Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальные диалекты

  • Социальные варианты русского языка


    Скачать 23.78 Kb.
    НазваниеСоциальные варианты русского языка
    Дата15.02.2022
    Размер23.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаlekciya_2_dokument_microsoft_office_word_1.docx
    ТипДокументы
    #362274

    Социальные варианты русского языка

    Несомненно, русский национальный язык един и целостен. Однако он обслуживает потребности говорящих на нём людей – носителей русского языка, а каждый из них использует язык по-своему. Современное российское общество очень неоднородно по своему составу: в нём выделяются отдельные группы, формируемые на основании таких признаков как пол, возраст, общественное положение, уровень образования, профессия, территория проживания и т.д. Общение в данных группах происходит в различных условиях и имеет разные цели, что отражается в речи носителей русского языка, входящих в ту или иную общность. Так формируются социальные варианты (подсистемы, формы существования, страты) русского языка.

    В составе современного русского языка выделяются следующие социальные варианты: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, социальные диалекты. Каждая из данных языковых подсистем имеет двоякую природу – социальную и языковую, то есть каждый социальный вариант языка определяется, с одной стороны, на основе присущих ему языковых свойств, с другой, путем отграничения и выделения совокупности носителей данного варианта из общего состава людей, пользующихся русским национальным языком.

    Важнейшей подсистемой русского языка является литературный язык. Необходимо различать понятия литературный язык и язык литературы. Язык литературы или язык художественных произведений представляет собой нечто особое: его основу составляет литературный язык, но здесь широко используются элементы и других социальных вариантов языка (диалектов, просторечия, жаргонов). Литературным языком называют отдельную подсистему русского национального языка, обладающую рядом свойств, чётко отграничивающих его от других социальных вариантов.

    Литературный язык – высшая форма национального языка, которая характеризуется нормативностью, литературной обработанностью, обязательностью для всех членов общества. Последовательная нормированность предполагает не просто наличие единой нормы, но и её сознательное культивирование: нормы литературного языка отражены в грамматиках, различного рода словарях (грамматических, толковых, орфоэпических и др.) и являются общеобязательными для всех говорящих на нём.

    Литературный язык универсален и многофункционален: он способен обслужить самые разные сферы общения. Литературный язык используется в сфере науки и искусства, в сфере официального, делового общения, а также в повседневном общении. Присущие ему языковые средства должны использоваться коммуникативно целесообразно (в зависимости от сферы общения, цели, ситуации, устной или письменной формы общения). Функциональная обособленность различных сфер использования литературного языка, различные коммуникативные установки, свойственные разным сферам и ситуациям общения, приводят к формированию вариантов (функциональных стилей) внутри самого литературного языка.

    Традиционно считается, что литературный язык – это язык образованной, культурной части общества. Исследователи отмечают следующие основные социальные характеристики носителей современного литературного языка:

    1. Русский язык является для них родным;

    2. Большую часть жизни они прожили в городе;

    3. Они имеют высшее или среднее образование, полученное в учебных заведениях с преподаванием всех предметов на русском языке.

    Конечно, внутри такой социальной общности достаточно велики различия в степени владения литературной нормой. Чем глубже языковая культура человека, тем совершеннее его речь. Однако всех носителей литературного языка объединяет то, что в своей речи они ориентируются на литературную норму, следуют литературной языковой традиции, постоянно совершенствуя свою языковую компетенцию.

    Надо отметить, что литературный язык является социально наиболее престижной подсистемой. Всем носителям русского языка, независимо от того, владеют они литературным языком или каким-либо другим социальным вариантом языка, свойственно понимание большей авторитетности литературного языка по сравнению с другими стратами. Только литературный русский язык является государственным и мировым, никакие другие страты (просторечие, территориальные и социальные диалекты) русского языка ни в мировой, ни в государственный русский язык не входят.

    Диалекты (от греч. dialektos ‘говор, наречие, разговор’) представляют собой территориальные разновидности языка, обладающие рядом фонетических, лексических и грамматических особенностей. Русский язык существует на огромной территории и обладает целой системой диалектов. Например, на юге России «акают» и «якают», произносят г фрикативное (условно обозначается знаком γ, произносится как звонкое х), согласный т в окончаниях глаголов произносят мягко. Есть даже такая «дразнилка»: А у нас в Рязани ядять γрибы с γлазами. Их ядять – ани γлядять.

    На севере России – «окают». Во многих деревнях Архангельской области «цокают» – произносят ц на месте ч: цюдо вместо чудо, молоцьный вместо молочный. Существует множество диалектных особенностей в наименованиях предметов, явлений: например, биспой в Архангельской области означает «седой, серебристый»; зобать в Рязанской области означает «есть»; блыкаться в Псковской области означает «ходить».

    Различные диалекты (говоры), как и литературный язык, имеют свои особые нормы и в фонетике, и в лексике, и в грамматике. Однако, в отличие от русского литературного языка, диалектные нормы существуют стихийно и не столь устойчивы, т.к. диалекты функционируют в устной форме. Сфера использования диалектов ограничена семейным и бытовым общением. В значительной степени ограничен и круг носителей диалектов: это сельские жители, главным образом женщины старшего поколения. Надо отметить, что в наши дни диалекты испытывают сильное влияние литературного языка (через средства массовой информации, систему образования), что ведет к еще большему сужению круга носителей диалектов, к утрате диалектных особенностей в их речи. Тем не менее, диалекты образуют чрезвычайно важную подсистему русского национального языка, его историческую базу: именно территориальные диалекты исторически легли в основу русского литературного языка.

    Просторечие – разновидность русского национального языка, служащая средством общения малообразованной части городского населения и характеризующаяся ненормативностью, территориальной незакрепленностью, стихийностью функционирования. Оно является специфической особенностью русского языка и не имеет прямых аналогов в других языках. Уже в древности с ростом городского населения, расширением межтерриториальных связей, торговли в крупных политических и экономических центрах совершалось стихийное взаимодействие, смешение местных вариантов речи – так образуются койне. С появлением литературного языка койне начинает восприниматься как «простонародная речь» – просторечие. Пока литературный язык существовал в основном в письменной форме, образованные горожане пользовались в быту просторечием. Когда же вырабатывается и устная форма литературного языка, просторечие окончательно становится «речью малообразованных горожан». Носители современного просторечия – это горожане по рождению или лица, долго живущие в городе, но не владеющие совсем или не овладевшие полностью нормами литературного языка.

    Просторечие очень неоднородно и по составу носителей, и в собственно языковом отношении. В речи необразованных или малообразованных горожан старшего возраста обнаруживаются явные связи с диалектами; речь горожан среднего и младшего возраста, не владеющих литературной нормой, в значительной степени подвержена влиянию жаргонов. Таким образом, современное просторечие представляет собой смешение диалектных и жаргонных речевых особенностей. В качестве примеров, демонстрирующих особенности данного социального варианта языка, можно привести следующие широко известные приметы русского просторечия:

    - в области фонетики – радива (радио), самородина (смородина), пиянина (пианино), транвай (трамвай), колидор (коридор);

    - в области морфологии – кислый яблок, густая павидла, больной мозоль, требовает (требует), ездию (езжу), хочем (хотим);

    - в области лексики – шибко (‘очень’), давеча (‘недавно’), прокол (‘ошибка’), штука (‘тысяча денежных единиц’), придурок (‘глупый, бестолковый человек’);

    - в синтаксисе – Я согласная(‘согласна’); вернулся с отпуска (‘из отпуска’); Что ты сидишь целый день, как этот; А она мне, типа того, что я не была там никогда и др.

    Просторечие реализуется исключительно в устной форме. Наиболее типичными сферами и ситуациями реализации просторечия являются общение внутри семьи, с родственниками и соседями, разговоры в очередях в магазине и немногие другие.

    Социальные диалекты – это варианты языка, которые служат средством общения различных социальных и профессиональных групп. Как правило, носители социальных диалектов владеют также какой-либо другой подсистемой языка (литературным языком, диалектом или просторечием) и переключаются на социальный диалект в условиях общения с представителями своей группы. К социальным диалектам относятся профессиональные и групповые жаргоны, арго и сленг. Принципиальное отличие социальных диалектов от других социальных вариантов языка, прежде всего, от территориальных диалектов и литературного языка, заключается в том, что социальные диалекты не имеют собственной фонетической или грамматической системы и представляют собой лексические особенности речи.

    Жаргон (от франц. jargon ‘условный говор’) – это социальный диалект, обслуживающий открытые социальные группы: объединения или коллективы людей, объединенных общностью интересов, привычек, профессиональных навыков, занятий, социального положения, возраста и т.д. Существуют жаргоны профессиональные (актеров, портных, моряков, водителей, музыкантов, официантов и др.), молодежные, студенческие, жаргоны игроков в карты и домино, охотников, рыболовов, курильщиков и т.д. В дореволюционной России существовали также жаргоны дворянские, буржуазные, аристократические, канцелярские.

    Носители жаргона стремятся выразиться нетрадиционно и оригинально, поэтому большинство жаргонных слов представляет собой яркие эмоционально-оценочные образования; при этом названия получают предметы и понятия, представляющие живой интерес для носителей жаргона. Например, лексика студенческого жаргона связана с процессом обучения: стипуха, стипа – ‘стипендия’, шпоры – ‘шпаргалки’, выплюнуть, убить – ‘отчислить из высшего учебного заведения’, вышка – ‘высшая математика’; лексика армейского жаргона – с воинской службой: комод – ‘командир отделения’, дембель – ‘увольнение в запас’, черпак – ‘солдат, прослуживший в армии один год’, старик – ‘солдат, прослуживший в армии полтора года’; в профессиональном жаргоне летчиков встречаются следующие слова: петля, бочка, змейка – ‘фигуры высшего пилотажа’, брюхо – ‘нижняя часть фюзеляжа’, нога – ‘опора шасси’, морда – ‘передняя часть самолета’, ишак – ‘самолет И-16’ и др.

    Арго (от франц. argot ‘условный язык’) исторически складывались как тайные говоры закрытых социальных групп, делающие речь их носителей недоступной для окружающих, призванные служить орудием борьбы против общества, защиты собственных интересов и секретов профессиональной деятельности. Именно с этой целью создавались многочисленные условные ремесленные языки и арго офеней, первые упоминания о котором относятся к XVI веку. На нем говорили торговцы раскольничьими книгами и иконами, например, Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишлять! (‘Начальство в лавку идет бумагу читать’). В наши дни не существует подобных секретных подсистем.

    В современной лингвистике термин «арго» используется для обозначения речи криминальных и деклассированных элементов общества (воров, мошенников, бродяг, бандитов, уголовников, спекулянтов, карточных шулеров), которые засекречивают ее, делая непонятной для окружающих в целях совершения каких-либо антиобщественных действий, сохранения групповой идентичности, противопоставления «своих» и «не своих». Воровское арго часто называют феней.

    Как и в жаргоне, в лексике арго находят отражение интересы его носителей. Она образуется в результате преобразования исконных слов, заимствования, а также индивидуального словотворчества (намеренного искажения русских и иноязычных слов): например, в воровском арго – авторитет ‘опытный вор, заслуживший уважение преступного мира’, вертильщик ‘человек, ворующий ручную кладь’, ширмач ‘карманный вор’, гопник ‘уличный грабитель’, чиновник ‘уборщик камеры’, академия ‘тюрьма’, грызня ‘прения сторон на суде’, болеть ‘находится под судом или следствием, содержаться под стражей’, вязать ‘арестовывать’, левый ‘краденый, добытый нечестным путем’ и т.д.

    Сленг представляет собой открытую лексическую подсистему с широкой социальной базой (круг его носителей очень размыт). Его можно рассматривать как переходный страт между жаргонами и арго с одной стороны и просторечием с другой. Так, в последнее время в русской разговорной речи и в газетно-публицистических текстах стали активно использоваться слова типа прибамбасы, мент, водяра, кинуть ‘обмануть’, оттянуться ‘отдохнуть’ и др. Поскольку они находятся за пределами литературного языка, но широко распространены и не прикреплены в сознании россиян к какой-нибудь одной социальной группе, то их определяют как «общий жаргон» или сленг.

    Итак, существование в составе русского языка различных социальных вариантов закономерно и обусловлено историческим развитием языка и сложной социальной структурой современного российского общества. Между различными подсистемами не существует жестких границ, как не существует жестких границ в устройстве общества: каждый носитель русского языка является одновременно членом разных социальных общностей (семьи, компании друзей, школьного класса или студенческой группы, профессионального коллектива и др.), что обусловливает пересечение, взаимопроникновение различных языковых подсистем.

    Однако закономерность сосуществования социальных страт в составе национального языка не означает их равноправия. Важнейшим из них является литературный язык. Использование других социальных вариантов языка ограничено территориально, функционально, тематически и ситуативно: общение на жаргоне, диалекте, просторечии уместно и целесообразно только в неофициальной обстановке в кругу носителей соответствующей языковой подсистемы. Литературный язык социально и территориально не ограничен и способен обслуживать все сферы человеческого общения: он может быть и языком государства, науки, средств массовой информации, художественной литературы и повседневного бытового общения.


    написать администратору сайта