Главная страница
Навигация по странице:

  • Государство Шан –Инь

  • Государство Чжоу

  • Период возникновения и развития духовных учений. Даосизм

  • Конфуцианство

  • Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая.

  • 5. Иероглифы и изобретение бумаги.

  • 6. Заключение.

  • Список используемой литературы

  • культура древнего китая. Культура Дренего Китая , культурология. Содержание Введение Государство ШаньИнь государство Чжоу Периоды возникновения духовных учений даосизм Конфуцианство Буддизм


    Скачать 160.97 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Государство ШаньИнь государство Чжоу Периоды возникновения духовных учений даосизм Конфуцианство Буддизм
    Анкоркультура древнего китая
    Дата19.10.2022
    Размер160.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультура Дренего Китая , культурология.docx
    ТипРеферат
    #741980

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..3

    1.Государство Шань-Инь …………………………………………………..5

    2. Государство Чжоу………………………………………………..………8

    3. Периоды возникновения духовных учений …………………………..10

    3.1 Даосизм…………………………………………………………………10

    3.2 Конфуцианство…………………………………………………..…….10

    3.3. Буддизм ………………………………………………………………..11

    4. Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая ….12

    5. Иероглифы и изобретение бумаги ………………………………….….15

    6. Заключение ………………………………………………………….…..17

    8.Список используемой литературы ……………………………………..18

    Введение

    Древний мир оставил нам богатое наследство: величественные по значению памятники истории, глубокие по содержанию философские и исторические труды, прекрасные по форме произведения искусства, загадочные и мудрые по заключенному в них смыслу мифы и легенды, изящные и величавые скульптурные изваяния, великолепные архитектурные сооружения. Как распорядится этим наследством современный человек? Расточит, растратит, пустит по ветру: превратит в сюжеты популярных книжек и кинофильмов? Поместит в надежные хранилища музеев, чтобы изредка, на досуге, ради развлечения и праздного любопытства разглядывать непонятные ему безделушки? Или использует во благо своего ума и души? Это зависит от того, как поймет, в каком качестве воспримет свое богатое наследство современный человек.

    Древний мир загадочен, труден для понимания. Он говорит на своем собственном, незнакомом современному человеку языке.

    Расшифровать этот язык, перевести его на язык современного миропонимания — одна из задач этой, представленной на рассмотрение нам. Моя работа посвящена культуре Древнего Китая (религии, мифологии, философии, литературе, искусству, обычаям и обрядам), а также социальной

    и просто частной повседневной жизни отдельного человека. Но название «древний» в данном случае не означает «ушедший в далекое прошлое, утративший навсегда свою современность». Ибо ни одна культура, даже приобретая это название, никогда не становится древней.

    Известный немецкий философ Дильтей, много времени посвятивший изучению различных аспектов культуры, писал, что любой философ культуры обнаруживает в том, что он изучает, нечто такое, что есть в нем самом. Культура — это зеркало, в котором человек видит самого себя, видит, в том числе, ту свою основополагающую человеческую сущность, которая остается неизменной в любую эпоху, в любой период истории человечества. Поэтому произведения искусства, созданные мастерами древности, не перестают

    волновать современного зрителя. Поэтому ответы на вопросы

    о первоначалах бытия и предназначении человека, данные древними мудрецами, заставляют задуматься современного философа.

    Поэтому пути решения многочисленных проблем человеческого

    существования, отраженные в опыте многих поколений древности,

    дают надежду на решение жизненных проблем современного человека. Раскрыть этот опыт, сделать его более доступным для понимания — одна из задач.

    Главным ее героем стала культура Древнего Китая. Родившаяся

    в конкретной стране в конкретную историческую эпоху, культура

    эта перешагнула границы и своей страны, и своей эпохи. Творцы последующих веков — поэты, художники, композиторы — стали выразителями идей, символов и понятий именно этой культуры; под ее непосредственным влиянием возникали и развивались новые, влиятельные и поныне, учения и религиозно-философские

    системы.


    1. Государство Шан –Инь

    Начало китайской истории было очень похожим на начало

    истории других народов. Еще в глубокой древности (в XIX или XVIII в. до н.э.) появилось в Китае первое крупное государство. Шан называлось оно изначально, Инь стало называться оно в последние два века своего существования. Китайцы этого периода истории еще не отличались оригинальностью своих религиозных представлений. Как и другим народам древнейших исторических периодов, им был свойствен культ природы. Богам земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и других природных стихий поклонялись китайцы государства Шан-Инь.

    Одной группой богов были боги небесных светил — Солнца и Луны, планет и звезд под главенством Цзывэй дади. В другую группу объединялись боги атмосферных явлений: божество грома Лэй-гун, богиня молнии Лэйму няннян, божества ветра, облаков, дождей, «богиня, очищающая небо после дождя» и многие другие. В отдельную группу обособилось семейство драконов — повелителей вод — Лун-ванов. Одним из важнейших был культ священных гор, сопровождавшийся человеческими жертвоприношениями. И над всеми богами царило верховное божество Шанди.Эти религиозные представления были не случайными по своему происхождению. Их возникновение было вполне естественным и закономерным. Полностью зависимые от природы, как и другие

    народы в древнейшие периоды их истории, китайцы государства Шан-Инь старались, как могли, приспособиться к этим неблагоприятным условиям своего существования. Язычество (поклонение стихиям природы) и становилось для китайцев, как и для других народов, благодаря мифологическому (образному) воплощению приобретенных человеком знаний об окружающем мире, средством приспособления к этим неблагоприятным условиям.

    Неслучайные, совершенно закономерные, религиозные верования Древнего Китая так же, как и их неизбежные следствия, росли и строились на фундаменте естественных условий существования человека вполне определенной исторической эпохи. И такое, например, привычное для европейца новейшего времени представление, как представление о человеческой индивидуальности, было совершенно чуждо человеку древнейших времен. Тяжелые условия

    его существования не давали ему возможности нигде и никогда

    проявить, а потому и почувствовать свою индивидуальность, самостоятельность, независимость. Не только самого себя, но и человека вообще (человека как такового) он воспринимал лишь как неотъемлемую, зависимую часть того всеобъемлющего мира природы, от которого и чувствовал свою полную зависимость. И не отдельной своеобразной сущностью был он в своем собственном представлении, а такой же частью природы, как и другие ее части природные стихии. Природные стихии, как он видел, не погибали, не исчезали окончательно. И он не должен был окончательно умереть. При-

    родные стихии возрождались в своем прежнем, неизменном облике. И ему была предначертана та же судьба.Загробная жизнь человека представлялась китайцам точным подобием земного существования человека. Они верили, что там — в потустороннем, загробном, мире — ему понадобится все то, что

    было ему необходимо и здесь — в привычном, естественном мире земном. И там он сохранит все те же земные привычки, все те же земные наклонности. И вместе с умершим китайцы хоронили его слуг и рабов, окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности и оружие. (Точно так же, как это делали древние египтяне, древние греки, древние индийцы и все народы в древнейшие периоды их истории). В китайском Аньянском городище археологами были найдены усыпальницы иньских царей. Когда ученые открыли обнаруженные

    ими погребальные камеры, они увидели большое количество бронзового оружия и ритуальных сосудов, боевые колесницы, запряженные лошадьми, десятки туш домашних животных, множество тел людей. Царям и в загробном мире требовалось множество воинов, помощников и слуг. Мир мертвых был устроен по подобию мира живых. Положение в нем каждого усопшего определялось его местом на родовом, общественном, древе. Вершину этой социальной

    иерархии занимал бог Шанди, выступающий в этом, загробном, мире как Верховный Предок, который, правда, в силу своей отдаленности от мира живых почти не вмешивался в людские дела. Были здесь также «старшие предки», уже лишившиеся за давностью времени своих имен и имевшие, скорее, лишь символическое значение.

    Культ предков, игравший в государстве Шан-Инь очень важную роль, влиял на почитание загробного мира. В основе этого культа лежало естественное для язычников представление о том, что человек и после смерти продолжает свое существование и может вмешиваться в дела живых. По поверьям китайцев, все обитатели загробного мира, будь то боги или демоны, были когда-то людьми.

    Как и живые люди, они нуждались в еде и одежде, в деньгах и в заботе ближних. А те из мертвых, которые не получали жертвоприношений, становились злобными и мстительными, превращаясь в демонов.

    Общение живых с умершими предполагало бурные экстатические празднества, во время которых совершались человеческие жертвоприношения. Эти празднества, потому и бурные, потому и экстатические, своим динамизмом и стихийностью выражали и чувственно осуществляли естественную для человека-язычника

    связь человека с природой, с бурным и динамичным миром природных стихий. Прямое следствие и практическое воплощение языческого мировоззрения, подобные праздники не были свойственны только китайцам.

    Да и человеческие жертвоприношения, совершавшиеся в том числе и во время этих праздников, тоже, очевидно, не были изобретены в Китае. Тоже следствие языческого мировоззрения, они тоже выражали и подчеркивали (дополнительно выявляли) одну из его характерных отличительных черт — воззрение человека на человека. Лишь частью природы, подобной остальным ее частям, а не своеобразной индивидуальностью воспринимал, как было уже сказано, человека язычник. И принося соплеменника в жертву богу, он не чувствовал, что при этом уничтожается нечто индивидуальное, своеобразное, неповторимое. Наоборот, малая и слабая часть природы приобщалась, по его мнению, к силе и могуществу более значительной, важной ее части. Так что ничего предосудительного не происходило во время человеческих жертвоприношений с точки зрения людей этого времени. Само мировоззрение

    определяло их отношение к человеку. Само мировоззрение исчисляло меру должного и недолжного.

    И построение их государства и общества тоже определялось

    свойственным любому язычнику мировоззрением. Воспринимающий себя частью природы, он предпочитал формировать свое общество (признавать человека своим — социально близким) по родовому, кровному, природному признаку, только с людьми того же рода объединяясь в общественное и государственное единство. И свое — уже значительное по размерам — государство китайцы эпохи Шан-Инь мыслили по образу и подобию рода.

    Местной же, более узкой, формой объединения людей была соседская община, возникающая у всех древних народов как следствие естественного для язычника стремления к коллективной форме управления и хозяйствования. Жители деревни сообща пользовались принадлежащими им угодьями. И даже в более поздний период истории — в императорском Китае — верховная

    власть вполне официально признавала самоуправление деревень-общин и предоставляла им возможность самим разрешать свои внутренние конфликты.

    Не много общего было у императорского Китая и этого первого крупного китайского государства. Но в одном они были, несомненно, похожи. Уже на самом раннем этапе развития китайского общества государство Шан-Инь было централизованным. Во главе его стоял царь. И неизбежно под влиянием языческого мировоззрения царь приобретал для его подданных вполне определенное — необычное с точки зрения европейцев новейшей истории — значение. Царь был богом. Как богом был и египетский фараон.

    Языческое мировоззрение, тотальное в своей целостности, побуждало человека воспринимать любую воздействующую на него внешнюю стихию (внешнюю силу) как стихию природы. И государственная стихия не была для него исключением. Глава и олицетворение ее — царь — был для своих подданных таким же олицетворением природной стихии, как и олицетворения других природных

    стихий — боги. Он был таким же, как боги, — он был богом.

    Еще в древнейшем Китае, хотя и не в самом начале его истории, обожествление царской власти стало привычной практикой государственной жизни. Царь был признан сыном Неба. С XIII в. До н.э. для обозначения царей стали применяться те иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество. Но не только представление о верховном правителе в государственной жизни первого периода истории Китая определялось

    языческим мировоззрением. Нуждавшееся в дополнительных материальных ресурсах государство Шан-Инь предпочитало добиваться своей цели крайне агрессивными, воинственными по отношению к своим соседям средствами. Язычники, считавшие своим, социально близким, только человека своего собственного рода, воспринимали человека другого рода как совершенно

    чужое, чуждое им существо, по отношению к которому допустимы любые, не ограниченные никакими нормами, действия. И они воевали. Воевали много, воевали упорно. Как воевал Древний Египет, воевал Вавилон, воевала Ассирия, воевали индоарийские племена.

    Так неизменно и неоригинально жили китайцы государства Шан-Инь на протяжении нескольких столетий. Изменения пришли вместе с бедой. В 1027 г. До н.э. государство Инь потерпело поражение от соседнего племени Чжоу и было захвачено им.


    1. Государство Чжоу

    Что же изменилось? Два племени, два рода объединились в единое общество на общей для них территории единого государства. И невольно изменился сам принцип построения общества.

    Теперь волей-неволей своим — социально близким не мог уже признаваться человек по родовому, кровному, природному (языческому) признаку. Должен был неизбежно появиться новый критерий принадлежности к новому общественному единству — тот критерий, который можно назвать собственно социальным. Гражданином государства и представителем общества должен был стать не человек того же рода, а человек как таковой (вне зависимости

    от его родовой принадлежности), живущий на территории этого

    государства и признающий предписываемые ему государством социальные установления.

    Изменилось само восприятие человека. Теперь в своей социальной жизни он уже по собственному мироощущению был не частью сформированного природою (природным принципом) рода, а частью сложившегося вне зависимости от природы человеческого общества. В мире социальном он был уже другим —

    по самой своей сущности — существом. Серьезная трещина появилась в его родовом, языческом мировоззрении.

    Жизнь общества по мере своего дальнейшего развития и усложнения все более вытесняла из сознания человека чувство непосредственной связи и зависимости его от природы. От общества, а не от природы начинал он все более и более чувствовать свою преимущественную (наиболее существенную) зависимость.

    Эти изменения в условиях существования и мировоззрении человека не могли остаться без последствий в общественной и религиозной жизни Китая.

    Верховное божественное начало — Небо — теперь явно олицетворяло для китайцев не столько стихию природы, сколько стихию (какой-то важнейший фактор) собственно человеческой жизни. Не природа, как чувствовали они, а что-то собственно человеческое по преимуществу определяло теперь их существование. И прежние боги (природные стихии) не были уже столь сильны

    и полновластны, не могли уже вполне подчинить себе человека.

    Не природа, а общественная жизнь придавала теперь человеку его значение, создавала его воспринимаемую им самим новую сущность. Возникшая на основе не природного, а социального принципа формирования, связанная с чувством принадлежности уже не к природе, а к определенной общественной группе, явившаяся следствием происходящих в сознании людей этого времени

    изменений, новая для Китая общественно-государственная иерархия сама стала дополнительной причиной развития и ускорения этих изменений.

    Все факты настойчиво говорили о том, что человеческое сознание стало изменяться, что человек начинал чувствовать свою зависимость не столько от мира природы, сколько от самого человеческого общества, а значит — от складывавшихся в этом обществе межчеловеческих отношений, а значит — от влияющих на эти отношения состояний своей души и возникающих вследствие этих отношений чувств и эмоций, а значит — от своего собственного

    внутреннего, психологического, мира.


    1. Период возникновения и развития духовных учений.




      1. Даосизм

    Даосизм возник на рубеже VI–V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы (в дословном переводе — Старый мудрец). Из его учения следует, что принять даосизм означает выйти на путь вечности, ведь само слово «Дао» и есть в переводе «вечный путь». Это такой Абсолют, у которого нет ни начала, ни конца. Он подчиняет себе всё, и жизнь протекает по его законам; благодаря ему она пребывает в движении. Подчиниться Дао – это значит стать бессмертным. Однако принятие Дао требует соблюдения нескольких правил, заключающихся в особом содержании тела и души.

    Специальное содержание тела заключается в отказе от еды. Последователь даосизма должен научиться довольствоваться росой и собственной слюной. Столь строгая диета сопровождается особой системой упражнений, позволяющих разуму управлять телом.

    Специальное содержание души – это свершение добрых поступков и усиленные попытки избежать злых дел, так как неблаговидные поступки удаляют Дао от человека.

    Ещё один важнейший постулат даосизма – принцип недеяния, то есть, отсутствие деятельности, в которой есть какая-либо цель. Здесь также следует положится на Дао, силы которого сами направят человека по нужному пути. Так родилась идея утопического государства, в котором властитель не предпринимает никаких действий, а его подданные полагаются на волю Абсолюта. Впрочем, адепты даосизма охотно обращались за советом к монахам, жившим обособленно в отдельных монастырях. Эта религия также призывала человека обрести идеальные отношения с природой и ничего не предпринимать самому.


      1. Конфуцианство

    Конфуцианство, как и даосизм, возникло на рубеже VI–V вв. до н.э. Основателем его был Кун Фу-цзы (в дословном переводе — «Почтенный Учитель Кун»).

    Он родился в небольшом царстве Лу (на территории нынешней

    провинции Шаньдун) и прожил здесь большую часть своей жизни.

    Происходил Конфуций из аристократической, но обедневшей

    семьи. В 15 лет он начал учиться и получил хорошее образо-

    вание. Разработав свой собственный подход к решению основных

    проблем своего времени, Конфуций создал школу, в которой об-

    учил, как гласит предание, несколько тысяч учеников. В возрасте

    около 50 лет, уже прославившись как мудрец и учитель, Конфуций

    получил высокий государственный чин. Но политика и государ-

    ственное управление оказались неподходящим полем деятельности для мудреца.
    Конфуций, как отмечают современные европейские ученые, говорил, что каждому человеку должно быть отведено строго определенное место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура как часть структуры всего мира должна быть вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: «Правитель да будет правителем, под-

    данный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Если строго регламентировать обязанности каждого члена общества согласно его общественному положению, если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал исходя из религиозно-этических норм, то вся Поднебесная достигнет блага и гармонии.С точки зрения европейских ученых, эти особенности учения

    Конфуция означают, что, по его мнению, в основе поведения человека должны лежать мораль и этика: Конфуций верил, что человек по природе больше склонен к добру, чем к злу, надеялся на эффективность нравственной проповеди и выступал против тех, кто хотел устроить общество на насилии и страхе наказания.Вот так. Конфуций — сторонник нравственной проповеди.

    Новый этап развития конфуцианство относится к эпохе Сун (960—1279) и связан с именем Чжу Си (1130—1200) — известного учёного-историка, филолога и философа, который является создателем обновленного К., философской системы неоконфуцианства. Неоконфуцианство восприняло и сохранило основные принципы древнего конфуцианство его реакционные положения о незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, благородных и подлых, о главенствующей роли «сына неба» — повелителя Вселенной. Неоконфуцианство также было поставлено на службу правящему классу и официально признано ортодоксальной господствующей идеологией, которая вплоть до нового времени сковывала и тормозила развитие общественно-политической и филосовской мысли, препятствовала прогрессу науки и техники, способствовала изоляции Китая от европейской цивилизации и её прогрессивной научно-технической мысли, что явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая в новое время. Такую же роль, как в Китае, неоконфуцианство играло в Японии, Корее и Вьетнаме.
    3.3 Буддизм

    Буддизм – религия просветлённых – возникла в Индии (не в Китае) в середине первого тысячелетия благодаря деятельности Сиддхартхы Гаутамы, который теперь известен истории под именем Будды Шакьямуни. Сегодня буддизм входит в число трёх мировых религий наравне с христианством и исламом. В Китае буддизм начал распространяться уже в новое время. И хотя идейная сущность буддизма противоречила уже утвердившимся в Китае конфуцианству и даосизму, эта религия сумела заинтересовать императорский двор. В скором времени в стране возводится первый буддистский монастырь.

    Буддизм сумел занять своё место в религиозной нише Китая по нескольким причинам, основной из которых явилось массовое убеждение в том, что буддизм – это трансформированный даосизм, а Будда – это сам Лао-Цзы, который сумел попасть в Индию и там внедрить свою философию. В связи с этим в Китае начался процесс взаимопроникновения и взаимообогащения этих двух религий.

    Упрочнению буддизма в Китае способствовал монах Ань Шигао, с начала 148 года занимавшийся переводом книг и распространением этого учения. Тем не менее до официального признания буддизма в стране был ещё целый век. Суть китайского буддизма состоит в том, что многие его положения были приспособлены под китайские духовные ценности, проистекающие из конфуцианства и даосизма.

    Итак, религиозные течения Древнего Китая отражают духовный путь этого народа, его поиски в этом направлении. В то же время их можно назвать своеобразной характеристикой менталитета китайского народа.

    4. Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая.

    Искусство Древнего Китая столь же своеобразно, как и его философия. Живопись появилась здесь в глубокой древности. Уже тогда мастера украшали вазы и другие сосуды, в первую очередь предназначенные для ритуалов,  живописными изображениями. В дальнейшем китайцы придумали расписывать ткани, в частности, шёлк (период Сражающихся царств). И на керамике, и на тканях, и на бумаге (рисовой) художники чаще всего писали животных, птиц, растения. В этом можно увидеть отображение специфики мировоззрения этого народа, видевшего основы жизни в гармонии с природой. В качестве персонажей художественных изображений встречались и мифологические герои: драконы, птица Феникс и другие несуществующие существа. Достаточно много таких рисунков было создано в период царства Чу.

    С самого начала своего возникновения китайская живопись обладала стилевой уникальностью, заключающейся в мастерском умении создавать утончённые линии и формы; в зримом воплощении красоты окружающего мира. Собственно, это и являлось основной задачей художника – донести до зрителя эту красоту и гармонию. Не менее важными целями, к которым стремились мастера, было правдивое изображение предметов и умение показать движение. Это считалось высшим пилотажем.

    Китайская живопись характеризуется многожанровостью: портрет, миниатюра (особенно выделяются художественно расписанные веера), пейзаж, анималистика, изображения растений (хотя привычных натюрмортов в китайском искусстве не было).

    Интересна и техническая сторона китайской живописи. Как уже говорилось, в качестве полотен выступали рисовая бумага, ткань или даже предметы. Писали древнекитайские художники тушью, (благодаря ей создавалась та особая утончённость китайской живописи), растительными и минеральными красками.

    Ещё одной специфической чертой китайской живописи является её философский смысл, который выражается не только изобразительными средствами, но и при помощи текста: стихотворения, дополняющего образ картины, её идею. Объединяло все элементы полотна (рисунок, каллиграфия, поэзия) его название. Непременным атрибутом живописного произведения являлась печать художника. В живописи проявились философские воззрения китайцев, основным из которых была мысль о гармоничном соединении человека и природы.

    Керамика является древнейшим художественным промыслом Китая. Терракотовые сосуды с росписью относятся к наиболее распространённым. Благодаря этим росписям можно узнать представления о мировоззрении древних китайцев. Об этом красноречиво рассказывали знаки, символы, орнаменты, изображения природных стихий. Древнекитайская керамика, относящаяся к культуре Яншао, отобразила в себе такие черты сознания китайцев, как культ предков, преклонение перед Шан-ли (первочеловек у китайцев, символом которого являлась небесная стихия), культ Земли.

    Глиняная посуда использовалась древними китайцами как в быту, так и для обрядов; она была гладко отполирована и раскрашена разноцветными красками; орнаментирована. Керамика эпохи Яншао свидетельствует о высоком уровне этой древней культуры. Более того, формы посуды, придуманные в эпоху Яншао, положили основу традиций для последующей культуры Китая.

    Эпоха Луншань ещё более продвинула древнекитайскую культуру вперёд. Это же утверждение относится и к керамике, которая стала более совершенной и приобрела узнаваемые черты. Качество луншаньской керамики во многом объясняется изобретением гончарного круга. Это приспособление позволило мастерам создавать тонкостенные изделия. Наряду с утончённостью, керамика эпохи Луншань славилась разнообразием форм посуды.

    Поразительных успехов достигла культура Древнего Китая в период Шань-Инь. В это время создаются изделия высочайшего качества, но уже не из глины, а из бронзы. Изменились и технологии, давшие возможность производить не только посуду, но и другие необходимые предметы: например, оружие, зеркала и т.д. Изделия сочетали в себе художественность и высокую технику, что обеспечивало их качественность и ценность. Сформировались в этот период и предпосылки к изобретению фарфора – в связи с началом работы мастеров с каолином (белая глина).

    После падения империи Шань в Китае начался сложный период, когда царствование одной династии сменялось другой. Это происходит уже в новой эре. Однако политическая нестабильность не мешала развитию культуры, и эволюция керамики продолжала подниматься на более высокие ступени, одной из которых стало изобретение фарфора. Конечно, это был ещё не самый высокий сорт фарфора, но, тем не менее, его возникновение было огромным достижением, особенно если учитывать, что изделие покрывалось особой глазурью, большей частью нефритового цвета (т.н. селадоновая глазурь). Это изобретение китайских мастеров делало фарфоровые изделия удивительно красивыми внешне и, разумеется, очень ценными.

    Представляет большую ценность и керамическая скульптура данного периода. Китайцы не только украшали рельефными изображениями сосуды, но и создавали отдельные глиняные модели некоторых предметов, предназначенных для оформления погребений (лодки, дома). Таким образом, керамическое искусство Китая, зародившись в древности, с каждым новым историческим этапом лишь набирало темп в своём развитии.

    Скульптура в Древнем Китае тесно связана с религией. Прежде всего, это статуи Будды. Буддийская скульптура получила название круглой. Помимо изображения самого духовного учителя буддистов в этот период возникла традиция создавать фигурки львов, хотя эти животные и не водились в Китае.

    Однако нельзя забывать и о погребальной скульптуре. Это была традиция – ставить на могилах изваяния. Сначала это были терракотовые фигуры, потом (в эпохи Мин и Цин, и даже несколько раньше) – каменные. Вообще смена эпох влияла и на развитие скульптуры, оставляя свой отпечаток. Так, в период царствования династий Цинь и Хань изваяния тяготели к монументальности, во времена царствования Вэй и Цзинь поражают своей энергетикой и в то же время изяществом, а в эпоху Тан и Сун – роскошью и изысканностью.

    Погребальная скульптура стала неотъемлемой частью похоронной традиции. В первую очередь, изваяния были призваны подчеркнуть значимость правящей династии, но со временем и на могилах обычных людей начали появляться скульптуры, превратив её в массовое явление. Однако настоящие памятники искусства можно найти скорее лишь среди тех образцов, которые предназначались для царственных особ.

    Погребальная скульптура условно подразделяется на наземную и подземную. Мавзолеи, храмы, усыпальницы изобилуют как скульптурными объектами, так и другими предметами искусства разных жанров: керамики, живописи, декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем скульптурные изображения стали представлять собой нечто подобное «застывшему» театру, так как являли собой заимствования из Юаньского театра. Яркий пример скульптурного ансамбля – музей «Подземной армии», в котором очевидны приёмы театрализации.

    Существуют действительно замечательные образцы древнекитайской скульптуры, поражающие своими масштабами. Это и бронзовые статуи, изображающие людей в полный рост; и изваяния голов с надетыми на них уборами. Столь широкий размах монументальная скульптура получила в период расцвета культуры  Саньсиндуй. Другая культура – Шанская – прославилась оригинальными нефритовыми фигурками, а также ритуальными масками, в то время как эпоха Чжоу – бронзовыми скульптурами, в том числе, и изображениями драконов.

    Китайская архитектура – замечательный образец памятника древневосточной культуры. И в этой области китайцы проявили свою редкую искусность. Таковы сохранившиеся до наших дней храмы, дворцы, садово-парковая архитектура, помещения для жилья. Истинными шедеврами являются храм Неба, дворец Гугун или даже целый город Лицзян. Мировым достоянием китайской архитектуры – Великая Китайская Стена. Это грандиозное строение, состоящее не только из огромной по всем своим размерам стены, но и множества башен. Сегодня культурное значение Великой Китайской Стены доросло до символического.

    Как и живопись, китайская архитектура наполнена глубоким смыслом, содержит внешнюю и внутреннюю идею, настроение. Если вспомнить известное выражение об архитектуре как о застывшей музыке, то китайские постройки «звучат» в некоторых случаях торжественно и величаво, в других – изысканно и утончённо.

    Конструируя здания, древнекитайские зодчие отдавали предпочтение каркасно-столбовой конструкции. Одновременно с этим они стремились к ансамблевости, создавая сооружения из множества зданий, среди которых одно было главным. Обязательным являлось соблюдение принципа симметрии.

    Китайская архитектура очень красочная: цветная черепица, ярко окрашенные стены, столбы и другие архитектурные элементы. И если для китайской живописи важен был не цвет, а линия и формы, то для архитектуры именно колористика приобретала большую значимость. Цвет был рассчитан на дальнейшее взаимодействие с естественным освещением, благодаря чему китайская архитектура приобрела славу уникальной. В целом, всё искусство Древнего Китая можно назвать таковым.

    5. Иероглифы и изобретение бумаги.

    Письменность в Древнем Китае зародилась очень давно – до нашей эры. Предпосылками к её появлению можно считать специфический орнамент, который мастера наносили на керамическую посуду. Создателем иероглифов считается Цан Цзе – великий учёный эпохи Тан. Считается, что за основу этих причудливых знаков Цан Цзе взял очертания предметов окружающего мира – деревьев, гор, животных и их следов.

    Появление иероглифов имело сакральное значение для китайцев, так как они считали, что этот факт делает их практически неуязвимыми для духов. Оценить культурную значимость возникновения письменности не представляется возможным. Можно лишь сказать, что народ, имеющий собственную письменность высокоразвит.

    Особенность иероглифов заключается в том, что каждый знак этой письменности обладает также семантическими свойствами, а не только фонетическими. До изобретения бумаги китайцы писали на каких-либо твёрдых поверхностях (например, черепашьих панцирях). Тексты такого типа именовались цзягувэнь. Известны также надписи на камнях – так называемых барабанах. Эти памятники письменности имеют большую ценность. С развитием керамики, особенно бронзовой, тексты начали наноситься на поверхность изделий. Они получили название цзиньвэнь. Далее возникает традиция писать тексты на дощечках из дерева или бамбука. Иероглифы на них наносились уже кисточками. Учёные создавали таким образом целые хроники.

    Следующий этап развития письменности – тексты на шёлке. Этот материал был самым удобным для письма до изобретения бумаги, но его высокая стоимость не позволяла использовать шёлк так же широко, как дощечки. Итак, эволюция письменности в Китае была связана, в том числе, и с тем, какие использовались поверхности для текстов. Это был очень сложный процесс, и учёные до сих пор выдвигают различные версии того, когда сложилась классическая иероглифическая система китайской письменности. Однако к к одному мнению так и не пришли.

    Изобретение бумаги в Древнем Китае сделалось ключевым событием как для китайского народа, так и для всего мира. Автором этого проекта мирового значения считается сановник из Китая Цай Лунь. Из волокон растений, пеньки, золы и некоторых других материалов он создал специальную массу, которую после просушки на солнце разгладил камнями. Так получились первые образцы бумаги. Почти тысячу лет китайцы тщательно охраняли тайну этой технологии.

    Это изобретение стало настоящим прорывом в китайской культуре, ведь китайцы с их тягой к образованию, философии и поэзии получили возможность записывать свои сочинения и распространять их. Но это касалось не только Китая. После того, как бумага появилась в Европе и на Руси, мировая культурная сокровищница масштабно обогатилась. Это был мощный толчок для развития всей цивилизации. Таким образом, бумага оказалась самым важным изобретением Китая в мировом значении.

    6. Заключение.

    Итак, культура Древнего Китая явилась отражением тех ценностей, которые были свойственны этому народу. В религиозном отношении это выразилось посредством мирного мировоззрения, воспитания в личности терпимости к другим, отстранением от житейских проблем. Идея гармоничного слияния человека с природой отразилась как в религиозно-философских учениях, так и в живописи. Пристальное внимание ко всему живому позволило сформировать у древнекитайского народа особенное мышление и – как следствие – уникальный и неповторимый стиль во всех видах искусства. Следует отметить и роль высокоразвитых технологий, благодаря которым архитектура, скульптура, письменность и наука развивались стремительно и находились на передовом уровне.



    Список используемой литературы


    1. Обидин Д.Л. Культура Древнего Китая/ Д.Л. Обидин. – М.: Инфра-М, 2018

    2. 2. Скарпари М. Древний Китай/ М. Скарпари. – СПб.: АСТ

    3. Искусство Китая. Альбом. – М.: Искусство, 1990

    4. Васильев Л.С. Древний Китай. В трёх томах/ Л.С. Васильев. – М.: Университетская книга




    написать администратору сайта