Контрольная работа Фирсова Н.А. 20ЗНПН32. Социальные установки и их виды
Скачать 49.49 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Педагогика и психология» Контрольная работа по дисциплине «Психология» на тему «Социальные установки и их виды» Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование Профиль подготовки: «Начальное образование» Выполнил студент: Фирсова Н.А.. Группа: 20ЗНПН32 Руководитель: Быковский В.Н Пенза, 2022 Содержание Теоретические аспекты социальных установок в психологии..3 1.1 Проблема социальной установки в общей психологии……………………3 1.2 Периоды изучения социальной установки в социальной психологии …..5 1.3. Понятие аттитюда, его функции и структура ..9 Практическая часть исследовательской работы 12 Список используемой литературы 17 Теоретические аспекты социальных установок в психологии 1.1 Проблема социальной установки в общей психологии Изучение установки имеет свою историю развития. В отечественной психологии изучение установки тесно связано с именами Узнадзе, Мясищева, Божович, Леонтьева. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Узнадзе, и сферу действия «социальных установок». В концепции Узнадзе «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне, так же как и возможности развития этих идей применительно к социальной психологии. Такие попытки делались неоднократно. Однако важно установить различие в самих основаниях подхода в школе Узнадзе и в концепциях, связанных с разработкой специальной проблемы социальной установки [1]. Концепция отношений человека В.Н. Мясищева. Отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична [3]. Л.И. Божович: направленность личности. При формировании личности в детском возрасте было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, что и дает возможность прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях и по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции — предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки [9]. Идеи А. Н. Леонтьева о личностном смысле. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных значений внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос о направлении ожидаемого поведения личности в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для нее предмет деятельности. Предпринята попытка интерпретировать социальную установку в этом контексте как личностный смысл, «порождаемый отношением мотива и цели» [1]. Таким образом, все рассмотренные идеи не исключают понятия социальной установки из русла общей психологии. 1.2 Периоды изучения социальной установки в социальной психологии Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта [8]. Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения [4]. В научной литературе выделяют несколько периодов изучения социальной установки: 1. От введения термина в 1918 году (У. Томас, Ф. Знанецкий) до Второй мировой войны. Рост популярности проблемы и числа исследований. 2. 1940-1950 гг. Упадок исследований. 3. 1950-1960 гг. Возрождение интереса, разработка новых идей, одновременно – признание кризиса. 4. 1970-е. Обилие противоречивых и несопоставимых фактов, застой. 5. 1980-1990 гг. Новый рост интереса к проблеме. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий [4]. Изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. У. Томас и Ф. Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности» [2]. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. Второй этап (1940-1950 гг.) - период относительного спада в исследованиях социальной установки, который объясняется переключением интереса на динамику групповых процессов - область, стимулированную идеями К. Левина; сказались и несбывшиеся надежды на точную квантификацию установки. Вместе с тем именно в этот период в 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). Акцентируя внимание на этой стороне установки, Д.Кэмпбелл определяет ее как «синдром устойчивости реакции на социальные объекты» [11]. Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Третий этап (1950 – 1960г) - период расцвета исследований установки. На это время приходятся исследования процесса ее изменения, выполненные школой К. Ховлэнда. В них изучалась, в основном, связь между когнитивным и аффективным компонентами установки. С 1957 г. с появлением теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера начались исследования связей когнитивных компонентов разных установок. В это же время появились функциональные теории (или теории функций установки в структуре индивидуального поведения) Смита, теории изменения установки В. Мак Гайра была усовершенствована техника шкалирования, начали применяться психофизиологические методы измерения установки [11]. Период явного застоя (70-е годы)- время осмысления ошибок и противоречий, полученных в течение всего периода изучения установки. На этом этапе создается множество " минитеорий", предназначенных объяснить накопленный эмпирический материал по проблеме аттитюда. На фоне затраченных усилий довольно обескураживающе выглядят такие итоги, как обилие противоречивых и несопоставимых фактов, отсутствие даже подобия общей теоретической основы, пестрая мозаика различных гипотез, обладающих скорее ретроспективной, нежели перспективной объясняющей силой, разногласия по каждому из пунктов, содержащихся в «сводном» определении Г. Олпорта, наличие таких существенных пробелов, как недостаточное исследование взаимосвязи установки и реального поведения. Авторы обзорных работ по установке отмечали их невысокий теоретический уровень, неясность связи между теоретическими концептами, слабые прогностические способности [11]. Новый рост интереса к проблеме обозначился в 1980—1990-х годах. Стремление найти новые обоснования связи аттитюдов с поведением обусловило возрождение интереса к этой проблематике. В 1980-е годы было предложено несколько новых объяснений «неуспеха» Лапьера. Прежде всего были установлены причины, «осложняющие» воздействие аттитюда на поведение, и вместе с тем факторы, которые могут противостоять этим причинам: сила аттитюда (аттитюд считается сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно), ожидаемость аттитюда. Таким образом, были оговорены условия, при которых положение о влиянии аттитюда на поведение сохраняло свое значение [10]. Другие попытки связаны с разработкой особых теорий, раскрывающих более сложную связь между аттитюдом и поведением. А. Айзен и М. Фишбайн предложили идею «точечного совпадения» элементов аттитюда и поведения, суть которой состоит в том, что необходимо сравнивать однопорядковые уровни того и другого явления, а именно: если берется «глобальный» аттитюд, то его надо сравнивать не с отдельным поведенческим актом, а с целой их совокупностью. Следует заметить, что многие понятия и дефиниции, использующие определение «социальный» (напр., социальные нормы, социальные стереотипы или социальные роли) отличаются высокой неоднозначностью. Иногда А. понимается как устойчивое эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо, что близко к пониманию комплекса, которое предложил К. Юнг. Принципиальное отличие состоит в том, что в качестве представления в А. обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство [11]. Близкую теорию — «смывающего потока» — предложил Л. Райтсмен, перечислив обстоятельства, которые как бы «смывают» очевидность влияния аттитюда на поведение (например, «вмешательство» других факторов, столкновение противоречивых аттитюдов и пр.). Д. Бем предположил, что существует обратное отношение между аттитюдом и поведением, а именно: поведение влияет на аттитюд. Логика его рассуждений такова: возможно, что человек сначала наблюдает свое поведение (не ходит на рок-концерты), а лишь затем умозаключает о своем аттитюде (не любит рок-музыку). Таким образом, поиски свидетельствуют о признании важности проблемы аттитюдов для объяснения поведения. 1.3. Понятие аттитюда, его функции и структура установка аттитюд поведение социальный Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. Отличие этой традиции заключается в том, что акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд» [7]. Аттитюд (от франц. attitude - поза) - готовность к выполнению какого-либо действия. Синоним: установка Аттитюд - специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации [9]. Аттитюд - ненаблюдаемый, гипотетический конструкт, который выводится на основе измеряемых реакций на объект аттитюда [4]. Аттитюд - «социальная установка» [1]. Аттитюд обычно определяется, как склонность реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на некий объект, лицо, институт или событие. Люди могут придерживаться аттитюда, варьирующих по степени благоприятности в отношении самих себя и в отношении любого специфического аспекта их окружения. Разделяемые широким кругом людей, позитивные аттитюды в отношении сравнительно абстрактных объектов (свобода, честность, безопасность) называются ценностями. Аттитюд считается гипотетическим конструктом; будучи ненаблюдаемым, он выводится на основе измеряемых реакций, которые отражают позитивные или негативные оценки объекта аттитюда. Следует заметить, что многие понятия и дефиниции, использующие определение «социальный» (например социальные нормы, социальные стереотипы или социальные роли) отличаются высокой неоднозначностью. Иногда аттитюд понимается как устойчивое эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо, что близко к пониманию комплекса, которое предложил К. Юнг. Принципиальное отличие состоит в том, что в качестве представления в аттитюде обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство [8]. Впервые в социально-психологическую терминологию было внесено в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким. Аттитюд - «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности» [3]. По проблеме исследования аттитюда Г. Олпорт написал обзорную статью, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих 17 определений были выделены 4 аттитюда, которые отмечались всеми исследователями: а) определенное состояние сознания и нервной системы; б) выражающее готовность к реакции; в) организованное; г) на основе предшествующего опыта; д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. В качестве основного метода измерения аттитюда были использованы различные шкалы, впервые предложенные Л. Тёрнстоуном. Разработка методических средств стимулировала дальнейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум основным направлениям: как раскрытие функций аттитюда и как анализ его структуры [9]. В научной литературе выделяют четыре функции аттитюдов: 1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту) [3]. Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Таким образом, изучение аттитюдов поведения позволяет прогнозировать поведение. Практическая часть исследовательской работы Исследовательская работа, целью которой было выявление особенностей социальных установок младших подростков, проводилась в МБОУ СОШ №74 г. Пензы. В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 16 человек. Для выявления актуального уровня социальных установок младших подростков были использованы следующие методики: Методика №1.«Выявление социально-психологических установок, направленных на «альтруизм—эгоизм», «процесс—результат» (методика О.Ф.Потемкиной в нашей модификации); Методика №2. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э.Френкель-Брунсвик); Методика №1. С целью определения уровней мотивационно-поведенческого критерия, мы модифицировали методику Потемкиной О.Ф. Для выявления степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс—результат», «учащимся был предложен опросный лист, вопросы которого требуют от ребенка утвердительного или отрицательного ответа: «Внимательно прочитай вопросы и ответь «ДА», если вопрос верно описывает твое поведение, и «НЕТ», если твое поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе. Интерпретация результатов: «Ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. «Ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам. «Ориентация на альтруизм». Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм—наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой от- личает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье. «Ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Субтест 2 позволяет выявить установки на «свободу— власть», «труд—деньги». «Ориентация на труд» - обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. «Ориентация на свободу» - главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги». «Ориентация на власть» - эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто - это производственники, хотя среди них бывают и исключения. «Ориентация на деньги» - обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. На основании результатов использования методик, можно выявить несколько групп: группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями (все ориентации выражены сильно и в равной степени); группа низко-мотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо; группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать. Анализ полученных результатов показал, что высокомотивированные учащиеся отсутствуют, дисгармоничные ориентации у 18,8% учащихся школы, к низко-мотивированным относятся 81,2%, что в целом говорит о низком уровне сформированности мотивационно-поведенческого компонента соци альных установок младших подростков.
Таблица 1 Результаты определения уровня мотивации младших подростков Методика №2. «Опросник для измерения общих социальных установок у детей» (Э.Френкель-Брунсвик) позволил косвенным образом исследовать существующий уровень предубежденности у младших подростков, т.е. рассматривается эмоционально-ценностный критерий. Сильно предубежденные в отношении других этнических групп дети склонны разделять определенные взгляды, которые прямо связаны с этническими установками. На основании этого вывода был создан опросник для измерения общих социальных установок у детей. Связь каждого из высказываний опросника с предубежденностью подтверждена исследованиями. По мнению автора методики, чем с большим количеством приведенных утверждений выражает согласие ребенок, тем более высока вероятность того, что он будет с предубеждением относиться к другим этническим группам. Анализ результатов показал, что учащиеся с высоким уровнем предубежденности отсутствуют, учащихся со средним уровнем предубежденности 68,8% соответственно, учащихся с низким уровнем предубежденности 31,2% , в целом можно говорить о среднем уровне предубежденности младших подростков по отношению к другим этническим группам.
Таблица 2 Результаты определения уровня этнической предубежденности младших подростков Обобщив все полученные в результате диагностики данные, мы можем сказать об итоговом уровне сформированности социальных установок младших подростков. Дети с низким уровнем социальных установок отличаются незначительными ЗУНами о правилах, нормах, традициях и запретах, практически не ориентированы на главные жизненные ценности. Таким детям свойственен низкий уровень заинтересованности в объекте и низкий уровень мотивации. Дети со средним уровнем социальных установок имеют достаточный запас ЗУНов о правилах, нормах, традициях и запретах, а так же средний уровень ориентации на главные жизненные ценности, этнической предубежденности, подверженности влиянию социальных моделей и мотивации. Дети с высоким уровнем социальных установок отличаются наличием знаний, умений и навыков о правилах, нормах, традициях и запретах. Они ориентируются на главные жизненные ценности, проектируют свою будущую жизнь. Такие дети мало подвержены влиянию социальных моделей. Их установки регулярно реализуются в поведении. Оптимальной формой работы с детьми является просмотр мультфильмов, обсуждение темы до и после просмотра, рефлексию. Такая организация позволяет донести информацию для младшего подростка в наиболее доступной и интересной форме, подкрепленную конкретными примерами, способствует позитивному настрою и активному вовлечению в работу каждого из участников. Список используемой литературы Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. - 363 с. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века: Монография / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1999. – 309 с. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г. Иванова Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - №1. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987. 361 с. Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского. Радина Н. К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации социализации // Психологическая наука и образование. - 2005. - №1. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001. «Психология-классика». 416 с. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.448 с. Шмелев А. Г. Психология политического противостояния: тест социального мировоззрения // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - №5. |