Главная страница
Навигация по странице:

  • SEMANTIC SPACE OF THE CONCEPT "MOTHER" IN THE WORKS OF R. GAMZATOV

  • Потапова_Статья БД. Семантическое пространство концепта мать


    Скачать 24.71 Kb.
    НазваниеСемантическое пространство концепта мать
    Дата17.08.2022
    Размер24.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПотапова_Статья БД.docx
    ТипДокументы
    #647476

    УДК 81.42
    СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КОНЦЕПТА «МАТЬ»

    В ТВОРЧЕСТВЕ Р. ГАМЗАТОВА

    А.Ю. Потапова

    Научный руководитель – к.ф.н., ст.пр. Г.Ю. Мальцева

    Белгородский государственный национальный

    исследовательский университет

    1372267@bsu.edu.ru
    В современной антропоцентрической парадигме лингвистических исследований анализ концептосферы автора художественных текстов является важным звеном на пути к постижению авторского замысла, пониманию языковой картины мира писателя. Необходимо уточнить значение понятия «концепт», сложившегося в современной науке. И.И. Чумак-Жунь дает такое определение: «Концепт»— это термин, обозначающий единицу ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающий знание и опыт человека. Это — оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка и мозга, а также всей картины мира, отражённой в человеческой психике»1. Индивидуально-авторский же концепт отражает личный, индивидуальный опыт писателя, в котором растворен и общенациональный культурный опыт.

    З.Д. Попова и И.А. Стернин относят концепт «Мать» к группе универсальных концептов. Исследователи отмечают, что они стоят в одном ряду с такими концептами, как «родина», «земля», «дом»2. М.В. Пименова концепт «Мать» относит к концептам-образам3. Мы видим, что в науке предлагаются разные варианты классификации концепта «Мать». Но можно утверждать, что рассматриваемый нами концепт принадлежит к числу универсальных категорий культуры. Так, индивидуально-авторский концепт «Мать» сформировался у Расула Гамзатова под влиянием собственного жизненного опыта, мировоззрения поэта. Отметим, что в этом и заключается

    специфика концепта «Мать»: культурный опыт тесно связан с личностным восприятием писателя.

    На отношение матери к своему ребенку в произведениях Р. Гамзатова указывают слова с эмоциональной окраской, выражающие:

    1.тоску: «И будет сестра тосковать и не спать, / Как, может, тоскует одна только мать…» («Сестре»);

    2.скорбь: «Горянка обливается слезами: / Сынок её погиб в чужом краю…» («Вторая песня старика»);

    3.тревогу: «Тревожится за сына постоянно / Святой любви великая раба» («Мама»);

    4.жалость: «Ты всё мне дала: ты в далёком селенье / Меня родила и в тряпье пеленала, / Вставала у люльки моей на колени, / Жалела, кормила, собой укрывала…» («Ты лета ждёшь, дорогая моя»);

    5.боязнь, страх: «Что сделать нам, чтоб поскорей пришла ты, / Быть может, новым именем назвать, / Как именем другим, боясь утраты, / Больного сына называет мать?!» («Долгая зима»);

    6.печаль: «Почему, почему в твоих ясных глазах / Вдруг слезинка-другая блеснёт ненароком? / Материнская юность тонула в слезах, / В том неведомом прошлом — чужом и далёком…»(«Азербайджанке»).

    Отметим, что довольно часто образу матери у Р. Гамзатова сопутствует образ луны. Луна, с одной стороны, становится свидетелем печальных событий, происходящих в судьбе матери, и символом одиночества, тоски: «Простился в отчей стороне / Отец мой с белым светом. / И мама ночью при луне, / Качая люльку, пела мне / И плакала при этом…». С другой стороны, луна выступает антиподом матери, потому что она бездетная, бесчувственная, ей не понять переживаний матери: «И блещет, тоски её не понимая, / Бездетная, глухонемая луна..».

    В лирике Р. Гамзатова концепт «мать» раскрывается также с помощью описания черт характера, таких, как:

    1.доброта: «Рождены мы в самый светлый час / Женщинами, в доброте святыми…»;

    2.заботливость: «Как в детстве, копируя маму мою, / Платком ты мне шею закроешь…, Ребёнок плачет, мать над ним склоняется: «Что у тебя, мой маленький, болит?»;

    3.трудооюбие, усердие: «Сено несёшь ты, согнувшись в дугу…»;

    4.самопожертвование: «А сзади плетётся по кручам пешком / Усталая женщина мелким шажком, / Она, задыхаясь, ребёнка несёт / Как слёзы с лица её падает пот..»;

    5.святость: «Слова другие, преклонив колени, / Желают исповедаться ему…»;

    6.ласковость: «Чтобы мать пришла, поцеловала, / Как я много мог бы ей сказать, / Прежде чем, поправив одеяло, / Скрылась бы во тьме она опять…»;

    7.женственность. Для поэта она является охранительной и возвышающей силой. Поэтому Р. Гамзатов советует вырезать на ружейных прикладах и рукоятках кинжалов лица матерей, чтобы они стали напоминанием об ответственности за безопасное существование семьи и всего человечества.

    Таким образом, концепт «Мать» в творчестве Р. Гамзатова включает в себя только положительные качества. Эти качества особо проявляются у матери по отношению к ребёнку. Образ матери — светлый, наполненный жизнью.

    Важно отметить, что концепт «Мать», помимо внутренних характеристик, раскрывается в творчестве Р. Гамзатова и с помощью внешних признаков образа матери. Конечно, в лирике поэта мало слов, характеризующих внешность матери. О внешности матери говорят слова, как правило, указывающие на возраст. Мать в стихотворении «Москвичи» предстаёт в образе пожилой женщины, сохранившей красоту: «А мать её когда-то — / Когда-то, не сейчас — / Носила покрывало, / Чтоб косы скрыть от глаз. / Теперь она седая, / Но возраст не согнул / Красавицу аварку, / Которой горд аул…».

    Во многих произведениях со словом «мать» употребляется приложение «старуха»: «Мой старший брат, солдат, а не наиб, / В лихом бою над Волгою погиб. / Старуха мать в печали и тоске / Поныне ходит в траурном платке». Такое синтагматическое отношение реализуется, в основном, в стихотворениях на военную тематику: «Мужают сыновья былых солдат / И на земле, познавшей дым разрухи, / На юношей с тревогою глядят / Невесты их и матери-старухи…». Потенциально присутствующий образ войны и образ матери в таких стихотворениях находятся в причинно-следственных отношениях: тревога и переживания, вызванные войной, старят мать раньше времени: «Жена двадцатилетнего героя / Сидит седая около крыльца, / Их сын, носящий имя дорогое, / Сегодня старше своего отца…».

    Для лирического героя мать родная: «Не беспокойся, — маме говорю я, — Всё хорошо, родная, у меня…», родимая: «Родимую мать позабыл ты давно…», любимая: «На любимых щеках матерей…». Поэт обожествляет мать. Она поистине святой человек. В стихотворении «Изрёк пророк…» поэт перестраивает сакральную формулу, концепт «Мать» репрезентируется как высшая ценность для человека, ничем не оспоримая: «Изрёк пророк: / — Нет бога, кроме бога! / — Я говорю: / — Нет мамы, кроме мамы!».

    Таким образом, индивидуально-авторский концепт « Мать» репрезентируется с помощью слов:

    1.с эмоциональной окраской (любовь, тоска, скорбь, тревога, жалость, печаль). Они раскрывают чувства матери к ребёнку. В концепт «Мать» поэт вкладывает обобщённый образ всех матерей. У них одни надежды, тревоги за детей, за ту землю, на которой им предстоит жить, любить, учиться, продолжать жизнь.

    2.раскрывающих черты характера: доброта, заботливость, святость.

    3.раскрывающих внешность матери: красавица, старуха, седая.

    4.показывающих отношение лирического героя к матери: родная, родимая, любимая, мадонна, бог.

    Концепт «Мать» в лирике Р. Гамзатова включает в себя те компоненты, которые свойственны концепту «Мать» в национальной культуре многих народов и репрезентируется с помощью:

    1.терминов родства;

    2.слов,раскрывающих функции матери: рождение детей, воспитание посредством колыбельной песни, мать как хранительница домашнего очага;

    3.слов, раскрывающих физическую и духовную связь матери и ребёнка: кормить, свет, солнце, тепло, земля, родина, родной язык.

    В заключение подчеркнём, что тема матери, её взаимоотношений с ребёнком не случайная в творчестве Р. Гамзатова. Всё творчество писателя пронизано этой темой. Поэт воспел Женщину-Мать. Говоря о своей матери, Р. Гамзатов говорит о всех матерях нашей необъятной земли. Любовь к матери и любовь матери к ребёнку самое прекрасное и светлое чувство на земле.

    SEMANTIC SPACE OF THE CONCEPT "MOTHER"

    IN THE WORKS OF R. GAMZATOV

    A.Y. Potapova

    Belgorod State University

    The article is devoted to the study of the semantic space of the concept "mother" in the works of R. Gamzatov. Rasul Gamzatov's formation of the individual author's concept of "mother" was largely influenced by the poet's life experience and worldview. The individual author's concept of "mother" in the work of R. Gamzatov includes only positive qualities. The concept of "mother" is characterized by words with emotional coloring, words indicating character traits, the appearance of the mother, the attitude of the lyrical hero to the mother.

    Keywords: concept, mother, Rasul Gamzatov, North Caucasus.

    1Чумак-Жунь И.И. Дискурсивное пространство поэтического текста: образное слово в русской лирике конца XVIII – начала XXI веков: автореф. дисс. доктора филолог. наук / И.И. Чумак-Жунь. – Белгород, 2009. – 38 с.


    2 Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З. Д. Попова, И.А. Стернин. –Воронеж, 1999. – С.30.


    33Пименова М.В. Введение в когнитивную лингвистику: Уч. пособие. / М.В.Пименова. – Кемерово, 2004. –С.207.


    написать администратору сайта