Символический интеракционизм преза. Символический интеракционизм. Символический интеракционизм
Скачать 1.77 Mb.
|
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ Мусабаевой Алины мн-12 Теория символического интеракционизма разрабатывалась американскими социологами Джорджем Мидом (1863-1931 годы жизни) и Чарлзом Кули (1864-1929 годы жизни), заложивших исходные основания данного социологического направления. Само понятие « символический интеракционизм» было введено в научный оборот в 1937 году учеником Джорджа Мида Гербертом Блумером(1900- 1987 годы жизни) 1. Люди, взаимодействуя друг с другом, руководствуются, прежде всего, символическими значениями, которыми они наделяют те или иные объекты; 3. Возникновение и изменение символических значений происходит через интерпретацию и переопределение символов. 2. Символы сами по себе есть продукт социального взаимодействия (интеракций) между индивидами; Символический интеракционизм основывается на следующих положениях: Символический интеракционизм - это направление в социологии и психологии, изучающее «символические коммуникации» как один из аспектов социального взаимодействия, то есть - общение и взаимодействие, осуществляемое при помощи символов: языка, телодвижений, жестов и т.д. Основными символами, с которых осуществляется взаимодействие, выступают жесты, ритуалы и, в первую очередь, язык. По мнению представителей интеракционизма, каждый индивид создает свои объекты с опорой на те значения, которые им придаются. Мид считал, что обретение людьми своей человеческой природы возможно только в ходе символического взаимодействия, важнейшей формой которого является общение посредством языковых символов. Именно язык - это первейший и основной фактор человеческого взаимодействия, «каждый человек создается в разговорах», по мнению интеракционистов, если отсутствует языковое общение, то отсутствует и человек. Общаясь, индивиды как бы осуществляют обмен символами. Для продолжения интеракции (общения) от каждого вовлеченного в нее требуется еще и интерпретация намерений других с помощью принятия роли, т.е. постановки себя на место партнера по общению. Под самим же общением понимается обмен взаимопонятными символами, чтобы достигнуть определенных практических результатов в совместной деятельности. Символическое взаимодействие Структура личности по Миду Структура личности по Миду Поведение человека во многом определяет структура его личности, его социальная роль. Важная заслуга Мида состоит в том, что он разработал ролевую теорию личности, в соответствие с которой сущность личности, все грани ее богатства и своеобразия проявляются ,в первую очередь, через выполняемые ею социальные роли, а сама социальная деятельность личности выступает совокупностью ее социальных ролей, которые зафиксированы в системе языковых и иных символов. 1. я (соответствует английскому «i») – это субъективное, внутреннее, спонтанное, представление индивидом себя 2. я (соответствует английскому «me») - то, как люди себя видят, но через оценки других. 1. стадию игры (play) - игра ребенком ролей, которые не являются его собственными ( например роль отца или доктора); 2. стадию соревнования (game) - участвуя в соревнованиях (например, по футболу), дети видят себя глазами других участников Социолог выделяет два аспекта формирования самости: Самость в своем развитии проходит две стадии: Изучение характера, форм и средств использования людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействия – это один из основных способов исследования социального поведения, деятельности личности и в получения картины общества. Через принятие ролей индивидами происходит развитие самости - способности людей к представлению себя в качестве объектов своей собственной мысли. СПАСИБО ЗА СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! ВНИМАНИЕ ! |