Философия. Сходства и различия в образе человека в философии Древнего Востока и Древней Греции
Скачать 16.39 Kb.
|
Наука не может дать ответы на философские вопросы. Философия - это рационально обоснованное и теоретически разработанное мировоззрение. Мировоззрений много. Поэтому на философские вопросы не существует окончательного ответа, существует лишь множество точек зрения, каждая из которых рационально обосновывается и критикуется. Философия нужна для того, чтобы каждый конкретный человек задумался над своей собственной позицией по какому-то вопросу и научился понимать оппонента. Скажем, ваш вопрос абсолютизирует роль науки, вы утверждаете, что наука нашла (может найти) ответы на все вопросы. Это тоже философская позиция, позиция сциентиста. Отстаивая ее строго рационально и отрицая при этом значимость философии, вы сами будете заниматься философией. Философия Древнего Востока отличается постановкой фундаментальных философских проблем, актуальность которых неуклонно возрастает. Древневосточные мыслители стремятся проникнуть в сокровенную сущность мироздания, разгадать тайны бытия. Онтологические тайны мироздания, космоса привлекают особое внимание древнеиндийской и древнекитайской философии. Первостепенная проблема – проблема первоосновы, первопричины мироздания. Философы-идеалисты полагают, что в основе мироздания лежит Единое Божественное начало – Абсолют. Он вечен, неизменен, самодостаточен. Согласно концепции веданты, из Абсолюта-Брахмана возникает Мировой Разум – Логос. Логос – первое слово из Безмолвия, звук, вибрация, движение Божественной энергии. Все виды материи возникают из вечной первоматерии – «растворенной» материи, сильно разряженной тонкой субстанции. Сходства и различия в образе человека в философии Древнего Востока и Древней Греции. Сходства Древнегреческая философская антропология, как и древневосточная, несет на себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними. Так же как древневосточная философия человека оказала огромное влияние на все последующее ее развитие в рамках восточной традиции, древнегреческая философская антропология является началом и источником западноевропейской традиции в философии человека. Различия Философия человека в Древней Греции является более разнородной по своим школам, направлениям и позициям. Одно из основных отличий ее от восточной философии состоит также в том, что человек тут в большей степени открыт миру и занимает более активную позицию по отношению к обществу и его изменению. А типичным способом мышления и психики является экстравертивная ориентация индивида, связанная со стремлением к его объективизации. Кроме того, в философском антропологизме здесь более чем в восточной философии, обнаруживается принцип рационализма. В философии Древнего Востока в фокусе внимания человек, но в центре миропонимания – его сопряжение с космосом, с огромным природным миром вокруг нас. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Человек начал познавательно беспокоится о себе. Психологические, биологические, социологические исследования человека никакой загадки о человеке не разрешали и философской антропологии не строили. И в Древней Греции и на Древнем Востоке к человеку подходили с разных точек зрения и изучали его частично. В своей работе я рассмотрел две абсолютно разные и великие цивилизации. Человек в философии и той и другой занимает главное место. Охарактеризовав мировоззрение этих двух культур я смогла выявить сходства и различия в образе человека Востока и Греции, это дает мне возможность составить общую характеристику образа человека. Западники и славянофилы Персоналии: славянофилы представлены А. Хомяковым, И и П. Киреевскими, И. и К, Аксаковыми, Ю. Самариным, а западники – Т. Грановским, С. Соловьев, К. Кавелин, В. Боткин, И. Тургенев и так далее. Концепция истории России: славянофилы видят как «особый путь», а западники как историю западного государства. Ключевые исторические события: отмена крепостного права Перспективы развития России: славянофилы исключали всякие закономерности развития государства, но видели Россию самодержавной и опирающуюся на русское начало. Западники видели Россию европеизованной, с конституцией и введением гражданских прав. Отношение к самодержавию и крепостничеству: Славянофилы относятся к самодержавию положительно, а к крепостничеству как славянофилы, также как западники относятся негативно. Методы воздействия на общество: славянофилы и западники сходились в том, что Россия нуждается в стабильном реформировании сверху. |