Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная категория

  • Агрегат

  • Организационная культура

  • Словарь по социологии. словарь на тему социальные группы и общности-1. Социальные группы и общности


    Скачать 19.73 Kb.
    НазваниеСоциальные группы и общности
    АнкорСловарь по социологии
    Дата26.05.2022
    Размер19.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласловарь на тему социальные группы и общности-1.docx
    ТипДокументы
    #550540

    Словарь социологических терминов на тему: « Социальные группы и общности»

    1. Социальная общность относительно устойчивая совокупность людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных установок и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.

    2. Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других (см.: социальная категория; агрегат; квазигруппа).

    3. Социальная категория – социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими социальными характеристиками.

    4. Малая группа – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит из небольшого числа индивидов (минимальная численность – 2 человека, максимальная – 30-35 человек; по данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 7-8 человек.) и по многим социально-психологическим характеристикам значительно отличается от больших социальных групп. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, а видовым отличием – именно непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами малой группы являются семья, производственная бригада, школьный класс, спортивная команда, компания приятелей. Основная социальная функция малой группы – быть связующим звеном в системе «личность – общество».

    5. Первичная группа – понятие, введенное в науку в начале XX века американским социологом Ч. Кули; вид малой группы; отличается высокой степенью солидарности, глубоко развитым чувством «мы» (психоэмоциональным единством). Характерные черты: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов (см.: вторичная группа). Ч. Кули ввел это понятие для определения групп, которые “характеризуются интимным, лицом к лицу, контактом и сотрудничеством, и первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства”.

    6. Вторичная группа – совокупность людей, которые опосредствованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели и не являются близко (лично) знакомыми друг с другом. Например, для студента его учебная группа является первичной, а коллектив института в целом – вторичной группой (см.: первичная группа).

    7. Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой (в отличие от ингруппы) индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как “не мы’, или как “чужие” (см. также: этноцентризм; референтная группа).

    8. Ингруппа – социальная группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как “мы” (см.: аутгруппа).

    9. Группа равных – любой коллектив, члены которого имеют определенные общие характеристики; в более узком смысле – подростковые группы, члены которых тесно связаны на основе ценностей молодежной субкультуры, в частности, им свойственно наличие определенной системы вознаграждений, поддерживающих склонность к правонарушениям. Подростковые группы равных имеют тенденцию отличаться:

    1) высокой степенью солидарности;

    2) иерархической организацией;

    3) определенным кодексом чести, который либо отвергает опыт и ценности взрослых, либо противостоит им.

    1. Агрегат – скопление людей в общественном месте, не представляющее собой единую сплоченную группу, при котором каждый индивид занят своими частными делами. 

    2. Организация социальная (лат. organisatio – формирую) – 1. Объединение людей совместно реализующих интересы на основе определенных норм, правил, организационной культуры2.Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия индивидов в соответствии со структурой какого-либо социального объединения. 3. Совокупность социальных процессов или действий, ведущих к образованию взаимосвязей между структурными элементами социального объединения; сведение разрозненных социальных компонентов в более или менее устойчивую социальную систему.

    3. Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, предписания и инструкции, определяющие поведение; штат чиновников, работающих полный рабочий день за плату.

    4. Человек организации – высокопоставленный служащий крупной корпорации, жизнь которого неразрывно связана с ее деятельностью. Последняя требует от него полного подчинения и рассчитывает на его готовность к переезду из города в город и даже на другой континент в связи с перемещением с одной должности на другую. Чем больше успехов достигает служащий (“спиралист”), тем чаще он перемещается, совершая спиралевидное восхождение в корпорации, тем больше он адаптирован к организации.

    5. Организационная культура – образцы поведения, ценности, убеждения и допущения, вырабатываемые в течение весьма длительного времени в рамках того или иного социального объединения. В социологии организаций чаще всего исследуются процессы проектирования и формирования организационной культуры и соответственно человека организации в сфере крупного и среднего бизнеса. Поэтому понятие “организационная культура” используется в настоящее время как взаимозаменяемое с понятием “корпоративная культура” (см., в частности, корпоратизм). Организационные культуры возникают в результате решения социальными группами двух проблем: проблем внутренней интеграции и проблем адаптации к внешней среде. Организационные культуры обладают, по меньшей мере, четырьмя основными свойствами: (1) они пластичны, поддаются манипуляции и могут проектироваться и формироваться руководством в сфере бизнеса; (2) они являются определенной объединяющей силой; (3) благодаря обеспечению мотивации служащих эти культуры связаны с организационной эффективностью и успехом данного бизнеса; (4) организационные культуры испытывают на себе влияние культурных образцов общества в целом. Новым членам организации приходится социализироваться в рамках существующей культуры. Вместе с тем, очевидно, что организации могут не иметь единой организационной культуры, когда в их пределах обнаруживаются разнящиеся субкультуры различных групп, сопротивляющихся манипулированию со стороны высшего менеджмента, что может способствовать организационному разладу. 

    6. Управление – функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

    7. Толпа – временное относительно большое (чаще спонтанное и неуправляемое) скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве (улица, стадион и т.п.) общностью интересов или эмоционально-психологического настроения и находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

    8. Этнос – общность (по Л.Н. Гумилеву - природная, неразрывно связанная с окружающим ее ландшафтом; по Ю.В. Бромлею - социально-историческая), члены которой имеют специфическое самосознание общей культурной идентичности, отделяющей их от членов других групп. Практически во всех обществах этнические отличия связаны с различиями в материальном благополучии и власти, и это проявляется особенно ярко, если этнические особенности являются также и расовыми. Внешней формой выражения этноса является этноним – его самоназвание (русские, мадьяры, суоми, хань, чукча и др.).

    9. Нация – тип этноса, характерный для развитого классового общества, и исторически связанный со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением национального самосознания.  По П. Сорокину, нация – это группа людей, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих людей и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки. Только единство всех этих признаков образует нацию. “Нация – это народ, обретший государственность” (И.А. Ильин). Тогда, по Ильину, русская нация в указанном смысле возникла в IX веке. Но здесь следует, видимо, именно в данном контексте различать понятия государственность (как качественной характеристики политического союза, находящегося на пути к образованию государства) и собственно государство (Московская Русь при Иване III Васильевиче в XV веке, когда было свергнуто татаро-монгольское иго, присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь, составлен Судебник 1497, сложился госаппарат, оформился титул – Великий князь “всея Руси”).

    10. Пассионарность (от лат. passio – страсть) – одно из основных понятий в теории этногенеза Л.Н. Гумилева, обозначающее особое свойство характера людей, провоцируемое вариациями биохимической энергии живого вещества биосферы, и проявляющееся как непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья своих соплеменников.


    написать администратору сайта