Главная страница
Навигация по странице:

  • Софи́йский собор

  • Софийский собор (Полоцк). Софийский собор (Полоцк)


    Скачать 14.98 Kb.
    НазваниеСофийский собор (Полоцк)
    Дата11.09.2022
    Размер14.98 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСофийский собор (Полоцк).doc
    ТипРеферат
    #670878

    Реферат на тему:

    Софийский собор (Полоцк)



    ð¡ð¾ñ„ð¸ð¹ñðºð¸ð¹ ñð¾ð±ð¾ñ€

    План:


      Введение

    • 1 Оригинальная постройка

    • 2 Униатский период

      • 2.1 Взрыв собора

    • 3 Восстановление и последующая история

    • 4 Современное состояние Примечания
      Литература

    Введение


    Софи́йский собор (белор. Сафійскі збор) — кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030—1060 годами. Разрушен взрывом в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко.

    1. Оригинальная постройка




    Софийский собор. Рисунок С. Полоховицкого, 1579 год

    Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора повторяет одноимённые храмы Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

    К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел 3 апсиды, а не 5 апсид. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на 1 промежуточный столб. Есть вима, дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства, характерна для Византии.

    Храм был расписан только фресками, также как и в Новгороде, а в Киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма. Строительством этого храма занималась киевская артель, которая была послана из Константинополя. Доказательством служит, что строительство в Полоцке прекратилось, также как и на территории всей Киевской Руси. Главная идея храма это вхождение Руси во Вселенскую церковь, единство визуального образа и подобия Софийского Собора Константинополя, и символ единства княжеской власти, по образу регалий власти Византии.

    2. Униатский период


    После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

    В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

    2.1. Взрыв собора


    11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии[1]).

    Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому[2] пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырех монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno [1705], mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же [1705] году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке»[3]).

    По другой версии конфликт произошел после того как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили что это святой Иосафат, убитый еретиками.[4] Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление в результате чего произошло столкновение в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА также сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».[1]

    В притворе храма разместили пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался[4], после чего храм пролежал в руинах до 1738 года.

    3. Восстановление и последующая история


    Восстановление собора осуществил архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на месте Софийского собора была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм был осквернён французскими войсками, которые использовали его как конюшню.

    В 1839 году собор был возвращён православным. В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

    4. Современное состояние


    После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

    Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

    В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

    У входа в храм регулярно совершают молебны представители Белорусской грекокатолической церкви.

    В одном из приделов собора по церковным праздникам совершаются православные богослужения.[5]

    Примечания


    1. 1 2 В.И. Петрушко (доктор церковной истории). Митрополит Лев Заленский и Униатская Церковь в Речи Посполитой в период его правления - www.sedmitza.ru/text/415691.html

    2. F. H. Duchiński, Historia o pozabiianiu bazilianów w połockiey cerkwi przez cara moskiewskiego etc. w roku 1705tym, dnia 30 Junia starego, Paryż 1863 - pbc.biaman.pl/dlibra/docmetadata?id=4719.

    3. Літопіс Панцирного й Аверки - izbornyk.org.ua/psrl3235/lytov12.htm; Витебская ЛЂтопись, составленная витебскими мЂщанами Стефаномъ Гавриловичемъ АвЂркою 1578—1768 - litopys.org.ua/sborlet/sborlet07.htm

    4. 1 2 Собор Святой Софии, Премудрости Божией, в Полоцке - www.patriarchia.ru/db/text/750990.html // Патриархия.Ru

    5. Предстоятель Русской Церкви посетил Софийский собор в Полоцке - www.patriarchia.ru/db/text/752282.html

    Литература


    • А. И. Комеч. Древнерусское зодчество конца Х — начала XII веков: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М., 1987.

    • П. А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1986.



    написать администратору сайта