Главная страница
Навигация по странице:

  • Плодотворность воодушевленной любовью перестройки

  • Любовь ограничивает катастрофы

  • Любовь увеличивает продолжительность жизни общества

  • Сорокин.Энергия любви-2. Социологическое наследие П. А. Сорокин таинственная энергия любви


    Скачать 335 Kb.
    НазваниеСоциологическое наследие П. А. Сорокин таинственная энергия любви
    АнкорСорокин.Энергия любви-2.pdf
    Дата21.08.2018
    Размер335 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСорокин.Энергия любви-2.pdf
    ТипДокументы
    #23306
    страница1 из 3
      1   2   3

    Социологическое наследие
    П.А. СОРОКИН
    ТАИНСТВЕННАЯ ЭНЕРГИЯ ЛЮБВИ*
    Любовь может остановить войну
    Ряд точно описанных исторических событий дает ответ на эти вопросы.
    Как первое доказательство мощи любви в ответ на войну и мир может быть отмечен эксперимент Ашоки [25]. После вступления на трон в 273 г. до н.э. Ашока, подобно его предшественникам, провел первые 12 лет своего правления в войнах за консолидацию
    Индийской империи.
    Из надписей, сделанных по распоряжению Ашоки, мы узнаем, что ужасы войн вызвали в нем глубокое раскаяние, чувство глубокого стыда и понимание абсолютной тщетности войны как средства умиротворения и социального совершенствова- ния. В результате в 259 г. он вступил в Буддийский орден монахом. Эта дата отмечает полное преображение как самого Ашоки, так и его политики.
    Удачливый император-завоеватель превратился в усердного апостола мира, сострадания, любви и добрых деяний. Он начал проповедовать, применять и проводить
    «политику добра, милосердия, терпимости, правдивости, чистоты и вежливости» особенно по отношению к покоренным народам и политику освобождения от
    «лишений, насилия, жестокости, страха, самонадеянности и зависти». Этим он сумел обеспечить мир почти на 70 лет. Учитывая, что такой долгий период мира случался только три раза за всю историю Греции,
    Рима и 13 европейских стран, достижение Ашоки решительно наводит на мысль, что политика подлинного дружелюбия может обеспечить продолжительный мир более успешно, чем политика ненависти и агрессии, которой, к несчастью, придерживаются еще правительства в наше время.
    С давних времен и до сих пор этой грабительской политике «мира посред- ством вооруженной силы», устрашения, принуждения и разрушения следовало подавляющее большинство правительств.
    Несмотря на прославление такой политики в прошлом и настоящем, не- смотря на нескончаемую репетицию «заряженной ненавистью» политики, она не дала человечеству ни продолжительного мира, ни принесла даже относительно длительных мирных периодов.
    После бесчисленных применений грабительской и отягощенной ненавистью политики в течение тысячелетия, человечество обре- тает себя в самом кровавом, самом воинственном, самом негуманном и самом разрушительном веке из прошедших 25 столетий.
    * Окончание. Начало см. в N 8.
    144

    Плодотворность воодушевленной любовью перестройки
    Внутренняя политика Ашоки была также очень успешной. Без насилия и кровавых потерь в его царствование плодотворно проведена одна из вели- чайших перестроек в история человечества — жизненная, социальная, эконо- мическая, политическая, законодательная, ментальная, моральная, духовная и эстетическая.
    Для своего времени и для всех времен реорганизация Ашоки глубже, величественнее и шире, чем любая реконструкция, совершенная средствами кро- вавых революций и насилия. Кроме того, успех Ашоки во внутренней поли- тике не случаен. Это был выделяющийся из общего правила случай, когда воодушевленная любовью перестройка, стремящаяся к действительному благо- получию людей и осуществляющая ее мирными средствами, является более успешной и приносит более продолжительные позитивные результаты, чем социальное переустройство, вдохновленное ненавистью и осуществленное глав- ным образом насилием и кровопролитием.
    Хотя в наш век насилия я кровопролитий эта истина совершенно игно- рируется, она остается верной. В дополнение к мирным реформам и кро- вавым революциям прошлого, события нашего века также убедительно дока- зывают ее достоверность. Они доказывают эту истину позитивно и негативно.
    Безграничное насилие и воодушевленная ненавистью политика первой мировой войны, второй мировой войны, корейской войны, китайской, русской, фашистской и гитлеровской революций поразительно демонстрируют абсолютную тщетность управляемых ненавистью войн и революций в улучшении всеобщего благо- состояния человечества.
    Свидетельства этих войн
    Я революций подтверждаются также войнами и революциями прошлого.
    Начиная с древнейшего свидетельства о египетской революции (около 3000 г. до н.э.) и кончая последними революциями, все свидетельствует об абсолютной тщетности управляемого ненавистью массо- вого насилия для реализации идеи благополучия человечества.
    С другой стороны, эти негативные свидетельства войн и революций под- тверждаются плодотворностью мирного и воодушевленного любовью последо- вательного социального переустройства.
    Поразительные исторические прецеденты такого переустройства обеспечи- ваются посредством мирного преобразования людей, культур и социальных институтов основателями, апостолами, ранними последователями религий и этики любви, а также состраданием и взаимопомощью. В конце концов, Иисус,
    Будда, Махавира, Лао Цэы, Конфуций и Франциск Ассизский не имели ни оружия, ни физической силы, ни богатства или любого из земных средств для оказания влияния на миллионы и для определения исторических судеб наций и культуры.
    Чтобы добиться своей силы, они не призывали к ненависти, зависти, жадности и другим эгоистическим страстям человеческого существования. Даже физически их тела не были телами тяжеловесов-чемпионов. И кроме того, вместе с группой последователен они придавали новые формы взглядам и поведе- нию несметных миллионов, преобразовывали культуры и социальные институты и существенно обусловили ход истории. Никто из величайших завоевателей и революционных лидеров не может даже отдаленно состязаться с этими апостолами любви в значительности и долговечности изменений, осуществленных благодаря их деятельности.
    Как раз наиболее значительные, великие апостолы любви преуспели в решении задач гигантских и нерушимых перемен в направлении «подъема» созидательной любви взамен «упадка» — Намного более легкого направления ненависти и кровавой борьбы.
    145

    Если на один момент мы представим христианство устраненным из истори- ческой жизни, социальных институтов и культуры Запада; конфуцианство, даосизм и буддизм — из жизни и культуры Китая; индуизм, буддизм и джайнизм из социокультурного универсума Индии — только хаотическая масса развалин останется от культуры, социальных институтов и исторической жизни этих стран. Без этико-религиозных систем вся история становится непонятной.
    Более того, без гигантского потока возвышенной любви, излитой в него апостолами любви, жизнь человечества очень нуждалась бы в каком-то мини- муме морального основания, необходимого для существования и выживания.
    Bellum omnium contra omhes (война всех против всех) [26] и самоубийственное взаимное истребление стало бы участью человечества, если бы эта возвышенная любовь отсутствовала.
    И как, с помощью какой силы, эти моральные лидеры были способны оказывать такое огромное влияние? Только из-за благодати возвышенной любви они были благословенны и благодаря мудрости любви были они открыты и признаны своими ближними. Как уже говорилось, они не командовали никакой вооруженной силой или государственным аппаратом; они не обладали богатством и тем, что ему сопутствует; они не были ни великими учеными-интеллек- туалами, ни искусными художниками. Их единственным оружием была таинствен- ная энергия любви. По этой причине их влияние — бесспорное проявление в сущности безграничной силы любви.
    Благодаря этой силе любви они облагораживают, поддерживают и воссоздают биологическую, социальную и культурную жизнь человечества.
    Благодаря этой силе они нейтрализуют и ограничивают разрушительное влияние сил борьбы — и делают это до настоящего момента.
    Сила любви не ответственна за кровавые движения и смерти, часто совер- шаемые именем Иисуса, Будды или других гениев созидательной любви. Рели- гиозные войны и преследования, религиозные политические механизмы и их великие инквизиторы ничего не сумели сделать с учениями и деятельностью великих апостолов Любви.
    Как бы то ни было, эти механизмы, бюрократические инквизиторы, войны, преследования, нетерпимость, лицемерие являются отрицанием и искажением силы любви основателей великих религий любви.
    Воинственные деяния таких механизмов есть главным образом проявления эгоцентрического господства, а не сил любви.
    Последнее переустройство Индии может служить современным образцом пере- стройки, воодушевленной и «питаемой» силой любви. Оно было начато и продолжено под руководством Ганди и его соратников. Их политика мотиви- рована созидательной любовью, самой чистой и прекрасной. Ненависть и вражда были совершенно исключены из их движения, так же как и насильственные средства и методы. На протяжении всей своей истории движение, руководимое
    Ганди, было мирным и организованным, и его конструктивные результаты подлинно поразительны. Оно достигло полной политической независимости для 400 млн. жителей Индии. Один этот результат превосходит политические достижения практически любой насильственной революции, известной в истории человечества.
    Движение Ганди преуспело в освобождении и уравнении в правах 60 млн. отвер- женных в Индии; вряд ли можно сравнить его результат с «освобождением»' любой насильственной революцией.
    Помимо плодотворного, не поддающегося оценке преобразования Индии, оно произвело огромный резонанс во всем человеческом универсуме. Эта сила любви продолжает жить в Индии, воплощаясь в деятельности одного из после- дователей Ганди, «святого» Ахарья Винола Бхаве. Осуществляя принципы любви, просто взывая к доброте человеческой натуры, этот кроткий аскет уже достиг поразительных результатов в своем «крестовом походе одного человека» [27].
    146

    Плодотворность социальных реформ демонстрируется практически всеми подобными преобразованиями в истории разных стран, воодушевленными скорее любовью, чем ненавистью.
    «Великие реформы» 1861—1865 гг. в России, которые освободили крепостных и основательно реорганизовали политические, социальные, экономические и куль- турные институты, являются еще одним очень успешным мирным преобразо- ванием. Европеизация Японии и фундаментальная реорганизация ее институтов, продолженная в организованной форме в течение второй половины XIX в. и в начале XX — еще одно успешное преобразование. Позитивный успех становится особенно ясным, когда он противопоставляется насильственным опытам
    Японии по преобразованию своей страны и Азии как «сферы совместного преус- певания». Начиная с атаки на Пирл Харбор, эта «перестройка», продолженная средствами неогранического кровопролития, вылилась в катастрофическое поражение Японии и убийственное опустошение Китая и других азиатских стран.
    В самом деле это показывает, что насилие и разрушение «не окупается».
    Если что-то доброе проистекает от войн и революций, то оно обусловлено потоком неэгоистической любви и бескорыстного желания помочь массам, стра- дающим от последствий большинства войн и великих революций. Иначе говоря, большинство позитивных результатов таких насильственных движений дости- гается посредством грабежа других групп, ценой их страдания, их благополу- чия и часто самой их жизни. Большинство «достижений» войн и рево- люций преобретены грабежом потерпевшей поражение стороны победившей группой.
    В то время как победившая правящая группировка получает выгоды от войны или насильственной революции, основная масса населения обеих сра- жающихся, сторон должна нести издержки. И чем кровопролитнее борьба, тем выше цена — в жизни, достоянии и счастье для широких масс.
    В затяжных и кровавых сражениях жизненные, экономические, ментальные и моральные потери широких слоев с обеих сторон обычно далеко пре- восходят их приобретения. В то время как небольшие правящие группы Чингиз- хана или Наполеона, Мария или Суллы, Цезаря или Антония, Кромвеля или
    Робеспьера,
    Ленина или
    Гитлера недолго пользовались своими победами, широкие массы народов были почти разорены борьбой. Иногда гибель в конце концов вела к упадку «истекавших кровью» народов и их культур- ного творчества.
    Кровавые гражданские раздоры и Пелопонесская война привели к распаду
    Греции; дорогостоящие войны и гражданские сражения Мария и Суллы, Первый и Второй триумвираты дали толчок упадку Римской империи.
    Кровопролитие
    Французской революции и наполеоновские войны подготовили последующий упадок Франции.
    То же можно сказать о войнах турецкого султана Сулеймана Великолепного
    [28] или о распаде Древнего, Среднего и Нового царств в Египте. Наконец, самые кровавые революции и мировые войны нашего времени привели все человечество, особенно воинственный и беспокойный Запад (включая Россию) на грань апокалиптической катастрофы.
    Вдохновленные ненавистью бойни не улучшают социальное благосостояние, не излечивают социальные недуги. Только благоразумно управляемые силы любви и свободной кооперации могут выполнить эти функции.
    147

    Любовь ограничивает катастрофы
    Как правило, умиротворяющая сила любви оказывается главной силой, кото- рая ограничивает длительные и смертельно опасные катастрофы в жизни народов. Систематическое изучение всех таких катастроф в истории Древнего
    Египта, Вавилона, Китая, Индии, Персии, Израиля, Греции, Рима и стран Запада показывает, что все такие катастрофы в конце концов преодолевались с помощью альтруистического облагораживания людей, культур и социальных институтов этих народов. Это облагораживание часто возникает и распространяется в форме новой религии любви и сострадания подобной буддизму, джайнизму, или христиан- ству, или как моральное и духовное обогащение старой религии и ее моральных заповедей.
    Мы не должны забывать, что практически все великие религии возникли в катастрофических обстоятельствах, и в первоначальный период были прежде всего и больше всего моральными социальными движениями, вдохновленными симпатией, состраданием, Евангелием любви. Они вышли на свет для достижения нравственного возрождения деморализованного общества.
    Лишь позднее такие движения отягощаются комплексом теологических догм и впечатляющих ритуалов.
    Это одинаково верно для возникновения и первоначального периода конфу- цианства, даосизма, зороастризма, иудаизма, христианства и других этико- религиозных движений
    1
    Любовь увеличивает продолжительность жизни общества
    Энергия любви не только увеличивает долголетие индивидов, но также период жизни обществ и организаций.
    Социальные организации, построенные главным образом на ненависти, завоевании, принуждении, подобно империям
    Александра
    Великого,
    Цезаря,
    Чингиз-хана,
    Тамерлана,
    Наполеона,
    Гитлера, имели, как правило, очень короткую жизнь — несколько лет, десятилетий, редко несколько столетий. Так было с различными организациями, в которых неэгоистическая любовь играет незначительную роль.
    Средняя продолжительность жизни малых фирм вроде аптек, скобяных или бакалейных магазинов в этой стране
    2
    , только около четырех лет. Большие торговые фирмы (участвовавшие в американском и европейском товарообмене) выживают в среднем примерно
    29 лет. Даже период жизни большинства государств редко выходит за пределы одного или двух столетий. Наиболее долгоживущие организации — это великие этико-религиозные организмы, подобные даосизму, конфуцианству, иудаизму, буддизму, джайнизму, христианству и магометанству. Все эти организации уже просуществовали в течение более одного тысячелетия — некоторые более двух тысячелетий — и нет признаков их разложения в представимом будущем.
    Секрет долголетия, возможно, лежит
    Б
    ИХ преданности альтруистическому воспитанию человечества, и вообще культивированию любви в человеческом универсуме.
    4. Любовь как высшая форма человеческих отношений
    Очевидно, что самое прекрасное, самое достойное и самое счастливое чело- веческое общество — это общество индивидов, связанных отношениями любви. Это — самое свободное общество, потому что подлинное значение слов «Я люблю находиться здесь», или «Я люблю делать это», или «Я люблю быть участником» является высочайшим выражением свободного желания, действия и предпочтения субъекта. Это — самое счастливое общество, т.к.
    1
    См. P. Sorokin. Man and Society in Calamity. Chs. X, XI, XII.
    2
    В Америке. - Примеч. переводчика.
    148
    любящий и любимый представляют собой высшую форму счастья в человеческих отношениях. Это — самое мирное и гармоничное общество, а также самое творческое, самое прекрасное и достойное.
    Отношение любви является не только наилучшим, но минимум его абсолютно необходим для долгого и радостного существования человеческого общества и социальной жизни вообще.
    Общество, связанное только узами принуждения, — едва ли не наихудшая
    «тюрьма». Заключенные всегда стремятся убежать из нее. Это — социальный притон, едва ли достойный проживания в нем. Если бы человечество было осуждено жить в такой универсальной тюрьме, ни человечество, ни его социаль- ная жизнь не смогли бы продолжить существование. Платон и Аристотель были совершенно правы в своем утверждении, что истинная дружба или любовь являются самым жизненно важным материалом во всех подлинных социальных отношениях [29].
    5. Сила любви в познании, красоте, добре, свободе и счастье
    Наконец, любовь представляет собой значительную силу, приводящую в движе- ние абсолютную энергию каждой из высочайших ценностей человеческой жизни: энергию истины и познания, красоты и свободы, доброты и счастья. Следовательно, любовь к истине делает поиск истины более действенным, радостным и неуто- мимым, чем погоня за истиной,, принудительно навязанная или обусловленная договором.
    Большинство достоверных истин человечества открыто скорее благодаря любви к истине, чем благодаря принуждению или обязательству. Любовь к истине не только стимулирует научные открытия, изобретения, философские и религиозные истины, но также прямо способствует нашему познанию и эрудиции. Благо- даря сопереживанию, общению и участию в опыте всех, кто любим, любовь чрезвычайно обогащает наш бедный индивидуальный опыт.
    Этот сочувственный; сопереживающий, любящий путь обучения является, возможно, одним из самых надежных и эффективных методов познания и самым плодотворным путем к истине и знанию. Любовь в данном случае преобразует себя в истину и знание. Этими двумя путями энергия любви значительно усиливает энергию истины и знания.
    Подобным образом любовь значительно увеличивает энергию красоты.
    В известном смысле любовь есть обязательный компонент красоты. Что-то, что один любит и на что смотрит любящими глазами, становится «привле- кательным», т.е. прекрасным.
    Что-то нелюбимое оказывается
    «непривлекатель- ным», часто безобразным.
    Поскольку любовный опыт прекрасен по самой своей природе, все, к чему прикасается любовь, становится прекрасным. Любовь побуждает к поиску красоты и обеспечивает необъятную движущую силу для энергии самой красоты. Бла- годаря фактору красоты любовь заметно влияет на нашу жизнь и ход исто- рии.
    Сила любви проникла и воплотилась в феноменах всех пяти искусств, начиная с наслаждения закатом солнца икрасотой возлюбленной и кончая эпическими поэмами Гомера, Трагедиями Шекспира, музыкой Бетховена и Баха, скульптурой Микельанджело и всеми великими картинами и архитектурой.
    Любовь к свободе также была средством во всех движениях за реализацию свободы в истории человечества. Даже более того, опыт любви есть свобода в ее лучшем и возвышенном выражения. Любить что-то означает действовать свободно, без принуждения или искусственной стимуляции.
    Быть свободным означает делать то, что любишь делать. В этом смысле любовь и истинная свобода синонимы. Принуждение есть отрицание любви. Где есть любовь,
    149
    там нет принуждения, где есть принуждение, там нет любви. И чем больше любови, тем больше свободы. Без любви все Билли о правах и все конститу- ционные гарантии свободы есть пустая шелуха.
    Нет необходимости доказывать, что любовь является сердцем и душой самой этической добродетели и всех великих религий. Их центральной запо- ведью всегда была любовь к Богу и ближнему. Их главная истина есть
    «Бог есть Любовь» и «Любовь есть Бог». Без любви нет морали и нет религии. Если поток любви в религии или этике иссякает, обе они становятся пустыми и мертвыми.
    Наконец, любовный опыт есть высшая форма счастья. Любовь «все переносит... никогда не перестает» [30]. Любовь не боится ничего или никого. Когда любовь безгранична и чиста, она есть «мир Бога, который движется все понимая».
    Каждый опыт любящего и любимого, каким бы простым и грязным он ни был, является уже счастливым опытом, «моментом солнечного сияния» в течение нашей серой жизни. Опыт великой любви является высшим бла- женством человеческой жизни. Каждая жизнь, лишенная любви, есть просто ничтожное существование. Такая жизнь часто становится невыносимой и ведет свою жертву к самоубийству.
    Следовательно, сила любви генерирует, вдохновляет, усиливает и управляет во всех индивидуальных и коллективных действиях осуществления истины и знания добра и справедливости, красоты и свободы, или summum bonum [31] и счастья в течение всей созидательной истории человечества. Осмысливая должным образом все проявления энергии любви, можно лишь согласиться с вновь заявленной Ганди и Достоевским старой истиной о силе любви. Достоевский мудро советует: «Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку.
    Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь, наконец, весь мир уже все- целою, всемирною любовью... Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: „взять ли силой или смиренной любовью?" Всегда решай: „возьму смиренной любовью". Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное — страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего.» [32].
      1   2   3


    написать администратору сайта