Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Дифференцированное понимание феномена толерантности. 7 Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы подростковой толерантности. 9

  • Описание этапов исследования и интерпретация результатов. 9 2.2 Выводы и рекомендации. 13 Заключение. 14 Литература. 15

  • Целью

  • Объектом

  • Глава 1. Понятие толерантности.

  • 1.1 Терпимость как характеристика личностная и общественная. Терпимость как характеристика личностная.

  • Терпимость как характеристика общественная.

  • 1.2. Дифференцированное понимание феномена толерантности.

  • Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы подростковой толерантности.

  • Описание этапов исследования и интерпретация результатов. Целью

  • 2.2 Выводы и рекомендации.

  • Формирование культуры толерантности. Формироние культуры толерантности. Содержание. Введение 3 Глава Понятие толерантности. 5 1 Терпимость как характеристика личностная и общественная. 5


    Скачать 119.5 Kb.
    НазваниеСодержание. Введение 3 Глава Понятие толерантности. 5 1 Терпимость как характеристика личностная и общественная. 5
    АнкорФормирование культуры толерантности
    Дата17.06.2022
    Размер119.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФормироние культуры толерантности.doc
    ТипИсследование
    #598623

    Содержание.


    Введение 3

    Глава 1. Понятие толерантности. 5

    1.1 Терпимость как характеристика личностная и общественная. 5

    1.2. Дифференцированное понимание феномена толерантности. 7

    Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы подростковой толерантности. 9

      1. Описание этапов исследования и интерпретация результатов. 9

    2.2 Выводы и рекомендации. 13

    Заключение. 14

    Литература. 15

    Приложение. 16

    Жить в мире с самим собой и с другими.
    Введение.
    Актуальность проблемы формирования толерантности не вызывает сомнений в современном, насыщенном межэтническими противоречиями мире. Количество публикаций на эту тему постоянно растет. В различных исследованиях о толерантности пишут как о личностном свойстве, означающем принятие другого человека, взаимную помощь, доверие. Есть примеры понимания толерантности как способности человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно относиться к отличным от своих мыслям и идеям [1].

    По справедливому замечанию В.В.Шалина, толерантность выступает в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Свобода мысли, чувства поступка, при котором человек живет в мире с самим собой и с другими.

    Вопрос о толерантности давно ставился социальными мыслителями в связи с исследованием базовых форм социальных связей и определялся ре­шением вопроса о том, что движет людьми в обществе — конфликт, «борь­ба всех против всех», классовая или социал-дарвинистская борьба за вы­живание, или все-таки первичными являются отношения солидарности, взаимопомощи и взаимопонимания.

    Мир, основанный на принципах толерантности — это отнюдь не вы­бор между смертью и прозябанием. Это — атрибут высокоморальной жиз­ни человечества; доброта, гуманность, уважение к другому человеку, другой стране, к другой культуре; живой и искренний интерес к иному (человеку, стране, цивилиза­ции); расширение собственных интеллектуальных и нравственных горизонтов, выход за пределы индивидуального и коллективного эгоизма и нарциссизма.

    Толерантность прививаться с рождения. Это длительный и сложный процесс, протекающий впоследствии в течение всего периода становления личности.

    Толерантная личность – это основа толерантного общества, общества которой передает культурное наследие и развивается вперед. Сформированная культура толерантности – это одно из решений проблем современного общества, таких как жестокость и агрессия молодежи, развитие духовной культуры, укоренение межэтнических конфликтов. При этом образование является одним из факторов формирования культуры толерантности.

    Целью данной работы является рассмотрение вопроса формирования культуры толерантности в условиях образовательного процесса. Для достижения цели были разработаны следующие задачи:

    1. проанализировать теоретическую литературу по вопросу толерантности.

    2. определить признаки толерантной личности.

    3. провести эмпирическое исследование проблемы толерантности современного поколения в условиях образовательного процесса.

    4. разработать рекомендации по формированию культуры толерантности в условиях образовательного процесса.

    Объектом исследования выступило понятие толерантности. Предметом – толерантная личность. Гипотезой данной работы стало мнение о том, что формирование толерантной личности, в условиях образовательного процесса, способствует духовно-нравственному самоопределению современной молодежи.

    В работе использовались следующие методы исследования:

    • анализ литературы,

    • наблюдение,

    • беседа,

    • анкетирование,

    • тестирование

    Эмпирическое исследование строилось с использованием следующих методик:

    • анкета «Проявляешь ли ты толерантность»,

    • методика изучение состояние агрессии Басса-Дарки,

    • тест Рокича «Ценностные ориентации»,

    • Тест Томаса «Способы реагирования в конфликтной ситуации».

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты работы можно рассматривать в контексте межпредметных связей:

    1. в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: разработка и проведение тренинга толерантности «Жить в мире с самим собой и с другими». Целью, которого является воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

    2. формирование толерантности в рамках курса истории позволит глубокому и всестороннему овладению учащимися культурой своего народа как непременное условие интеграции в иные культуры. Формировани у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности.

    Современное общество имеет свои ценностные ориентиры. На данный момент подрастающим поколением не рассматривается толерантность как ценность, как принцип развития личности. Культура имеет два полюса развития: развитие материальной культуры и развитие духовной культуры. Развитие культуры толерантности способствует развитию духовной культуры, и в частности духовно-нравственного самоопределения молодежи. В образовательной системе эффективно развита помощь в профессиональном самоопределении учащихся (работа по программе профильного обучения), уделяется внимание личностному самоопределению, но в малой степени рассматривается вопросы нравственно-духовной сферы. Но именно она является, на наш взгляд, стержнем зрелой личности. Личности, которая умеет нести ответственность за свои поступки и имеет четкие ценностные ориентиры, которые определяют образ жизни. В этом и заключается новизна данной работы.

    Результатами этой работы мы предполагаем, привлечь внимание не только педагогов, взрослых, к проблемам культурного наследия, но и обратить внимание сверстников к вопросам принятия не только себя такими, какими они есть, но и уметь принимать и уважать других.
    Глава 1. Понятие толерантности.

    Интересно отметить, что в научной литературе различаются такие категории как терпение и терпимость. Терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, а терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия. Терпимость – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
    1.1 Терпимость как характеристика личностная и общественная.

    Терпимость как характеристика личностная.

    Проблема личности – одна из центральных в контексте толерантности. Тайна личности, её структуры и содержания никому не понятна до конца. Личность человеческая, по словам Н.А. Бердяева, более та­инственная, чем мир, она и есть целый мир. В настоящее время мно­гие психологи интересуются проблемой развития личности, её форми­рования и изменения, особенно у взрослого человека. Подлинная жизнь личности совершается в точке несовладания человека с самим собой, именно там личность активно проявляет и чувствует себя, но эта точка не заметна окружающим, она доступна самой личности и, как правило, называется проблемным состоянием, кризисом. Такое состояние ещё можно назвать нонтолерантностью. Важно понять, что личность – образование общества, и поэтому её подлинная сущность существует в общении и социальном взаимодействии, доступна диалогическому проникновению, которому сама ответно и свободно раскрывается.

    По большому счёту, личность – это и есть диалог, внутренний (диалог человека с самим собой) и внешний (диалог с другими). Чело­век активен в этом диалоге, он субъект, познаёт окружающих и самого себя, изменяет окружающих и себя и осознаёт результаты своих влия­ний.

    Учеными различаются два вида терпимости:

    1) сенсуальная терпимость, связанная с классической (психофизиологической) толерантностью, т.е. с повышением порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды;

    2) диспозиционная действительность, связанная с формированием определенных установок личности, системы ее отношений к действительности, ориентирующую на готовность к определенной реакции личности на среду [3]. Исходя из этого, Г.В.Палаткиной делается вывод, что толерантность – это готовность принять и взаимодействовать с другими такими, какие они есть. Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, на политическом уровне – как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма.

    Терпимость как характеристика общественная.

    Терпимость означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыраже­ния и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

    Терпимость – это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость – это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и основных свобод человека. Ни при ка­ких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием пося­гательств на эти основные ценности. Терпимость должны проявлять отдельные лица группы и государства.

    Терпимость – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Терпимость – это понятие, означаю­щее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека.

    Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав чело­века, не означает терпимого отношения к социальной несправедливо­сти, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, по­ведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного че­ловека не могут быть навязаны другим.

    Воспитание является наиболее эффективным средством преду­преждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свобо­ды, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Важно отметить, что процесс воспитания толерантной лично­сти неразрывно связан с развитием форм толерантности в государстве и обществе и не может быть сведён только к социопсихологическим свойствам человека.

    1.2. Дифференцированное понимание феномена толерантности.

    Толерантность как феномен состоит из следующих компонентов:

    1. Естественная (натуральная) толерантность — открытость, любознательность, доверчивость, — свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его "Я" (толерантность типа "А");

    2. Моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью ("внешним Я" человека) (толерантность типа "Б");

    3. Нравственная толерантность — принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или "внутренним Я" человека (толерантность типа "В").

    Остановимся на этих типах толерантности подробнее.

    Толерантность типа "А" — это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию "персоны" или "фасада", к возникновению "двойного стандарта", к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам — он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем — тем инструментом, что ему доступен. Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался (данный феномен Л.Выготский называл "детским солипсизмом")[4]. В этом смысле, действительно — родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются "младенцами" в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам. Для З.Фрейда детское нетерпение обусловлено природой либидо, не знающего ничего, кроме самого себя. Все стадии психосексуального развития по Фрейду связаны не в последнюю очередь с обретением новых навыков терпения. Терпение — это, по сути, первый рубеж встречи физиологических потребностей индивида и собственно человеческого способа их удовлетворения, встреча природного индивида с культурой в широком смысле слова. Но такое терпение иноприродно и не имеет отношения к толерантности типа "А", изначально присущей ребенку. Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия. С одной стороны, наличие у детей толерантности типа "А" обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний. Данная "асимметричность" толерантности типа "А" ответственна за дальнейшее развитие толерантности в целом.

    Толерантность типа "Б" характерна для личностного способа существования, она является производной процесса персонализации и, в возрастном аспекте, в той или иной степени присуща большинству взрослых людей. "Толерантная" личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции и т.д.). Однако за своим "фасадом" она скрывает собственную нетерпимость — нарастающее напряжение, невысказанное несогласие, подавленную агрессию. Можно утверждать, что толерантность типа "Б" по сути дела есть квази-толерантность — неподлинная, частичная, видимая, условная, искусственная толерантность: "мы терпим вас потому, что…"; "обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…"; "в данный момент я не могу быть полностью самим собой, и вынужден играть в терпимость…"; "я не думаю о другом, а только о себе, поэтому я терпим к другому только для того, чтобы меня не трогали или для того, чтобы извлечь из ситуации пользу для себя".

    Толерантность типа "В" построена на принятии человеком, как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего толерантностью типа "В", напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная (в отличие от толерантности типа "А" и "Б") на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности.

    Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы подростковой толерантности.

    Подросток живет в "манихейском мире", его система ценностей, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее он пытается наложить на окружающий мир; взрослые же, вместо того, чтобы усиливать душевно-сущностную сторону жизни подростка, стремятся его еще более социализировать; в результате чего получается резонанс, т. е. негативизм подростка усиливается в атмосфере негативизма родителей. Именно в подростковом возрасте обнаруживается своего рода "зазор" между толерантностью типа "А" и толерантностью типа "Б": подросток уже не способен к тому типу принятия, которое было характерно для ребенка и еще не способен к тому терпению, которое характерно для взрослого. Подростковый суицид в значительной степени обусловливается ограниченными возможностями такой "маргинальной толерантности" подростка.

      1. Описание этапов исследования и интерпретация результатов.

    Целью эмпирического исследования стала выявление признаков толерантного поведения и изучение степени выраженности этих признаков у ребят подросткового возраста. Эмпирическое исследование проходило на базе МОЙ «Лицей современных технологий управления №2». Выборку составили учащиеся 8-х, 10-х, 11-х классов. В исследование принимали участие 68 человек, из них учащиеся 8-го класса -20 человек, учащиеся 10-го класса 21 человек и учащиеся 11-го класса – 17 человек. Первым этапом исследовательской деятельности явилось анкетирование. Использовалась анкета «Проявляешь ли ты толерантность?» (приложение 1). Были получены следующие результаты:

    рис 1.

    Как видно из гистограммы высокий уровень толерантности выявлен у учащихся 11-х классов. Это можно объяснить тем, что с возрастом более четкой становиться система ценностей, формируется мировоззрение подростка, повышается уровень знаний в областях истории, культурологи и обществознания. Низкий уровень проявления толерантности показали учащиеся 8-х классов. Возраст 13-14 лет – это возраст подросткового кризиса. Для которого характерно изменение психического статуса и духовный рост. Потеря идентичности с самим собой, не совпадение прежних представлений о себе, ложиться в основу подростковых переживаний. С этим связана излишняя эмоциональность подростка. Для многих характерно яркое внешнее проявление своей эмоциональности на любое влияние, поступающей из окружающей среды (учителя, родители, сверстники). Но самым главным новообразованием, по мнению Л.С. Выготского, является развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии не ограничивается изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. И поэтому в этом возрасте необходимо формировать культуру толерантности.

    Данные анкетирования мы решили сопоставить с результатами тестирования. При этом предположили, что признаками подростковой толерантности можно считать низкий уровень агрессии подростка, способность подростка к конструктивным способам реагирования в конфликтных ситуациях, а так же одной из приоритетных ценностей - терпимость. Результаты диагностики ценностных ориентаций показаны на рисунке 2.

    Рис.2

    Для изучения ценностных ориентаций подростков нами использовалась методика Рокича «Ценности», которая позволила определить иерархию инструментальных ценностей. При интерпретации результатов мы остановились на тех инструментальных ценностях, которые являются смежными к понятию толерантности (образованность, воспитанность, ответственность, честность). Результаты, представленные на рисунке 2, показывают, что терпимость как ценность не рассматривается подростками. В иерархии ценностей «терпимость» занимает лишь 9-12 место, при чем к одиннадцатому классу, мы видим приближение позиции ценности к первым местам. Следует обратить внимание на позицию ценности «ответственности». С возрастом эта ценность рассматривается наиболее подробно и занимает хорошую позицию в иерархии (4 место). Ответственность как черта личности является признаком зрелости, положительным является ТОО факт, что образовательная среда лицея способствует формирование зрелой личности ребенка.

    Результаты диагностики состояния агрессии представлены на рисунке 3.

    Рис.3

    Результаты изучение состояния агрессии с помощью методики Басса-Дарки показывают, что для учащихся 8-х классов преобладает физическая агрессия и чувство вины. В силу низкого уровня саморегуляции, вспышки эмоций, порой продиктованные гормональными изменениями в организме подростка. Агрессия в этом возрасте имеет больше характер внешнего проявления. Уже в старших классах агрессия трансформируется в негативизм и раздражение. Состояние агрессии интериоризируется, то есть происходит переход из внешних проявлений во внутреннее состояние. В целом это негативно сказывается на эмоциональное состояние подростка. Следует заметить, что подросток в своем развитие проходит путь от через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения. Именно поэтому, мы считаем, что в этот возрастной период одной из задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса следует рассматривать формирование навыка выражения чувств, навыка саморегуляции. Результаты диагностики способов реагирования в конфликтной ситуации представлены на рисунке 4.

    Рис 4.

    Результаты показывают, что для учащихся 8-х классов характерно соперничество, как способ реагирования на конфликт. Именно соперничество является ярким показателем низкого уровня толерантности, так как соперничество выражается в стремлении добиться своих интересов, не принимая интересы других. К старшим классам начинает формироваться такой способ реагирования на конфликт как сотрудничество. Этот способ заключается в альтернативном решении конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон.

    2.2 Выводы и рекомендации.

    Таким образом, по результатам нашей работы мы можем сделать следующие выводы:

    1. Толерантность является важным показателем духовной культуры человека, так как основывается на ценностных ориентациях, убеждениях и помогает сохранить внутреннюю гармонию.

    2. Основа толерантности – это зрелая личность. Личность, способная нести ответственность за свои поступки, принимающая себя и другого, таким как он есть.

    3. Для толерантной личности характерно:

    • низкий уровень агрессивности,

    • умение решать конфликтные ситуации способом сотрудничества,

    • в ценностной системе приоритет отдан ценности «терпимости».

    1. Толерантность формируется с самого рождения. Но особое внимание следует уделять подростковому возрасту, так как в этом возрасте формируются ценностные ориентации и мировоззрение.

    На основе полеченных выводов мы предлагаем ряд рекомендаций, которыми можно воспользоваться на разных этапах формирования культуры толерантности в условиях образовательного процесса:

    В рамках психолого-педагогического сопровождения обучения

    • формировать навыки саморегуляции.

    • Способствовать не только диагностики эмоционального состояния в подростковый период, но и разрабатывать и апробировать программу по коррекции эмоциональной сферы учащихся,

    • Проводить мониторинг ценностных ориентаций с целью изучения ценностно-смысловой сферы учащихся,

    • Способствовать раскрытию внутренних ресурсов учащихся, при этом формировать навык принятия себя и другого.

    В рамках изучения предмета истории, обществознания

    • Акцентировать внимание учащихся на единство и многообразие различных культур.

    • В рамках изучения вопросы прав и свобод человека обращать внимание на межличностное отношения. (Франк: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»).

    • Расширять и углублять знания о культуре своей страны, своего народа.

    Заключение.

    Образование как решающий фактором формирования культуры толерантности.

    В условиях полиэтничности, многоязычия, полиментальности населения России воспитание толерантности приобретает характер поликультурного образования. Ученые называют следующие задачи поликультурного образования:

    -глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

    -формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

    -создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

    -формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия со сверстниками (особенно с представителями различных культур);

    -воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения .

    Толерантность выступает той частью поликультурного образования, которая должна прививаться с рождения. Это длительный и сложный процесс, протекающий впоследствии в течение всего периода становления личности. Образование является решающим фактором формирования культуры толерантности. Именно образование, по словам Г.В.Палаткиной, выступает в роли главного общественного института, созданного для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему и, в конечном счете, индивидуальное и коллективное поведение людей.

    Литература:

    1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

    2.Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов// Вопросы психологии.-2004.-№6.-С.54-62.

    3. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

    4. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы//Педагогика.-1999.-№4.-С.3-10.

    5.Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования:Дис. …д-ра пед.наук.-М.,2003.-403с.

    6.Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. Пособие.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2005

    7. Шалин В.В. Толерантность.-Ростов-н/Д, 2000.

    8. Хьелл., Зиглер Д. Теории личности.-3-е изд.-СПб.: Питер,200787.

    Интернет источники:

    9. http://bank.orenipk.ru/Text/t43_26.htm

    10. http://forum.nov.ru/archive/index.php/t27711.html






    написать администратору сайта