Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественный и государственный строй Франкского государства Население Франкского королевства

  • Государственный строй

  • Основные источники и частноправовые институты франкского права Источники права

  • Основные гражданско-правовые институты

  • Преступление, наказание и судебный процесс по Салической Правде

  • ИГИПЗС. ИГИПЗС Семинар 2 Государство и право салических франков. Семинару. Государство и право варварских


    Скачать 44.6 Kb.
    НазваниеСеминару. Государство и право варварских
    АнкорИГИПЗС
    Дата14.01.2022
    Размер44.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИГИПЗС Семинар 2 Государство и право салических франков.docx
    ТипСеминар
    #331232

    Семинар 2 Государство и право салических франков

    Вопросы к семинару.

    Государство и право «варварских» королевств

    С конца V в., т.е. уже через несколько десятилетий после разграбления Рима германскими пленами, последние разбрелись по всей Европе и стали создавать новые, но пока еще примитивные государства — «варварские» королевства. Варварами первоначально назывались все те народы, язык и обычаи которых для греков, а затем и римлян были непонятны, но со временем это слово стало синонимом неумеренности, бескультурья, грубости, разрушения и уничтожения.

    Оседлый земледельческий образ жизни и появление основных публично-правовых институтов привели к созданию норм строго национального законодательства. Эти нормы в массе своей ничего общего с римским правом не имели и были ничем иным, как простой записью существовавших обычаев. Хотя справедливости ради следует отметить, что отдельные попытки адаптации некоторых норм римских законов предпринимались, но успеха так и не имели. Речь идет, конечно же, о «Бреварии» короля вестготов Алариха II — облегченной компиляции некоторых римских законов, созданной в 506 г. Однако некоторое влияние отдельных элементов римской культуры, основ общественного и государственно-политического устройства в этих нормах все же проявлялось. В большей степени они были посвящены вопросам наказания за преступления в отношении своих соплеменников, в то время как имущественные, брачно-семейные и наследственные отношения регламентировались, как и прежде, устными обычаями.

    Эти своды норм уголовного и процессуального права формировались с конца V и до середины XI в. и отражали сложные процессы перехода общества от родового строя к феодальному. В истории они получили название «варварских законов».

    К наиболее известным таким законам (или правдам) относятся:

    Бургундская Правда (517), Салическая Правда (нач. VI в.), Вестготская Правда (654), Лангобардские законы (VII—VIII вв.), Рипуарская Правда (VI—VIII вв.), Алеманнская Правда (VI—VIII вв.), Баварская Правда (сер. VIII в.), Фризская Правда (нач. IX в.), Саксонская Правда (нач. IX в.), Тюрингская Правда (нач. IX в.), отдельные законы англосаксонских королевств VII—IX вв. (например, законы Альфреда Великого и Эдуарда Исповедника) и многие другие местные судебники.

    По своей форме от отмеченных законов отличались капитулярии (от capita — глава). Эти законодательные акты варварских королей в отличие от leges barbarorum были направлены на регламентирование в основном публично-правовых отношений и распространяли свое действие на всю территорию данного государства и на все население, на ней проживающего.

    На территориях компактного проживания бывших римских граждан действовали свои правовые источники, представлявшие собой некий суррогат норм обычно-правовых норм и основных положений римского права. Это так называемые «римские законы» (Leges romanae).

    С падением в середине IX в. Священной Римской империи начинается второй распад империи, который привел к появлению самостоятельных государств — Франции, Германии, многочисленных государствкняжеств Италии и других суверенных национальных образований.

    Общественный и государственный строй Франкского государства

    Население Франкского королевства

    Сильнейшим государством после распада Западной Римской империи стало государство салических франков. Их заселение территорий римской провинции Галлии началось еще с IV в., а в начале VI в. они уже заняли всю Галлию и подчинили другие германские племена (алеманнов, тюрингов, саксов, баваров, лангобардов и др.).

    Основателем государства считается один из франкских вождей по имени Хлодвиг из династии Меровингов (486—751). Население делилось следующим образом:

    • свободные франки — члены общины (марки);

    • литы (полусвободные слуги, вольноотпущенники);

    • сервы (крепостные крестьяне),

    • римляне (покоренное население);

    • рабы.

    Постепенно земель становилось больше, и частные земельные владения (аллоды) уже к VII в. заметно увеличивались. С другой стороны, такая тенденция привела к тому, что число безземельных крестьян росло в результате разорений. Возникали новые формы феодальной зависимости: коммендация (свободные общинники в поиске защиты вверяли себя и свою землю для защиты крупному землевладельцу, а взамен работали на него за урожай); прекарий (отдавали свои небольшие участки господину, а взамен получали побольше, но теперь должны были выполнять повинности в пользу хозяина земли). В ходе реформ Карла Мартелла (Молота) после битвы под Пуатье был введен бонифиций (благодеяние), когда воины короля получали земли с крестьянами в пожизненное пользование.

    В 847 г. каждому свободному жителю королевства было предписано найти себе сеньора. Так начала оформляться феодальная иерархия крупных землевладельцев: герцог, маркграф (маркиз), граф, вице-граф (виконт), рыцарь (шевалье).

    Низшую ступень феодальной лестницы занимали вавассоры, которые являлись вассалами рыцарей. Феоды вавассоров представляли собой незначительные по размерам владения, в рамках которых эти феодалы обладали правом низшей юрисдикции.

    Государственный строй

    Королевство Меровингов было типичной германской раннефеодальной монархией, с пестрой смесью из позднеримских и варварских государственно-правовых институтов. Так, наряду с городскими округами как административно-территориальными единицами имелись сотни со своими собраниями, возглавляемыми выборными тунгинами, или сотниками, а дела разрешались с участием выборных судебных заседателей (рахинбургов).

    С усилением королевской власти в конце VI — начале VII в. древние народные собрания округов («мартовские поля») заменяются деятельностью представителей администрации: графами (судебные, налоговые и военные полномочия) и сацебаронами (рассмотрение судебных дел).

    Несмотря на все усилия монархов, настоящего единства в государстве так и не наступало. Положение усугублялось щедрой раздачей королями иммунных грамот своим вассалам, которые в результате оказывались вне сферы юрисдикции государственных чиновников.

    Со временем вся полнота государственного управления сосредоточилась в руках управляющего дворцом — мажордома (забота о королевском имуществе и доходахуправление всеми дворцовыми делами, забота о воспитании престолонаследника, председательство на королевском суде во время отсутствия монарха и т.п.). Он стал вторым лицом после короля. Со временем эта должность стала наследственной. При последних Меровингах, прозванных «ленивыми», мажордомы заняли главенствующее положение в королевстве франков.

    Одними из самых успешных на пути объединения страны стали Карл Мартелл (688—741), его сын Пипин Геористальский (Короткий), свергнувший последнего «Меровинга» и в 752 г. провозглашенный Римским папой королем, а также сын Пипина — Карл, ставший родоначальником династии Каролингов, известный в истории как Карл Великий (742—814). К 800 г. Карл Великий завоевал огромную территорию, включающую земли западной Германии, северной Испании, северной Италии и многие другие. Так возникла Священная римская империя германской нации.

    При Карле Великом укрепление королевской власти продолжилось. Прежде всего была устранена наследственность должности мажордомов. Для удобства управления страну разделили на провинции во главе с графами и маркграфами (несколько провинций). Была также сделана попытка введения единства судебной системыВерховным судей считался монарх, отправлявший на места своих посланцев с соответствующими полномочиями (миссии). На местах суд осуществляли чиновники (графы, герцоги, епископы), а также выборные лица в общинных судах сотни.

    В 843 г. внуки Карла Великого по Верденскому договору разделили империю на части, из которых впоследствии образовались такие государства, как Франция, Германия и Италия.

    Основные источники и частноправовые институты франкского права

    Источники права

    Важнейшим источником права для франков была Салическая Правда. Как и многие другие варварские законы, она являлась записью местных обычаев. Кроме того, издавались многочисленные королевские капитулярии (повеления, распоряжения), иммунные грамоты, по мере потребности составлялись различные формулы (образцы документов, грамот, договоров).

    Салическая Правда была создана во времена короля Хлодвига на рубеже V—VI вв., когда шло стремительное разложение родового строя и частнособственнические отношения на землю еще не утвердились. Она стала важным руководством для администраторов и судей, поскольку содержала правовые обычаи, судебные решения, процедурные вопросы.

    Основные гражданско-правовые институты

    Если на первых этапах развития франкского общества земельная собственность считалась не иначе как общим делом, то усиление королевской власти с его раздачей земель привело в возникновению института частной собственности. Ранее в пределах марки (общины) земля принадлежала индивидуальным хозяевам, но вне общины она передана быть не могла. Пришелец оставался в общине лишь с согласия исключительно всех проживающих лиц, но если без их протеста успевал прожить не менее одного года, то оставался на полных правах.

    С появлением аллодов (дарение, покупка, захват ничьей земли), прекариев (плата за услуги) и бенефициев (выполнение повинностей) появляется понятие частного, или условно-частного, владения.

    Развитие наследственного права связано с появлением частной собственности, которое привело к становлению института наследования движимого имущества. При этом основное внимание судебник уделял наследованию по закону (первая очередь — дети; вторая — мать, отец, братья и сестры отца и матери, ближайшие родственники с отцовской стороны). Наследование по завещанию только начинает оформляться, поэтому проводилось в виде фиктивной передачи имущества (аффатомия).

    В сфере семейного права заключение брака закон предписывал совершать в форме покупки невесты (за приданое), «умыкание» невесты каралось. Запрещались браки между свободными и рабами (приводило к рабскому состоянию), между кровными родственниками. Расторжение брака по инициативе жены было недопустимо, а для мужа это было возможно в случае измены жены.

    Собственность жены составляло только приданное (скот, оружиеденьги, рабы, дом, земля). После смерти мужа имущество могло быть наследовано вдовой. Лицо, вступившее в брак с ней должно было уплатить родичам первого мужа (либо в королевскую казну) так называемую плату за вдову в три солида и один динарий.

    Сверх того вдова должна была ближайшему родственнику первого мужа (либо в казну) уплатить десятую часть приданого.

    Закон закреплял господство мужа над женой, отца над детьми. Жена, как и несовершеннолетние дети, находилась под опекой мужа. Власть отца над детьми была велика, он имел право наказывать своих детей и даже предавать их смерти; дочери без согласия отца не могли вступить в брак. Сыновья становились независимы в 12 лет у салических франков и в 15 лет у рипуартских.

    Преступление, наказание и судебный процесс по Салической Правде

    Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы занимают самый большой объем в законнике.

    В сфере уголовного права преступление понималось как обида, нанесенная потерпевшему, как вред его личности или имуществу, а наказание — как возмещение за эту обиду и вред, а также откуп от существующего еще обычая кровной мести и штраф за нарушение порядка.

    Хотя Салическая Правда уже знала умысел и неосторожность, наказывались они одинаково: «Кто неведомо преступает, тот ведомо платит». Известны были институты покушения, смягчающих и отягчающих обстоятельств, были составы ответственности без вины. Подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель. В целом закон защищал прежде всего интересы собственно франкского населения.

    Составы закона были крайне казуистичны, поэтому в них отсутствовали обобщения, характеризующие объект посягательства.

    Наказывая за преступления против собственности, Салическая Правда закрепляла такие наказания: разбой — смертная казнь, поджог — 62,5 солида, грабеж, если в отношении свободного франка, — 63 солида, галло-римлянина — 35, кража раба или упряжного животного — 30, охотничьей собаки — 15, пастушьей — 3, молочного поросенка — 3, двухгодовалой свиньи — 15 солидов (например: «Если кто украдет годовалое или двухгодовалое животное и будет уличен, присуждается к уплате 600 денарий, что составляет 15 солидов»; «Если кто из свободных украдет вне дома на 2 денарии, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов»; «Если раб украдет вне дома на 2 денарии, он возвращает похищенное и возмещает убытки и, кроме того, распростертый на скамье получает 120 ударов плетью»).

    Наказуема была не только кража, но и заход на чужую территорию (виллу) после захода солнца. Каралось нарушение пахотной границы без разрешения хозяина, проезд по чужому полю, запашка и посев, а сенокосные угодья охранялись не так строго, нарушитель терял лишь сено. Совершение преступных действий в отношении королевского имущества автоматически увеличивало штраф в 3 раза.

    Формирующаяся сословность общества наиболее ярко проявлялась в нормах о преступлениях против личности. Так, в зависимости от сословной иерархии размер штрафа за убийство (вергельд, т.е. цена жизни) существенно различался: жизнь свободного франка — 200 солидов (один вергельд), франка на службе или графа — 600 солидов, епископа — 900 солидов. Наказание зависело также и от пола и возраста потерпевшего. Например, жизнь женщины оценивалась в размере тройного вергельда, как и убийство мальчика до десяти лет, а за убийство беременной женщины требовалось уплатить уже 700 солидов. Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в счет половины вергельда, вторую половину платил его хозяин.

    Франки были прежде всего воинами, поэтому их телесная целостность была гарантией успешности ратной карьеры. Но, будучи средневековыми воинами, они по определению обладали довольно скверным характером, в котором доминировали похвальба и пренебрежение к чужим успехам. Видимо, учитывая отмеченное и в целях пресечения вечных и яростных склок, закон сурово наказывал за нанесение увечий и оскорбление словом и действием. В нормах перечисляются слова, которые ни в коем случае нельзя было применять во время ссоры (и даже ради шутки) в отношении собеседника: «урод», «заяц», «волк» — штрафы по 3 солида, «лжец» — 15 (таким же штрафом каралось и оскорбление действием). Размер штрафа за телесные повреждения определялся в зависимости от тяжести последствий: за отрубленную руку, ногу, нос, выколотый глаз — 100 солидов; за отрубленный большой палец на руке (ноге) — 50; за второй палец, «который натягивает лук», — 35; за четвертый палец — 9; за всякое пролитие крови — 15 солидов.

    Основным наказанием за убийство и телесные повреждения для свободных людей являлся штраф, одна часть которого шла в пользу потерпевшего, а треть — в казну. Смертная казнь для свободных сначала не предусматривалась, как и телесные и членовредительные наказания (плети, отрубание пальцев). Так, при Хлодвиге они применялись только к рабам, однако уже при его сыновьях распространяются на всех, жителей страны.

    Судебный процесс носил состязательный характер, который должен был обеспечить судья (вначале тунгин на собрании племени, затем назначенный королем граф). Неявка сторон без уважительной причины наказывалось штрафом; наказывался и отказ от показаний (вне закона, штраф).

    Доказательствами выступали:

    • клятвы и свидетельские показания, данные под клятвой (за неявку со свидетелей брался штраф в 15 солидов), в том числе показания свидетелей «доброй славы» (от 6 до 72 человек);

    • разнообразные ордалии (водой, котелком), от которых можно было откупиться («выкуп руки»);

    • испытание жребием;

    • судебный поединок.

    К рабам применялись пытки, причем хозяин в любом случае обязан его отдать, а если он на третий раз не отдавал раба, вина перекладывалась на него.


    написать администратору сайта