Теория государства и права тема Социальная ценность права. Курсовая работа ТГП Социальная ценность права. Социальные нормы понятие, виды
Скачать 134.5 Kb.
|
Содержание
Введение Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право. Актуальность данной темы проявляется в том, что право – это грандиозный, неисчерпаемый для познания общественный феномен. Право слишком значимо для человечества и для каждого индивида, поэтому на протяжении многих столетий привлекает к себе самое пристальное внимание. В данной работе я рассмотрю вопрос современного подхода к пониманию социальной ценности права. Право – это система общих общеобязательным, формально-определенных правил поведения, которые устанавливаются, охраняются и гарантируются государством в целях урегулирования важнейших общественных отношений. Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, внедрением особенных эталонов в поведение людей, их повторяемостью. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей. Основой этого воздействия выступает социальная нормативность. Она выражает объективно необходимые требования взаимодействия явлений и событий как результата предметно практической деятельности людей. Таким образом, понятие норм права является одной из основных категорий теории государства и права. Именно от правильного понимания норм права, взаимного влияния норм права на иные социальные нормы, зависит нормотворчество и правовое регулирование поведения людей в целом. Цель курсовой работы рассмотреть социальную ценность права. Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть социальные нормы; охарактеризовать понятие, сущность и социальную ценность права; изучить пример апелляционного определения. Первая глава работы посвящена понятию и видам социальных норм. Вторая глава рассматривает понятие, сущность, социальную ценность права и пример апелляционного определения. Глава 1 Социальные нормы: понятие, виды 1.1 Понятие норм и классификация Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях( “Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”.).1 Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. Социальные нормы характеризуются рядом признаков: 1. Социальные нормы действуют в сфере общественных отношений, регулируют отношения между индивидами, их коллективами и общностями. 2. Социальные нормы являются правилами поведения, определяющими социальную практику людей. 3. Социальные нормы носят общий характер (являются общими правилами поведения), рассчитаны на множество заранее не фиксированных случаев. 4. Социальные нормы носят сознательно-волевой характер. Это означает, что они адресованы именно к сознательному, осознанному поведению, при котором люди четко представляют себе границы возможного и должного поведения. 5. Социальные нормы объективно обусловлены экономическими и социальными условиями жизни общества. В содержании понятия нормы, помимо нормированности поведения, входит элемент нормальности, который означает, что в норме фиксируется естественное, нормальное, социально приемлемое состояние общественных отношений. 6. Реализованность социальной нормы, ее воплощенность в социальную практику. Неприменяемая норма не является такой по определению. «Нормальность» нормативного предписания предполагает типичность определенных социальных связей, их распространенность, массовидность. 7. Социальные нормы, в отличие от технических, бывают различными в разных обществах, социальных группах. 8. Социальные нормы обладают в определенной мере императивностью, обязательностью исполнения. Они всегда связанны с какими - либо мерами общественного воздействиями на нарушителя.2 Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях. Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: 1) по способу их у становления (создания); 2) по средствам охраны их от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм: 1. Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. 2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. 3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. 4. Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.3 5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, военные, национальные и другие традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании.4 Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные нормы подразделяются на правовые и неправовые. Наиболее важными их отличительными особенностями являются следующие: Во - первых, это характер отношений, на которые накладываются правовые и неправовые социальные нормы. Нормы права (конституционного, административного) закрепляют, прежде всего, основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Неправовые социальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений - межличностные, межгрупповые. Во - вторых, это порядок и способ установления правовых и неправовых норм. Неправовые нормы складываются в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а так же в быту (нормы морали, обычаи). В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах устанавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномоченными на то государственными органами. В - третьих, это формы или способы выражения правовых и неправовых норм. Если нормы права всегда содержатся и излагаются в конкретных правовых актах, то неправовые нормы, как правило, не облекаются в такие формы. Пронизывая собой все сферы духовной и общественной жизни, опосредуя их и оказывая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы содержатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме. В - четвертых, это формы и средства обеспечения правовых и неправовых норм. Основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отраслей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведения. В - пятых, это характер и степень определенности мер воздействия применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют меры общественного воздействия. Причем эти меры не всегда строго определены, при нарушении норм морали, нравственности или же норм содержащихся в обычаях, то здесь ни какими актами не предусматриваются какие-либо определенные меры общественного воздействия. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. 5 Глава 2 Понятие, сущность и социальная ценность права 2.1 Понятие права и признаки В статье 2 Конституции Российской Федерации содержится важнейшее суждение о ценностях права - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституция тем самым обращает внимание юристов на выявление ценностного смысла права в целом. 6 Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. 7 Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления. Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. Правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным. Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков. При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Аквинского – неотомисты – пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства. В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, – государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права. 8 Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, – подчеркивал Демокрит, – стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон – только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству. Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г.В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон. Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права – структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации. 9 К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей. В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение – сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а)право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах); 10 б)нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в)нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г)само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д)от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение. Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему. 11 Психологическая теория, родоначальником которой является Л.И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяется на: а)переживание позитивного права, установленного государством; б)переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида, а недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право. Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции, были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Позитивными в данном случае можно признать следующие положения: а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; 12 Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом. Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей. В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. 1) Правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение. 2) Под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. 3) Этим термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права. 4) Термин используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов. 13 Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности. На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение: Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.14 Важнейшие свойства (признаки) права: 1) Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нравственностью, обычаями. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие. 2) Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. 3) Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, и рамки свободы в сфере социальной жизни. 15 Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. а) Оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны. б) В определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию. Государственное принуждение – это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Названные задачи решаются благодаря формальной определенности – еще одного свойства, выражающего связь права с государством. 4) Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями. Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. Государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право – результат, продукт государственной деятельности. 5) Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, трансформировались в субъективные права. Системные связи права рассматриваются и в других аспектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законодательства. 16 Сущность и социальная ценность Сущность – главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Сущность права – это главное, глубинное качество явления, без учета которого невозможны какие-либо содержательные, формальные и функциональные характеристики права. В качестве такового следует рассматривать меру свободы человека. 17 По мнению С.С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение – древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования. Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием. Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность. 18 Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер – духовной, экономической, политической. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы. Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем: 1) С помощью права обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях. 2) Благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы. 3) Право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер. 4) Право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости. 5) На правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. 19 Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику «работы» юридических норм. Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций. 1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. 2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору. 3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур. Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. 20 4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда). Инструментальная ценность права обусловлена прежде всего его формальными свойствами. Благодаря своим преимуществам как универсального, обязательного, формально определенного, гарантированного и принудительного социального регулятора право выступает эффективным инструментом, средством регламентации различных сфер жизни общества. Именно право в надлежащем сочетании, согласовании с другими общественными регуляторами способно успешно обеспечивать социальный порядок, моделируя поведение субъектов общественных отношений, закрепляя условия кооперации, распределения социальных благ и тягот, разрешение конфликтов, восстанавливая нарушенные права, наказывая за нарушение. Собственная и инструментальная ценность права имеют специфику по различным субъектов, позволяет рассматривать ее в общечеловеческом, социальном и личностном измерениях. Социальная ценность права выражается в том, что право изначально, по своей природе, как мера и гарант свободы для каждого отдельного индивида. Социальная ценность проявляет себя там, где позитивное право основано на естественном праве. В этом случае позитивное право призвано не только определять границы поведения индивида, но и защищать, обеспечивать его свободу, права и интересы. Право призвано быть мерой справедливости.21 Заключение Исследование вопроса ценности права в современном обществе, как было указано мною выше, имеет важное научное и практическое значение. Знание ценности права дает возможность обратить внимание на ключевые характеристики права, что, в свою очередь, способствует повышению роли права в обществе, устранению правового нигилизма, повышению уровня правосознания и правовой культуры, стремлению к правовой информированности и обеспечению правовой образованности населения. Сегодня обостряется необходимость знания права. Знание юридических правил и норм постепенно входит в жизнь каждого человека и в содержание его правовой жизни, правовой культуры, правового воспитания. Понять социальную ценность права ─ значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в том, что право изначально, по своей природе, как мера и гарант свободы для каждого отдельного индивида. Социальная ценность проявляет себя там, где позитивное право основано на естественном праве. В этом случае позитивное право призвано определять границы поведения индивида, защищать, обеспечивать его свободу, права. Право призвано быть мерой справедливости. Ценность предметов и явлений проявляется по отношению к человеку. Ценность не внутренне присуща праву, а выражается в отношении к человеку. Поэтому собственной ценности право не имеет, сама по себе ценность права не существует. Свойства, которые выражают социальную ценность права, оказывается присущи не только праву, но и многим другим социальным нормам, хотя в праве они выражены более ярко. Следовательно, право представляет собой высочайшую самостоятельную социальную ценность наряду с такими ценностными, общественно значимыми явлениями как свобода, власть, государство. Поэтому дальнейшее развитие общества невозможно без постоянного совершенствования права, улучшения его функционирования, совершенствования его принципов, форм и методов регулирования. Список использованных источников и литературы Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – Москва : Дашков и К, 2015. – Ст. 2 Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для юридических Вузов и факультетов/ С.С. Алексеев, С.И. Архипов - Авторский коллектив: Изд. – НОРМА , 3-е издание, 2005. - 458 с. Братановский, С. Н. Теория государства и права: учебное пособие./ С.Н. Братановский. - М.: Директ-Медиа, 2013. – 241 с. Доржиев, Ж.Б. Теория государства и права Улан-Удэ/ Ж.Б. Доржиев: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 345 с. Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебное пособие./ А.В. Мелехин. - Москва, МЭСИ, 2005. - 250 с. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - М., 2010. - 477 с. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.Д. Перевалов. – М.: Юрайт, 2012. – 415 с. Пеньков, Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории / Е.М. Пеньков - М.: Мысль, 1972. - 198 c. Сырых, В. М. Теория государства и права./ В.М. Сырых. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. - 704 с. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В. Г. Стрекозова: - Москва, 1995. - 365 с. Справочная правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru. (Дата обращения 11.03.21г.) 1 Братановский С. Н. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Директ - Медиа, 2013. – С. 217 2 Братановский С. Н. Указ. соч. – С. 219 3 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебное пособие. - Москва, МЭСИ, 2005. - С. 101 4 Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. - Москва, 2010. – С. 154 5 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В. Г. Стрекозова: - Москва, 1995. – С. 1966 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: – Москва Дашков и К, 2015. – Ст. 2 7 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права: учебник для юридических Вузов и факультетов - Авторский коллектив: Изд. – НОРМА , 3-е издание, 2005. – С. 223 8 Алексеев С.С., Архипов С.И. Указ. соч. – С. 225 9 Алексеев С.С., Архипов С.И. Указ. соч. – С. 227 10 Справочная правовая система Консультант Плюс. .http://base.consultant.ru (Дата обращения 29.03.17г.) 11 Алексеев С.С., Архипов С.И. Указ. соч. – С. 228 12 Алексеев С.С., Архипов С.И. Указ. соч. – С. 229 13 Алексеев С.С., Архипов С.И. Указ. соч. – С. 230 14 Сырых В. М. Теория государства и права. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. – С. 115 15 Алексеев С.С., Архипов С.И. Указ. соч. – С. 236 16 Алексеев С.С., Архипов С.И. Указ. соч. – С. 237 17 Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – С. 64 18 Перевалов В.Д. Указ. соч. – С. 66 19 Доржиев Ж.Б. Теория государства и права Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – С. 157 20 Доржиев Ж.Б. Теория государства и права Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – С. 159 21 Доржиев Ж.Б. Теория государства и права Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – С. 160 |