Эссе. Социальное положение бездомных людей в Казахстанском обществе и других обществах
Скачать 16.28 Kb.
|
Эссе «Социальное положение бездомных людей в Казахстанском обществе и других обществах.» Каждый человек индивидуален сам по себе, но мы все проживаем в социуме. Занимаем в обществе определенную нишу своего положения. Я – студент. И я пока только начинаю решать общественно-политические или иные государственные задачи в обществе. Если брать в целом, то от меня пока не зависят никакие общественные процессы. И, тем не менее, я занимаю определенное положение в социуме и являюсь его членом. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полемизируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов стали важным инструментом исследователей, помогающим глубже осмысливать социальные процессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения. Но сегодня мы затронем тему, про низшие слои нашего общества. Это люди без определенного места жительства, люди, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. Бездомные - это социальная группа общества, характеризующаяся отсутствием жилья, дома. Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в определении бездомного лишь тогда, когда у него нет социально приемлемой роли ни в системе общественной занятости, ни в семье, ни в общине. Именно это характеризует бездомность и именно в этом случае жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям. Положение бездомных невозможно рассматривать вне общеэкономического, политического, демографического положения в стране и происходящих в ней правовых процессов. Эксперты, изучающие проблему бездомности (социологи, юристы) отмечают, что за последние 5 лет положение бездомных в Казахстане ухудшилось. В условиях меняющейся социально-экономической ситуации происходят не только количественные, но и качественные изменения в структуре рассматриваемого явления. На месте прежних возникают новые факторы, например, приватизация жилья, безработица и связанная с ней миграция и т.д., обусловливающие появление новых категорий бездомных. В Казахстане традиционно было много бездомных (бродяг) и нищих. Для них строились ночлежные дома, приюты, отводились специальные места для легального сбора подаяний и т.д. В Казахстане в отношении лиц без жилья используется не понятие «бездомный», а «лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий» или «уязвимые слои населения». В Казахстане работает больше сотни благотворительных организаций. Национальная волонтёрская сеть (National Volunteer Network) – неправительственная организация, образованная в 2010 году. Сеть объединяет более 80 волонтёрских организаций по Казахстану, помогает гражданам, нуждающимся в социальной помощи. НПО также активно принимает участие в благотворительных акциях медицинской сферы, социальных проектах и в решении вопросов экологии. Страна активно помогает людям в таких тяжелых ситуациях, создавая новые волонтерские центры и дома для бездомных, также выделяя средства с местного бюджета. Будет ли бездомность завтра? Да. Какое-то количество бездомных будет всегда. Это будут именно те 5%, которые при любом режиме выбирают подобный образ жизни, но остальные 95%, борющихся за выживание сейчас и пытающихся сохранить внешний вид обычного «домашнего» человека, перестанут быть изгоями. Как бы ни было тяжело, сострадание и милосердие к самым обездоленным не иссякало. Сейчас таких миллионы. Эти несчастные имели жилье, учились, получали профессиональные навыки (до 70% бездомных имеют среднее образование, 20-22% - среднее специальное, 8-10% - высшее). Они могут еще вернуться к жизни, если общество от них не отвернется. Только под девизом замечательного доктора Ф. П. Газа: «Спешите делать добро». Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения. |