Главная страница
Навигация по странице:

  • КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА №7 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.02.01«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Группа РД-11ДОКЛАД

  • Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 1.

  • Индивидуальный пр-кт (ДОКЛАД). Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


    Скачать 27.57 Kb.
    НазваниеСобор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
    Дата06.02.2019
    Размер27.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИндивидуальный пр-кт (ДОКЛАД).docx
    ТипДоклад
    #66651

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА №7

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.02.01

    «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

    Группа РД-11

    ДОКЛАД

    по презентации

    на тему «Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии»

    Студента А.А. Беликова

    По дисциплине «Индивидуальный проект»

    Москва

    2018-2019

    Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

    1. Строительство: 1901-1911 гг.;

    2. Фома Осипович Богданович (1859-1920 гг.)

    Из рода Дворжецких-Богдановичей. Окончил Императорскую академию художеств в 1885 году со званием классного художника архитектуры 1-й степени. С 1890 года — академик архитектуры, с 1892 года — адъюнкт-профессор. С 1893 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учитель архитектора К. С. Мельникова. С 1899 года являлся членом Архитектурно-технического совета Строительного отдела Московской городской управы. Входил в состав Конкурсного собрания Строгановского училища, являлся хранителем художественно-промышленного музея при училище. Член Московского архитектурного общества. Жил в собственном особняке в Малом Власьевском переулке, 8.

    После октябрьской революции входил в состав Технического совета Строительного отдела Совета районных дум Москвы, заведовал VI и VII районами.

    3. Неоготика. Основные черты неоготического стиля:


    • каркасный свод в основе,

    • зубчатые стены,

    • витражи в окнах, стекло в которых выполнено в витражной технике, 

    • резные лепнины, 

    • ажурные детали (от железных оград до внутреннего убранства),

    • вытянутые вверх конструкции,

    • колонны, держащие своды и арки.

    5. В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. После войны на территории бывшей церкви был размещён склад № 1 плодоовощной базы Мосгорисполкома, а в 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован[1].

    В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его историческому владельцу — Католической церкви. В январе 1990 года группой московских поляков был образован католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. 31 мая 1991 года устав Прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета, а с 7 июня того же года возле храма стали проводиться регулярные богослужения.

    В 1996 году, после длительного выселения НИИ «Мосспецпромпроект», храм был передан Католической церкви. В 1997—1999 годах в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы, после которых 12 декабря 1999 года государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный собор.

    В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста. 12 декабря 2009 года в соборе торжественно отмечалось десятилетие его повторного освящения, а 24 сентября 2011 года — столетие собора.

    6. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года. До закрытия алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — балюстрадой.

    В боковых нефах собора также стояли скамьи, так как боковые нефы поначалу служили для раздельной молитвы — левый неф предназначался для женщин, а правый для мужчин. В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

    Экстерьер


    Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трёхнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства, а прообразом купола в месте пересечения наоса и трансепта — купол Миланского собора.

    Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста, который символизирует Церковь как Тело Христово: пресвитерий с расположенным в нём алтарём символизирует голову Христа, продольные нефы — туловище и ноги, а трансепт — раскинутые руки. На куполе собора и центральном шпиле на фасаде собора имеется крест, на боковых фасадных шпилях — гербы папы римского святого Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича, стараниями которых была восстановлена деятельность Римско-католической церкви в Москве и Российской федерации в целом.

    В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора.

    Интерьер


    В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа — медаль юбилейного 2000-го года. В нартексе расположены стенды с информацией о мероприятиях приходов собора и концертах благотворительного фонда «Искусство добра». Из нартекса три двери ведут в основной молитвенный зал, имеются также выходы на улицу и к двум лестничным площадкам с боковыми выходами.

    В центральном нефе, наосе, располагаются два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой имеется дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от наоса колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов, на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

    Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов — 14 стояний Крестного пути Иисуса Христа. За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в соборе Непорочного Зачатия. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен большой духовой орган.

    Пресвитерий

    В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, — место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии[1]. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:8).


    Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором. На колоннах по бокам от алтаря имеются две иконы святых апостолов — Петра (слева) и Андрея Первозванного (слева). В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена кафедра архиепископа и места для духовенства.

    Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, в центре на стене апсиды — Распятие, высота которого составляет 9 метров, а фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Божьей Матери и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Ф. Захлебиным.

    Большая часовня


    В Большой часовне, расположенной в крипте собора, служат тридентскую мессу — мессу по «экстраординарной» форме Латинского обряда. Деревянный алтарь для тридентской мессы, стоящий в северном конце часовни, был привезён из США в 1990-х годах. До восстановления храма он использовался в качестве дарохранительницы, а в 1999 году был перенесен в крипту собора, где несколько лет не использовался. Алтарный камень помечен крестами, однако никаких надписей не имеет, поэтому определить, чьи мощи в него заложены, невозможно. На передней стенке алтаря изображены четверо святых: Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. Дверца дарохранительницы украшена символикой Святейшего Сердца Иисуса[7].

    Весной 2010 года алтарь и дарохранительница были полностью отреставрированы, над дарохранительницей была отреставрирована и установлена алтарная сень, а перед алтарем была сооружена алтарная ступень. 20 июня того же года архиепископ-митрополит Паоло Пецци освятил алтарь после ремонта. Впервые с 1936 года, когда Москву покинул апостольский администратор епископ Пий-Эжен Невё, правящий ординарий совершил здесь богослужение по традиционному чину. В июне 2012 года было воссоздано навершие в виде креста, с тех пор исторический облик алтаря полностью восстановлен. Согласно декрету Паоло Пецци, ответственным за пастырское и литургическое окормление московских католиков, приверженных дореформенной форме Латинского обряда, назначен священник Августин Дзендзель SDB.


    написать администратору сайта