РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ. Россия и Запад в 20 и 21вв. диалог и противостояние культур
Скачать 54.03 Kb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВО “Башкирский Государственный Аграрный Университет” Кафедра: Истории и культурологии Факультет: Информационных технологий и управления Направление подготовки: Геодезия и дистанционное зондирование Профиль подготовки: Геодезия Квалификация выпускника: Бакалавр ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ (Фамилия, имя, отчество студента) По дисциплине: Культурология Реферат на тему: Россия и Запад в 20 и 21вв.: диалог и противостояние культур “К защите допускаю” Руководитель: Доцент Круль А.С. Оценка при защите: УФА 2022 Содержание. 1.Введение. 2.Особенности развития культуры в 20 столетии. Значение НТР в развитии культуры 3. Литература, искусство, архитектура стран Западной Европы и США 20 столетия. 4. Художественно-эстетические течения 20 века. Авангард. Сюрреализм. 5. Особенности культур во второй половине 20 столетия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1.Введение. В ХХ столетии Россия прошла сложный путь исторического развития, который всецело отразился на состоянии отечественной культуры. Особого осмысления в этой связи требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании минимум дважды: в 1917 г. и в период перестройки. Неоднозначно прочитываются в истории отечественной культуры 20-е и 60-е годы. Это было время перемен, общественного подъема, ожидания, новизны во всем. Западная культура ХХ века – это культура, создавшая величайшие философские, литературные, живописные. Музыкальные, архитектурные шедевры, шедевры в области киноискусства, отмеченная крупнейшими достижениями в области науки и техники. Вместе с тем это эпоха, породившая мощнейшую антикультуру, мифологизировавшая историю и заставившая миллионы людей на протяжении десятилетий жить в условиях мифической не подлинности. Культура в ХХ веке развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры ХХ века. Главными художественно-эстетическими направлениями, которые давали определение характера западной культуры ХХ века были модернизм (первая половина ХХ века) и постмодернизм (вторая половина ХХ века). В ХХ столетии были и по истине изумительные творцы. Их работами мы восхищаемся и по сей день. 2. Особенности развития культуры в 20 столетии. Значение НТР в развитии культуры. ХХ столетие самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. ХХ век продемонстрировал человечеству, что культура, как и интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в ХХ столетии. В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры. В истории культуры ХХ века можно выделить три периода: 1) начало ХХ века – 1917 год (Острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей и философских концепций) 2) 1920 - 1930 годы (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической) 3) послевоенные годы – вся вторая половина ХХ века (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление»: «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым» Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя: индустриализацию производства и массовое потребление; единые средства передвижения и передачи информации; интернациональную науку и доступное практически всем образование; стилевое и жанровое разнообразие в искусстве. Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги. Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой. В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие: фрейдизм - общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда; феноменология - наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания; экзистенциализм - поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности. Практически все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры XX в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения. В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 20-х гг. XX в. складывались тоталитарные (тоталитаризм - антигуманная общественно-политическая система, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия) государственные режимы. XX в., с его большими и малыми войнами, революциями, слепой верой в научно-технический прогресс, не только стал временем массового уничтожения людей, но и исподволь подготовил сознание оставшихся в живых к разрушению цивилизации в целом. После окончания Второй мировой войны стало ясно, что международное сообщество должно совместно, согласованно разрешить ряд глобальных проблем, затрагивающих его жизненные интересы. Начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения науки в техники. Безусловно, все эти и другие технические новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру. Вторая НТР обусловила существенные изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому. Новые открытия в области различных отраслей научных знаний нашли применение в технике и технологии производства, сфере повседневного быта и т.д.. НТР являлась прямым продолжением бурного развития науки, технического прогресса XIX в.. В ХХ столетии Россия прошла сложный путь исторического развития, который всецело отразился на состоянии отечественной культуры. Особого осмысления в этой связи требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании минимум дважды: в 1917 г. и в период перестройки. Неоднозначно прочитываются в истории отечественной культуры 20-е и 60-е годы. Это было время перемен, общественного подъема, ожидания, новизны во всем. В динамике культурного процесса мы сталкиваемся со своеобразным колебательным движением. Точками высшего напряжения творческих усилий народа были революционные эпохи, безжалостно уничтожавшие старый порядок, отжившие стереотипы культуры.Более спокойные фазы культурного развития,годы созидательного труда – 30,50,70е годы.Культурное брожение в годы нэпа и «оттепели» являлось преддверием перемен либо их отголоском. Постсоветскую фазу культурной эволюции общества вполне можно квалифицировать как кризис. Прежде всего, об этом свидетельствует сфера искусства, наиболее чутко реагирующая на едва заметные изменения в жизни. именно современный кризис искусства демонстрирует разрушение чувственной формы нашей живописи,скульптуры,музыки,литературы,драматургии и архитектуры. Он проявляется в дезинтеграции, хаотичности, эклектичности, примитивизации и иррационализации различных видов искусства.Нельзя не видеть многочисленных фактов,подтверждающих тезис о примитивизации эстетических вкусов сопровождающейся иррационализацией мышления. Актуальность данной темы определяется продолжающимся кризисом российской культуры, необходимостью её тщательного анализа и поиска путей выхода из кризисного состояния. ХХ век ни в одной национальной культуре не дал такого взлета, как в России А. Ахматова, А. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, О. Мандельштам, Б.Пастернак, В.Маяковский,М.Цветаева. Все они взращены серебряным веком русской культуры. Лидером старшего поколения символизма был Д. Мережковский. Его символизм окрашен в цвета единства интеллигенции, разрыва её с народом и появлением грядущего хама. Прорыв к реальности совершили младосимволисты А.Блок,А.Белый. на неантичной акмеической почве возникло целое соцветие талантов и прежде всего А. Ахматова, Н. Гумилев. Особое место занимает русский авангард. Это прежде всего В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал. Особую роль в развитии русской культуры сыграл «Мир искусства» - организация, возникшая в 1898г. И объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники – А. Бенуа, К.Сомов, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, Н. Рерих, Б.Кустодиев, К. Петров-Водкин и др. Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, мецената и организатора выставок, а впоследствии – импресарио гастролей русского балета и оперы за границей, так называемых «Русских сезонов». Благодаря деятельности Дягилева русское искусство получает широкое международное признание. Организованные им «Русские сезоны» в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая экспонировалась затем в Берлине и Венеции. Это был первый акт всеевропейского признания, настоящий триумф русского искусства. В следующем году Париж мог познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». С 1909 г. В Париже начались «Русские сезоны» балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912г.). С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала ХХ в. Был М.Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Я убежден, что этот период справедливо называют «Серебряным веком» русской культуры, который предвосхитил многие культурные искания ХХ в Серебряный век – это сложный, противоречивый взлет, каких очень мало в мировой культуре. Главной социокультурной составляющей эпохи 1917 – 1927 годов стала культурная революция. Это процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Это была государственная политика, направленная на разрыв с традициями культурного прошлого. Основным ее достижением стала ликвидация безграмотности среди населения РСФСР. После событий октября 1917года советская культура уничтожила культуру дворянства в результате революции и гражданской войны и культуру крестьянства в результате политики раскулачивания деревни. Культура пролетариата к моменту уничтожения этих двух культур еще не сложилась. Культура20х годов отличалась плюрализмом. НБухарин и А.Луначарский были склонны к диалогу культур. В полном расцвете находилась культура инакомыслия: А.Блок, А.Белый, И.Бунин, А.Ахматова, Н.Гумилев, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и др. Иное дело 30-50-е годы. Именно в этот период складывается культура тоталитаризма. Всякое инакомыслие подавлялось. Для достижения главной цели построения социализма были поставлены следующие задачи: Культурная революция, включающая ликвидацию безграмотности, создание системы высших учебных заведений, НИИ, библиотек, театров, подготовку кадров, обеспечивающих потребности системы управления и производства. Создание мощного корпуса отечественных ученых, инженеров, специалистов, обеспечивающих стране научно-технический и интеллектуальный потенциал, сопоставимый с потенциалом самых развитых индустриальных стран. Технологическая модернизация, обеспечивающая возможность быстрого переоснащения вооруженных сил и создание материально-технической базы молодой советской республики. В результате культурной революции и урбанизации, совершенных в рекордно короткие сроки, и мощной перекачки населения из деревни в город возникла неустойчивая, динамически неравновесная гибридная культура. Её основными признаками являлись черты фабричной системы: 1) стандартизация, 2) планомерность, 3) массовость, 4) широкая регламентация деятельности, 5) трудовая дисциплина, 6) организация по военному образцу. Эта система превращала человека в механизм, подлежащий дроблению, манипуляции, была подкреплена преклонением перед государственностью и нетребовательностью к жестким правовым ограничениям деятельности общественных институтов. 30– е годы – время трагических противоречий и величайших достижений советской культуры одновременно. В этот период был основан и новый механизм советского искусства – социалистический реализм, который требовал от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в сочетании воспитания трудящихся в духе социализма.Все другие направления были объявлены вне закона,независимые группировки художников были упразднены. Год спустя в Ленинграде умер Казимир Малевич, - глава и идейный вдохновитель авангарда. Картины авангардистской живописи больше не выставлялись, имена художников не упоминались. То, что к тому времени попало в музеи, было спрятано в хранилища, куда был закрыт доступ не только публике, но и большинству музейных работников. К творческому наследию авангардистов установилось официальное отношение не как к искусству, а как к хламу, не достойному внимания. По моему мнению, именно тоталитаризм в культуре породил социокультурную мифологию. Она стала базой советской массовой культуры. Её черты – доступность, вульгаризация любого явления истории или современности, двухмерность и двухцветность взгляда на мир, обожествление вождя, героизация населения, псевдооптимизм, упрощенная форма для полуграмотной массы. Вместе с тем в рамках социалистического реализма создали свои произведения М.Горький, М.Шолохов, А.Фадеев, А.Толстой, Н.Островский и др. Широкую известность получило музыкальное творчество Д.Шостаковича и Н.Мясковского, братьев Покрасс. Подлинными шедеврами киноискусства стали фильмы Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко. Культура60х годов получила название оттепели.К этому времени фабричная система достигла своего предельного расширения и начала модифицировать. С другой стороны, социальное неравенство не стало нормой жизни. Все это создало советский либерализм. Начало оттепели связывают с появлением в 1954 году повести И.Эренбурга, а окончание – с политическими процессами над С.Синявским и Ю.Даниэлем (февраль 1966г.) Пьесы Розова,книги В.Аксенова и А.Гладина, стихи Е.Евтушенко и А.Воз-несенского, кинофильмы М.Хуциева стали нравственнополитической пози-цией «шестидесятников», отвергших Сталина и человекавинтика. Началом переворота в сознании стали рассказы А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» .Они стали набатом, обращенным к народной совести. Центрами инакомыслия стали театральные коллективы «Современника» и «Таганки». 3. Литература, искусство, архитектура стран Западной Европы и США 20 столетия. Многообразие стилей и методов в культуре ХХ века, отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм (от фр. Modern – новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм определяет характер художественной культуры Запада в первой половине 20 века. В целом это совокупность эстетических школ и течений конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем. Наиболее значительной в стиле модерн была проза - романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»). Однако, у истоков модернистской прозы стоит творчество австрийского писателя Франца Кафки. Самое мироустройство представляется Ф. Кафке трагическим и враждебным человеку, бессильному и обреченному страдать. Сюжеты Ф. Кафки («Процесс», «Замок», «Америка» и др.) напоминают страшные сны. Они с необыкновенной точностью, даже педантизмом живописуют мир, где человек и прочие твари подвластны священным, но смутным, недоступным полному пониманию законам, они ведут опасную для жизни игру, выйти из которой не в силах. Общим для всех писателей этого стиля является методологический прием - использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и философии жизни Анри Бергсоном метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание, как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины ХХ века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием. Строительное искусство ХХ века, создало неповторимый, очень насыщенный облик нового, плотно застроенного мира, а не только зодчество авангарда или “интернационального стиля” 1920 - 1930-х годов. В архитектуре так же преобладал модерн, диапазон средств выразительности этого стиля простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн - X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании. В ХХ веке композиции стали свободно размещаться на плоскости. Принцип свободной планировки был окончательно введен в архитектурный обиход. Живопись модернистов, движимая внутренней гармонией и избегающая эстетизма, строится «от обратного», совершая путь, противоположный общепринятым канонам художественного творчества: начинает с законченной работы и постепенно достигает незавершенности, бесконечности, оставляя простор догадкам и воображению зрителя. Подобная эстетика наиболее полно отразилась, в программных установках французских художников, прозванных с легкой шутки А. Матисса кубистами («Слишком много кубизма! » — воскликнул А. Матисс, увидев кубическое полотно Ж. Брака, — городской пейзаж, где дома были изображены в виде кубов). Самым значительным художником этого модернистского направления был Пабло Пикассо. Именно с его картины «Авиньонские девицы» (1907) начинается история кубизма, утверждение иной эстетики, иного миропонимания. Образно говоря, если раньше здание сооружалось с помощью лесов, то П. Пикассо и его единомышленники стали доказывать, что художник может оставить леса и убрать само здание так, что при этом в лесах сохранится вся архитектура. 4. Художественно-эстетические течения 20 века. Авангард. Сюрреализм. Ведущими художественно-эстетическими системами культуры 20 века явились модернизм и постмодернизм. В рамках модернизма происходит поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. К модернизму относятся самые различные течения искусства: экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, абстракционизм, сюрреализм. Модернизм нашел отражение в живописи, поэзии, скульптуре, графике, хореографии и архитектуре. Его идейной основой стали: философия жизни, интуитизм, психоанализ (Берсон, Лосский, Ясперс, Фрейд, Юнг). Выступая каждый раз с позиции открытия новых путей искусство модернизма объявляет себя авангардом. Авангардистские течения отразили стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодоление натурализма и реализма, предполагая доверие к сложившимся формам жизни и предметности. В середине 70-х годов 20 века в духовной жизни развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху, проявляется течение постмодернизма. Оно складывается как адаптация духовной деятельности к условиям зрелого демократического общества, отличающегося плюрализмом в различных сферах бытия. Постмодернизм претендует на преодоление эстетической или рефлексивной дистанции между жизнью и культурой. Подчеркнутая антистильность, смешение жанров, фрагментарность образных средств, ирония и банализация подрывают смысловые элементы культуры. Постмодернизм освобождает человека от внешней принудительности, регулирует силы любого плана. Он стремится снять принудительность прежнего культурного достояния, дискредитирует идею самодостоятельной культуры, как высшего выражения ценностей и смысла бытия. Отвергаются не только идеалы, но и сам принцип сохранения культурного наследия и самобытности культуры. В отличие от авангарда, ставившего себя просто выше прошлого, постмодернизм ставит себя вне прошлых достижений культуры. В системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать и жить, необходимо различать два противоположных принципа – модернизм и авангардизм. В отличие от модернистского искусства, которое ориентируется на новаторство в области формы и содержания, авангардизм прежде всего строит системы новаторских ценностей в области прагматики. Авангардист не может подобно модернисту, запереться в кабинете и писать в стол; самый смысл его эстетической позиции - в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж - без этого авангарда и невозможно. В XX в. авангардизм приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего практически все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало какого-то качественно нового грандиозного переходного периода в культуре в целом; фактически авангардизм знаменовал последнюю страницу эпохи Культуры и начало ПОСТ-культуры. К основным направлениям и фигурам авангардизма относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство (во всех его ипостасях), супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство; додекафонияи алеаторикав музыке, конкретная поэзия,конкретная музыка, кинетическое искусство,а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, движений, видов арт-деятельности, как Пикассо,Шагал, Клее, Матисс, Модильяни, Мондриан, Ле Корбюзье, Джойс, Пруст, Кафкаи некоторые другие. Одним из самых значительных и долговечных художественных на-правлений европейского авангардного искусства ХХ века являлся сюрреализм. Он зародился во Франции в начале 20-х годов, пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм. В 1919г. молодыми поэтами Л. Арагоном, А. Бретоном и Ф. Супо был основан журнал «Littérature», в котором была опубликована первая сюрреалистическая книга Бретона и Супо «Магнитные поля», основывающаяся на систематическом применении главного метода сюрреализма «автоматического письма».Вокруг журнала начинают группироваться литераторы и художники (Т. Тцара, П. Элюар, Б. Пере, М. Дюшан, Ман Рей, М. Эрнст, А. Массой), которые затем составят ядро первой группы сюрреалистов. В 1924г. Бретон публикует «Манифест сюрреализма»; основывается журнал «Сюрреалистическая революция», возникает Бюро сюрреалистических исследований для сбора и обобщения информации о всех формах бессознательной деятельности, публикуется целый ряд литературных произведений сюрреалистов, Масон и Миросоздают первые сюрреалистические картины. Этот год считается официальным годом возникновения сюрреализма, как художественного направления. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от «оков» логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации. Главные принципы сюрреализма - автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. Подобный способ творчества погружает художника «во внутреннюю феерию». В конце 20-х годов сюрреализм перетерпел кризис. Его лидеры Бретон и Арагон пришли к амбициозной идее, что сюрреализм - это тотальное революционное движение, связанное с идеями коммунизма и историческо- го материализма. Однако, из этого кризиса сюрреализм вышел, и именно благодаря тому, что он перестал осмыслять себя, как чисто идеологическая система и стал уделом таких крупнейших профессионалов, как бельгийский художник Рене Магритт и Сальвадор Дали. Об автоматизме в живописи позднего сюрреализма уже не может идти речь, их про- изведения имеют четко выраженную композицию. Основная худо- жественная проблема, которую решают поздние сюрреалисты, это проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ между ними. Сюрреализм был не просто одним из многих направлений в авангардном искусстве первой половины XX века, в нем наиболее полно и остро в художественной форме выразилось ощущение эпохи, как глобального переходного этапа от классического искусства последних двух-трех тысячелетий к чему-то принципиально иному; именно в нем наметились многие принципы, методы арт-мышления, даже технические приемы и отдельные элементы ПОСТ-культуры второй половины XX века. 5. Особенности культур во второй половине 20 столетия. В 60-70 годах в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот принято называть «постмодернизмом». Он определяет характер западной культуры во второй половине ХХ века. Этот термин начал широко применяться с 1979 года, после выхода книги французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Термин «постмодернизм» не может быть понят как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере бредового коллажа. По мнению Хасана постмодернизм построен на развалах утраченных идеалов, а потому он антиинтеллектуален по сути. Эклектика в сфере современной культуры вызревала в ходе всей европейской истории ХХ века. Уже в начале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точке сосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская, европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессы ассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличались чистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставит человека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только он сам отвечает за свое бытие. В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат. И как следствие этого культура уходит от диалога. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма. Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка; сближение и сращивание различных художественный направлений; «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются: ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (то есть и на «массу» и на «элиту»); существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.); стилевой плюрализм; широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох; иронизирование над художественными традициями прошлых культур; использование приема игры при создании произведений искусства. Постмодернизм пришел в европейскую культуру на волне студенческой революции 1968 года и стал реакцией на искусство, которое к концу ХХ века вкусило уже все прелести общества потребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новую сверх идею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерн насыщает его революционным потенциалом, создавая новую художественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Таким образом постмодерн достаточно органично вписывается в концепцию эстетического бунтарства. Культура70,80годов ХХ века в СССР сохранила многие черты, свойственные культуре предшествующего периода, но приобрела и свои собственные, вытекающие из особенностей времени. Пережив хрущевскую оттепель, получив возможность ближе знакомиться с мировой культурой, многие в СССР стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры. Реально стало существование официальной и неофициальной, диссидентской культуры. Это находило выражение в двух противоречивых тенденциях в литературе и искусстве. С одной стороны, обращение к революционной романтике, попытки найти там моральную опору; с другой, - все больше появлялись настроения безысходности, безнадежности, попытки найти идеал в экзотических вероучениях, увлечение христианством. Официальная культура становилась более догматичной, утрачивала стремление к поиску, обновлению. Особенно это нашло отражение в борьбе чиновников от культуры с теми произведениями, которые по их мнению не соответствовали эталонам. Вместе с тем и 70– 80гг.обогатили русскую культуру. Так называемые «деревенщики» В.Распутин,В.Астафьев,Б.Носов талантливо осмыслили проблемы русского народа. Современная российская культура переживает сложный период сталкиваются две полярные точки зрения. Первая исходит из принципа –нечего изобретать уже открытое, нужно учиться у Запада. Согласно второй, - россияне должны идти по особому пути, опыт Запада для нас чужероден. С начала90х годов в обществе возникли и новые реалии культурной жизни. В условиях свободно формирующегося рынка зарубежная культурная продукция значительно потеснила отечественную. Следствием стало резкое снижение качества и количества российской продукции. Исчезла целая отрасль культуры– кинотеатр. Это определило перенастройку общественного сознания на индивидуальный лад. Глубоко развившаяся ,социальная апатия сказалась на падении посещаемости и других традиционных зрелищных мест:театров, концертных залов, художественных выставок. Молодое поколение, поставленное иностранной кинопродукцией вне традиционных духовно-нравственных ориентиров, все глубже впитывает чужие образцы. Насаждаемый с экранов идеал сильной, удачливой, всепобеждающей личности, идущей напролом во имя своих целей, глубоко чужеродонациональному сознанию с его сострадательностью, всетерпимостью, отзывчивостью, добротой. Это углубляет пропасть между поколениями, делает невозможным понимание молодежи и стариков. Большую и серьезную проблему представляет стихийное массовое распространение в стране религиозных сектантских группировок, которые затягивают в свои сети подрастающее поколение, вырывая его с корнями из родной почвы. Все это дополняется резким усилением неравномерности доступа к потреблению культурных благ, особенно отрицательно сказывающейся на процессе образования подрастающего поколения. Каждая эпоха имеет свою культуру. ХХ век войдет в историю как век постмодернистской культуры. В ХХ веке изменились люди,вернее их мировосприятие.Известный философ Ортега-и-Гассет попытался выделить основные параметры искусства ХХ века. Он пришел к выводу, что таковыми являются дегуманизация, отказ от изображения «живых форм», превращение творчества в игру, тяготение к иронии, отказ признать существование чего-то, лежащего за пределами нашего опыта. Негативное отношение к прошлому,к классике,к традициям – норма для культуры постмодерна. Поэтому не случайно создаваемая столетиями гуманистическая и рационалистическая культура оказалась вдруг ненужной; она стала восприниматься как бунт против существовавших традиций. Отказавшись от традиций, постмодерн пошел на крайности: стёр имена и даты, смешал стили и времена, превратил текст в шизофреническое произведение, начал играть с языком вне правил грамматики и стилистики, смешал и уровнял святое и греховное, высокое и низкое. Для культуры постмодернизма характерно отсутствие каких бы то ни было объединяющих всё человечество принципов. Вместо ищущего истину, добро и красоту человека приходит индивид, ни к чему не стремящийся, не ищущий, со слепой и случайной судьбой. В искусстве постмодернизма делается попытка связать элементы элитарной и массовой культуры в новый тип культуры конца 2-го – начала 3-го тысячелетия. Появляется массовое коммерческое кино и телепродукция, детективная литература и любовные романы. К концу ХХ века постмодернизм вошёл в сферы бытия. Это, например, индустрия моды, темпы изменения которой часто превосходят разум; спорт. Где результаты давно уже перестали быть «человекоразмерными»;музыкальные ритмы, темпоральная частота которых, помноженная на невероятно высокий уровень децибел, делает их несоизмеримыми с ритмами не только человеческого тела,но и Космоса в целом. Особые изменения происходят в культурном пространстве, связанном с телом и его потребностями. Появляется технология «body building”: культуристика, пластическая хирургия, с помощью которой изменяют фигуру, цвет глаз, кожу и даже пол. Стремительный рост средств массовой коммуникации способствовал развитию так называемой «массовой культуры». В отличие от официальной культуры, подчиненной государству, «массовая культура» свободно и осознанно пропагандирует нейтральность, натуральное насилие, секс и развлекательность. Неоязычество,по- другому я назвать это не могу,конца ХХ века воспроизвело весь набор ритуальных действий,придав им современную форму: кровавые жертвоприношения, физическое насилие, освещение эротики и секса. Можно утверждать, что «язычество» знает человека в той его части, что «ниже сердца». Сердце,дух, душа, интеллект – эти атрибуты христианской культуры ныне воспринимаются как что-то далёкое и странное. Ночные эротические, порнографические телепрограммы взяли на себя функцию организаторов массовых оргий, восхваляющих случайные интимные связи. Неоязыческий характер культуры ХХ – начала ХХІ вв. проявляется во всех видах искусства. В то же время нельзя не видеть огромного вклада русской культуры ХХ – начала ХХІ вв. в мировую культуру. Во всем мире известны имена выдающихся деятелей советского и постсоветского периодов кинорежиссера А.Тарковского, режиссера Ю.Любимова, писателей В.Распутина, А.Солженицына, В.Астафьева, поэта И.Бродского, музыканта В.Растроповича, композитора А.Шнитке, певца Д.Хворостовского и певицы Г.Вишневской, артистов балета Г.Улановой, М.Плисецкой, Е.Максимовой, В.Васильева и М.Лиепы. Мировое признание получили балетмейстер Ю.Григорович, скрипачи Д.Ойстрах и Л.Коган, пианисты С.Рихтер и Э.Гилельс. И этот список можно было бы продолжать и продолжать. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Многие политологи, социологи, культурологи отмечают противоречия, связанные с формированием новой глобально (планетарной) цивилизации. В 20-х годах ХХ века Питирим Сорокин дав великолепную характеристику противоречивости этого процесса, представляющего собою смену типов культуры: «Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис… Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань… Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живём, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца всё ещё освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим расцвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – людей будущего. Самобытная, сложная противоречивая культура России в этих условиях дает надежду на духовное возрождение нашего общества, возрождение, основанное на традиционно русских культурных корнях. |