Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Историческая справка

  • 1.1. История владения особняком

  • 2. Архитектурные особенности

  • 6. Заключение

  • 5. Список использованных информационных источников

  • 6. Приложение

  • калитка. Содержание Введение Историческая справка История владения особняком Архитектурные особенности Калитка Заключение Список использованных источников Приложение Введение


    Скачать 458.92 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Историческая справка История владения особняком Архитектурные особенности Калитка Заключение Список использованных источников Приложение Введение
    Дата23.01.2018
    Размер458.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакалитка.docx
    ТипРеферат
    #34992

    Содержание

    Введение

    1. Историческая справка

    1.2.История владения особняком

    2. Архитектурные особенности

    3. Калитка

    4. Заключение

    5. Список использованных источников

    6. Приложение

    Введение

    Малая архитектурная форма является неотъемлемой частью современной городской среды. Её функции разнообразны: от элементов декора, до деталей, выполняющих определенную функцию.

    Малые архитектурные формы (МАФ) – в ландшафтной архитектуре и садово-парковом искусстве: вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющими общую композицию архитектурного ансамбля застройки. К малым архитектурным формам относят: лестницы, ограды, скульптуры, обелиски, мемориальные доски, фонтаны, светильники наружного освещения, стенды для афиш и реклам, садово-парковые сооружения.

    МАФ могут подразделятся на декоративные и утилитарные, а по способу изготовления – на изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструкций и на изготовленные по специально разработанным проектам.

    Малые архитектурные формы различаются по своему назначению и делятся на три типа:

    - универсальные (для повсеместного ежедневного использования) – вазоны для цветов, фонари, скамейки, мусорные урны и т.д.

    - декоративные (для украшения среды) – статуи и скульптуры разных форм, фонтаны, беседки, мозаичные основания бассейна, мостики, искусственные ручьи.

    - досуговые (для детских и спортивных игр) – песочницы, качели, горки, шведская стенка.

    Таким образом малые архитектурные формы необходимы для создания того или иного сооружения: именно они делают его особенным и уникальным. В данной пояснительной записке в качестве примера рассмотрена калитка дома купца Грибушина, расположенная на ул.Ленина д.13а.

    1. Историческая справка

    Семья Грибушиных, по праву считающаяся одним из символов купеческого мира Кунгура, оставила яркий след в жизни губернского города.

    В виду расширения торгового дела в начале XX века Сергей Михайлович Грибушин переехал в Пермь, где в 1904 году приобрел у дворян Поклевских-Козелл полукаменный двухэтажный особняк на углу Петропавловской и Красноуфимской улиц. Спустя два года в нем разместилась главная контора Торгового дома. Деревянный флигель во дворе дома стал использоваться для жилья служащих.

    В 1904 году здание было перестроено по проекту архитектора А.Б. Турчевича в стиле модерн. Часть дома сдавалась в аренду: второй этаж занимало отделение Сибирского торгового банка, на первом находились «Торговый дом Эпфельбаум с сыновьями» и магазин «Венский шик». Здесь же размещался епархиальный склад.

    В 1919 году Грибушины, не приняв революции, ушли с колчаковцами в Сибирь. Все принадлежавшие им здания были национализированы. В особняке на Покровской (ныне – улица Ленина,13) сначала обосновался военный госпиталь, затем – туберкулезный диспансер и детская больница.

    Дом Н.М. Грибушина в 1930 году передали дирекции строящегося завода имения Я.М. Свердлова. С 1997 года здесь находится Пермский научный центр Уральского отделения Российской академии наук.

    1.1. История владения особняком

    Известно, что в 1880-х годах эта усадьба принадлежала наследникам пермского купца П.Е. Шавкунова. В сентябре 1894 года жена полковника Вера Петровна Вячей продала с торгов находившийся здесь «деревянный одноэтажный на каменном фундаменте дом с надворным строением».

    Новой владелицей стала жена титулярного советника Зинаида Викторовна Кашперова. В феврале 1899 года дом купил Иван Альфонсович Поклевский-Козелл, сын известного на Урале миллионера. В июне 1901 года он продал здание своим младшим братьям.

    У Викентия и Станислава Поклевских-Козелл дом на Покровской, в свою очередь, 20 апреля 1904 года приобрел по доверенности матери Сергей Михайлович Грибушин.

    Газета "Свободная Пермь" в 1919 году извещала, что в доме на Покровской, 13 при управлении коменданта города "Колчака" с 3 марта открыта гарнизонная офицерская лавка. Затем в этом здании помещалась губернская музыкальная школа.

    Во время гражданской войны в здании устроили госпиталь, а занятия музыкальной школы продолжались сначала на дому у преподавателей, потом в другом грибушинском доме (на углу Большой Ямской и Оханской). В 1912 году при городском туберкулезном диспансере открылось коечное лечение для детей, под которое было отдано здание на ул. Ленина, 13, где размещался военный госпиталь.

    В 1922 году, в честь 5-й годовщины Октября, здесь была открыта детская больница, которая обосновалась в доме Грибушина на долгие годы. Здание, не ремонтировалось ни разу, отчего в начале 1980-х годов выглядело очень убого, его даже собирались снести как «не подлежащее восстановлению». Но, когда оно перешло в собственность Пермского научного центра Уральского отделения Российской Академии наук (РАН), его все же отреставрировали, и сейчас дом находится в достаточно привлекательном состоянии. 

    2. Архитектурные особенности

    Дом Грибушина – особняк в стиле живописного модерна в Перми, памятник архитектуры.

    Архитектурные особенности особняка весьма интересны. Здание 1-этажное с ан-тресолью и цоколем, “Г”-образное в плане. Главный южный фасад имеет симметричное решение, акцентированное по центру фигурным аттиком с горельефными жанровыми изображениями в поле, увенчанным вазонами и скульптурными многофигурными изображениями.

    Центральная часть здания – ризалит в пять окон, большей высоты. Оконные проемы первого этажа имеют арочные перемычки с тянутыми профильными наличниками и имитацией замкового камня. Над окнами первого этажа – малые круглые окна верхнего полуэтажа – антресолей. Под венчающим карнизом – поясок из накладного рельефа с растительным орнаментом. Аналогичный поясок проходит в уровне раздела первого этажа и антресолей и имеет над каждым окном розетку. Окна левого и правого крыла с прямоугольной перемычкой имеют имитацию замкового камня в виде маскарона с крыльями (херувим). Межоконные простенки заполнены пилястрами с капителями, выполненными в виде маскаронов с пальметтами.

    По обеим сторонам фасада расположены дверные проемы с арочным окном над ними. Двери филенчатые, первоначально остекленные с металлической кованой решеткой из элементов растительного орнамента. Входные зоны выделены ризалитом из плоскости фасада и имеют над венчающим карнизом прямоугольные аттики, увенчанные вазонами и скульптурной маской. Углы здания скруглены и в верхней части декорированы лепными картушами сложной формы. В центральном ризалите – 4 кованых флагштока, над дверями первоначально существовали навесы на цепях. В цокольной части имеются ниши арочного типа, частично оформленные наличниками “под руст”, частично со вставленными над ними лепными плакетами с растительным орнаментом.

    Западный фасад имеет аналогичное, упрощенное, оформление. К восточному фасаду пристроена деревянная на кирпичных столбах веранда. К восточной части северного фасада примыкает кирпичная 2-этажная пристройка.

    К юго-западному углу здания примыкают ворота с двумя калитками. К юго-восточному углу здания примыкают 4 секции металлической кованой ограды на кирпичном оштукатуренном цоколе со столбами, увенчанными лепными навершиями.

    Ограда и ворота имеют характерный для стиля “модерн” растительный рисунок. Внутренняя планировка - анфилада по периметру со служебным коридором в центре. Полностью восстановлена лепная отделка потолков, мозаичные полы, специально подобраны обои, светильники. В интерьере также сохранились печи. Фундаменты бутовые ленточные, цоколь кирпичный. Стены здания выполнены из комбинированного материала – два слоя кирпича (в 1/2) с лиственничным срубом в середине. Стены оштукатурены и окрашены в два цвета. Кровля металлическая скатная по деревянным стропилам и обрешетке со сложной системой водостока.

    Дом муниципализирован в 1918 г., до 1920 г. здесь находился госпиталь, затем туберкулезный санаторий, в 1922 г. дом передан детской больнице № 3 Ленинского района г. Перми.

    На базе больницы с 1935 г. размещалась детская клиника медицинского ин-та. В 1976 г. здание закрыто на капитальный ремонт и использовалось частично. В 1986 г. дом передан на баланс Ин-ту органической химии УНЦ АН СССР. В настоящее время - Пермский научный центр УрО РАН - «Дом ученых». 
    Этот дом – один из немногих купеческих домов, практически полностью сохранивший первоначальный интерьер: лепные потолки, мозаичный паркет, камины. При реставрации под стилистику интерьеров подбирались обои, светильники, частично мебель. 

    Главной отличительной особенностью особняка, несомненно, являются маскароны – лепные украшения на фасаде в виде идеализированных женских лиц.

    3. Калитка

    С наступлением промышленной революции в 19 веке для изготовления лестниц, перил, оградок, предметов интерьера и др. использовалось чугунное литье, а так же хужожественная ковка.

    Особенную популярность среди населения приобретают такие изделия, как винтовые лестницы, каминные наборы и решетки, выполненные в стилях барокко и рококо.

    Период между серединой и концом 19 столетия характеризуется полным отсутствием стилистического направления. Хотя некоторые ученые считают, что это был период электизма – выборочного использования элементов всех существующих стилей.

    На рубеже 19 и 20 века появляется новый самостоятельный стиль – модерн. Кованая мебель, решетки, ограды и ворота, выполненные в данном стиле, отличаются обилием плавных изогнутых линий и подчеркнутой асимметрией, придававшей изделиям декоративность форм и необычайность исполнения.

    Постепенно возвращаются к жизни традиционные способы обработки металла, используемые в художественной ковке. Кузнецы все чаще начинают использовать сочетания различных видов металла и способов его обработки, что позволило более качественно учитывать пластические свойства материалов. Предметы интерьера, каминные наборы и решетки в стиле модерна достигают пика своей популярности.

    Входные зоны дома Грибушина выделены ризалитом из плоскости фасада и имеют над венчающим карнизом прямоугольные аттики, увенчанные вазонами и скульптурной маской. Углы здания скруглены и в верхней части декорированы лепными картушами сложной формы. В центральном ризалите — 4 кованых флагштока, над дверями первоначально существовали навесы на цепях. К юго-западному углу здания примыкают ворота с двумя калитками, к юго-восточному — 4 секции металлической кованой ограды на кирпичном оштукатуренном цоколе, со столбами, увенчанными лепными навершиями. Ограда и ворота имеют характерный для стиля «модерн» растительный рисунок.  6. Заключение

    Дом Грибушина – прекрасный особняк, который объединяет в себе стиль модерн и эклектику. Фасад здания, выходящий на улицу Ленина, обильно украшен декоративными элементами. Помимо маскаранов, здание украшено вазонами, пилястрами, лепниной, фронтон здания венчает барельеф. Все эти декоративные элементы гармонично сочетаются в одну общую композицию и составляют неповторимый стиль дом Грибушина в Перми.

    5. Список использованных информационных источников

    1. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди Спешилова Е.А.

    2. https:|//ru.wikipedia.org

    3. https:|//greennirvana/ru

    4. https:|//okn.permkrai.ru

    5. https:|//parmaday.ru

    6. https:|//designcapital.ru

    7. https:|//b-kuznya.ru

    6. Приложение

    особняк горбушина старое фото

    Приложение 1 – Дом Грибушина в XX веке

    Калитка.



    написать администратору сайта