Главная страница
Навигация по странице:

  • Общество как система, его основные элементы. Виды системных моделей общества. Общество

  • Координация

  • Экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни общества. Экономическая сфера

  • Производственные отношения

  • Политическая сфера общества

  • Обыденное сознание

  • Общественная психология

  • Социальное бытие и его специфика. Основные подходы к изучению общества. Общественное бытие понятие введенное Марксом, подчеркивавшим, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание


    Скачать 29.9 Kb.
    НазваниеСоциальное бытие и его специфика. Основные подходы к изучению общества. Общественное бытие понятие введенное Марксом, подчеркивавшим, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание
    Дата14.12.2021
    Размер29.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSamuseva_Zadanie12.docx
    ТипДокументы
    #303116

    1. Социальное бытие и его специфика. Основные подходы к изучению общества.

    Общественное бытие – понятие введенное Марксом, подчеркивавшим, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Под общественным бытием («социальной материей») понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.

    Общество – не просто совокупность людей, но еще и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Это понимание общества наиболее отчетливо выразил в своих трудах Дюркгейм. Он утверждал, что общественная жизнь представляет собой реальность особого рода – социальную реальность. Она отличается от природной реальности и не сводима к последней. Ибо в ней кроме вещественно-энергетических процессов есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни – невидимые процессы, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание. Это «надбиологическая» и «надындивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощенной в человеческих индивидах. Люди в обществе не просто сосуществуют, они взаимодействуют между собой, и вследствие этого взаимодействия общество выступает как сложная система, которая есть единое целое, а не просто некое множество собранных вместе отдельных частей-элементов.

    1) общество есть диссипативная система, т.е. открытая динамическая система, взаимодействующая с окружающей средой и сохраняющая свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Полученные вещества и энергия общество распределяет между клетками социального организма, перерабатывает и использует, выбрасывая их из себя и рассеивая в окружающей среде. Специфической для общества формой взаимодействия со средой является материальное производство. Оно служит основой разнообразных форм хоз. деятельности людей, направленной на удовлетворение их материальных потребностей.

    2) самоорганизация, т.е. общество, его структура возникает, сохраняется и усложняется в результате происходящих в нем внутренних процессов. Самоорганизация чел. общества исторически происходит в виде развития разнообразных форм управления социальными процессами, прежде всего, власти.

    3) рост объема используемой информации. В открытой неравновесной системе при достаточном притоке энергии извне элементы начинают функционировать когерентно, согласованно. В результате внутри системы возникает информационная среда, в которой циркулирует и накапливается информация. Рост объема этой информации – условие самоорганизации системы. Глобальная особенность - у людей, обладающих сознанием и разумом, информация приобретает особое сверхприродное качество – смысл. Накопленная поколениями информация не исчезает вместе с ними, а сохраняется в культуре. Так возникает механизм социальной памяти. Благодаря этому в обществе, в отличие от животного мира, становится возможным ускоренный рост объема информации, находящейся в распоряжении человечества. Такой рост обеспечивает развитие общества.

    Существуют различные подходы к исследованию общества, среди основных – идеалистический, материалистический, натуралистический. Спор между ними возникает по вопросу о той роли, какую играют в обществе духовные, материально-производственные и природные факторы.

    • Представители идеалистического подхода общественную жизнь объясняют воздействием духовных по своей природе факторов. Причиной происходящих в обществе событий они считают идеи, рождающиеся в головах людей. И поскольку все люди уникальны, действуют произвольно, постольку нет никаких закономерностей общественной жизни, она представляет собой совокупность случайных и неповторимых событий. Часть философов-идеалистов считает, что в общественной жизни всё-таки есть закономерности, так как люди реализуют план, замысел каких-либо сверхъестественных духовных сил – Бога, Мирового Разума и т.п. Такой точки зрения придерживался, например, Г. В. Ф. Гегель.

    • Представители противоположного, материалистического подхода считают, что в обществе действуют такие же объективные законы, как и в природе. Эти законы не зависят от воли и желания людей. Развитие общества представляет собой не сверхъестественный, а естественноисторический процесс, который можно так же изучать, как и законы природы. Знание объективных социальных закономерностей даёт возможность реформирования, усовершенствования общества.

    Философы-материалисты подчёркивают значение материальных факторов общественной жизни. По их мнению, основой общественной жизни является материальное производство, и именно там нужно искать причины происходящих в обществе событий, так как материальные интересы людей решающим образом влияют на их сознание, на идеи, которых они придерживаются в жизни. Подобной точки зрения придерживался К. Маркс.

    • Разновидностью материалистического подхода к объяснению общественной жизни является натуралистический подход. Его представители закономерности развития общества объясняют природными факторами. Различные природные факторы существенно влияют на образ жизни, производственную деятельность человека, обусловливают хозяйственную специализацию различных регионов, психический склад наций, их духовную культуру и тем самым предопределяют формы и темпы исторического развития разных обществ. Одним из наиболее существенных факторов является климат. Установлено, что локальные ухудшения климата – похолодания, иссушения – всегда совпадали с возникновением великих империй, взлётами человеческого интеллекта, а в периоды потеплений происходил распад империй, застой духовной жизни. На общественное развитие большое влияние оказывают и космические факторы, например, 11-летние циклы солнечной активности. На пики солнечной активности приходится рост социальной напряжённости, социальных конфликтов, преступности, психических расстройств, возникновение эпидемий и другие негативные явления.



    1. Общество как система, его основные элементы. Виды системных моделей общества.

    Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.

    Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:

    • наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

    • постоянное видоизменение, динамичность, незавершённость (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

    • наличие своих законов исторического развития;

    • непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;

    • способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу;

    • несводимость только к людям, т. к. человек в процессе своей деятельности создает вне- и над-индивидуальные формы, связи и отношения;

    • самодостаточность, т. е. способность совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.

    Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

    Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

    1. люди;

    2. социальные связи и взаимодействия;

    3. социальные институты, социальные страты;

    4. социальные нормы и ценности.

    Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода: Общество — большая упорядоченная совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

    Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

    • Координация — это согласованность элементов, их взаимное функционирование.

    • Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

    Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

    Основными сферами жизни общества являются:

    • экономическая;

    • социальная;

    • политическая;

    • духовная.

    1. Экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни общества.

    Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

    • производство;

    • распределение;

    • обмен;

    • потребление.

    Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

    • отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

    • отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

    • отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.

    Социальная сфера — система внутреннего устройства обще­ства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

    По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

    • классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы(как правило, собственников и несобственни­ков, зачастую антагонистические, между которыми происхо­дит так называемая классовая борьба); распространен в мар­ксистской философии;

    • стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; под­ход, свойственный западной философии.

    Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

    С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

    Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

    Элементами политической системы общества являются:

    • государство и государственные органы;

    • политические партии;

    • общественные организации;

    • профсоюзы;

    • иные институты.

    Основными элементами духовной жизни общества являются:

    • духовная деятельность;

    • духовные ценности;

    • духовные потребности людей;

    • духовное потребление;

    • индивидуальное сознание;

    • общественное сознание.

    Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

    В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

    В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными потребностями.

    Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

    Общественное сознание — возникающая из общественной прак­тики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

    Элементами общественного сознания являются:

    • Обыденное сознание — непосредственное восприятие обще­ством и его членами окружающей действительности.

    Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

    • Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

    Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

    ВЛАСТЬ - специальное общественное отношение, предполагающее возможность и способность одного социального субъекта реализовать свою волю в деятельности других субъектов

    ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека и охватывающих мир (всю планету Земля) в целом.

    ГОСУДАРСТВО - основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры; политическое образование, в рамках которого отношения между людьми регулируются законами и нормами при наличии сил принуждения.

    ЗАКОН - существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями, которая характеризуется как объективная, существенная, необходимая.

    ИСТОРИЯ - процесс развития природы и общества; временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим.

    КЛАССЫ - большие группы людей, различающиеся по их месту и роли в системе общественного производства.

    КУЛЬТУРА (colère образовать, обрабатывать) означает то же, что образование или образованное состояние внутренних и внешних сил человека и народа, в соединении с благоустроенными формами общежития и с достаточным запасом материальных средств и орудий жизни.

    НООСФЕРА (греч. noos - ум, разум и sphaira - сфера, область) - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместного развития человека и природы.

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - уровень общественного сознания, характеризующий психологический облик различных социальных групп и выражающий их интересы.

    ПОТРЕБНОСТИ - нужда или недостаток в ч.-л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организ­ма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности.

    ПРОИЗВОДСТВО - процесс потребления рабочей силы и создания средств производства и предметов личного потребления, необходимых для существования и развития человеческого об-ва.

    СИНЕРГЕТИКА - научная концепция, изучающая наиболее общие закономерности спонтанного структурогенеза.

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - целостная совокупность всех существующих человеческих общностей, взятых в их взаимосвязи.

    СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas общество и logos — учение) — наука о формах и изменениях совместной жизни людей, о закономерностях развития и функционирования общества.

    ТЕХНИКА (от греч. 1есйпё — искусство, мастерство) — совокупность средств, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей; совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве; машины, механические орудия, устройства; система материальных средств человеческой деятельности.

    ТРУД - целесообразная материальная деятельность человека, основанная на знаниях и направленная на изменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

    ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum – будущее) – учение о будущем человечества, дальнейшем ходе истории и развитии общества.

    https://studfile.net/preview/3535939/page:11/

    https://studbooks.net/713317/filosofiya/spetsifika_sotsialnogo_bytiya

    https://www.grandars.ru/college/sociologiya/obshchestvo-kak-socialnaya-sistema.html

    https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/ponyatie-obschestva-obschestvo-kak-sistema


    написать администратору сайта