Главная страница
Навигация по странице:

  • Молчанов Сергей Владимирович

  • Зарубежные подходы к проблеме морального развития

  • Отечественные подходы к проблеме морального развития

  • С. В. Молчановмораль справедливости и мораль заботы зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию


    Скачать 485.57 Kb.
    НазваниеС. В. Молчановмораль справедливости и мораль заботы зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию
    Дата08.07.2022
    Размер485.57 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаvestnik_2011-2_59-72.pdf
    ТипДокументы
    #627292

    59
    ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2011. № 2
    С. В. Молчанов
    МОРАЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ И МОРАЛЬ ЗАБОТЫ:
    ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К
    МОРАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
    В статье проанализированы основные подходы к моральному развитию как в зарубежной (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Э. Туриель), так и в отечественной психологии (Л.И. Божович, С.Н. Карпова, Е.В. Субботский,
    С.Г. Якобсон). Рассмотрены принцип справедливости и принцип заботы как основа для построения подходов к моральному развитию и сформулированы их основные различия. Приведены отдельные результаты исследования зависимо- сти развития ценностно-моральной ориентации в подростковом и юношеском возрасте от особенностей социальной ситуации развития.
    Ключевые слова: моральное развитие, моральная ориентация, принцип справедливости, принцип заботы, подростковый и юношеский возраст.
    The main approaches to moral development in foreign (J. Piage, L. Kohlberg,
    C. Gilligan, N. Eisenberg, E. Turiel) and domestic psychology (L.I. Bozhovich,
    S.N. Karpova, E.V. Subbotsky, S.G. Jacobson) are analyzed in the article. The justice and care principles as the foundations for constructing the approaches to moral development are examined. The differences between care and justice principle are revealed. Some results of investigation about the dependence of moral-value development in adolescence and youth from social situation of development are discussed.
    Key words: moral development, moral orientation, justice principle, care principle, adolescence and youth.
    Актуальность проблемы морально-ценностного развития личности в подростковом и юношеском возрасте обусловлена рядом фундамен- тальных социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Во-первых, процессы нарастающей глобализации требуют активного взаимодействия и диалога представителей разных культур, для каждой из которых характерна своя система ценностей и мировоз- зрения. Во-вторых, в современном российском обществе происходит трансформация социальных отношений — переход от традиционного коллективизма к индивидуализму: отношения кооперации и сотруд- ничества все чаще заменяются отношениями равноценного обмена и выгоды. Ценностный разлом, произошедший около 20 лет назад, до сих пор не получил однозначного развития в сторону новой системы морали
    Молчанов Сергей Владимирович — канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии ф-та психологии МГУ.
    E-mail: s-molch2001@mail.ru

    60
    и ценностей, консолидирующей общество. Более того, можно конста- тировать сосуществование порой совершенно противоположных друг другу систем моральных ценностей, реализуемых в общении и взаимо- действии людей. В-третьих, особую актуальность приобретает проблема решения ключевой задачи развития юношеского возраста — построения собственной системы морально-ценностных установок мировоззрения
    (Р. Хевигхерст, Э. Эриксон). Именно для подросткового и юношеского возраста характерна высокая сенситивность к формированию миро- воззрения и целостной картины мира, когда морально-ценностные ориентации, составляя психологические возрастные новообразования, трансформируют характер развития личности в сторону саморазвития на основе самоопределения. Самоопределение и осуществление жиз- ненных выборов в профессиональной и идеологической сфере основано на ориентировке юноши в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека (Эриксон, 1996).
    В современном российском обществе вопрос о морально- ценностном воспитании до сих пор не получил своего разрешения, зача- стую односторонне интерпретируясь как вопрос духовно-нравственного воспитания в контексте религиозного образования. Путь к его раз- решению, по нашему мнению, в значительной степени определен ре- зультатами исследований, раскрывающих психологические механизмы, факторы и условия морального развития личности на разных стадиях онтогенеза.
    Сегодня можно говорить о существовании различных подходов к проблеме морально-ценностного развития личности. Рассмотрим их.
    Зарубежные подходы к проблеме морального развития
    1. В психоаналитическом подходе проблема морального развития, рассматриваемого как важный аспект социализации ребенка, связы- валась с формированием структуры «Сверх-Я», включающей интрое- цированные ценности, моральные нормы и принципы. Регуляторами нормативного морального поведения признавались совесть и моральная ответственность, вырастающие из чувства вины и тревоги, возникаю- щих в системе объектных отношений ребенка в связи со становлением и преодолением Эдипова комплекса/комплекса Электры (Фрейд, 1925;
    Эриксон, 1996). Отношение к другому и эмоциональные процессы определяли характер моральной ориентации личности.
    2. Ведущее место в психологии морального развития по праву занимает концепция когнитивного конструктивизма морального созна-
    ния, разработанная в трудах Ж. Пиаже и Л. Кольберга. Здесь в фокусе внимания оказываются моральные суждения и моральное мышление, выступающие критериями уровня развития морального сознания.
    Исторически возникший первым нормативный когнитивный подход заложил основу экспериментального изучения развития морального

    61
    сознания. Теория развития морального сознания, созданная Ж. Пиаже в 1932 г., стала основой когнитивно-генетического подхода (Флейвелл,
    1967). Исходный постулат теории Ж. Пиаже состоит в том, что уровень развития мышления определяет уровень развития моральных суждений ребенка. Автор выделил две стадии морального развития ребенка: ге- терономную и автономную мораль. На стадии
    гетерономной морали все моральные суждения формируются в рамках признания власти и авто- ритета взрослого, ребенок выступает как объект регуляции. Требования взрослого справедливы, их нарушение влечет за собой наказание. Мо- тивы, чувства и условия поступка в расчет не принимаются. На стадии
    автономной морали отношения со взрослым равноправны, ребенок как субъект саморегуляции принимает ответственность за свои поступки, учитывая мотивы и намерения участников ситуации. Ж. Пиаже указывал на существование вертикальных и горизонтальных декаляжей (сдвигов) в развитии морального сознания. Вертикальный декаляж характеризует разрыв между теоретической и практической моралью: в реальной жизни и суждениях о своих поступках ступень объективной ответственности исчезает, а в вербальных суждениях и мнениях о чужих поступках она сохраняется. Субъективная ответственность появляется первоначально в морали реальной жизни, в аффективном моральном мышлении и только потом — в теоретическом мышлении. Таким образом, теоретические суждения, по Пиаже, являются осознанием практического морального мышления, или его сознательной реализацией (Duska, Whelan, 1975).
    Идеи Ж. Пиаже получили развитие в концепции Л. Кольберга, определяющей стадии морального развития в соответствии с изме- нением когнитивных способностей детей и их социального опыта
    (Kohlberg, 1984). Лонгитюдные исследования особенностей морального развития позволили выделить стадии развития морального сознания на основе
    принципа справедливости, включающего эквивалентность и компенсацию как операции, обеспечивающие механизм уравно- вешивания общественной жизни. Л. Кольберг выделил три основных уровня развития морального сознания личности: преконвенциональ- ный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из этих уровней включает две стадии. На
    преконвенциональном уровне стадию гетерономной морали, где подчинение нормам основано на подчи- нении власти авторитетов и желании избежать наказания, сменяет стадия инструментального индивидуализма и равноценного обмена, где справедливость рассматривается как система обмена («ты — мне, я — тебе») с равенством обмениваемых благ.
    Конвенциональный уровень основан на договоре, меняющем свой характер при переходе от стадии к стадии — от конвенции межличностного типа, реализуемой на стадии взаимных ожиданий и межличностной конформности, где приоритет- ным является принцип «быть хорошим» и действует золотое правило
    «не делай другому того, чего бы ты не пожелал, чтобы сделали тебе», к

    62
    конвенции социального типа, реализуемой на стадии ориентации на социальный закон, который гласит, что правила должны выполняться неукоснительно, за исключением тех неординарных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными правилами и нормами.
    Постконвенциональный уровень развития морального сознания предпо- лагает вход в систему равноправных отношений «личность—общество» и движение от стадии социального контракта на основе учета прав личности к стадии универсальных этических принципов. Заключение социального контракта направлено на обеспечение неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, достоинство), которые должны почитаться в любом обществе вне зависимости от мнения большинства. На стадии универсальных этических принципов происходит признание и права личности следовать избранным этическим принципам, законам и со- глашениям, основанным на универсальных моральных нормах, и права преступить закон и действовать в соответствии со своими убеждениями в том случае, если закон противоречит принципам права на жизнь, сво- боду выбора, честь и достоинство. Такая позиция обеспечивает высшую степень социального равновесия.
    Когнитивный подход предлагает периодизацию морального раз- вития, отвечающую четырем критериям: 1) выделение качественно различных стадий мышления; 2) инвариантный порядок стадий, внутри которого культурный фактор может лишь ускорить или замедлить раз- витие, но не может изменить последовательность стадий; 3) структурная целостность стадии (один принцип мышления распространяется на все проблемные ситуации); 4) иерархичное построение, где высшие стадии более дифференцированы и интегрированы, чем низшие стадии, при- чем возникновение высших стадий приводит к реинтеграции низших
    (Kohlberg, 1984). Концепция Пиаже—Кольберга получила широкое при- знание и, несмотря на критику ряда положений, по-прежнему остается теоретической основой разработки и внедрения программ морального воспитания и образования. Однако, по нашему мнению, серьезным недостатком этой концепции является фактическое игнорирование мотивационной составляющей морального поведения.
    3. Альтернативой нормативному когнитивному подходу стал эм-
    патийный подход К. Гиллиган, где основополагающим является принцип
    заботы — эмпатическая ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека (Gilligan, 1976, 1977). Автор исходит из положения о существовании устойчивых типов моральной ориентации, обусловленных социальными установками личности, и определяет эти типы как нормативный (установка на соблюдение принципа справедли- вости и прав всех людей) и эмпатийный (установка на заботу и реальное благополучие конкретных людей). Типы моральной ориентации в зна- чительной степени связаны с гендерными различиями. Нормативный тип в большей степени характерен для мужчин, эмпатийный — для жен-

    63
    щин. Решение моральных дилемм осуществляется в рамках моральной ориентации, что и объясняет соотношение и, в частности, «разрыв» в решении и обосновании гипотетических и реальных дилемм. По мне- нию К. Гиллиган, для женщин характерны три уровня морального раз- вития: 1) самоозабоченность (ориентация только на тех, кто способен удовлетворить ее собственные потребности); 2) самопожертвование
    (собственные желания исполняются только после удовлетворения по- требностей других людей); 3) самоуважение (решение об ориентировке на свои потребности или потребности другого принимается на основе осознанного самостоятельного выбора).
    Соответствие названных уровней уровням развития морального сознания, выделенным Л. Кольбергом, отражает общую логику мораль- ного развития личности в различных системах координат — справедли- вости и заботы. Новизна подхода К. Гиллиган заключается в единстве рассмотрения намерений и результата морального действия личности.
    Внимания заслуживает оригинальный метод, предложенный автором: испытуемые сами формулировали моральные дилеммы из собственной жизни и анализировали их. Однако предпочтение различных типов мо- ральной ориентации гендерными группами в дальнейших исследованиях получило лишь частичное подтверждение (Juujarvi, 2003).
    4. Существенный прогресс в изучении генезиса и развития мораль- ной ориентации личности на принцип заботы достигнут в концепции
    просоциального поведения Н. Айзенберг. Автор фокусирует внимание на развитии альтруизма, который определяет как целенаправленное добровольное поведение в пользу другого человека, реализующее прин- цип заботы и не мотивированное наградой или наказанием. Стремясь интегрировать достижения когнитивной психологии, бихевиоризма и исследований эмоционального фактора морального поведения, Н. Ай- зенберг рассматривает любой акт просоциального поведения с точки зрения соотношения когнитивного и эмоционального компонентов
    (Eisenberg, 1982). Несмотря на общее признание роли эмоциональной составляющей в альтруистическом поведении существуют разные точки зрения в вопросе о том, что именно — эмпатию, симпатию или дис- тресс — следует считать ключевой эмоцией. По мнению Н. Айзенберг, оптимальным регуляторным механизмом альтруистического поведения является симпатия, в то время как М. Хоффман, основываясь на экс- периментальных данных, отдает первенство эмпатии. Действительно, с возрастом и по мере преодоления эгоцентризма связь эмпатии и аль- труистического поведения становится все более очевидной (Eisenberg,
    1983; Eisenberg, Miller, 1987; Hoffman, 1984). К другим эмоциональным состояниям, оказывающим влияние на просоциальное поведение чело- века, относятся так называемые просоциальные аффекты — гордость, чувство вины, стыд. Значение этих эмоций в альтруистическом поведе- нии подчеркивалось также и представителями психоанализа.

    64
    В работах Н. Айзенберг когнитивная составляющая альтруисти- ческого поведения личности включает три вида атрибутивных про- цессов и собственно принятие решения (Eisenberg, 1986). Выделяют следующие атрибуции: восприятие людей «хорошими», а самого себя
    «добрым»; осознание альтруистических мотивов своего поведения как заботы о благе и пользе других; оценка потребности другого человека в помощи и объективной необходимости помощи. Альтруистическое по- ведение выступает, таким образом, как последовательность социально- когнитивных операций, включающих: децентрацию и учет точки зрения другого; оценку способности человека решить проблему самостоятельно или необходимость посторонней помощи; формирование мотивации альтруистического поведения на основе эмпатии; оценку собственных возможностей оказать необходимую помощь; планирование помощи
    (альтруистического поступка) в процессе межличностного сотрудни- чества.
    Н. Айзенберг предложила периодизацию развития просоциального мышления (
    prosocial reasoning) , включающую пять стадий.
    Стадия 1. Гедонистическая ориентация на свои интересы, а не на моральные нормы. Условия принятия решения об оказании помощи другому: прямой выигрыш для себя, возможность установления желае- мых реципрокных отношений, эмоциональное отношение к партнеру, нуждающемуся в помощи. Данная стадия характерна для дошкольников и младших школьников.
    Стадия 2. Ориентация на потребности и нужды других людей, даже если эти потребности вступают в конфликт с собственными интереса- ми. Учет потребностей других осуществляется без рефлексии позиции нуждающегося и без вербальных выражений симпатии и переживания чувства вины. Эта стадия также характерна для дошкольников и млад- ших школьников.
    Стадия 3. Ориентация на одобрение и мнение других. Выбор просо- циального или эго-ориентированного поведения зависит от стереотипов
    «хороший/плохой человек», «правильное/неправильное» поведение.
    Стадия характерна как для определенной части младших школьников, так и для подростков и юношей.
    Стадия 4а. Рефлексивная эмпатическая ориентация, основанная на эмпатической рефлексии позиции нуждающегося человека либо на чувстве вины или позитивном эмоциональном отношении к следова- нию моральным нормам. Стадия характерна для большинства юношей и подростков, иногда встречается у младших школьников.
    Стадия 4б (переходная). Моральный выбор основывается на учете интериоризованных, но далеко не всегда осознаваемых ценностей, моральных норм, на представлениях об ответственности и долге, при- нятии нормы защиты прав и достоинства всех членов общества. Стадия характерна для меньшей части подростков, юношей и взрослых.

    65
    Стадия 5. Моральный выбор основан на сознательном учете инте- риоризованных ценностей, норм, представлений об ответственности, вере в достоинство, права и равенство всех людей. Важным регулятором морального поведения становится сохранение самоуважения личности, влияющее на ценностно-нормативную сферу.
    В концепции Н. Айзенберг (Eisenberg, 1986) возрастная динамика развития просоциального поведения выступает как переход от эгоизма и гедонизма при моральном выборе в раннем и дошкольном возрасте к ориентации на социальное одобрение и принятию социальных норм в младшем школьном возрасте, ориентации на ценности долга и ответ- ственности за благополучие общества — в подростковом. Хотя развитие эмпатии, децентрации и рефлексии и выступает условием развития морального выбора, механизмы перехода с одной стадии на другую остаются не исследованными.
    5. Новым направлением развития теоретических представлений о моральной ориентации личности стало изучение иерархии и содержания самих моральных норм и правил, выступающих как основание мораль- ного поступка. В теории доменов социальных норм Э. Туриэля (Turiel, 1983;
    Turiel et al., 1987) выделяются три основных домена, различающихся по важности, значению, генезису и уровню обобщения, — моральные нормы, конвенциональные нормы и персональные нормы (правила, устанавливаемые самой личностью).
    Моральные нормы представляют собой высший уровень регуляции поведения, основанной на принципах справедливости и заботе о других людях. Важнейшие нормы этого до- мена: физическая безопасность, сохранение жизни и здоровья людей; справедливость, основанная на равенстве прав и привилегий; нена- несение психологического ущерба и оказание помощи нуждающимся.
    Эти нормы общеприняты, обязательны, предписаны для выполнения в любом обществе.
    Конвенциональные нормы регулируют способы по- ведения человека в обществе (правила поведения в школе на уроках и переменах, этикет, предписания в отношении одежды, еды, отноше- ний между полами) специфичны для каждого общества и отдельных социальных групп.
    Персональные нормы, устанавливаемые личностью, определяют индивидуальное поведение, особенности межличностного взаимодействия и сотрудничества. Возрастная динамика выступает как движение от выработки персональных норм к выделению и усвоению конвенциональных и, наконец, моральных норм. Уже в младшем школь- ном возрасте дети начинают различать эти три группы норм, признавая их разную важность и обязательность для выполнения (Nucci, 1981).
    Однако соотношение доменов, их взаимосвязь и взаимообусловлен- ность не стали предметом специального исследования в цикле работ, выполненных Э. Туриэлем и его коллегами.
    6. Значительным шагом в направлении интеграции различных теорий личности, рассматривающих типы моральной ориентации на
    5 ВМУ, психология, № 2

    66
    справедливость и заботу как альтернативу, стала четырехкомпонентная
    теория морального развития личности Дж. Реста (ученика Л. Кольберга), разработанная в рамках Миннесотского подхода. Согласно Дж. Ресту
    (Rest, 1986, 1994), структура морального поведения включает четыре компонента: моральную чувствительность, моральное мышление и моральные суждения, моральную мотивацию, моральный характер.
    Изучение морального развития личности должно основываться на целостном рассмотрении генетических и функциональных связей всех этих компонентов. Первый компонент —
    моральная чувствительность
    (сенситивность), «осознание» человеком того, как его действия могут повлиять на других, проявляется в рефлексии последствий своих дей- ствий для других людей; чувствительности к желаниям, потребностям и правам других людей, особенно в ситуации, если они противопо- ложны твоим собственным интересам. «Осознание» включает: знание об участниках ситуации морального выбора; конструирование воз- можных вариантов поведения в этой ситуации; представление о том, какое влияние действия окажут на каждого из участников. Несовер- шенство когнитивных схем может привести к искажению восприятия моральной ситуации (Narvaez, 1998, 2001; Narvaez, Bock, 2002). Вторым компонентом структуры морального поведения являются
    моральное
    мышление и моральные суждения, раскрывающие причины поступка и обоснование морального выбора. Эта линия исследований имеет богатые традиции в психологии морального развития — от Ж. Пиаже к Л. Кольбергу и его последователям (Myyra, 2003; Rest, 1986, 1994).
    Третий компонент —
    моральная мотивация, определяемая иерархией ценностей и моральными идеалами личности. Моральный выбор пред- полагает принятие человеком личной ответственности за свое решение
    (Rest, 1986, 1994). Исследование моральной мотивации традиционно включает две линии: исследование иерархии ценностных ориентаций
    (Г. Олпорт, М. Рокич, С. Шварц) и исследование эмоциональной составляющей принятия решения (Eisenberg, 1986; Myyra, 2003). На- конец, четвертый компонент —
    моральный характер. Адекватность восприятия моральной дилеммы с учетом позиций и ожиданий всех ее участников и последствий морального выбора для каждого (вы- сокая моральная чувствительность), высокий уровень морального мышления, выраженная мотивационная направленность на оказание помощи могут оказаться недостаточными для реализации морального поступка. Готовность и способность действовать в соответствии с вы- бранным решением и планом, противостоять социальному давлению, принятие ответственности за реализацию выбора — необходимые личностные качества субъекта морального поступка, составляющие моральный характер, обусловливающий стратегии преодоления труд- ностей на пути разрешения моральной дилеммы (Rest, 1986, 1994;
    Walker, 2002). Дж. Рест считает, что процессы морального развития

    67
    не могут быть описаны как жесткая последовательность качественно различающихся стадий или как степень количественного приближе- ния к определенной когнитивной структуре. Решение варьируется в зависимости от конкретного домена (сферы) и не может быть жестко привязано к определенной или к переходной стадии морального раз- вития. Феномен декаляжа в моральном развитии проявляется в том, что человек при решении различных моральных дилемм использует различные моральные принципы (структуры).
    Итак, анализ зарубежных теоретических подходов в психологии морального развития позволяет выделить два принципа, лежащих в основании морального выбора: принцип справедливости, ориенти- рованный на когнитивные составляющие морального сознания (мо- ральные суждения, моральное мышление) (Ж. Пиаже, Л. Кольберг) и принцип заботы, сфокусированный на сочувствии и сопереживании другому человеку (К. Гиллиган).
    Соответственно можно говорить о морали справедливости и мо- рали заботы, различающихся по следующим позициям (Juujarvi, 2003;
    Lyons, 1988).
    1.
    Определение человека в обществе либо как автономной системы,
    либо как субъекта в системе взаимосвязанных отношений. Мораль спра- ведливости рассматривает человека как автономную систему, взаимо- действующую с другими людьми по принципу реципрокности, основан- ному на взаимных обязательствах, обязанностях и ролях. Мораль заботы принимает модель единства человека в системе его взаимоотношений с другими людьми, где ориентировка в ситуации морального выбора неразрывно связана с контекстом отношений, а сам выбор понимается как принятие решения об оказании помощи другому.
    2.
    Определение моральной проблемы. Для морали справедливости это ситуация конфликта интересов индивида и других людей, или индивида и общества, разрешаемая на основе принятых правил и стандартов. Мо- раль заботы рассматривает моральные проблемы как ситуации общения и сотрудничества, требующие оказания помощи.
    3.
    Существенные условия решения моральной дилеммы. Мораль справедливости предполагает ориентацию на содержание ролей и обязанностей участников моральной коллизии, социальные стандарты поведения, нормы и правила, основанные на реципрокности. Мораль заботы задает ориентацию на взаимоотношения и личностное благо- получие участников дилеммы, исходит из приоритета предотвращения ущерба.
    4.
    Критерий оценки принятого решения. Мораль справедливости ис- ходит из обоснованности и аргументированности суждений и принятых решений принятой в обществе системой соглашений. Мораль заботы оценивает последствия принятия того или иного решения с точки зрения благополучия и психологического комфорта всех его участников.

    68
    Иногда указывают на значение эмоциональных процессов для морального выбора как на водораздел между моралью справедливости и заботы. Это неверно. И мораль справедливости, и мораль заботы пред- полагают эмоциональные составляющие принятия решения. Но если в рамках морали заботы эмоциональные отношения всегда конкретны и связаны с уникальными личностными характеристиками участников дилеммы, то мораль справедливости рассматривает моральный выбор как абстрактную ситуацию вне учета конкретных отношений конкрет- ных участников (Gilligan, 1982; Gilligan, Wiggins, 1988; Mead, 1934).
    Важным для дифференциации морали справедливости и мора- ли заботы является понимание природы морального мышления. В кольберговской традиции моральное мышление, основанное на идее справедливости, разрабатывалось как чисто когнитивный процесс и ассоциировалось с системой моральных суждений. Однако моральная ориентация на справедливость или заботу не исчерпывается моральны- ми суждениями, отвечающими принципу справедливости или заботы.
    Моральная ориентация предполагает определенный тип восприятия и конструирования моральных ситуаций, объяснения причин своего и чужого поведения, оценки правильности морального поведения
    (Fisher, Tronto, 1990; Juujarvi, 2003; Lyons, 1983). Понимание моральной ориентации заботы в философии и психологии нередко подменялось моралью ответственности и взаимоотношений, а моральная ориентация справедливости — моралью прав и обязанностей. Такое ограничение нивелирует значение эмпатии (Hoffman, 2000) и просоциального/аль- труистического поведения в моральном выборе.
    Традиционно ориентация на заботу и ориентация на справедливость противопоставлялись друг другу. Однако в современной психологии все чаще предпринимаются попытки рассмотреть оба типа моральной ориентации в их единстве и взаимосвязи. Насколько противопоставле- ние и взаимосвязь признанных типов моральной ориентации отражают онтогенетические закономерности развития моральной ориентации личности? Как меняется приоритет заботы и справедливости в мораль- ной ориентации на различных возрастных стадиях?
    Очевидно, что присвоение конкретного социокультурного опыта, кристаллизующего принцип моральной организации общественной жизни, оказывает существенное влияние на формирование морально- ценностной ориентации личности. Подростковый возраст является сенситивным в становлении иерархии ценностей, в том числе и моральных. Юношеский возраст — это период осуществления са- моопределения, идеологического выбора и становления идентичности личности (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.С. Собкин,
    М.Р. Гинзбург, И.С. Кон, Н.С. Пряжников). Трансляция культурного опыта предполагает интериоризацию и присвоение моральных цен- ностей и формирование морально-ценностной ориентации личности.

    69
    Возрастно-психологический подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) к анализу закономерностей морального развития в подростковом возрасте представляется весьма перспективным, фокусируя внимание на роли социальной ситуации развития в формировании морально-ценностной сферы личности. Обращение к экологической модели У. Бронфен- бреннера, где социальная среда рассматривается как взаимосвязь ма- кросистемы, экзосистемы, мезосистемы и микросистемы, позволяет представить социальную ситуацию развития как взаимосвязанные кон- тексты, каждый из которых определяет морально-ценностное развитие личности. Социальная ситуация развития может быть представлена на уровне культурных традиций социальной организации и общественной практики жизнедеятельности, социокультурной среды крупного и мало- го города, контекста общения и взаимодействия.
    Отечественные подходы к проблеме морального развития
    В отечественной психологии в
    деятельностном подходе моральное развитие ребенка понимается как процесс усвоения им моральных социальных норм, образцов, эталонов, способов поведения (Л.С. Вы- готский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, С.Г. Якобсон и др.). Такое присвоение осуществляется в деятельности ребенка через их осознание, сознательное принятие, переживание, обретение ими личностных смыслов для самого ребенка. Л.И. Божович (1968) выде- ляет в процессе морального развития специальные функциональные системы, составляющие его суть на каждом возрастном этапе. Нрав- ственное развитие рассматривается как формирование и становление положительных черт личности в ходе формирования нравственных действий, ориентированных на образец поведения взрослого, как про- цесс усвоения заданных обществом образцов поведения в ходе активной деятельности ре бенка и его общения со взрослыми и сверстниками, в результате которого эти образцы становятся внутренними регуляторами
    (мотивами) поведения (Божович, Конникова, 1975; Карпова, Лысюк,
    1986). С.Г. Якобсон (1984) рассматривает моральное развитие как про- цесс становления субъектной моральной саморегуляции. В.С. Мухина в качестве регуляторов и механизмов морального развития рассматривает социальные эталоны — познавательно-эмоциональные обобщения, по- стигаемые через совместное со взрослым рассудочное и эмоциональное общение. Важность взаимодействия со сверстником для морального развития ребенка показана в работах Е.В. Субботского (1977, 1978),
    С.Г. Якобсон (1984), С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк (1986). Моральная норма как кристаллизация социокультурного нравственного опыта не только воплощает императив морального поступка, но и дает его обо- снование, в котором значение принципа справедливости или принципа заботы определено историческим опытом, общественным ценностным сознанием, сложившейся практикой социального взаимодействия или

    70
    сотрудничества, типом самой культуры в диапазоне от коллективисти- ческого до индивидуалистического полюса.
    На кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1990—2000-х гг. под руководством А.И. Подоль- ского и О.А. Карабановой был выполнен цикл исследований условий морального развития в онтогенезе. В них были раскрыты роль и значение содержания и организации деятельности (Мустафина, 2003; Садокова,
    2001) и общения ребенка со взрослым и сверстником (Авдулова, 2001;
    Галанина, 2003); возможности управляемого формирования моральной саморегуляции в ситуации морального выбора (Плотникова, 1998), значение организации моральной ориентировки в условиях решения моральной дилеммы (Подольский, 2006); особенности образователь- ной школьной среды как компонента социальной ситуации развития
    (Садовникова, 2005).
    В проведенном нами исследовании зависимости развития ценностно-моральной ориентации в подростковом и юношеском воз- расте от особенностей социальной ситуации развития участвовало более
    660 подростков и юношей из России (гг. Москва, Шатура, Самара), США
    (штат Айова) и Казахстана (г. Алма-Ата).
    Результаты исследования (Молчанов, 2003, 2005, 2007) подтвердили теоретическое предположение о двух моральных культурах (заботы и справедливости), отражающих приоритетность принципа моральной ориентации личности в ценностной сфере, моральном мышлении и решении моральных дилемм. Было показано, что на генетически ран- них стадиях морального развития личности забота и справедливость выступают как относительно противоположные полюса пространства морального выбора. Однако эта противоположность относительна и на высших стадиях моральное развитие выступает как интеграция принци- пов заботы и справедливости. Исследование развития ориентации лич- ности на принцип заботы и справедливости в детском и подростковом возрасте, раскрывающее специфику содержания справедливости и за- боты на каждой из стадий возрастного развития, составляет перспективу дальнейшего исследования.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
    Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей //
    Вопр. психологии. 1975. № 1. С. 80—90.
    Галанина В.В. Эмоционально-смысловые аспекты выполнения нормы взаимо- помощи в младшем школьном возрасте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
    Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.,
    1986.
    Молчанов С.В. Психологические особенности моральной ориентации у под- ростков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. № 1. С. 87—88.

    71
    Молчанов С.В. Развитие морально-ценностной ориентации личности как функ- ция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
    Молчанов С.В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 73—80.
    Мустафина В.С. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста: Дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
    Подольский Д.А. Особенности альтруистической позиции в подростковом воз- расте: Дис. … канд. психол. наук. М., 2006.
    Плотникова Ю.Е. Формирование действия оказания помощи у младших школь- ников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998.
    Садовникова Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с раз- личным восприятием моральной атмосферы в школе: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
    Садокова А.В. Влияние индивидуальных характеристик эмоционально- личностной сферы на особенности развития моральной компетентности в под- ростковом возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001.
    Субботский Е.В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зару- бежной психологии // Вопр. психологии. 1977. № 1. С. 164—174.
    Субботский Е.В. Генезис морального развития у ребенка // Вестн. Моск. ун-та.
    Сер. 14. Психология. 1978. № 3. С. 13—25.
    Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
    Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.
    Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.
    Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.,
    1984.
    Duska R., Whelan M. Moral development: A guide to Piaget and Kohlberg //
    Introduction to developmental theories / Ed. by R. Duska. N.Y., 1975. P. 5—41.
    Eisenberg N. The relation of altruism and other moral behaviors to moral cognition:
    Methodological and conceptual issues. N.Y., 1982.
    Eisenberg N. The relation between empathy and altruism // Acad. Psychol. Bull. 1983.
    Vol. 5. P. 195—207.
    Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, 1986.
    Eisenberg N., Miller P.A. the relation of empathy to pro-social and related behaviors //
    Psychol. Bull. 1987. N 1. Р. 91—119.
    Fisher B., Tronto J. Towards the feminist theory of caring // Circles of care. Work and identity in women’s life / Ed. by E.K. Abel, M.K. Nelson. Albany, NY, 1990. P. 35—66.
    Gilligan C. Beyond morality: Psychoanalytic reflections on shame, guilt and love //
    Moral development and Behavior / Ed. by T. Liskona. N.Y., 1976. P. 144—158.
    Gilligan C. In a different voice: Women’s conceptions of self and morality // Harvard
    Educational Review. 1977. Vol. 47. P. 481—517.
    Gilligan C. In a different voice: Psychological theory and women’s development.
    Cambridge, MA, 1982.
    Gilligan C., Wiggins G. The origins of morality in early childhood relationships //
    Mapping the moral domain. A contribution of women’s thinking to psychological theory and education / Ed. by C. Gilligan, J. Ward, J. Taylor. Cambridge, MA, 1988. P.111—138.
    Hoffman M.L. Empathy, its limitations, and its role in a comprehensive moral theory //
    Morality, moral behavior and moral development / Ed. by W.M. Kurtines, J.L. Gerqitz.
    N.Y., 1984. P. 283—302.
    Hoffman M.L. Empathy and moral development: Implications for caring and justice.
    Cambridge, MA, 2000.
    Juujarvi S. The ethics of care and its development. Helsinki, 2003.

    Kohlberg L. Essays on moral development. Vol. 2: The Psychology of moral development. San-Francisco, 1984.
    Lyons N. Two perspectives on self, relationship and morality // Harvard Educational
    Review. 1983. Vol. 53. N 2. P. 125—145.
    Lyons N. Two perspectives: On self, relationships, and morality // Mapping the moral domain: A contribution of women’s thinking to psychological theory and education / Ed. by C. Gilligan, J. Ward, J. Taylor. Cambridge, MA, 1988. P. 21—48.
    Mead G.H. Mind, self and society. Chicago Univ. Press, 1934.
    Myyra L. Components of morality. University of Helsinki, 2003.
    Narvaez D. Moral perception. Outline of the paper. University of Minnesota, 1998.
    Narvaez D. Moral text comprehension: implications for education and research // J. of Moral Education. 2001. Vol. 30. P. 43—54.
    Narvaez D., Bock T. Moral schemas and tacit judgment or how to defining issues test is supported by cognitive science // J. of Moral Education. 2002. Vol. 32. N 3. P. 297—314.
    Nucci L. The development of personal concepts: A domain distinct from moral or societal concepts // Child Development. 1981. Vol. 52. P. 114—121.
    Rest J.R. Moral development: Advances in research and theory. N.Y., 1986.
    Rest J.R. Background: Theory and research // Moral development in the professions:
    Psychology and applied ethics / Ed. by J.R. Rest, D. Narvaez. Hillsdale, 1994. P.1—26.
    Turiel E. The development of social knowledgement: Morality and convention.
    Cambridge, MA, 1983.
    Turiel E., Killen M., Helwig C. Morality: Its structure, functions and vagarities // The
    Emergency of morality / Ed by J. Kagan, S. Lamb. Chicago, 1987. P. 155—244.
    Walker L.J. The model and the measure: An appraisal of the Minnesota approach to moral development // J. of Moral Education. 2002. Vol. 31. N 3. P. 354—366.


    написать администратору сайта