Главная страница
Навигация по странице:

  • Психологическое влияние

  • Механизмы воздействия в социальных коммуникациях.

  • Психологические механизмы, создающих потенциальную возможность возникновения искажений в процессе познания людьми друг друга

  • Эмпатия

  • Механизмы взаимопонимания.

  • Групповая идентификация

  • Межгрупповая дискриминация.

  • Социально-психологическая семантика коммуникаций. Презентация к 3 лекции. Социальнопсихологическая семантика коммуникаций Психология социальных коммуникаций Психологическое влияние


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеСоциальнопсихологическая семантика коммуникаций Психология социальных коммуникаций Психологическое влияние
    АнкорСоциально-психологическая семантика коммуникаций
    Дата03.02.2023
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрезентация к 3 лекции.pptx
    ТипДокументы
    #918880

    Министерство образования и науки РФ


    «Социально-психологическая семантика коммуникаций»

    Психология социальных коммуникаций
    Психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
    Механизмы воздействия в социальных коммуникациях. 

    Психологические средства влияния

    Паралингвистические сигналы

    Невербальные сигналы

    Вербальные сигналы

    слова и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи либо разные виды ее неправильности

    взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи

    особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков

    Вступая во взаимодействие, люди оказывают влияние друг на друга. Механизмы этого влияния следующие:

    1. Аргументация — высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции.

    2. Самопродвижение — объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, для того чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

    3. Манипуляция — скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

    4. Внушение — сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям.

    5. Заражение — передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться и усваиваться, состояние может как непроизвольно, так и произвольно.

    6. Пробуждение импульса к подражанию — способность вызвать стремление быть подобным себе. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) может быть произвольным и непроизвольным.

    7. Формирование благосклонности — привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

    8. Просьба — обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

    9. Игнорирование — умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером.

    10. Принуждение — приневоливание человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воздействия.

    11. Нападение — внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др.
    • суждение о другом человеке по аналогии с собой. Имеется в виду в большинстве случаев бессознательный перенос на других собственных свойств, переживаний и т. д.;
    • эффект ореола — влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку определенных свойств и проявлений его личности;
    • эффект стереотипизации — наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, т. е. обобщенного образа некоторой группы, категории людей («отличник», «троечник» и т. п.);
    • рассмотрение конкретного человека сквозь призму явных либо неявных общих представлений о том, какова должна быть личность по мнению воспринимающего;
    • стремление к внутренней непротиворечивости — склонность восприятия вытеснять все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившимся на сегодня о нем представлениям;
    • эффект инерционности — тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке (подчас бывает трудно изменить позицию, например, неуспевающего именно в восприятии педагога);
    • влияние характеристик личности воспринимающего — подразумевается воздействие на познание другого человека, например, уровня притязаний, самооценки, общительности или замкнутости воспринимающего;
    • эффект последовательности — влияние на восприятие последовательности получения сведений о человеке.

    Психологические механизмы, создающих потенциальную возможность возникновения искажений в процессе познания людьми друг друга:

    Идентификация  - выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

    Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.

    Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

    Механизмы взаимопонимания. 

    Физиогномическая редукция. Один из самых простых и распространенных способов понять и оценить другого человека — судить о нем по внешности, манере поведения, делать вывод о внутренних, психологических чертах, основываясь на внешнем облике (выражение лица, телосложение, походка, осанка и т. д

    Существует два принципиально различных групп механизмов понимания человека человеком:

      межличностных  и  межгрупповых.

    Механизмы понимания, взаимосвязанные между собой:

    1. Социальная категоризация — это распределение людей и событий окружающего мира по определенным категориям. Одни из этих категорий постоянны, устойчивы, отчетливо осознаются всеми, другие менее определенны, ситуативны, неосознаваемы.

    2. Групповая идентификация — это, по существу, переход от «Я» индивида к множеству «Мы», а любое «Мы» не может существовать без соответствующего «Они».

    3. Механизм социального сравнения. И самым важным моментом здесь является то, что сравниваются не люди как уникальные индивидуальности, но именно группы как целое. Не «Я» и «Ты», а «Мы» и «Они».

    4. Межгрупповая дискриминация. Какой наиболее вероятный результат сравнения между «Мы» и «Они»? Конечно, чаще всего он оказывается в пользу «Мы». Недооценка «Их» и переоценка «Нас» (а то и оба процесса одновременно) — настолько типичное явление, Тэджфел выделяет его в самостоятельный процесс и называет межгрупповой дискриминацией. Здесь, конечно же, идет речь не о дискриминации в социально-политическом смысле, а о механизме понимания. В буквальном переводе с латинского слово «дискриминация» означает всего лишь «различение».

    5. Стереотипизация - это понимание другого путем отнесения его к какой-либо социальной группе и автоматического перенесения на него типичных для данной группы характеристик.

    Вне всякого сомнения, социальные стереотипы, полные этноцентризма, предрассудков, враждебности, — явления сугубо отрицательного порядка. Однако было бы очень серьезным заблуждением видеть причину их содержания в психологическом процессе стереотипизации. Конечно, он имеет самое прямое отношение к подобного рода стереотипам, но только как механизм формирования и ни в коем случае не как их причина. Причины кроются, конечно же, в факторах социального, а не психологического порядка [Агеев, 1985].


    написать администратору сайта