Главная страница
Навигация по странице:

  • Отчёт по контрольной работе № 2 по дисциплине «Искусственный интеллект» Вариант 3

  • Вариант 3 "Миссионеры и людоеды". Поиск в глубину.

  • Надо определить возможное следующее состояние.

  • КР2 искусств интеллект. Систем управления и радиоэлектроники


    Скачать 64.02 Kb.
    НазваниеСистем управления и радиоэлектроники
    Дата07.05.2023
    Размер64.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР2 искусств интеллект.docx
    ТипОтчет
    #1113945

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования
    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

    (ТУСУР)

    Кафедра компьютерных систем в управлении и проектировании
    (КСУП)


    Отчёт по контрольной работе № 2

    по дисциплине

    «Искусственный интеллект»

    Вариант 3
    Выполнили: ст. гр.з589П8-4

    ____________Игумнов Ф.С.

    «___»__________2021 г.
    Проверил:

    _________ Зюзьков В.М.

    «___»__________2021 г.

    Томск – 2021




    Вариант 3 "Миссионеры и людоеды". Поиск в глубину.


    Миссионеры и людоеды:



    Три миссионера и три людоеда находятся по одну сторону реки, через которую они хотят переправиться. В их распоряжении имеется лодка, которая может выдержать вес только двух человек. Кроме того, если в какой-то мо- мент число людоедов станет больше числа миссионеров, миссионеры будут съедены независимо от того, на каком берегу реки это случится.

    Указания к решению:



    Различные состояния этой задачи однозначно задаются

    информацией, на каком берегу находятся лодка и сколько миссионеров и лю- доедов на этом же берегу.
    Поэтому структура


    state(ЛокализацияЛодки, ЧислоМиссионеровНаТомБерегуГдеЛодка, ЧислоЛюдоедовНаТомБерегуГдеЛодка)



    полностью описывает состояние. Допустимые состояния для решения задачи - это те, когда людоеды не могут съесть миссионеров ни на том берегу, где лодка, ни на противоположном,
    Возможные значение первого аргумента: атомы west (западный берег) и east (восточный берег). Возможные значения остальных аргументов: 0, 1, 2 или 3.
    Начальное состояние: state(east,3, 3). Конечное состояние: state(west,3,3).

    Решение:



    По приведенным тут указаниям решить задачу не удалось, так как мало знать сколько людоедов и миссионеров, на берегу - надо знать еще сколько находится в лодке - иначе как знать сколько из них высадить?
    Поэтому было взято такое состояние:


    state(БерегЛодки,

    берег(Миссионеров, Людоедов), лодка(МиссионеровЛодка, ЛюдоедовЛодка)).



    Однако, допустим мы попали в состояние когда на восточном берегу 2 миссионера и 1 людоед, а также в лодке 2 людоеда. Надо определить возможное следующее состояние. Чтобы сделать это надо сначала рассчитать что там, на втором берегу", вычислить можно так:


    МиссионеровНаДругом = 3 - Миссионеров - МиссионеровЛодка, ЛюдоедовНаДругом = 3 - Людоедов - ЛюдоедовЛодка.



    Так как такой расчет надо выполнять часто - для этого написан предикат:


    другой_берег(west, east). другой_берег(east, west).





    Тут виден также вспомогательный предикат, возвращающий противоположный берег (west-

    >east и наоборот).
    В ходе поиска решения программа будет перебирать состояния, для каждого из которых надо проверять допустимо ли оно. Допустимость - это не только Миссионеров >= Людоедов, ведь если миссионеров нет - то людоедов на берегу можно оставить сколько угодно. Это также оформлено в виде отдельного правила:


    можно_оставить(берег(Миссионеров, Людоедов)):-

    % если миссионеров больше Миссионеров >= Людоедов;

    % или если некого есть Миссионеров is 0.



    Сама по себе смена состояний - это не так просто ведь:

    • исходя из состояния лодки и берега надо понять кто поплывет назад;

    • исходя из состояния лодки и берега надо определить кто там на противоположном берегу.

    Поэтому предикат поиска следующего состояния разбит на 2 части - разгрузку/загрузку, которые выполняются в рамках текущего берега, а также - переправы (при этом меняется берег):


    следующее_состояние(Состояние, Следующее):- разгрузка_загрузка(Состояние, СостояниеПослеПерегрузки), переправа(СостояниеПослеПерегрузки, Следующее).



    Цель разгрузки и загрузки - сформировать лодку для отплытия назад из тех людей, что есть в лодке и на текущем берегу:


    разгрузка_загрузка( state(БерегЛодки,

    берег(МиссионеровБерег, ЛюдоедовБерег), лодка(МиссионеровЛодка, ЛюдоедовЛодка)),
    state(БерегЛодки,

    берег(МиссионеровБерегПосле, ЛюдоедовБерегПосле), лодка(МиссионеровЛодкаПосле, ЛюдоедовЛодкаПосле))):-
    % выгрузка (всех сложить):

    ВсегоМиссионеров is МиссионеровБерег + МиссионеровЛодка, ВсегоЛюдоедов is ЛюдоедовБерег + ЛюдоедовЛодка,
    % выбрать кто плывет назад: between(0, 2, МиссионеровЛодкаПосле),

    МиссионеровЛодкаПосле =< ВсегоМиссионеров,
    between(0, 2, ЛюдоедовЛодкаПосле), ЛюдоедовЛодкаПосле =< ВсегоЛюдоедов,
    % проверка емкости лодки





    Назад поплывет 0, 1 или 2 миссионера, а также 0, 1 или 2 людоеда. Для перебора их количества используется встроенная функция between. Она работает так:


    % Вызов:

    ?- between(3, 7, X).

    % Результаты:

    X = 3;

    X = 4;

    X = 5;

    X = 6;

    X = 7.



    То есть она перебирает все числа в диапазоне.
    После того как выбрано не более двух людоедов и не более двух миссионеров - программа считает их сумму (сколько человек поплывет в лодке) и проверяет ограничение вместимости лодки.
    Исходя из того, кто оказался в лодке - программа определяет кто остался на берегу.
    При выполнении переправы содержимое лодки оказывается на другом берегу, однако чтобы узнать "кто там" - выполняется расчет другого берега, как было показано выше:


    переправа(state(БерегЛодки, берег(МиссионеровБерег, ЛюдоедовБерег), лодка(МиссионеровЛодка, ЛюдоедовЛодка)),
    state(ДругойБерегЛодки, берег(МиссионеровДругойБерег, ЛюдоедовДругойБерег), лодка(МиссионеровЛодка, ЛюдоедовЛодка))):-
    другой_берег(БерегЛодки, ДругойБерегЛодки), расчет_друго_берега(

    берег(МиссионеровБерег, ЛюдоедовБерег), лодка(МиссионеровЛодка, ЛюдоедовЛодка), берег(МиссионеровДругойБерег, ЛюдоедовДругойБерег)

    ).



    Теперь, когда описано правило смены состояний, остается лишь добавить правило поиска в глубину:


    % поиск в глубину dfs(Состояние, _, Path):-

    Состояние = state(west,

    берег(МиссионеровБерег, ЛюдоедовБерег), лодка(МиссионеровЛодка, ЛюдоедовЛодка)),

    ВсегоМиссионеров is МиссионеровБерег + МиссионеровЛодка, ВсегоЛюдоедов is ЛюдоедовБерег + ЛюдоедовЛодка,





    Это правило состоит из двух частей. Первая часть проверяет окончание переправы. Такое случится если ложка окажется на правом берегу west и если собрать лодку и текущий берег - то на них окажутся все 3 людоеда и все 3 миссионера.
    Такой случай описан отдельно, так как если из этого состояния выполнить генерацию следующих - то программа обязательно сформирует назад НЕПУСТУЮ лодку, а значит - на берегу будут не все люди.
    Если же текущее состояние не конечное - то на его основе формируется следующее состояние и программа ищет из него.
    Чтобы один людоед не плавал вечно с одного берега на другой - программа хранит список уже посещенных состояний (передается в dfs в виде второго аргумента - списка).
    Вызывать функцию надо так:


    CurrentState = state(east, берег(3, 3), лодка(0, 0)), dfs(CurrentState, [], Path).



    Результат ее работы:



    написать администратору сайта