Главная страница
Навигация по странице:

  • Два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную:  Вертикальная мобильность

  • Горизонтальная мобильность

  • Каналами социальной мобильности

  • социоология. Социальная мобильность понятие, виды, каналы


    Скачать 42.5 Kb.
    НазваниеСоциальная мобильность понятие, виды, каналы
    Дата03.04.2023
    Размер42.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласоциоология .doc
    ТипДокументы
    #1035021

     Социальная мобильность: понятие, виды, каналы.


    Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

    Два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную:

    Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

    Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

    Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта»,обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает.

    Общество как система

     

    Общество — универсальная форма человеческой жизнедеятельности. Общество является предметом исследования многих наук: социологии, философии, истории, социальной психологии и т.д. Невозможно построить исчерпывающую теоретическую модель общества, исходя из какого-то одного его «измерения». Более того, при таком подходе неизбежно упрощение и искажение социальных процессов. Существует несколько уровней исследования общества.

    Общество может рассматриваться как: 1) группа лиц, объединившихся для современной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество садоводов и т.д.). В этом своем значении слово «общество» является синонимом слов «организация», «союз», «объединение»; 2) определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, французское общество эпохи Возрождения, и т.д.). В этом смысле слово «общество» может употребляться вместе со словами «стадия», «этап», «период»; 3)характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны («общество потребления», «информационное общество», «традиционное общество» и т.д.). Понимание общества в этом контексте требует его качественной характеристики; 4) исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. Это философское определение понятия общества.

    Общество возникает, и развивается при взаимодействии двух факторов деятельности и общественных отношений.

    Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между реальными группами, а также внутри них (межличностные отношения).

    Все многообразие общественных отношений можно подразделить на два большие класса — класс материальных и класс духовных отношений.

    Материальные отношения возникают по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Духовные отношения формируются предварительно «проходя через сознание» людей, т.е. через идеи и духовные ценности. Выделяют политические, правовые, нравственные, эстетические и др. духовные отношения.

    Общество является определенной, социальной системой взаимодействующих подсистем и элементов. Социальная система — это упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.

    Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

    Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются экономическая, социальная, политическая, духовная деятельность. Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или подсистемами общества.

    Экономическая сфера — это область осуществления хозяйственной деятельности общества, охватывающая отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Являясь одной из основных подсистем общества, она также может быть рассмотрена в качестве самостоятельной системы. Элементами экономической сферы являются материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации).

    Социальная сфера — это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры

    Политическая сфера охватывает отношения, связанные с взаимодействием государства, партий, политических организаций по поводу власти и управления, это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии.

    Духовная сфера охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства, это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности — главный элемент духовной сферы — существуют в виде идей, и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т д.

    Каждая из этих сфер в свою очередь может быть рассмотрена как система, состоящая из определенных элементов:

    • экономическая сфера включает в себя производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,

    •    политическая — государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские организации и т.п.,

    «   социальная — классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,

    •    духовная — наука, искусство, мораль, религия и т.п.

    Общество, таким образом, представляет собой определенную совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Сферы общественной жизни диалектически взаимосвязаны. Например, экономические трудности (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общественных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера). Все это требует осознания истоков кризиса и путей выхода из него, и обычно сопровождается интенсивными научными исследованиями, духовными поисками деятелей науки и культуры.

     

    Типология общества

     

    Как правило, за основные критерии типологии обще­ства принимаются социальные индикаторы. Они дают возможность выяснить роль доминирующих свя­зей и отношений, которые являются факторами устойчиво­го, стабильного и эффективного развития. Такими индикато­рами являются: соотношение форм собственности (частная, государ­ственная, ассоциированная и др.); соотношение плановых и рыночных регуляторов эко­номики; формы и технологии власти; соотношение производства, распределения и потреб­ления; качество и уровень жизни граждан; социальная защищенность личности, ее права и сво­боды, их реальные гарантии.

    На основе этих критериев общества делятся на два типа: устойчивые и неустойчивые. Первые харак­теризуются стабильностью, им присуще многообразие форм собственности, развитая демократия. Вторые ознаме­нованы переходным характером (примером может служить большинство развивающихся стран).

    По специфике взаимодействия с другими системами об­щества делятся на «открытые» и «закрытые». Для «закрытых» обществ характерна самоизоляция, внеш­ние связи его неразвиты. «Открытые» общества активно взаи­модействуют с окружающим миром, они включены во всемир­но-исторические процессы, динамично осваивают передовой опыт других обществ.

    В 1950—1960-е гг. в зарубежной социологии сформи­ровались новые принципы типологии обществ (позиция технологического детерминизма). Они разрабаты­вались в рамках теории стадий экономического роста инду­стриального и постиндустриального общества (Д. Бэлл, Р. Арон). Уолт Уитмен Ростоу выделяет пять стадий в раз­витии общества: традиционное общество; стадия создания предпосылок для подъема; стадия сдвига; стадия роста; период высокого уровня массового потребления.

    Критерии типологии обществ в теории технологиче­ского детерминизма обусловлены развитием науки, техники и технологий, их дополняют социокультурными и по­литическим критериями. На основе этих критериев выделя­ют три типа обществ: традиционное, индустриальное и по­стиндустриальное.

    История существования человеческого общества — это в основном история традиционного общества. Традиции и обычаи играют решающую роль в воспро­изводстве устойчивых норм поведения людей, передающих­ся из поколения в поколение. Люди живут главным образом малыми сообществами, в которые они объединены через связи личного типа. Личная связь — это связь, базирующая­ся на личном доверии. Доверие людей друг к другу высту­пает как источник легитимности общества. Традиционное общество — это, например, крестьянская община.

    Индустриальное общество основано на машинной технике, широком развитии науки, рыночных отноше­ниях, высоком уровне профессиональной культуры во всех ее формах. Этот термин был введен Огюстом Контом и Гербертом Спенсером, выделявшими следующие черты об­ществ этого типа: высокая техническая оснащенность сферы матери­ального производства; разрешение социальных конфликтов путем исполь­зования экономических рычагов и дипломатии; повышение общественной значимости социального планирования и регулирования.

    Переход от индустриального общества к постинду­стриальному обусловлен изменением роли науки в развитии социума. Знания превращаются в главную социальную ценность; приоритетными становятся фундамен­тальные исследования, составляющие теоретическую осно­ву научно-технического и социального развития.

    Особенности постиндустриального общества: улучшение социально-экономического благососто­яния граждан; повышение роли таких направлений социальной по­литики, как охрана окружающей среды, образование и здравоохранение; повышение роли образования, которое становится определяющим признаком социального статуса, зна­ний, информации, творческого потенциала.

    Такое общество социологи называют также информаци­онным.

     


    написать администратору сайта