семинар 7. вопрос 4.. Семинар Античная культура. Вопрос Специфика античной религии
Скачать 22.38 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ Группа ММ19Р161 Студент А.А. Митюшкин МОСКВА 2019 Семинар 7. Античная культура. Вопрос 4. Специфика античной религии. Философия религии зародилась в Древней Греции. Она возникла как рационалистическая критика традиционных воззрений о богах. Развитие философского познания привело к необходимости философского осмысления мифологии, выяснения генезиса почитания богов и осознания их природы. Достаточно свободному истолкованию религии способствовало отсутствие в древнегреческой религии жесткой догматики и особой жреческой касты, создающей и охраняющей ее. Для античной религии характерен политеизм (многобожие); обожествлялись основные силы природы, общественные явления. Существовала иерархия сверхъестественных сил: от верховных олимпийских богов во главе с Зевсом (Юпитером) до низших природных божеств (нимф, сатиров). Герои (полубоги) занимали промежуточное положение между богами и людьми; их почитание было связано с культом мёртвых. Ещё одна важная черта античной религии (особенно древнегреческой) — антропоморфизм: боги изображались как люди, хотя и идеализированно. В единобожных религиях, таких как ислам или христианство, боги внемирные, они находятся за пределами этого мира. В то время как все античные боги — они находятся здесь, внутри нашего мира. Поэтому боги являются непосредственными членами общины и одновременно ее покровителями, а значит, отношения ведутся на равных условиях, но с определенной долей преимущественной властности со стороны божества. Существуют посвящения по обету (do ut des — «я даю, чтобы ты дал») и благодарственные посвящения. Самым эффективным ритуалом является жертвоприношение. Религии нет как отдельного общественного института. Несмотря на юридический характер, каждое действие, так или иначе, связано с богами, как-то их касается. Ни в греческом, ни в латинском языках нет даже слова, которое можно было бы перевести как «религия». Но она везде, она пронизывает все сферы жизни, и любой социальный акт считается религиозным. Так как от богов зависит процветание всей гражданской общины, то и отношения с ними должны устанавливать не отдельные личности, а коллектив граждан. Каждый религиозный акт является открытым актом. Любое религиозное действие должно быть видно. Как и все, что в Античности может получить обозначение общественного действия, оно всегда совершается в пространстве гласности, очевидности; любые молитвы произносятся вслух и вместе с другими людьми. Поэтому религия и греков, и римлян — это коллективная религия, это религия группы, и в первую очередь это религия полисная, религия гражданского организма. Город и полис, гражданская община становятся тем никогда не исчезающим мыслительным горизонтом, из которого Античность мыслит саму себя и свои действия. Также, важный специфический фактор античной религии — отсутствие единой мифологии. Сейчас обычно говорят, что любой мифологический сюжет — это сумма его разнообразных преданий. Более того, одно и то же божество может в разных обстоятельствах иметь совершенно разные качества и функции, и в зависимости от этой ипостаси к его имени добавляется одна из его эпиклез (культовых прозвищ божества). В каждом полисе известные боги из греческой мифологии почитались с определенными эпиклезами. Иногда один бог может дробиться даже в одном и том же обществе. Артемида Орфия в Спарте — важная богиня для ритуала перехода, ритуала посвящения спартанских юношей в другую социальную и возрастную категорию. Артемида Эфесская — кормительница, подательница всего живого. Отличие Греции от Рима заключается в том, что в римских религиях было больше порядка. Греция — это очень разнообразный мир. В Риме в этом смысле больше порядка, потому что город, в котором живут римские граждане, пускай отдаленный от столицы, так или иначе в каком-то смысле отражает римский пантеон: в нем все равно есть какие-то базовые вещи, относящиеся к культу, свойственные и Городу с большой буквы. Тем не менее даже в этих городах иногда главенствующее положение занимает не Капитолийская триада (три божества, Юпитер, Юнона и Минерва, которым было посвящено главное святилище Рима — Капитолий.), как в Риме, а местные боги. Таким образом, правильнее говорить не о какой-то единой греческой или римской религии, а о множестве религий. В такой ситуации вообще не вставал вопрос о том, кто к какой вере принадлежит. Граждане, которые недостаточно пекутся о благополучии гражданской общины и не участвуют вместе со всеми в выстраивании правильных отношений с богами, считаются «плохими». Для того чтобы правильно общаться с богами, устанавливать с ними правильные юридические отношения, необходимо специальное место. Это место должно обладать двумя качествами: оно должно быть свободно и определено. Говоря точнее, освобождено от всего являющегося собственностью людей и должно быть определено словом и юридическим ритуалом, который, естественно, может совпадать с религиозным как собственность бога. Необходимо ограждение, присутствие алтаря или храма, желательно нахождение поблизости чистой воды. Важна ритуальная чистота — несоприкосновение со смертью. То есть, например, если у вас в доме покойник, вы не можете принимать участие в определенных ритуалах или заходить даже на территорию святилища, потому что все, что связано со смертью, причиняет скверну, загрязняет. А вот моральная чистота совершенно необязательна. Можно было бы сказать, что ты можешь перерезать десять человек накануне, а потом спокойно прийти в храм, но тут уже будет соприкосновение со смертью. Важно, что тут речь не идет о моральной вине — вопросами морали у греков и римлян религия не занималась. Этим занимались философы, размышляющие о справедливости. Для того чтобы правильно договариваться с богами, нужно не только специальное пространство, но и специальное время, согласующееся с отдельным календарем. Наконец, для общения с богами нужны жрецы. Но поскольку боги живут в одном мире с людьми, для общения с ними не нужно никаких специальных способностей. Жрец — это государственная должность, он выступает как своего рода нотариус, свидетель сделки. Правильный ритуал (жертвоприношение) всегда совершается открыто и всем коллективом. |