Главная страница
Навигация по странице:

  • Высшая школа музыки им. А. Шнитке (институт) Анализ музыкального произведения

  • ФИО студента Пастухов михаил Юрьевич Направление подготовки

  • Группа НХК-Б-0-З-2021-1 Москва, 2021 СОДЕРЖАНИЕ

  • Краткие сведения о композиторе

  • Сведения об авторе литературного текста

  • Жанр произведения. Тональный план. Средства выразительности

  • 4. Исполнительский анализ

  • 5. Наиболее известные исполнители 1. Дмитрий Онищенко2. Михаил ХохловСписок используемой литературы

  • Анализ музыкального произведения. анализ произведения. Российский государственный социальный университет Высшая школа музыки им. А. Шнитке (институт) Анализ музыкального произведения по дисциплине Музыкальноисполнительские школы и концепции


    Скачать 35.36 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет Высшая школа музыки им. А. Шнитке (институт) Анализ музыкального произведения по дисциплине Музыкальноисполнительские школы и концепции
    АнкорАнализ музыкального произведения
    Дата20.01.2022
    Размер35.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаанализ произведения.docx
    ТипАнализ
    #336666






    Российский государственный социальный университет

    Высшая школа музыки им. А. Шнитке (институт)




    Анализ музыкального произведения

    по дисциплине «Музыкально-исполнительские школы и концепции»
    П.И. Чайковский «Старинная Французская песенка»

    ФИО студента

    Пастухов михаил Юрьевич

    Направление подготовки

    Народная художественная культура

    Группа

    НХК-Б-0-З-2021-1


    Москва, 2021
    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Краткие сведения о композиторе……………………………………………3

    2. Сведения об авторе литературного текста………………………………….5

    3. Жанр произведения. Тональный план. Средства выразительности………6

    4. Исполнительский анализ…………………………………………………….8

    5. Наиболее известные исполнители…………………………………………..9

    6. Список используемой литературы………………………...……………….10



    1. Краткие сведения о композиторе

    Пётр Ильич Чайковский(1840-1893) – выдающийся русский композитор. Он является автором 100 произведений, в том числе десяти опер и десяти балетов. Его музыка была популярна не только в России, но и за рубежом.

    Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

    Пётр Ильич Чайковский родился в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек.

    В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году - в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли. Затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер. Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки. В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка).

    Ранние сочинения Чайковского датируются 1854 годом. Это были небольшие пьесы - «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…». Ученические его работы консерваторского периода уже выдают в нем мастера. Одна из работ – программное произведение к драме Н.А. Островского «Гроза». Со знаменитым драматургом впоследствии Петра Ильича связывала не только нежная дружба, но и творческие проекты. Так в 1873 году была написана музыка к сказке «Снегурочка», позднее на эту же тему написал оперу Николай Римский-Корсаков.

    Это время (конец 60-х и начало 70-х) было для него творческим поиском, наиболее обращенным к народному искусству. Тогда же примерно был издан его сборник «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Сказочно-мифический сюжет, присущий фольклору, был воплощен в опере «Ундина». Первая постановка ее прошла с определенным успехом, но уже к концу сезона ее сняли из театрального репертуара. Рукопись композитор уничтожил. Лишь некоторые музыкальные фрагменты перешли позднее в «Снегурочку». По ним можно судить, что к тому моменту Петр Ильич владел техникой колористического письма.

    1. Сведения об авторе литературного текста

    «Детский альбом» был написан летом 1878г. В этом сборнике, состоящем из 24 небольших пьес – фортепьянных миниатюр, - вся жизнь ребенка: его мысли, чувства, настроения, игровые сценки, страшные сказки, мечты, а также – картины русской жизни, природы, «песенки- путешествия». Особое место в «Альбоме» занимают лирические пьесы.

    Сразу стоит подчеркнуть, что истории возникновения сборника фортепианных миниатюр «Детский альбом», написанного Петром Ильичом Чайковским в 1878 году, и входящей в него необычайно популярной композиции «Старинная французская песенка» неразрывно связаны. Необходимо отметить и то, что созданию бесценного цикла предшествовала череда событий, произошедших в личной жизни композитора. Летом 1877 года Чайковский совершил опрометчивый поступок, нанесший ему тяжёлые душевные раны. Всему причиной была женитьба на Антонине Милюковой, оказавшейся особой, в которой маэстро в скором времени сильно разочаровался.

    Чтобы как-то развеяться от постоянно преследовавших тяжёлых мыслей, которые могли привести Петра Ильича к нервному расстройству, композитор спешно покинул Россию и отправился в длительное путешествие по странам Европы.

    На улицах солнечной Италии композитор встречал много детей, которые зарабатывая себе на существование, вдохновенным исполнением народных песен, покорили сердце композитора. Особым вниманием Петра Ильича был удостоен флорентийский мальчик Витторио. Его красивый голос и задушевное пение вызвало у маэстро столько положительных эмоций, что он делился впечатлениями об этом в письмах своим друзьям.

    Работу над произведениями, в число которых вошла вышеупомянутая миниатюра «Старинная французская песенка», композитор начал в последних числах апреля, а в эскизном варианте закончил уже в мае. Тщательно отредактировав все пьесы, Пётр Ильич в июле направил сборник в издательство с пометкой о посвящении его Володе Давыдову. «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» впервые предстал перед юными музыкантами в конце декабря 1878 года.


    1. Жанр произведения. Тональный план. Средства выразительности


    Её называют жемчужиной "Детского альбома" - это едва ли не самая часто исполняемая пьеса Чайковского. Композитор использовал в "Старинной французской песенке" мотив, который услышал во Франции. Легенда гласит: гуляя в небольшом городке по тихой зелёной улице, Чайковский вдруг услышал пение. Он остановился и стал прислушиваться. У открытого окна пела женщина. Чайковский подошёл к ней и спросил:

    Грустный и неторопливый напев напоминал старинную балладу. Чайковский создал на его основе "Старинную французскую песенку" для "Детского альбома". Но не только: немного изменив мелодию, он включил её и в оперу «Орлеанская дева», где она называется «Песнь менестрелей» и воссоздаёт колорит средневековой Франции.

    Чайковский не первый композитор, которого очаровала эта мелодия. Её можно услышать в пьесе французского композитора Д’Англебера, писавшего для клавесина. В качестве песенки - в переложении для голоса с фортепиано - она опубликована в сборнике Ж.Б. Векерлена «Эхо минувших дней», при этом указано, что музыка взята из сборника, изданного в Париже Кристофом Балларом в 1703 году. В этом варианте вся мелодия складывается из трёх тем: первая из них звучит в первой и заключительной частях пьесы Чайковского, вторая - в средней части, третью тему Чайковский не использовал.

    Весь тон этой музыки напоминает картины старых мастеров и атмосферу давних времён с рыцарями, прекрасными девами, менестрелями. Манера изложения повторяет стиль и фактуру французских баллад и песен XIV -XVI веков. И в то же время легко представить себе мальчика или старика, который, стоя на улице, устало крутит ручку шарманки, и из неё бесконечно льётся одна и та же мелодия.
    Старинная французская песенка» написана в тональности соль минор и заключена в простую двухчастную репризную форму, которую можно отобразить в формуле I а+а II b +a I. Указанный композитором темп произведения - Moderato assai (весьма умеренно).
    Первая часть композиции, выдержанная в трехголосном изложении полифонического склада, открывается «тихим вздохом» - затактом. Начальная нота делает квартовый скачок на тонику, а затем тема плавно, гаммообразно восьмыми длительностями движется к доминантовой ступени. Далее выразительная мелодия кружится опевая ноту «ре» и потом вновь возвращается к тонике.

    Во второй части нежный и задумчивый характер композиции меняется. Музыка оживляется, мелодическая линия утрачивает плавное движение. Из-за аккомпанемента, исполняемого стаккато, тема становится взволнованной и даже приобретает тревожный оттенок. Её дальнейшее развитие приводит к кульминации (22 такт). Затем наступает успокоение и во втором предложении раздела вновь звучит проникновенная мелодия первой части.

    4. Исполнительский анализ

    Важным средством художественной выразительности является ритм. Нужно очень четко представлять структуру произведения, тщательно отрабатывать каждую сложную деталь, заботиться о точном соотношении длительностей, ритмических фигур.

    Перед тем, как приступать к изучению этого произведения, необходимо поиграть следующие упражнения:

    1. Гамму «Ля»-минор в одной динамике и в разных темпах.

    2. Гаммы в разной динамике, например: Восходящую- forte, нисходящую-piano.

    3. Гаммы в разных штрихах (legato, staccato).


    Текст необходимо учить в медленном темпе, сразу соблюдая все нюансы (динамику, штрихи, ритмические особенности).

    Особое внимание нужно уделить нюансам и штрихам. Исполняя detashe, следует следить, чтобы оно звучало мягко, следует внимательно следить за равномерностью дыхания.

    Для получения качественного звука в верхнем регистре при правильном исполнительском дыхании, необходимы несколько основных условий: максимально открытая гортань, минимально открытая мензура (щель между губами для выхода воздуха), прямой позвоночник.

    5. Наиболее известные исполнители


    1. Дмитрий Онищенко

    2. Михаил Хохлов

    Список используемой литературы:

    1. С.Айзенштадт "Детский альбом П.И.Чайковского” М.:”Классика –XXI” 2006.

    2.  Н.Г.Гильченко "Слушаем музыку вместе” – СПб: ”Композитор”, 2006.(тема "Музыка и детство”).

    3. З.Е.Осовицкая, А.С.Казаринова "Музыкальная литература” Первый год  обучения. Учебник для ДМШ. - М.: ”Музыка”, 2004.(раздел Музыкальные формы. "П.И.Чайковский Детский альбом”).

    4. Н.М.Владыкина – Бачинская "П.И.Чайковский” – М.: "Музыка”, 1975.

    5.  Г.А.Прибегина "Петр Ильич Чайковский” - М.: "Музыка”, 1982.




    написать администратору сайта