Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Версальский дворец

  • Барокко. Самостоятельная работа По истории русского и зарубежного искусства На тему Барокко


    Скачать 0.98 Mb.
    НазваниеСамостоятельная работа По истории русского и зарубежного искусства На тему Барокко
    Дата15.01.2021
    Размер0.98 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБарокко.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #168477


    Самостоятельная работа

    По истории русского и зарубежного искусства

    На тему:

    «Барокко»

    Выполнила:

    Студентка группы 1-СД-16

    Косимова Мохинабону

    1. Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты.
    Величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона де Бросса, одного из ранних мастеров XVII в.
    Правление Людовика XIII (1610—1643) знаменует ранний период архитектуры барокко во Франции .
    В судьбе искусства при Людовике XIV(1643-1715) произошли крупнейшие перемены. Оно стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти. В 1671 году основана Академия архитектуры. Период характеризуется размахом и широтой концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором является Жюль Ардуэн Мансар (1646—1708) — внучатый племянник Франсуа Мансара.
    Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями.В середине века происходит слияние воедино традиций изолированного строения и П-образного в плане замка с внутренним двором . Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.
    В России эта стилевая традиция полноценно развилась в средине XVIII века и получила также название растреллиевского и елизаветинского барокко. Национальной чертой стиля стало воплощение героических образов и восхваление силы Российской империи.
    Наиболее прославленным архитектором эпохи русского барокко по праву называют Ф.Б. Растрелли. Его творения характеризуются масштабностью, небывалой пышностью и богатством декора, использованием двух или трех цветов, в особенности золота, в отделке фасадов, что в совокупности до наших дней удивляет и восхищает зрителей. Яркими примерами его работ являются грандиозные дворцовые комплексы в Санкт-Петербурге, Царском Селе и Петергофе. Величие и торжественность архитектурных шедевров Растрелли оставили значительный след в русском искусстве средины XVIII столетия.

    Ф
    .Б. Растрелли


    2. Версальский дворец
    Примером для подражания во всей истории европейской архитектуры является Версальский дворец. По его образу и подобию было построено огромное множество дворцов и парков по всему миру. В России с Версалем сравнивают Петергоф.

    Версаль является домом французских монархов и королевского двора, которые были окружены роскошью, развлекались, создавая вокруг большое количество интриг и тайн Версаля. Основателем традиции становится Людовик XIV.

    Версальский дворец является основным строением архитектурного комплекса Версаля. «Королевские ворота», представляющие собой золотую решетку, украшенную королевской атрибутикой, короной и гербом – вход во дворец.





    Версальский дворец
    Первый этаж здания был предназначен для придворных короля, а второй – для королевской семьи. В северной части комплекса располагаются Большие салоны короля, их семь, а на южной стороне расположены покои женской половины семьи.

    Версальский дворец состоит из около 700 комнат и тронного зала для приема гостей, послов и важных персон, который назван Салоном Аполлона. В тронном зале также устраивались балы, театральные спектакли и постановки.

    В знаменитом Дворце находятся бесценные произведения искусства, которые в сочетании с необыкновенной красотой парков являют собой один из самых удивительных архитектурных ансамблей мира.

    Центральная часть принадлежит проекту Лево (1678-1680), а боковые крылья и отделка здания выполнена Ардуэн-Мансаром. Некоторая монотонность здания оживляется при помощи выступов и колонн.

    Нижний этаж создан в виде рустованных арок, окна верхнего этажа высокие в обрамлении пилястрами.

    Центральный павильон предназначался исключительно для членов королевской семьи, два боковых крыла – для кровных принцев, а аттик – для придворных.

    Первая галерея Исторического музея повествует об эпохе Людовика XIII и Людовика XIV, в нее можно попасть с Королевского двора.

    Королевский зал – следующий зал, имеющий овальную форму. Данное помещение было специально спроектировано архитектором Габриелем (1770) в честь празднования свадьбы короля Людовика XIV с Марией Антуанеттой Австрийской.

    Следом за второй галереей верхнего этажа следует капелла в честь Св. Людовика Французского (Рис. 2). Данное помещение является шедевром архитектора Ардуэн-Мансара (1699-1710), богато декорировано золотыми и белыми лепками.

    Творению Ван Клеве принадлежат барельефы на арках и пилястрах. Помещение Салон Геркулеса было построено в 1712 году, а декорировано в 1736 году Робером де Котте.
    Петергоф

    Петергоф - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится на территории муниципального образования город Петергоф) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».

    Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке. Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александринский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века.
    В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.
    Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем — 147 действующих фонтанов (2018).





    Петергоф

    Сравнение:

    ...Версаль считается непревзойденным образцом художественного мастерства той эпохи, и многие страны пытались создать подобные загородные дворцовые резиденции. В том числе Петр I, побывав в Версале, был так очарован, что по возвращении в Петербург приказал создать в Петергофе собственный шедевр. Мое личное мнение: слишком много сходства, различие в том, что французы делали для себя, русские – для «поразить кого-то». Больше блеска и помпезности. Природные качества и характерные особенности местности оказывают большое влияние на художественный образ парка. Мастера садово-паркового искусства придавали важное значение выбору перспективных точек, наиболее выгодно показывающих ландшафт. Создатель дворцово-паркового ансамбля Версаля, резиденции Людовика XIV французский архитектор-паркостроитель Андре Ленотр (1613-1700) стремился связать парковую композицию в одно целое со всей местностью, подвергая последнюю необходимым изменениям. Многие зрелищные эффекты Версаля полностью раскрываются только с высокой точки обозрения. Пространство выявляется постепенным переходом от водных зеркал к плоским партерам и дальше, через стриженые боскеты (боскет – участок парка с густо посаженными деревьями или кустами, образующими благодаря декоративной стрижке сплошные зеленые стены) к лесным массивам. По всему парку Ленотр создал перекрестки аллей, лучами рассыпающихся в разные стороны. Перспективность подчеркивалась рядами фонтанов и протяженными осями каналов. Заключительный аккорд ансамбля – Большой канал – кроме художественной функции имел еще и чисто функциональную: туда собирались воды болотистой долины.

    Основным приемом пространственного объединения композиции Версаля являются величественные перспективы, при этом Андре Ленотр умело использовал и более мелкие масштабы и пропорции, что ярко проявилось в создании системы боскетов Версальского парка. Перспективы завершались скульптурой и фонтанами, аллеи обрамлялись вазами и гермами, то есть четырехгранными столбами, завершающимися скульптурной головой или бюстом. Сеть мелких дорожек, сформировавших серию малых пространств – боскетов с залами и кабинетами, вертюгаденами, буленгринами (повышенные и пониженные газоны) – привела к созданию контрастных эстетических эффектов, полученных благодаря разнице в высоте и форме стрижки растений, использованию водных устройств и т. д.

    Петергофский ансамбль – явление одновременно и европейское, и национально-русское. Свой вклад в решение планировочной задачи внес французский архитектор Жан-Батист Леблон (1679-1719), ученик Андре Ленотра. Для композиционного построения Нижнего Петергофского парка Леблон взял у наставника главный прием перспективности. Основными перспективами Нижнего парка являются Самсоновский канал и Марлинская аллея, дополнительными – «косые» аллеи от Большого каскада на Эрмитаж и Монплезир, а также Малибанская (Морская) и Березовая аллеи, проложенные параллельно берегу залива и склона. В местах пересечения аллей образованы «этуали» («звезды»), усиленные скульптурой и высокими фонтанами. Выражением целостности в организации парковой среды стали динамичная-лучевая (трезубец) и звездчатая системы планировки. В период работы итальянского зодчего Н. Микетти (1675-1759) в Петергофе сформировались основы будущих архитектурно-ландшафтных комплексов, существующих изолированно, но в то же время являющихся неотъемлемыми частями общей композиции Нижнего парка и связанных друг с другом многочисленными аллеями-лучами. К середине XVIII века Нижний сад Петергофа стал образцом для создания усадебных комплексов в России.
    3. Вывод

    Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIII вв. Его проявление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:
    Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности.

    Увеличение роли государства, светскости, борьба двух временных начал.

    Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличение всего.

    Динамика, импульсивность.

    Декоративность, живописность, излишество элементов.

    Барокко подготовило новую эпоху – эпоху просвещения и следующего за ней классицизма. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней.

    Сравнительный анализ ансамблей Версаля и Петергофа показывает, что несмотря на общие закономерности в построении композиции, они обладают индивидуальными особенностями пространственно -планировочной структуры.
    Литература:

    Петров П. В. Восстановление дворцов и парков Петродворца в 1940-1950-е гг.: основные направления и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — Вып. 1 (30), март.

    Ирина ОЛЬТЕЦИАН, Свет и тени Короля-Солнца. // Газета «История» № 1/2009, Издательский дом «Первое сентября».

    Так же сайты в интернете: www.yandex.com


    написать администратору сайта