискованные прежде имущества. Со времен Константина христианство пользовалось правами и привилегиями господствующей религии в Римской империи, за исключением кратковременной языческой реакции при императоре Юлиане 24) Почитание мучеников, возникшее в эпоху мученичества, сохранятся до наших дней и в православной традиции. Евхаристия совершается на престоле, в который вложена частица мощей мученика или святого или на антиминсе (специальное платье, в котором зашита такая частица. Таким образом, сохраняется духовная связь между христианами нового времени и старого. Также во время таинства причастия происходит освящение хлеба и вина особым образом во имя всех мучеников и святых. |