Главная страница
Навигация по странице:

  • Девятое «Слова…» Абая

  • «Слово пятнадцатое».

  • «Слово семнадцатое » Абая

  • Инсценировка Семнадцатого слова

  • «Слово двадцать пятое…»

  • Заключительное слово

  • Читаем Слова назидания Абая. Слова назидания Абая


    Скачать 50 Kb.
    НазваниеСлова назидания Абая
    АнкорЧитаем Слова назидания Абая
    Дата06.02.2023
    Размер50 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЧитаем Слова назидания Абая.doc
    ТипДокументы
    #923418

    Тема: «Слова назидания» Абая


    Одним из ярчайших произведений и трудов мыслителя и философа казахского народа Абая Кунанбаева являются « Слова Назидания». Написанные в последние годы Абая «Слова Назидания» состоят из 45 слов, разные по объему и написанию. В дословном переводе с казахского «Слова Назидания» переводятся как Черные Слова (Қара сөздер), перевод который имеет свой смысл, так как в этих трудах видна явная критика казахского народа Абаем. За все свои годы Абай осознал недостатки и минусы казахов, и устрашившись того, что он никак не сможет это решить, он решил в себе привычном стиле написать об этом.

    Сегодня молодёжь интересуют вопросы, каким быть человеку, как жить, какой должна быть наша нация, как строить? И на всё это отвечает одна великая книга - «Слова назидания» Абая.

    Девятое «Слова…» Абая

    Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашёл бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне

    радость или утешение, позволила бы довольствовать­ся не теми, так иными их

    качествами, и не померкла бы надежда моя. Но нет этого. Как же так?

    Я хоть и живу, живым себя не считаю. Не знаю, от досады ли на людей, от

    недовольства ли собой, а может, и по какой иной причине. Внешне жив, внутри

    всё мертво. Сержусь, но не испытываю гнева. Смеюсь, но не могу радоваться.

    Слова, произносимые мной, и смех кажутся мне не моими. Всё чужое.

    Прочитав «Слово девятое» из книги слов Абая, была изумлена

    откровенностью его высказываний. Снова и снова вчитываюсь в каждую строчку,

    хочу понять каждое слово...

    Убеждена, что только истинный патриот мог высказать такие мысли о своем народе, об отношении к нему. В словах великого поэта очень много горечи, сожаления о невозможности изменить жизнь своего народа. Чтобы лучше понять Абая, необходимо знать то время, в которое он творил, нравы, уклад жизни простых казахов.

    Говоря о любви к казахам поэт имеет в виду поистине библейскую любовь: он готов страдать за свой народ, лишь бы принести ему облегчение в его безысходной участи. Абай за свою жизнь видел многое, учение открыло ему глаза на то, какой жизнью живут его соплеменники. Он горюет о том, что не в силах изменить их судьбу. Но при всём этом он один из них и уже не помышляет жизни вне своего народа.

    «Я хоть и живу, живым себя не считаю», - и это слова человека, которого

    любит народ, который добился многого, который преодолел то, что не может преодолеть его народ. Он обрёл истинную свободу - свободу мыслить, свободу выбора, и он, при всём осуждении, выбирает тех, среди которых родился и вырос. Он готов быть с ними до конца, даже не имея возможности что-либо изменить. И это понимание наполняет его душу великой скорбью.
    «Слово пятнадцатое».

    В своём «Слове...» Абай Кунанбаев сравнивает две степени людей: глупых и умных. Конечно, люди не рождаются сразу умными или глупыми, всё зависит от того, какое воспитание дадут им родители. Разумный человек интересуется многим, живёт в движении, ему мало того, что он знает, ему хочется узнать как можно больше, и такие люди всегда добиваются своей цели. Глупые же живут тем, что у них есть, и они не хотят ничего делать для улучшения своего положения, в большинстве случаев все они лентяи и ничего не добиваются в жизни, если будут топтаться на одном месте, сидеть на всём готовом и ничего не добиваться своим трудом. Ведь в будущем они не смогут обеспечить своих детей тем, что имеют их одноклассники, друзья. Нужно воспитывать в детях интерес ко всему с детства. Ведь какое будет детство, какой пример и поучения будут давать родители, таким ребёнок будет в будущем, потом они будут сами сожалеть, каким вырастили своего ребёнка. Если он, будучи взрослым, не будет уважать своих родителей, то какое отношение у него будет к окружающим, совершенно чужим людям. Не уважающий себя человек не будет уважать других, не будет видеть разницу в возрасте и даже знать не будет, что такое почёт.

    Также нельзя позволять своим детям курить и пить в раннем возрасте. Например, в любой критической ситуации разумный человек попытается решить проблему, а глупый будет ждать помощи окружающих или, не найдя выхода, будет пить и курить, но от этого проблема сама собой не решится.

    Нужно сейчас решать, в какой степени нам относиться к общепринятым

    нормам общения людей, и сделать правильный выбор, чтобы не сожалеть всю

    жизнь.

    Читая Слова Абая, мы многое для себя открываем и решаем, и это помогает человеку стать лучше и измениться в хорошую сторону.
    «Слово семнадцатое » Абая

    Абай в данном слове дает характеристику и сравнение высших человеческих качеств таких, как воля, разум и сердце. Он их одухотворяет и возвышает над другими достоинствами людей.
    Инсценировка Семнадцатого слова

    Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтоб разрешить спор: кто из них важнее.

    Воля сказала: “Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры. Разве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблазнов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю минуту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?”

    Разум сказал: “Только я способен распознать, какое из твоих слов полезно и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?”
    Сердце сказало: “Я — владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают старших и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стал бы я делать различия между людьми. Я восторгаюсь добродетелью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, совесть, милосердие, доброта — все исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мной?”
    Выслушав их, Наука ответила:
    “Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много достоинств, о которых ты не упомянула. Ты тверда в служении добру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе.
    Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Но лукавство и коварство тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты верно служишь и тому, и другому. Вот в чем твой изъян.
    Моя задача — помирить вас.
    Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью.
    Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Сердце способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном свяжет тебе руки.
    Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано и в писаниях.

    Таким образом, воля, разум и сердце должны гармонировать и дополнять друг друга, тогда человек будет совершенен в своих поступках - это качество называется человечностью.
    «Слово двадцать пятое…»
    Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии.

    Русская наука, культура — ключ к мировым сокровницам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий.

    Мой тебе совет, можешь не женить сына, не оставлять ему богатых сокровищ, но обязательно дай ему русское образование, если даже придется расстаться тебе со всем нажитым добром. Этот путь стоит любых жертв.
    Бога почитай, людей стыдись! Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, отдай его в учение! Не жалей добра!
    Заключительное слово. Подводя итоги выступления, хочется сказать, что, прикоснувшись к

    бессмертным строкам Абая, мы увидели многие аспекты современных проблем. Надеюсь, что каждый ещё не раз обратится к этой книге Великого Абая, стремясь к самосовершенствованию и сохранению духовного наследия, так как этот поэт всегда созвучен времени.


    написать администратору сайта