Главная страница
Навигация по странице:

  • ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

  • ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

  • ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ (ШУМЕР, ВАВИЛОНИЯ, АССИРИЯ)

  • ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

  • ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

  • ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  • ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ

  • История медицины ДОКЛАД. Содержание введение Врачевание в первобытном обществе Врачевание в Древнем Египте Врачевание в странах Древней Месопотамии Врачевание в Древней Индии Врачевание


    Скачать 29.58 Kb.
    НазваниеСодержание введение Врачевание в первобытном обществе Врачевание в Древнем Египте Врачевание в странах Древней Месопотамии Врачевание в Древней Индии Врачевание
    Дата24.05.2022
    Размер29.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория медицины ДОКЛАД.docx
    ТипРеферат
    #546112

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение

    Врачевание в первобытном обществе

    Врачевание в Древнем Египте

    Врачевание в странах Древней Месопотамии

    Врачевание в Древней Индии

    Врачевание в Древнем Китае

    Особенности врачевания в Древней Греции

    Медицина Древнего Рима

    Врачевание в Древнерусском государстве

    ВВЕДЕНИЕ

    История медицины – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Врачебная деятельность проходила на фоне общеисторического развития общества, формировалась по законам, единым для всякой науки.

    Существует множество примеров борьбы различных школ и умений которые спешили сделать великие открытия.

    Знание истории медицины имеет большое значение для развития мировоззрения будущего врача. На основе исторических знаний прослеживается развитие медицинской практики. Обогащая практику теоретическими знаниями, мы способны анализировать происходящие события. Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития.

    История медицины состоит из 2-х разделов: частной истории

    медицины и общей.

    Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин (терапии, хирургии и т.д.), а также деятельность выдающихся ученых – врачей в этих областях знаний.

    Узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные

    особенности и отличительные черты, важнейшие достижения и открытия знаменитых ученых-медиков изучает общая история.

    Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов и

    источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп:

    - письменные;

    - вещественные (материальные);

    - этнографические;

    - устные (фольклорные);

    - лингвистические;

    - кинофотодокументы;

    - фонодокументы.

    Основные методы изучения истории медицины:

    - исторический;

    - археологический;

    - аналитический;

    - антропологический;

    - философский;

    - статистический.
    ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

    Зачатки врачевания и оказания медицинской помощи были обнаружены в период первобытно - общинного строя. Первобытнообщинная эпоха в истории человечества длилась сотни тысяч лет. Именно в этот период стала развиваться народная медицина. По ископаемым останкам ученые смогли довольно точно установить продолжительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не превышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключительных случаях. С развитием же родовой общины у человека развивалась примитивная речь, мышление и сознание. Собирая растения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, постепенно вырабатывая методы траволечения. В процессе антропогенеза (эволюционного формирования физического типа) происходило становление человеческого общества.

    Ранние родовые общины были группой равноправных людей, где женщина имела равные права и могла быть выбрана главой рода. Женщина была хранительницей домашнего очага; она оказывала помощь при родах, накапливала сведения о лечебных средствах. Родоначальница, хранительница очага, она заботилась о благополучии и здоровье сородичей, занимаясь врачеванием наравне с остальными членами общины.

    Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прародительницы, (это так называемые «каменные бабы»), которые у славянских народов именовались берегинями.

    Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Понимая свое бессилие перед грозной

    силой природы, люди пытались объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, которые также отразились на методах врачевания.
    ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

    В истории врачевания Древнего Египта выделяют три крупных периода:

    - царский (XXX – IV вв. до н.э.),

    - греко-римский (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.)

    - византийский (395 – 638 гг.), который переходит в средние века.

    Все дошедшие до нас древнеегипетские иероглифические медицинские тексты царского периода записаны примерно в 1900 — 1250 годы до н.э. (т.е. относятся к истории Среднего и главным образом Нового царств).

    До нашего времени дошли древние папирусы, по которым можно представить опыт Древнего Египта в области медицины. Самым древним из них является свиток из Кахуна, датированный 1850 годом до н.э. Текст документа содержит разделы о родовспоможении, методах определения пола неродившегося младенца. Автор дает 34 рецепта по излечиванию домашних животных. Рациональные и магические приемы врачевания представлены в папирусах из Рамессумы, созданных одновременно со свитками из Кахуна. Здесь говорится об уходе за новорожденными, о контрацепции и методах прогностики беременности.

    В наиболее интересном из сохранившихся медицинских документов, так называемом папирусе Смита (1550 год до н.э.), описано 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, ключиц, шейных позвонков, предплечья, грудной клетки, позвоночного столба. Болезни условно разделены на три группы:

    - «страдание, которое я буду лечить»;

    - «страдание, которое я попытаюсь облегчить»;

    - «страдание, которое неисцелимо».

    В папирусе Смита впервые упомянут иероглиф, обозначающий мозг, движение которого в открытой ране сравнивается с кипящей медью. Египтяне первыми заметили, что повреждение мозга отражается на состоянии различных частей тела, вызывая, например, паралич конечностей. Древнеегипетские тексты не содержат указания на оперативное вмешательство. Все же при полном отсутствии информации о хирургическом лечении травм головы в гробницах были обнаружены трепанированные мумии.

    При лечении переломов к качестве шин приспосабливались деревянные лубки и тугое бинтование поврежденной конечности полотном, пропитанным смолой. Одним из немногих видов оперативного вмешательства было ритуальное обрезание.

    Интересно, что для обозначения понятия «пациент» в Древнем Египте использовали слово «херидес», в переводе звучащее как «тот, кто под ножом». Употребляя это понятие в широком смысле, медики называли так страдающих от туберкулеза, кишечных паразитов или укушенных змеей, словом, тех, кто не нуждался в скальпеле хирурга.

    Способы эмпирического врачевания, сходные с вышеназванными, изложены в папирусе Хёрста, датированном также 1550 годом до н.э.

    Кроме того, из этой рукописи можно составить представление о нейтрализации укусов ядовитых змей и древнем костоправстве. Современных педиатров, возможно, заинтересовали бы методы лечения детских недугов, описанные в папирусе Бругша (1450 год до н.э.). Более 19 - поздние свитки, например Лондонский папирус №10059, Берлинский папирус № 3038 и Лейденский папирус, содержали в себе перечень методик, известных из ранних медицинских текстов.

    Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало «тот, кто под ножом», но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи «без ножа».

    В Лувре и Каирском музее представлены папирусы с текстами, которые повествовали о способах бальзамирования тел в Древнем Египте, и фразы, которые некогда произносились над телом во время пеленания. Эти, документы свидетельствуют о том, что заключительная часть бальзамирования представляла собой сложный ритуал.
    ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

    (ШУМЕР, ВАВИЛОНИЯ, АССИРИЯ)

    Сведения о развитии медицины в Месопотамии получены из древних документов – глиняных табличек, найденных при раскопках древних городов Месопотамии. Медицинские тайны передавались от учителя к ученику, не выходя из узкого круга посвященных.

    Первые клинописные таблички, начертанные врачами Шумера, относятся к началу II тысячелетия. Целитель города Ниппур представил потомкам 15 рецептов лекарственных средств,не указав, в каких случаях препараты следует применять. Вероятно, к тому времени объем знаний был уже достаточно велик, поэтому многие сведения передавались устно. На небольшой табличке врач записывал только конкретные данные, которые не мог удержать в памяти. Первые медицинские свидетельства, найденные на территории Двуречья,

    подтвердили догадки о том, что медики Шумера практиковали на основе рационального опыта, не признавая магических методов.

    Глиняные тексты ассиро-вавилонского периода содержали гораздо больше информации о признаках и характере течения болезни. Со свойственной каждому медику педантичностью древние целители подробно излагали симптомы: «грудь полна жидкости», «желудок полон кислоты», «губы пораженного сведены, глаза закрываются, рот скован и он не может говорить». Пациенты асу страдали желудочной коликой, изжогой, метеоризмом, поносом; испытывали боль в мышцах, глазах; имели разного рода опухоли; жаловались на потерю аппетита и общую слабость. В отсутствие заклинаний и заговоров врачи предписывали больным вполне материальные лекарства, изготовленные из растений, минералов.
    ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

    Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, т.к. возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии. Эта цивилизация по праву считается третьей по времени возникновения цивилизацией Востока, после цивилизации Древнего Египта и цивилизации Двуречья.

    С медицинской точки зрения основной интерес представляет философско-религиозное учение Аюрведа, возникшее 3000 лет назад как результат слияния культур ариев и дравидов. Знания древних народов основывались на опыте небольшой группы людей, которые называли себя вайдьями. Уединенно проживая в лесах и горах, они занимались целительством, передавая тайные знания последующим поколениям.
    Источники изучения медицины в Древней Индии:
    - "Аюрведа" ("Книга жизни") – Сборник гимнов.

    - Предписания Ману (1000 - 500 лет до н.э.) – содержат сведения о гигиене.

    - Этические произведения (поэма Махабхарата и др.).

    - Медицинские сборники ("Чарака-Самхита", I-II в.в. н.э.;"Сушрута-Самхита", IV в. до н.э. и др.).

    - Записи участников походов А. Македонского (IV в. до н.э.).
    ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

    История государства и, соответственно, развитие китайской медици-

    ны приблизительно разделены на два длительных периода:
    - царский (18 – 3 в до н.э.) - отмечен преобладанием устной

    традиции передачи знаний.

    - империи Хань (3в до н.э. – 14 в. н.э.) - уже существовала письменность, а медицинские знания записывались и сохранялись надолго.
    Происхождение китайской медицины уходит корнями в глубокую

    древность, во времена, когда мифологический земледелец Шэнь-нун составил первый травник с описанием 100 лечебных средств. Именно он считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний Китайский медицинский труд, великий трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачевания желтого предка»), приписывается легендарному герою Хуан ди. Будучи одним из главных персонажей китайской мифологии, он научил людей мастерить орудия труда, делать оружие, телеги, лодки, прокладывать дороги и добывать металлы. Хуан ди иначе называли Желтым государем, считая его первым правителем страны.
    ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
    Медицина Древней Греции неразрывно связана с мифологией. Здоровый климат Средиземноморья, щедрая земля, жизнь в окружении сказочных пейзажей определили яркий темперамент коренного населения Эллады. Жизнелюбие народа отразилось в преданиях, где боги представали в образе людей с присущими им обычными человеческими страстями. Религиозный культ греков сопровождался не страхом перед божествами, а простым созерцанием их бытия.

    Культ бога-врачевателя Асклепия сложился примерно в VII веке до н.э. Около 300 храмов в его честь, так называемых асклепионов,

    было воздвигнуто в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос.

    КЛЯТВА ГИППОКРАТА

    Самым выдающимся медиком древности стал Гиппократ (460-356 годы до н.э.) В сознании многих людей связывается со знаменитой клятвой, символизирующей врачебную этику. Высказывая отрицательные суждения о храмовом врачевании, автор в очередной раз призвал ученых разделять специалистов и шарлатанов. Позволяя

    судить о практической деятельности ранних медицинских школ Греции, клятва Гиппократа отличается стремлением утвердить высокие моральные нормы профессии.

    Человек, прозванный отцом медицины, стал автором огромной

    идеологии, включающей в себя 12 больших медицинских трактата. Еще до начала нашей эпохи книги «Гиппократова сборника», самого

    знаменитого произведения косского врача, были переведены на

    латинский и арабский языки. Его учение оказало влияние не только на

    древнегреческую, но и на современную медицинскую практику.
    МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО РИМА
    Источниками информации о медицине Древнего Рима являются законодательства, сочинения философа Тита Лукреция Кара («о природе вещей»), медика Авла Корнелия Цельса («О назначении частей человеческого тела»). Кроме того, в отрывках сохранились эпиграммы, представляющие деятельность римских врачей того времени. Большая часть письменных памятников времен царства утрачена, однако, раскопки древних городов позволили сделать вывод о высокой культуре народов, населявших Апеннинский полуостров в древности. Знаменитые акведуки, термы и клоаки, сохранившиеся во владениях Римской империи на территории Европы, Азии и Африки, представляли собой вершину инженерного искусства. Наряду с гидротехническими сооружениями и предметами, представлявшими ремесла, археологи обнаружили наборы врачебных инструментов. Около 150 хирургических принадлежностей найдены в Бадане, Помпеях и Бингене.

    Римская империя прославилась высоким уровнем военной медицины. Беспрерывные завоевательные войны требовали постоянной армии, а войска, в свою очередь, нуждались в профессиональных полевых врачах.

    Согласно указу сената, в каждом легионе на 1000 солдат имелось 4 хирурга; без медика не мог выйти из гавани ни один корабль. Полковой Медик снабжал воинов обязательным перевязочным материалом, учил пользоваться бинтами во благо себе и раненым товарищам. Постепенно в войске сформировались санитарные команды, состоящие из 8-10 человек.
    ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ
    Из-за длительного гнета татаро-монгольского ига, медицина в этом периоде не продвинулась, т.к. иго значительно затормозило развитие, как в научном, так и в медицинском плане Русь. Поэтому медицина оставалась преимущественно народной, обучение лекарей в то время проходило по типу передачи знаний от отца к сыну, назывались они народными врачевателями или лечцы.

    На Руси врачеванием занимались не только мужчины. Женщины

    профессионально ухаживали за лежачими больными, изготавливали

    лекарства из трав, умели делать массаж и вправлять вывихи. Народные сказания об Илье Муромце представляло некую Марину в качестве постоянной лекарки богатыря. В новгородской переписи 1583 года упоминали о «Натальице клементьевской жене лекарице», входившей в число 6 прославленных городских лекарей.

    Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц. Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей, осуществляя поставку медикаментов, лекарств и финансирование персонала за счет государства.

    Кроме этих больниц существовали и гражданские лечебницы,

    например боярин Ртищев устроил больницу из двух палат на 15 коек в одном из Московских подворьев.

    Эпидемии повальных болезней, регулярно уносившие в могилу большую часть европейского населения, к сожалению, не обходили стороной и Древнерусское государство. В летописях упоминается о 50 «моровых поветриях, язвах, оспах» только за период 11-18 веков.

    Таким образом, медицина Руси пошла тем же путем развития, что и другие государства, избежав при этом господства религии и рабства.

    Л И Т Е Р А Т У Р А
    1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 9-е изд., стереотип. (гриф Минобразования РФ). — М.: Издательский центр "Академия", 2009. —560 с.
    2. Лисицын Ю.П. История медицины - СПб: Гэотар-мед - 2011. – 400 с.
    3. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 2008. - 180с.
    4.Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и

    культурологии: Вып. 1. Становление человека и человеческого

    общества, возникновение медицины. - М.: мгп «Эрус», 1992. - 29 с.
    5.Хрестоматия по истории медицины Э.Д. Грибанов I Под ред. и

    примеч. П.Е.Заблудовского. - М.: Медицина, 1968. - 359 с.
    6.Грицак Е.Н. «Популярная история медицины» - М: ВЕЧЕ, 2003 г.


    написать администратору сайта