Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1.1. Ключевые понятия * Найдите в учебнике (см. литература к 2.1.

  • 2.1.2. Ключевые концепции * Заполните таблицы (стремитесь к максимальной краткости без потери смысла) 2.1.2.1. Проблема первоначальности субстанций

  • Демокрит Феербах К.Маркс Бэкон Локк Спиноза Фалес Аристотель Гоббс

  • Платон Пифагор Гегель Шеллинг

  • Дж. Беркли Фихте Юм Кант

  • 2.1.2.2. Проблема количества субстанций

  • Демокрит Гоббс Ланган Гераклит

  • Платон Гегель Брэдли Ройс

  • 2.1.3. Парменид и проблема бытия **

  • 2.1.4. Платон и проблема бытия ** Прочитайте фрагмент из диалога Платона «Софист». Ответьте на вопросы после текста. Чужеземец

  • Теэтет

  • 2.1.5. Трубка Бытие и небытие вещи **

  • БЛОК 2 БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ 2.2. Философия сознания и познания (с\р – 3 часа; семинар № 6

  • 2.2.1. Психофизическая проблема

  • 2.2.2. Ключевые понятия * Найдите в энциклопедии (см. литература к 2.2.

  • 2.2.2.1. Схема познания **

  • Может ли человек, освободившийся от оков и пришедший к свету, повлиять на узников, оставшихся рисунка и платоновского мифа и дайте ответ на него]в пещере

  • 2.2.3.2. Рационализм и эмпиризм ** Представьте с помощью рисунков различие рационализма и эмпиризма. Рационализм Эмпиризм 2.2.3.3. Иммануил Кант (1724-1804)

  • Семинары 4 и 5


    Скачать 1.58 Mb.
    НазваниеСеминары 4 и 5
    Дата23.03.2022
    Размер1.58 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKorobkova_Nastya_gr.pdf
    ТипСеминар
    #410307

    БЛОК 2
    БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
    2.1. Онтология (теория бытия)
    (с\р – 6 часов;
    семинары № 4 и 5
    )
    1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010
    (
    https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
    )
    2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова,
    Д.В.
    Бугая.

    Москва:
    Академический проект,
    2005
    (
    http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
    )
    3. Пивоваров Д. В. Категории онтологии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов /
    Д. В. Пивоваров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06295-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
    [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454794
    2.1.1. Ключевые понятия
    *
    Найдите в учебнике (см. литература к
    2.1.
    п.3) определения ключевых понятий
    философской онтологии, раскройте происхождение слов, обозначающих эти понятия в
    русском и в древних языках, заполните таблицу.
    Понятия:
    Чистое бытие. Абсолют. Единое. Существование. Субстанция. Сущность. Вещь. Время.
    Реальность. Имманентное. Трансцендентное. Интериоризация. Экстериоризация.
    Объективный закон. Детерминизм. Форма. Материя. Части. Целое. Ничто.
    Понятие
    Определение
    Происхождение
    Чистое бытие
    Самая абстрактная философская категория, обозначающая исход и универсальную основу всякого конкретного существования. Мыслится философами как самодостаточное начало. Оно абсолютно, неопределённо, вечно, едино, пусто, тождественно ничто, непредставимо, мистически гарантирует любому предмету ту или иную степень реальности и предохраняет от небытия и хаоса.
    (греч. оn. Род.
    Пад.
    Ontos
    – сущее, лат.entia, ens)
    Абсолют
    Безусловное средоточие всего существующего; одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Абсолют есть ничем не обусловленное творческое первоначало сущего.
    Древнегреческие мудрецы обозначали термином
    архе—первоначало, и древность. Аналогии слова: начало, отправная точка, происхождение, первый принцип, правило. В сочинениях древних историков и политиков архе: суверенность,
    (от лат. absolutus
    — безусловный, свободный, неограниченный, завершенный, полный, совершенный; absolutum
    — свободный, непривязанный,
    царство, полит. служба, в мн.ч – власть, магистраты. сам себе созидающий место; absolvere
    — освобождать).
    Единое
    А)Сплошное, неделимое на части, простое, непрерывное, массивное; б) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый безличностный Абсолют; в) единица – единое, материя числа, сопоставимость, точка. Мера тождественности единиц множества. Тождество нераздельных и растворённых в друг друге сторон.
    Имеет как латинское так и древ.греч. происхождение.
    Существование
    Существование, т. е. экзистенция это 1) внешнее бытие вещи; 2) индивидное бытие в составе мирового порядка, космоса; 3) бытие компонентов сознания --различных чувств, мыслей, волевых актов; 4) по Гегелю, существование это бытие, которое обрело основание; сущность в своем существовании есть явление.
    (позднелат. ех(s)istentia: ex — внешнее, прошлое, sist- стояние, еntia бытие; от лат.
    Exsisto)
    «Для схоластиков "ехistere" значило в собственном смысле ех alio sistere
    (происходить из другого),-- писал
    Э. Жильсон.-- Как слово "еxistentia" прежде всего вызывало в них представление об "essentia cum ordine originis"
    (сущности вкупе с ее происхождением), так "еxistere" в первую очередь означало на их языке тот акт, посредством которого субъект возникает к бытию через порождение.
    Такой субъект удерживается в существовании, но исходя из чего- то другого. Таким образом, идея
    начала, порождения составляет коннотативное значение термина "existentia" всякий раз, когда он употребляется в точном смысле»
    Субстанция
    Субстанция: a) в алхимии вечные, не поддающиеся разложению и превращениям первичные вещества (субстраты), из которых образуются разные сложные вещи, реактивы; б) в философии категория, обычно обозначающая абсолютное либо относительное основание сущего, безусловный субъект всех мировых изменений; в более широком смысле--это самобытность, т. е. то, что основано на самом себе.
    (от лат. statio - стоянка, стояние; substаntia само для себя подставка; то, на чем все стоит и чем удерживается)
    Сущность
    Сущность есть насыщенность бытием, сверхчувственный концентрат бытия.
    Она виртуально коренится в глубине явления, представляя собой сово- купность всех отношений и возможностей.
    Латинское слово essentia
    (сущность) этимологически означает: бытие, конденсированное в себе (esse + entia- essentia) и свернутое в понятии.
    Греческое выражение tо ti en einai
    (т. е. сущность) латиняне перевели как quid erat esse (то, что было бытием).
    Вещь
    Вещь есть способ субстратного обособления субстанции; индивидуализированное бытие единого во многом, простого в сложном; это качество в единстве его свойств, связей и отношений.
    Вещь — единица бытия ( весть ), отдельное одно, индивид. вещность — бытийственность, истечение бытия; вещество — разновидность материи, для которой характерна масса покоя; вещь же — это предмет (или объект), обладающий целостностью, относительной независимостью и устойчивостью существования.
    (от латинского – бодрый, бдительный)
    Время
    1) длительность, продол- жительность бытия: 2) смена порядка сосуществования вещей и процессов; 3) отношение между до и после;B 4)
    (
    греч. chronos, лат. lempus)
    Слово время происходит
    переход от прош- лого через преходящее настоящее к будущему; 5) поток объек- тивных или субъективных состояний от древнеиндийского корня vart
    (превращение) и связано со смы- слом слов сдвиг, изменение.
    Древнерусское veremyа было близко к значению слов солнцестояние и вечное обращение, а также можно, веретено.
    Реальность
    Обыденное мышление склонно подразумевать под реальностью все то, что есть, и отождествлять между собой понятия реальности и действительности, тогда как философская традиция в известной мере разводит эти понятия: степень бытия, присущая той или иной вещи; вещественный аспект бытия;– действительность
    (от лат. deus, dei — бог, демиург, деятель) — единство творящего и сотворенного, действия и результата, существенного
    (внутреннего целевого) и вещественного (внешнего, опредмеченного), идеи и вещи, идеального и реального.
    От позднелатинского realis—
    вещественный. В первоначальном значении – мера соприжения экзистенции с бытием, степень приближения ограниченного бытия к полноте бытия.
    Имманентное
    Одна из категорий, выражающих особые аспекты категорий внутреннего и внешнего.
    Имманентное— это то, что атрибутивно предмету, внутренне присуще вещи или процессу, свойственно качеству, характеризует самость изнутри. трансцендентное
    (от лат. immanentis
    — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо)
    Трансцендентное Трансцендентное ,согласно И. Канту, есть то, что выходит за пределы возможного опыта и недосягаемо через внешнее исследование. Иногда религию рассматривают как приемник «сигналов трансцендентного» от лат. transcendens
    — перешагивающий, выходящий за пределы)
    Интериоризация Интериоризация — понятие, указывающиее на переход, движение действия. Интериоризация— переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия. Впервые это понятие сложилось во французской социологической школе (Э. Дюркгейм) и означало процесс социализации, прививания элементов идеологии к сознанию индивидов.
    Иное содержание данное понятие обрело в трудах Ж.
    Пиаже и др.
    (франц. interiorisation, от лат. interior — внутренний)

    Экстериоризация Противоположность интериоризации.
    Экстериоризация -- процесс перехода внутренних умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные действия.
    (франц. exteriorisation
    — проявление, от лат. exterior — наружный, внешний)
    Объективный закон
    Объективный закон— существенное отношение явлений, обладающее признаками необходимости, какой-либо степени общности, бесконечности, повторяемости и устойчивости. закон природы чувственно не воспринимаем, он, вероятно, есть виртуальная.
    (греч. nomos, лат. lex, рус. закон — выход за кон, за конец в бесконечное)
    Детерминизм
    Детерминизм — философское учение о различных видах обусловленности явлений материального и духовного мира. Представления о порождении стихиями вещей и зависимости одних явлений от других возникли с незапамятных времен. Они уходят корнями в древние мифы о сотворении мира, кроются в религиозных учениях о божествах, предопределении и судьбе, обнаруживаются в анимизме, тотемизме, фетишизме и магии.
    (от лат. determino
    — определяю)
    Форма "всех внутренних взаимодействий и внешних связей предмета.
    Понятие формы. в обыденном смысле форма — противоположность материи, из которой объект состоит, — это внешняя оболочка, внешность или конфигурация объекта. В. И. Даль определяет форму как фигуру, наружный вид, образ, очерк или стать. по-разному определяют форму в метафизике, логике, этике и эстетике.
    В метафизическом
    (онтологическом) смысле форма есть активный, определяющий принцип вещи, отличный от материи, потенциального принципа. категорию формы философы обычно определяют через ее соотношение с категориями материи и содержания. когда форму соотносят с материей, то трактуют внутреннюю форму как сущность, а внешнюю (пространственную) форму — как частный случай формальной сущности.
    (лат. forma — вид)
    Материя
    В понятии материи выделяют следующие альтернативные смыслы:
    1) в субстанциальном аспекте — то беспредельное (или чистая возможность), из чего возникают и становятся любые определенности, вещи и качества; первичный хаос, бесформенный и безвидный; материнское начало мира;
    2) в субстратном плане — это либо предельно пластичное и элементарное строительное сырье (условно сопоставимое с
    (от греч.
    — основа, каркас; от лат. matheria — материал, вещество; греч. аналог, по аристотелю, —
    ܋܇ ( hyle, хюле )
    — лес, деревья, строительное
    глиной, прахом, илом, водой, лесом, стихиями, кирпичами), либо относительно элементарная и протяженная часть того или иного уровня мироздания (элементарные частицы, атомы, молекулы, белковые тела и пр.);
    3) в феноменальном смысле
    — совокупность оформленных и пространственно ограниченных объектов, твердость, упругость, непроницаемость и сопротивляемость которых внешним воздействиям обнаруживается органами чувств субъекта и запечатлевается в восприятиях; объективная реальность, независимая от человеческого сознания и данная человеку в его внешних ощущениях сырье, ил, а также греч. хора

    «почти небытие», по Платону).
    Части
    Части — то, из чего состоит и на что может распадаться целое; доли или единицы целого. В отношении уровня Rn они могут различаться по степеням простоты (самые простые, более сложные, самые сложные в данном целом), масштабам (мелкие, крупные) и по их роли в целом (существенные, второстепенные).
    От польского -- кусок
    Целое
    Целое — способ существования и кооперации частей, сложное единство простых, качественная определенность взаимоувязанных слагаемых. при внешнем воздействии на некоторое целое А в последнем может измениться и даже нарушиться взаимное расположение его частей.
    (лат. totalis — целый, полный)
    Ничто
    Категория идеалистической онтологии, означающая: 1) отсутствие конкретного объекта либо бытия вообще; 2) становящееся бытие с ещё не определившимися свойствами и отношениями.
    Противопоставлено понятиям нечто. Сущее, определённое бытие.
    От латинского nihilo
    2.1.2. Ключевые концепции
    *
    Заполните таблицы (стремитесь к максимальной краткости без потери смысла)
    2.1.2.1.Проблема первоначальности субстанций
    Концепция
    Сущность
    Представител и
    Критика
    Материализм Материя является первоосновой всего; материя – первична. Единство мира – в его материальности. Пространство, время, движение
    объективно существующие формы бытия материи, атрибуты материи.
    Демокрит
    Феербах
    К.Маркс
    Бэкон
    Локк
    Спиноза
    Фалес
    Аристотель
    Гоббс
    Идеализм
    – изначально первично сознание, материя
    – вторична.
    Имматериализм
    —взгляд, отрицающий существование
    материи.
    Объективный идеализм
    Считает, что первично именно внечеловеческое сознание. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм в отличие от субъективногоидеализма первоосно вой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух»,
    «мировой разум» Действительность делится на «мир вещей» и «мир идей».
    Отдельные идеи объективно существуют независимо от нашего сознания.
    Платон
    Пифагор
    Гегель
    Шеллинг
    Заменяя психологическое понятие индивидуального сознания понятием "сознания вообще" или "знания", он не может точно разъяснить, каково отношение между единичным сознанием и "сознанием вообще"
    (или знанием).
    Субъективны й идеализм
    Отвергает правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в котором живёт и действует субъект, субъективный идеализм считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира
    Дж. Беркли
    Фихте
    Юм
    Кант
    Субъективный идеализм возник из глубочайших проблем современности и его историческое значение, сохранение его величия в течение длительного времени объясняется именно этим.
    Одновременно, субъективный идеализм по необходимости может только угадать поставленные временем проблемы и перевести эти проблемы на язык спекулятивной философии.
    У субъективного идеализма нет ответа на эти
    вопросы, и именно в этом заклкючается его недостаточность
    2.1.2.2. Проблема количества субстанций
    Концепция
    Сущность
    Представители
    Критика
    Материалистический монизм
    Сводил сознание к материи, представляя ментальные процессы как телесные реакции.
    Например, ощущение света считалось просто реакцией сетчатки глаза и зрительного нерва на световые лучи.
    Демокрит
    Гоббс
    Ланган
    Гераклит
    Материалистический монизм выводит идеальное из материального и противостоит как объективно- идеалистическому, так и субъективно- идеалистическому монизму.
    Идеалистический монизм сводил материю к сознанию: либо через аналитическое расчленение
    «материальных» вещей на ощущения, либо показывая, что пространственный мир является внутренне противоречивой конструкцией и лишь разумное может быть действительным.
    Платон
    Гегель
    Брэдли
    Ройс
    Идеалистический монизм, сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования
    «сотворения» мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике.
    Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанций, не может объяснить согласования физических и психических процессов в поведении человека
    (Р. Декарт).
    Дуализм
    (от лат. dualis
    – двойственный)
    – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума
    – материального и
    X.Вольф
    Р.Декарт
    В философии 19 и 20 вв. дуализм имеет скорее гносеологический, чем онтологический, характер.
    Рассмотрение проблем соотношения
    духовного, физического и психического, тела и души.
    эмпирии и рациональных схем, априорного и апостериорного и т.п. – все это имело в качестве своей основы гносеологический дуализм мышления и бытия.В современной философии (Р.Рорти и др.) проводится мысль о необходимости преодоления дуализма как традиции новоевропейской мысли.
    Пантеизм
    Философское учение, основанное на идеях: о Боге как безличном начале; о причастности всех существующих вещей
    Божественной субстанции
    (сущности).
    Спиноза,
    Джордано
    Бруно,
    Мальбранш
    Пантеисты не верят в
    Бога в традиционном понимании в качестве личности и творца, вследствие чего одни современные пантеисты стараются не применять слово
    «Бог», поскольку, по их мнению, оно вводит в заблуждение. Другие полагают, что слово
    «Бог» существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и Вселенной.Также нет единого мнения о соотношении пантеизма и атеизма.
    Атеисты спорят, что нетеистический бог пантеизма не является богом (в традиционном смысле). Вместе с тем, трансцендентность
    божества не является непременным атрибутом.
    Плюрализм
    Плюралиизм
    (от лат. pluralis
    — множественный)
    — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания
    (эпистемологический плюрализм), либо форм бытия
    (онтологический плюрализм).
    Х.Вольф,
    У.Джеймс,
    К.Поппер,
    П.Файербенд
    Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания
    (Джемс), историческую
    (Поппер) и социальную
    (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.
    2.1.3. Парменид и проблема бытия
    **
    Предложите своё объяснение тезису Парменида, используйте примеры.
    «мыслить и быть – одно и то же» (B 3),
    «одно и то же мышление и то, о чем мысль» (B 8, 34)
    1) Я могу объяснить данное выражение тем, что мысль не может существовать
    без субъекта, который производит данную мысль. Эта мысль, появляясь в
    сознании субъекта, уже говорит о его существовании, так как, если
    существует мысль, значит, и существует мыслящий субъект. Если же субъект
    не может воспроизвести мысль, это говорит о том, что он не может дать
    оценку себе о своем же существовании. Например, человек, не способный
    мыслить, существует как объект, но дать себе отчет в своем же
    существовании не способен.
    2) Если существует мысль о каком-либо предмете, то эта мысль от него
    неотделима, то есть, если в человеческом сознании возникает мысль о
    предмете, мыслительный процесс воссоздает образ этого предмета,
    следовательно, мышление и то, о чем мысль, есть одно и то же.

    2.1.4. Платон и проблема бытия
    **
    Прочитайте фрагмент из диалога Платона «Софист». Ответьте на вопросы после
    текста.
    Чужеземец. Одни всё совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать.
    Теэтет. Ты назвал ужасных людей; ведь со многими из них случалось встречаться и мне.
    Чужеземец. Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.
    Теэтет. Правильно.
    Чужеземец. Значит, нам надо потребовать от обеих сторон порознь объяснения, что они считают бытием.
    Теэтет. Как же мы его будем требовать?
    Чужеземец. От тех, кто полагает бытие в идеях, легче его получить, так как они более кротки, от тех же, кто насильственно все сводит к телу, труднее, да, может быть, и почти невозможно. Однако, мне кажется, с ними следует поступать так...
    Теэтет. Как?
    Чужеземец. Всего бы лучше исправить их делом, если бы только это было возможно; если же так не удастся, то мы сделаем это при помощи рассуждения…
    1. Сформулируйте смысл общего
    содержания отрывка.
    В отрывке поднимается проблема противостояния идеалистов материалистам и возможный путь решения их спора.
    2. Как понимают бытие те, кто
    «насильственно всё сводят к
    телу»? Каковы могут быть их
    аргументы в свою пользу?
    Для таких людей бытие и материальное тело – тождественные понятия, они принимают за существующее только то, что можно видеть, осязать.
    К аргументам в их пользу можно указать то, что существование объекта, не имеющего тела тяжело доказать; воздействие материальных тел и процессов на человека проще наблюдать и анализировать.
    3. Каковы
    могут
    быть
    аргументы тех, кто полагает
    бытие как умопостигаемые
    идеи?
    Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. Так как внешний мир складывается из ощущений, нельзя точно охарактеризовать определенную вещь, потому что
    для каждого возникают разные мысли на ее счет, отличные от мыслей и ощущений других людей.
    4. Почему
    Теэтет называет
    сторонников
    «телесного»
    бытия ужасными людьми?
    Теэтет называет сторонников «телесного» бытия так потому, что по его мнению, такие люди не способны принять существования других точек зрения по данному вопросу, они принимают свои умозаключения за единственно верные.
    2.1.5. Трубка? Бытие и небытие вещи
    **
    На картине бельгийского художника Рене Магритта (René Magritte, 1898–1967)
    «Вероломство образов» (La trahison des images, 1928–1929) есть надпись, которая
    переводится с французского «Это не трубка». Напишите мини-эссе о том, как идея
    картины связана с проблемами философии бытия? Поразмышляйте о том, что мог бы
    по поводу картины сказать Платон?
    Что такое трубка? Каждый человек может по-разному ответить на этот вопрос.
    Образ, возникающий, в мыслях у каждого уникален, ведь какого-то определенного
    стандарта трубки не существует, а само название "трубка" не является предметом,
    поэтому невозможно утверждать, что на холсте изображена именно она. То, что
    автор изобразил на картине, это всего лишь его представление, это предмет, похожий
    на трубку, но трубкой он не является. Потому, если бы автор написал, что на картине
    изображена трубка, он бы солгал.
    На мой взгляд, Платон мог бы сказать по поводу картины, что предмет на холсте -
    это всего лишь образ, общая идея данного объекта, а его имя не есть то же, что он
    сам.


    БЛОК 2
    БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
    2.2. Философия сознания и познания
    (с\р – 3 часа;
    семинар № 6
    )
    Литература:
    1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010
    (
    https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
    )
    2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова,
    Д.В.
    Бугая.

    Москва:
    Академический проект,
    2005
    (
    http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
    )
    2.2.1. Психофизическая проблема
    Проясните суть психофизической проблемы на материале схемы мысленного
    эксперимента Хилари Патнэма (1926–2016).
    См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_in_a_vat
    На данной схеме мы видим эксперимент, который затрагивает проблему отношения человеческого разума и психики с телом. Мозг, находящийся в колбе с раствором, и подключенный к компьютеру находится как бы в виртуальной реальности, т.е., если мозг думает о том, что идет, компьютер генерирует полностью идентичное действие.
    Таким образом, человеческий мозг, несмотря на отсутствие тела, может мыслить себя существующим, не зная, что находится в выдуманной реальности. Из этого выходит, что человеческий разум и психика могут быть не связаны с телом и существуют отдельно, что в теории позволяет воссоздать несуществующую реальность, которую человек может принять за настоящую.

    2.2.2. Ключевые понятия
    *
    Найдите в энциклопедии (см. литература к
    2.2.
    п.1) определения ключевых понятий
    философской гносеологии, заполните таблицу.
    Понятия:
    Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект.
    Мышление. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Смысл.
    Понятие
    Определение
    Познание
    ПОЗНАНИЕ – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.
    Знание
    ЗНАНИЕ – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.
    Восприятие
    ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром
    (чувство реальности воспринимаемого).
    Представление ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. Различают представления памяти и воображения.
    Наиболее известны визуальные представления. Существуют также и представления осязательные (играющие особую роль в жизни слепых), слуховые, обонятельные и др.
    Предмет
    ПРЕДМЕТ – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи.
    Феномен
    ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαίνεσθαι – являться, быть видимым, также – казаться) – явление, предмет, данный в чувственном созерцании.
    В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания.
    Объект
    ОБЪЕКТ (позднелат. Objectum – предмет, от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, на что направлена активность
    (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; во- вторых, объектами могут быть и состояния сознания.
    Субъект
    СУБЪЕКТ (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Такое понимание субъекта берет
    начало в философии Нового времени, что связано с характерным для нее субъектоцентриз-мом (см. Я, Теория познания). До этого под субъектом понималось метафизическое основание вещей, предметов, прежде всего тех, которые существуют объективно реально.
    Мышление
    МЫШЛЕНИЕ – процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение.
    Понятие
    ПОНЯТИЕ – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
    Напр., понятие «четырехугольник с равными сторонами и равными углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы».
    Понятие (наряду с суждением и научной теорией) – одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Понятия представляют собой идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека.
    Рассудок
    РАССУДОК – тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимое условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивающую, систематизирующую функцию по отношению к предмету познавательной деятельности.
    Разум
    РАЗУМ – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку.
    Различение разума и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного.
    Истина
    ИСТИНА – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно- теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а с другой – отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями.
    Факт
    ФАКТ (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.
    Смысл
    СМЫСЛ – внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности.
    Определяя место феномена в некоторой целостности, смысл превращает его осуществление в необходимость, соответствующую онтологическому порядку вещей. Бессмысленный
    набор знаков может случайно возникнуть, но он не остается как факт культуры. Существование такого набора эфемерно. Осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре и стимулирует порождение новых текстов, комментирующих, развивающих и даже опровергающих исходный.
    2.2.2.1. Схема познания
    **
    Составьте схему отношений по крайней мере 10 понятий из списка задания 2.2.2. взяв за
    основу следующий рисунок.
    2.2.3. Теории познания
    2.2.3.1. Платон
    **
    Изучите рисунок американского студента и фрагмент диалога Платона «Государство»,
    который стал для рисунка основой и ответьте на вопросы.

    1) Почему то, что мы так
    отчётливо видим и осязаем
    вокруг
    себя,
    Платон
    называет
    вторичным
    иллюзорным бытием?
    Потому что, все, что мы видим и осязаем, ограничено нашим восприятием, поэтому ошибочно полагать, что возможно до конца понять суть многих вещей, опираясь исключительно на свое представление о них.
    2) Как образами картинки
    можно
    прояснить
    платоновскую идею о том,
    что
    познание

    это
    припоминание?
    Люди, смотрящие за тенью на стене, видят только проекцию реального предмета, но не его самого. Когда же человек освобождается от оков и начинает идти к свету, он начинает видеть реальные предметы, тень от которых он видел на стене. Тень – это очертания настоящего предмета, тем не менее, похожие на него, человек увидев реальный объект познает его, как бы припоминая тот образ, что видел до этого на стене.
    3)
    В
    нескольких
    предложениях
    опишите
    представления Платона об
    уровнях бытия.
    Платон представляет несколько уровней бытия: одно из них иллюзорно (тени на стене и люди, наблюдающие за ними), другое же истинно (все, что находится за второй стеной и становится явным, когда человек идет к свету).
    Замкнутость первого уровня создает иллюзию знания о чем-либо у людей, находящихся там, так как они не видят истины, знают о предмете лишь по его тени.
    4) Что по вашему мнению
    означает
    метафора
    солнечного
    света
    в
    платоновском мифе?
    На мой взгляд, метафора света означает стремление человека к познанию реальной сути вещей, к самосовершенствованию.
    5) [Предложите здесь свой вопрос по содержанию
    Может ли человек, освободившийся от оков и
    пришедший к свету, повлиять на узников, оставшихся
    рисунка и платоновского мифа и дайте ответ на него]
    в пещере?
    На мой взгляд, освободившийся человек может вернуться обратно, чтобы помочь узникам обрести свободу, наставить их на истинный путь, но вот захотят ли люди идти по этому пути – вопрос, далеко не все жаждут изменений, пусть даже они ведут и к лучшему.
    2.2.3.2. Рационализм и эмпиризм
    **
    Представьте с помощью рисунков различие рационализма и эмпиризма.
    Рационализм
    Эмпиризм
    2.2.3.3. Иммануил Кант (1724-1804)
    *
    Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.
    Главная задача «Критики чистого разума» – исследование возможности создания философии как науки (по Канту, предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы). Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанными образцами которого являются
    1) чистая математика и 2) математическое естествознание.
    Анализ математического знания приводит Канта к выводу, что его содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения не могут быть почерпнуты из опыта. То есть, положения чистой математики
    априорны, или иными словами, независимы от опыта. Априорное знание, утверждает
    Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит доопытный характер.
    Априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению Канта, пространство и время.

    Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? В отличие от чистой математики, чистое естествознание содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия (материя, движение, притяжение и т.д.). Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Работу по синтезу чувственных данных осуществляет рассудок на основе априорных категорий.
    Одним из основных условий возможности познания является трансцендентальная апперцепция – единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.
    Последний раздел кантовской логики – трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком. Это стремление – источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики (мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог) должны быть отброшены. Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию.
    Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, т.е. противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы.
    1) Каково значение слова
    «априорный» у Канта?
    Доопытный, не выходящий за границы возможного опыта.
    2) В чём отличие
    эмпирических положений
    от априорных?
    Априорные положения лишены содержания, служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта. В эмпирических же, наоборот, опыт, как и содержание, присутствуют.
    3) Какова функция
    категорий? Найдите
    примеры категорий.
    Категории служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Примеры – время и пространство.

    4) Опишите различия
    функций чувственного
    опыта, рассудка и разума.
    Чувственный опыт осуществляет сбор чувственных данных, рассудок приобретает эти данные и осуществляет высший синтез знаний, а разум же стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком.
    5) Что такое
    трансцендентальная
    апперцепция?
    единство самосознания познающего субъекта, которое предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.
    6) Почему, по Канту,
    основные идеи метафизики
    должны быть отброшены?
    Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком.
    7) Что такое антиномии?
    ситуации, в которых противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование. Разум неизбежно попадает в такую ситуацию, пытаясь постигнуть сверхопытное.
    8) Найдите примеры
    антиномий чистого
    разума.
    Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве.
    Всякая сложная субстанция состоит из простых частей –
    Ни одна вещь не состоит из простых вещей, и в мире нет ничего простого.


    написать администратору сайта